Антимонопольная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 20:14, реферат

Краткое описание

Следовательно, общество будет получать экономическую выгоду, препятствуя развитию монополии или способствуя прекращению ее деятельности там, где она уже существует. Усиление монопольной власти отдельных фирм приводит к общественным экономическим потерям: во-первых, эти потери проявляются в более высоких ценах, которые приходится платить потребителям за продукцию фирм-монополистов по сравнению с ценами на аналогичный товар на конкурентных рынках; во-вторых, приобретение фирмой монопольной власти нередко приводит к планируемому ограничению производства товаров и услуг с целью поддержания высоких цен, а это означает, что монополия порождает неэффективное распределение ресурсов между различными отраслями; в-третьих, монополия часто ведет к техническому застою производства, к ухудшению качества продукции, условий труда и т. д.

Оглавление

Содержание
1. Антимонопольная политика государства
2. Управление государственным имуществом
Литература

Файлы: 1 файл

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ.docx

— 259.47 Кб (Скачать)
  •  
    - единство российского рынка;
  •  
    - экономическое развитие в целом.

 
Антимонопольное законодательство - один из немногих видов законодательства, делящих российский рынок на отдельные  товарные рынки. Само по себе такое  разделение не представляет особой проблемы и не противоречит правильно понимаемому  конституционному принципу единства экономического пространства. Дело в том, что любое  экономическое пространство не может  быть едино, если понимать единство как  однородность. Другое понимание может  дать взгляд на пространство с точки  зрения действующего человека, для  которого пространство - пространство выбора и принятия решений и желаемое единство пространства тогда должно означать стремление к увеличению его "протяженности" - расширению возможностей выбора и деятельности для бизнеса  и граждан. Пространство действительно  неоднородно и классификация  его на отдельные рынки не может  сама по себе представлять проблемы. Однако, одно дело - классификация в целях  познания мира, другое - в целях его  преобразования. Как мы показали выше, классификация человека в качестве предпринимателя может помешать увидеть не - предпринимательские  черты в его поведении и, более  того, привести к законодательным  ограничениям на его действия в качестве потребителя. Разделение же российского  экономического пространства на отдельные  рынки в антимонопольном законодательстве - не просто способ описания происходящего, а именно инструмент действий. Понятие товарного рынка входит в определение доминирующего положения, наличие которого и позволяет применять к фирме нормы антимонопольного законодательства, регламентирующие важнейшие стороны деятельности предприятий: увеличение капитализации, реорганизацию, структуру производства и продаж. Таким образом, попадание в Реестр, созданный в соответствии с ФЗ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и Постановлением Правительства РФ "О реестре хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов", означает возможность достаточно серьезных дополнительных издержек. Региональная практика ведения подобных реестров показывает, что при определении географических границ рынка широко используются границы субъекта федерации и его районов. Поэтому "монополистами" становятся даже фирмы, действующие в таких высококонкурентных секторах, как производство мясных, хлебных и колбасных изделий.  
 
Рассматривая антимонопольное регулирование как барьер для входа, обнаружим, что наиболее существенным этот барьер будет являться для регионов, имеющих относительно маленький внутренний рынок, либо в силу географических размеров, либо в силу неразвитости региона. Таким образом, основными двумя следствиями антимонопольного регулирования для регионального развития будет являться общее уменьшение предпринимательской активности и переток капиталов в регионы с более развитым внутренним рынком. 
 
Еще одним примером того, к чему может привести применение неосновательной теории (или применение неосновательной практики), является влияние антимонопольного законодательства на экономическое развитие. Прежде всего, еще раз повторю, что под конкуренцией понимается процесс, возникающий благодаря стремлению к прибыли и заключающийся в появлении инноваций, а также копированию чужих инноваций.  
 
Законодательная попытка "нормализовать" прибыль, которая предлагается антимонопольным законодательством, является самым серьезным ударом по процессу конкуренции. Аналогичным действием обладают и другие нормы, выработанные на основе модели совершенной конкуренции. Выбор один: либо конкуренция продолжается, либо на нее накладываются схемы, копирующие ситуацию отсутствия (окончания) конкуренции. Но если мы отведем какое-либо место в жизни "нормальной прибыли", которая может возникнуть только в результате "нормальных действий", то увидим, что конкуренция и инновации исчезают, а энергично конкурирующих людей сменяют безликие владельцы фирм. 
 
