Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 20:14, реферат
Следовательно, общество будет получать экономическую выгоду, препятствуя развитию монополии или способствуя прекращению ее деятельности там, где она уже существует. Усиление монопольной власти отдельных фирм приводит к общественным экономическим потерям: во-первых, эти потери проявляются в более высоких ценах, которые приходится платить потребителям за продукцию фирм-монополистов по сравнению с ценами на аналогичный товар на конкурентных рынках; во-вторых, приобретение фирмой монопольной власти нередко приводит к планируемому ограничению производства товаров и услуг с целью поддержания высоких цен, а это означает, что монополия порождает неэффективное распределение ресурсов между различными отраслями; в-третьих, монополия часто ведет к техническому застою производства, к ухудшению качества продукции, условий труда и т. д.
Содержание
1. Антимонопольная политика государства
2. Управление государственным имуществом
Литература
по курсу «Основы экономики»
по теме: «Антимонопольная политика государства»
Содержание
1. Антимонопольная политика государства
2. Управление государственным
Литература
1. Антимонопольная политика государства
Антимонопольная политика основывается на выводе, согласно которому общество несет экономические и иные потери от вытеснения рыночной конкуренции монополией.
Следовательно, общество
будет получать экономическую выгоду,
препятствуя развитию монополии
или способствуя прекращению
ее деятельности там, где она уже
существует. Усиление монопольной власти
отдельных фирм приводит к общественным
экономическим потерям: во-первых, эти
потери проявляются в более высоких
ценах, которые приходится платить
потребителям за продукцию фирм-монополистов
по сравнению с ценами на аналогичный
товар на конкурентных рынках; во-вторых,
приобретение фирмой монопольной власти
нередко приводит к планируемому
ограничению производства товаров
и услуг с целью поддержания
высоких цен, а это означает, что
монополия порождает
Антимонопольная политика
- комплекс мер государственной власти,
направленных на предупреждение, ограничение
и пресечение монополистической
деятельности, обеспечение всем хозяйствующим
субъектам рынка возможно равных
условий конкуренции и
Важнейшим средством
регулирования деятельности монополий
является антимонопольное
запрещение или ограничение определенных, нежелательных видов делового поведения;
формирование конкурентной рыночной структуры, в рамках которой желаемое поведение производителей будет достигаться более или менее автоматически.
В основе антимонопольной политики государства может быть заложено два подхода.
1. Подход, связанный с правилом per se, согласно которому монополистическая практика является незаконной независимо от того, можно ли доказать ее антисоциальный характер.
2. Подход, который
на основе правила
Основы антимонопольного законодательства были заложены в США и Канаде. В основе их лежит пакет законов, включающих законодательные акты Шермана (1890) и Клейтона (1914).
Закон Шермана был направлен в основном против монополизации торговли и коммерческой деятельности, запрещая монополизацию рынка, признавая незаконным любые объединения и сговоры, направленные на ограничение производства и торговли, на устранение конкурентов. В качестве мер наказания предлагались штрафы, возмещение убытков, тюремное заключение расформирование фирм.
Закон Клейтона был предназначен для того, чтобы объявить вне закона те действия крупных фирм, которые не были охвачены законом Шермана. Он объявлял вне закона ценовую дискриминацию, запрещал исключительные или «принудительные» соглашения, приобретение акций конкурирующих фирм и т.д.
В целом антимонопольное законодательство, основанное на данных законах (с поправками) совершенствуется в соответствии с развитием экономики.
Конкретный характер и содержание антимонопольного законодательства в различных странах имеют специфику, общим же являются его основы, такие, как:
охрана и поощрение конкуренции;
контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке;
контроль над ценами;
защита интересов потребителей;
защита среднего и малого бизнеса.
В соответствии с ними разрабатываются определенные меры воздействия.
Конечной целью любого антимонопольного законодательства является эффективное противодействие попыткам фирм поставить под контроль определенный сегмент рынка. Однако в экономической практике не всегда возможно избежать доминирования на рынке какого-либо предприятия, как это бывает в случае с естественной монополией. Естественная монополия минимизирует суммарные затраты, когда один производитель обслуживает весь рынок (например, телефонные компании, службы по обеспечению коммунальными услугами).
Основной задачей антимонопольного регулирования в этом случае является создание барьеров на пути повышения цен или ограничение выпуска продукции со стороны фирм, стремящихся использовать преимущества естественных монополии во вред потребителям.
Государственные органы регулирования, исходя из положения о том, что эффективное распределение ресурсов обеспечивают конкурентные рынки, пытаются лимитировать работу конкретных рынков в секторах, где имеются естественные монополии. Как и в случае конкретных рынков, издержки естественных монополий должны минимизироваться, а цены определяться на основе предельных издержек.
