Антимонопольная политика государства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2015 в 20:53, реферат

Краткое описание

Антимонопольная политика, безусловно, очень важна для экономики России. Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом.
Антимонопольная политика действует на основе антимонопольного законодательства.

Оглавление

Введение
1. Особенности монополии в России
2. Становление антимонопольной политики в России
3. Методы антимонопольной политики в России
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 44.28 Кб (Скачать)

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
« ТОМСКИЙ ЭКОНОМИКО – ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ» 
(ОГБОУ СПО «ТЭПК»)

 

 

 

 

Реферат

на тему:

Антимонопольная политика государства в России

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка группы 0836-с

Игнатьева В.А.

Проверила:

Фомичева И.А.

 

 

 

Томск 2015

Содержание

 

Введение

  1. Особенности монополии в России
  2. Становление антимонопольной политики в России
  3. Методы антимонопольной политики в России

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Антимонопольная политика, безусловно, очень важна для экономики России. Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом.

Антимонопольная политика действует на основе антимонопольного законодательства.

Антимонопольная политика - политика государства, направленная на ограничение, регулирование монополий, слияний, поглощений, картелей, ценового диктата, противоконкурентных действий.

Антимонопольное законодательство- это законодательство, направленное против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти.

Главным органом, осуществляющим антимонопольную политику в России, является Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Основными законами, регулирующими монополии, является закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и закон " О естественных монополиях".

Главной целью всякой антимонопольной политики является пресечение монополистических злоупотреблений. По отношению к естественным монополиям эти цели достигаются путем прямого вмешательства государства в их деятельность, путем принудительного установления цен.

 

Особенности монополии в России

 

Итак,  монополия  существует  во  всём   мире.   Но   главной   особенностью монополизации  российского  рынка  можно  считать,  пожалуй,  то,  что   она сложилась как  «наследница»  государственного  монополизма  социалистической экономики.

      Следует отметить, что в любой экономике существуют значительные антиконкурентные тенденции: с одной стороны, крупные компании в своем стремлении к наращиванию прибыли всегда будут стремиться к занятию и использованию доминирующего положения на товарном рынке; с другой - хозяйствующие субъекты вместо развития добросовестной конкуренции оказываются заинтересованы в получении преимуществ и создании конкурентам барьеров входа на рынок с помощью государства.

Федеральная антимонопольная служба считает, что угрозы конкуренции, связанные с формированием государственных корпораций, деятельностью естественных монополий, рисками возникновения картелей и действиями органов власти требуют незамедлительного реагирования со стороны государства.

В процессе антимонопольного контроля за деятельностью данных компаний, был выявлен ряд проблем и рисков, связанных с инфраструктурным обеспечением страны в сферах электроэнергетики, газоснабжения и железнодорожного транспорта, в частности: угроза сохранения власти естественного монополиста в потенциально конкурентных сегментах и его экспансия на смежные рынки; угроза, связанная с недостаточным инвестированием в целевые производственные мощности и инфраструктурный комплекс естественной монополии; угроза роста ценового давления на экономику со стороны естественных монополий вследствие их сохраняющейся неэффективности.

На сегодняшний день в Российской Федерации можно выделить сразу несколько отраслей, в которых наиболее остро стоит проблема антикартельного регулирования: оптовая и розничная торговля нефтепродуктами; агропромышленный комплекс и розничная торговля; банковская сфера (потребительское кредитование); фармацевтическая промышленность; металлургическая промышленность; химическая промышленность.

 

Задачи антимонопольной политики в России:

 

- модернизация законодательств о защите и развитии конкуренции, о естественных монополиях и о рекламе;

- контроль за концентрацией прав собственности на ограниченные природные ресурсы;

- содействие повышению  прозрачности российской экономики;

- защита и развитие  конкуренции на строительном  рынке, на рынке услуг по инженерной  подготовке земельных участков  под застройку;

- расширение инструментария  политики защиты и развития  конкуренции на товарных и  финансовых рынках;

- интегрирование российского  антимонопольного законодательства  в европейское;

- разработка механизмов  активного адвокатирования конкурентной  политики в России;

- усиление превентивных  функций Федеральной антимонопольной  службы, повышение ее прогнозных  и аналитических возможностей. 

 

 

Становление антимонопольной политики в России

 

Антимонопольная политика имеет несколько основных направлений:

   1. Стимулирование  предпринимательства

   2. Развитие конкурентных  начал

   3. Организационно-правовое  обеспечение антимонопольной политики.

Выделяют  два  метода   антимонопольного   регулирования:   прямой   и косвенный.  Прямой  метод  регулирования включает  меры,  устраняющие   или предупреждающие монопольное положение отдельных  субъектов  на  рынке.  А  к мерам  косвенного   регулирования   относятся преимущественно   финансово-кредитные методы предупреждения и  преодоления монополистических  явлений  в экономике.

Таким  образом  суть  фактически  любой   антимонопольной   политики заключается  в  использовании   выгод   крупномасштабной   экономики   и   в нейтрализации её побочных последствий, связанных с  ослаблением  конкуренции на товарных и иных рынках.

Во многих странах именно малый бизнес является естественной основой формирования конкурентной среды, полигоном для испытания венчурных технологических и экономических проектов. У него больше возможностей маневрировать капиталом, переключаясь с одного вида деятельности на другой, ниже операционные расходы, у работников выше чувство причастности к делам фирмы и заинтересованность в ее успехе. Даже в условиях повышенного риска малые предприятия охотно берутся за новации, которые они затем могут передать на тиражирование промышленным гигантам.

Как показывает зарубежный опыт, чем выше доля малых предприятий в общем числе хозяйствующих субъектов и численности занятых, тем меньше безработица и выше конкуренция. Однако сегодня темпы роста числа этих предприятий замедлились, занимаются они в основном торговлей и посреднической деятельностью.