Влияния же антимонопольного законодательства непосредственно на выпуск товаров может быть показан при помощи исторической реконструкции той ситуации, в которой возникло антимонопольное законодательство. Наиболее известный антимонопольный закон, ставший моделью для многих других, Акт Шермана, был принят в США в 1890 г. Реальной причиной принятия данного акта стало серьезное давление фермерского лобби (и примкнувших к ним групп), не выдерживающего конкуренцию с новым, механизированным сельскохозяйственным производством, центром которого был Чикаго. Соответственно, причиной обеспокоенности групп интересов были вовсе не монополистические ограничительные практики, а большой уровень конкуренции в обвиняемых в монополизме секторах. Именно в этих секторах цены снижались больше, чем в других отраслях, да и рост выпуска был также достаточно высоким. Об этом свидетельствует приведенная ниже таблица, основанная на статистике 1880-1890 гг. для ряда отраслей, обвиняемых в монополизме. Ничем не отличалась ситуация и в отраслях, объявленных "естественными монополиями". 
 
Заключение 
 
Таким образом, антимонопольная политика государства не означает тотального разрушения монополизма. Она предполагает сохранение некоторых видов монополий, обеспечивая их государственное регулирование. Суть и смысл любой антимонопольной политики состоит в том, чтобы использовать выгоды крупномасштабной экономики и нейтрализовать ее возможные негативные последствия, связанные с ослаблением конкуренции. Именно сочетание этих двух подходов и составляет практически наиболее трудноразрешимую, меняющуюся в зависимости от ситуации правовую и экономическую задачу. 
 
Разработка и проведение антимонопольной политики относятся к числу важнейших экономических функций современного государства. Данная функция характеризует не только деятельность тех государств, в которых уже имеется социально ориентированная рыночная экономика, но и тех, которые идут по пути строительства такой экономики, как, например, Россия. 
 
Система антимонопольного регулирования в России складывается с учетом богатого зарубежного опыта в этой области, но имеет ряд существенных особенностей. Во-первых, она формируется в условиях, когда в России устойчивые рыночные связи находятся лишь в стадии становления, созданы только основы рыночной экономики, не преодолен полностью государственно-административный монополизм. Неразвитость многих рыночных структур в Росси, отсутствие некоторых из них усиливает нагрузку на систему государственного антимонопольного регулирования. Задачи антимонопольного регулирования в России шире, чем сохранение и защита конкуренции, ее необходимо создавать заново. Антимонопольное законодательство само по себе не создает систему свободного предпринимательства и конкуренции. Оно успешно может действовать в условиях уже существующей конкурентной рыночной системы, защищая и поддерживая последнюю. 
 
Во-вторых, в России монополистическая деятельность включает не только деятельность хозяйствующих субъектов, но и деятельность государственных органов и органов местного самоуправления. Поэтому антимонопольное регулирование в России распространяется и на деятельность всех этих субъектов. 
 
Антимонопольная политика основывается на выводе, согласно которому общество несет экономические и иные потери от вытеснения рыночной конкуренции монополией. Следовательно, общество будет получать экономическую выгоду, препятствуя развитию монополии или прекращая ее деятельность там, где она уже существует. 
 
Несмотря на меры государственного регулирования, цены и тарифы на продукцию и услуги естественных монополий растут непропорционально, потребители на это реагируют увеличением неплатежей, бартерных сделок, т.е. индивидуализацией ценообразования применительно к своим финансовым возможностям. Для предотвращения удорожания после 17 августа 1998 г. было заключено картельное соглашение о неповышении тарифов, т.е. мораторий на  
 
Международные финансовые организации, кредитующие Россию, сейчас настаивают на глубоких структурных преобразованиях в естественных монополиях. Однако этот вопрос должен решаться с большой осмотрительностью, так как крупнейшие монополисты России (ОАО «Газпром» и др.) являются единственными по-настоящему конкурентоспособными на мировом рынке и обеспечивают валютные поступления. Как показывает опыт, противодействовать следует не монополиям как таковым, а их злоупотреблениям монопольным положением. 
 
На мировом рынке естественным монополиям приходится преодолевать монополизм потребителя. Экспортеры нефти, газа жестко привязаны к потребителю сетью трубопроводов и лишены возможности маневрирования. Поэтому их деятельность на мировом рынке нуждается в государственной поддержке.  
 
Библиографический список 
 
1. Закон РСФСР от 22.03.1991 г. (ред. от 26.07.2006) «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» // СПС Консультант Плюс.  
 
2. Варламова. А.Н. Новый закон о конкуренции // Законодательство. – 2006. – № 11. – С. 56-66 
 
3. Экономика. Учебник для экономических академий, вузов и факультетов / под ред. к.э.н. Булатова А.С. – М.: «Владос», 2008. С.632.  
 