Антимонопольные мероприятия,
в случае с естественными монополиями,
должны быть направлены на обеспечение
баланса между интересами потребителя
(желание низких цен) и экономической
жизнеспособностью
цены должны быть максимально приближены к предельным издержкам;
прибыли должны обеспечивать только нормальную норму прибыли;
производство должно быть эффективным.
В качестве инструментов
антимонопольного регулирования естественных
монополий можно назвать
двухкомпонентный тариф - система ценообразования, при которой пользователи услуг платят фиксированную сумму за право встать на обслуживание, в дальнейшем оплачивают потребление каждой единицы данного вида услуг;
разработка цен и тарифов на услуги, исходя из предельных издержек;
система стимулов для снижения издержек;
меры регулирования нормы прибыли и др.
Исходным началом деятельности по антимонопольному регулированию в России стало принятие в 1991 г. Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Антимонопольное законодательство России состоит из Конституции РФ, указанного выше закона, издаваемых в соответствии с ним федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений и распоряжений правительства.
В российском антимонопольном законодательстве содержание и количественные критерии монополиста определяются через понятие «доминирующее положение». Доминирующее положение - исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на условия обращения товара на соответствующем рынке или затруднять доступ на него другим хозяйствующим субъектам.
В настоящее время в России доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более. В некоторых случаях доминирующим может быть признано положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке составляет менее 65%. Однако не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%. Все названные количественные характеристики хозяйствующего субъекта как монополиста относятся к рынкам товаров, не имеющих заменителей, либо взаимозаменяемых товаров. По отношению к рынкам иных товаров определение количественных границ монополиста не имеет строгого и однозначного решения.
Предметом антимонопольного
законодательства является как поведение
фирм на рынке, так и структура
рынка. В настоящее время
Кроме запрещения
и ограничения определенных форм
поведения фирмы, антимонопольное
законодательство ограничивает существование
или образование определенной структуры
рынка, при которой наиболее вероятно
злоупотребление монопольной
Один из элементов
в любой системе
распространение ложных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, качества и потребительских свойств товара;
некорректное сравнение
хозяйствующим субъектом в
получение, использование,
разглашение научно-
самовольное использование знака фирменного наименования или маркировки товара, а также копирование формы, упаковки, внешнего оформления товара другого хозяйствующего субъекта.
В 2006 году в РФ на политическом и законодательном уровне может быть закреплена новая антимонопольная политика государства. Был принят федеральный закон «О защите конкуренции». Основополагающие положения закона - о контроле за коллективным доминированием, о снижении порога экономической концентрации, о контроле за сговорами.
В РФ наибольшую долю
среди случаев нарушений
Введено понятие
«координация деятельности», применение
которого позволяет выявлять согласованные
действия, когда одно из лиц не является
непосредственным производителем товаров,
но имеет возможность
Государственную антимонопольную
политику в России регулирует Федеральная
антимонопольная служба. Стоящие
в настоящее время перед
2. Управление государственным имуществом
В современных экономических
системах усиление роли государства
в регулировании экономики не
следует понимать как политику наращивания
массы объектов государственной
собственности в экономическом
пространстве страны. Сегодня как
никогда ощущается объективная
потребность в создании стройной,
экономически и логически выверенной
системы критериев, в соответствии
с которыми те или иные объекты
выбираются для осуществления
Государственная политика управления государственной собственностью должна преследовать следующие цели:
увеличение доходов государственного бюджета на основе эффективного управления государственной собственностью;
оптимизация структуры собственности (с точки зрения пропорций на макро- и микроуровне) в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста;
вовлечение максимального
количества объектов государственной
собственности в процесс
использование государственных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики;
повышение конкурентоспособности
коммерческих организаций, улучшение
финансово-экономических
Для реализации указанных целей органам государственной власти необходимо решить следующие задачи:
полная инвентаризация объектов государственной собственности, разработка и реализация системы учета этих объектов и оформление прав на них;
повышение эффективности управления государственным имуществом с использованием всех современных методов и финансовых инструментов, детальная правовая регламентация процессов управления;
классификация объектов государственной собственности по признакам, определяющим специфику управления;
оптимизация количества объектов управления и переход к пообъектному управлению;
определение цели государственного управления по каждому объекту управления (группе объектов);
обеспечение прав государства как участника (акционера) коммерческих и некоммерческих организаций;
обеспечение контроля за использованием и сохранностью государственного имущества, а также контроля за деятельностью лиц, привлекаемых в качестве управляющих.
Государство в силу
многообразия объектов управления, их
специфики, невозможности оперативной
обработки актуальной информации о
состоянии каждого объекта
Способ достижения
цели определяется в рамках установленной
(как правило, конкурсной) процедуры
назначения управляющего и утверждается
уполномоченным государственным органом.
Ответственность за осуществление
утвержденного способа