Для развития малого бизнеса необходимы доступные кредиты и льготное налогообложение, создание лизинговых компаний, информационных, консалтинговых и учебно-деловых центров, а также вовлечение малых предприятий в новые сферы деятельности, международные программы сотрудничества. Пока же все это остается благим пожеланием из-за скудости госбюджета, недостатка политической воли у властей, противодействия чиновников, настроенных против рыночных реформ.

 

Специалисты по антимонопольной политики предлагают следующие меры для демонополизации экономики и развития конкуренции :

 
А) наладить антимонопольный контроль за проведением конкурсов, торгов, аукционов, в том числе при размещении заказов на поставки продукции для государственных и муниципальных нужд (только в 1998 г. финансовые обороты на таких конкурсах и торгах достигли 122 млрд. рублей);

 
Б) ввести жесткие меры против действий региональных властей, препятствующих свободе перемещения товаров и капитала по всей России;

 
В) совершенствовать правовое регулирование использования государственных средств для расширения конкурентной среды, снижения концентрации производства и уменьшения ведомственного монополизма;

 
Г) согласовать антимонопольное законодательство стран СНГ, адаптировать их конкурентную политику к международным принципам и правилам.

 

 

Методы антимонопольной политики в России

 

 Пожалуй, самыми важными  из  всех  мер  антимонопольной  политики  для России  оказались  ограничительные  меры.  Они  предусмотрены   законом   "О конкуренции"  и  применяются   антимонопольным   органом   к   хозяйствующим субъектам, которые нарушают антимонопольное  законодательство.  Это  запреты на  монополистическую  деятельность  и  недобросовестную   конкуренцию,   на действия  органов  власти  и  управления,   которые   могут   неблагоприятно сказаться на развитии конкуренции.

 Запреты на монополистическую  деятельность подразделяются  на  запреты, направленные против соглашений, ограничивающих  конкуренцию,  и  запреты  на злоупотребление   предприятиями   своим   доминирующим   положением.   Такие злоупотребления  являются   наиболее   типичным   (более   60%)   нарушением антимонопольного законодательства.

Довольно  часто   встречаются   такие   нарушения,   как   навязывание

контрагенту    невыгодных    условий    договора,    несоблюдение    порядка ценообразования,  согласованные  действия   предприятий,   направленные   на ограничение конкуренции. Мониторинг более 200 цен показал, что  свыше  трети предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке,  завышают  цены  на товары и услуги.

Так же закон запрещает устанавливать монопольно высокие или монопольно низкие  цены,  изымать  товар  из  обращения  с  тем,  чтобы  создавать  или поддерживать дефицит  или  повышать  цену,  навязывать  контрагенту  условия договора, невыгодные для  него  или  не  относящиеся  к  предмету  договора, включать в договор дискриминирующие условия, которые  ставят  контрагента  в неравное положение по  сравнению  с  другими  предприятиями,  препятствовать выходу  на  рынок  (или  уходу  с  него)  другим   предприятиям,   побуждать контрагента отказываться от заключения договоров с  отдельными  покупателями (заказчиками),  несмотря  на  то,  что  есть  возможность   произвести   или поставить нужный товар.

Для того, чтобы важность этого запрета  стала  полностью  понятной,  я

сочла необходимым  уточнить,  что  такое  монопольно  высокая  и  монопольно

низкая цены.

          Монопольно высокая цена –  это цена,  устанавливаемая  доминирующим

на рынке данного  товара  хозяйствующим  субъектом  (производителем),  чтобы компенсировать  необоснованные  затраты,   вызванные   недостаточно   полным использованием производственных мощностей, и (или)  получить  дополнительную прибыль за счет снижения качества товара.

          Монопольно  низкая  цена  –  это   цена   приобретаемого   товара,

установленная доминирующим на  рынке  данного  товара  покупателем  с  целью получить дополнительную прибыль и  (или)  компенсировать  за  счет  продавца свои  необоснованные  затраты.  То  есть  цена,  сознательно   установленная доминирующим на рынке данного товара продавцом на уровне, приносящем  убытки от продажи, для того чтобы вытеснить конкурентов с рынка.

          Этот запрет на установление  монопольных  цен,  по  моему  мнению,

действует довольно стабильно, хотя и  здесь  немало  проблем.  В  частности,

"Временные методические  рекомендации по выявлению  монопольных  цен"  от  21 апреля 1994 г. предлагают одновременно  использовать  концепцию  ограничения прибыли и  концепцию  сравнения  рынка.  Применение  первой   концепции осложняется тем, что производственные  затраты  необходимо  устанавливать  с учетом того, что производственные мощности  могут  быть  исчерпаны.  Но  при общем спаде производства в России это нереально. Так же  нереально  выяснить действительную  себестоимость,  прибыль  и  рентабельность   предприятия   в условиях   господства   бартера    и    неучтённой    наличности.    Поэтому предпочтительной оказывается концепция сравнения рынков,  в  рамках  которой антимонопольному ведомству не нужно  проверять  производственные  показатели предприятия-монополиста,  достаточно  на  основе  внешних  факторов  выявить монопольно высокие или монопольно низкие цены.

      Сейчас  в России чаще практикуются  монопольно высокие цены, а в  странах

с развитой  конкуренцией  -  монопольно  низкие,  иногда  даже  демпинговые.

Российский   монополизм   проявляет    свое    антиконкурентное    поведение

преимущественно в отношениях  с  потребителями  или  поставщиками,  а  не  с

конкурентами.  Но  по  мере  развития  конкуренции  повышается   вероятность

Информация о работе Антимонопольная политика государства в России