4 Князева И.В. Антимонопольная политика в России: Учебное пособие. – Учеб. изд. – М.: Омега-Л, 2006. – 526 с. 
 
5. Самофалова Е.В. Государственное регулирование национальной экономики. Учеб. пособие/Самофалова Е.В. и др. – М.: Кнорус, 2005.-261с.: ил. 
 
6. Ходов Л.Г. Государственное регулирование национальной экономики. Учеб. – М.: Экономистъ, 2005.-959с.: ил. 
 
7. Носова С.С. Экономическая теория: учебник - М.: КНОРУС, 2007. – С.42.  
 
8. Тотьев К.Ю. Унификация антимонопольного законодательства России // Законы России. – 2007. – № 6. – С. 9-18. 
 
9. Экономическая теория / Под редакцией Добрынина А.И.,Тарасевича Л.С., /3-е издание - СПб.: «Питер»,2006. – С. 544. 
 
10.Экономическая теория (политэкономия): Учебник/Под общ. Ред. Акад. В.И.Видяпина, акад.Г.П.Журавлевой.-4-е изд.- М.: ИНФРА-М, 2008. 
 
11. Чепурин М.Н. Курс экономической теории: учебник - 5-ое исправленное, дополнительное и переработанное издание - Киров: «АСА»,2006.- С. 234.

 
1 Экономическая теория (политэкономия): Учебник \ Под ред. Акад. В.И.  Видяпина и Г.П Журавлевой.-4-е изд.-М.:2008.-130с.

 
2 Закон РСФСР от 22.03.1991 г. (ред.  от 26.07.2006) «О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности  на товарных рынках» // СПС Консультант  Плюс.

 
3 Носова С.С. Экономическая теория: учебник - М.: КНОРУС, 2007. – С .42

 
4 Чепурин М.Н. Курс экономической теории: учебник - 5-ое исправленное, дополнительное и переработанное издание - Киров: «АСА»,2006. С. 234.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Антимонопольная  политика государства: цели и  содержание.

 
 
«Антимонопольная политики это комплекс мер, направленных на демонополизацию  экономики, контроль и наблюдение за процессами концентрации на рынках, пресечение монополистических действий и недобросовестной конкуренции, устранение административных барьеров и обеспечение условий  для развития конкуренции на рынке, а также пропаганда и распространение  знаний, способствующих созданию равных условий для всех участников рынка  и формированию общественного сознания в пользу развития рыночных сил»1
 
Усиление роли монополий приводит к потерям в экономике в целом для общества, что проявляется в следующих процессах: 
 
- рост цен; 
 
- ограничение роста выпуска продукции; 
 
- ограничение внедрения достижений НТП в производство.  
 
Для недопущения таких негативных процессов государственное антимонопольное регулирование осуществляется в двух направлениях: 
 
- формирование антимонопольного законодательства; 
 
- создание системы антимонопольных органов, призванных осуществлять регулирование и контроль монополистической деятельности. 
 
Вместе с тем, одних только этих мер будет недостаточно, если не принимать роль антимонопольных органов в более широком смысле. А это деятельность, должна быть направлена на развитие экономики в целом, повышение ее конкурентоспособности, обеспечение эффективной занятости и т.д. 
 
На рисунке 1.9. представлены экономические цели политики антимонопольного регулирования. Как видно, эти задачи предполагают в целом содействие структурной перестройке, созданию здоровой конкурентной среды, развитию предпринимательства. 
 
Рис.1.9. Экономические цели политики антимонопольного регулирования.2 
 
 
 
Осуществляя антимонопольную политику, государство использует различные инструменты. Следует выделить основные:

  1.  
    создание системы антимонопольных органов.
  2.  
    разработка антимонопольного законодательства с учетом различных вариантов деятельности монополизированных структур.
  3.  
    воздействие уровнем налогообложения на монопольное давление.
  4.  
    установление контроля над ценами монополистов.
  5.  
    изменение формы собственности монополиста посредством участия самого государства в процессе производства.
  6.  
    применения прямых методов государственного регулирования отраслей экономики.
  7.  
    принципы либерализации экономики посредством создания условий для расширения количества субъектов хозяйствующей деятельности и развития конкуренции на рынках.
  8.  
    в виду невозможности полного устранения монополизма на рынках - перенос акцента на ограничение монополистических злоупотреблений.
  9.  
    воздействие на изменение структуры отрасли (особенно в сфере «естественных монополий») с целью ограниченного введения конкурентных начал.
  10.  
    введение Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке более 35% совокупного спроса.

 
Рассмотрим некоторые из них более  подробно. Проведение государственной  политики по содействию развития товарных рынков и конкуренции, осуществление  государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, а также предупреждение и пресечение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и иных ограничивающих конкуренцию действий осуществляются антимонопольным органом. Федеральный антимонопольный орган для осуществления своих полномочий вправе создавать территориальные органы, которые ему подведомственны и действуют в соответствии с законодательством Российской Федерации. 
 
Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. На рисунке 1.10. представлены основные функции антимонопольного органа. 
 
Рис. 1.10. Основные функции антимонопольного органа1
 
 
 
Формирование системы антимонопольных органов в нашей стране имеет определенную эволюцию1. Предшественник Федеральной антимонопольной службы - Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур образован в соответствии с Законом Российской Советской Социалистической Федеративной Республики от 14 июля 1990 года «О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР». Штатная численность работников аппарата определена в 150 единиц, введено Временное положение «О государственном комитете РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур», которое было утверждено Постановлением Совета Министров РСФСР от 10 сентября 1990 года № 344 «Вопросы Государственного комитета РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур». 
 
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 августа 1992 года № 915 «О Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур» в целях обеспечения развития рыночных отношений и конкуренции в Российской Федерации, во исполнение Законов Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и «О защите прав потребителей» утверждены новое Положение о Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (добавлены задачи и функции), а численность работников центрального аппарата увеличена до 350 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий). 
 
В целях реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию 1997 года в части приведения структуры Правительства Российской Федерации и структуры федеральных органов исполнительной власти в соответствие с требованиями экономических преобразований Указом Президента Российской Федерации от 17 марта 1997 г. № 249 «О совершенствовании структуры федеральных органов исполнительной власти» Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур преобразован в Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации. 
 
22 сентября 1998 года Указом Президента Российской Федерации от № 1142 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» были упразднены Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства, Федеральная служба Российской Федерации по регулированию естественных монополий на транспорте и Федеральная служба Российской Федерации по регулированию естественных монополий в области связи. На их месте образовано Министерство Российской федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России), которому переданы функции упраздненных органов. Численность работников центрального аппарата (440 единиц без персонала по охране и обслуживанию зданий) утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 года № 1564 «Вопросы Министерства Российской федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства». В структуре центрального аппарата были сформированы департаменты: по правовым вопросам, развития конкуренции на финансовых рынках и контролю за соблюдением законодательства о биржах, развития и поддержки предпринимательства, регулирования деятельности естественных монополий в области связи, регулирования деятельности естественных монополий на транспорте. Положение о Министерстве Российской федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации № 793 от 12 июля 1999 года. 
 
4 сентября 2001 г. Указом Президента Российской Федерации от № 1091 «О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 29 ноября 1995 г. № 1194 «О Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации» утратил силу абзац второй пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 22 сентября 1998 г. № 1142 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» в части, касающейся передачи МАП России функций упраздненной Федеральной службы России по регулированию естественных монополий на транспорте.

9 марта 2004 г. Министерство  было упразднено, а его полномочия  переданы другим

ведомствам. Принадлежавшие МАП России функции федерального антимонопольного органа, контроля над деятельностью естественных монополий и над соблюдением законодательства о рекламе Положение о Федеральной антимонопольной службе принято Правительством России 29 июля 2004 г. 
 
ФАС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (74 территориальных управления). Численность специалистов центрального аппарата составляет 350 человек, территориальных органов – 1477 человек (без учета персонала по охране и обслуживанию зданий). В 2007 году ожидается существенное увеличение штатной численности ФАС России, что связано с наделением ФАС России новыми полномочиями по осуществлению государственного контроля и надзора в отдельных сферах деятельности. В структуре службы образовано 14 управлений по основным направлениям ее деятельности. ФАС России не имеет подведомственных государственных учреждений, организаций и унитарных предприятий1. Полная структура Федеральной антимонопольной службы приведена на рис.1.11. 
 
Рассмотрим для примера основные итоги и направления работы ФАС России по итогам 2007 – 2009 годов2
 
Миссией ФАС России является обеспечение свободы конкуренции и ограничения монополистической деятельности в рамках единого экономического пространства Российской Федерации. 
 
Стратегическими целями ФАС России являются: 
 
1. Создание условий для развития конкуренции посредством предупреждения и пресечения антиконкурентных действий. 
 
2. Обеспечение равного доступа к товарам (услугам), производимым субъектами естественных монополий и развитие конкуренции в их потенциально конкурентных видах деятельности. 
 
Цели ФАС России будут способствовать достижению следующих целей Правительства Российской Федерации: 
 
Рис. 1.11. Организационная структура ФАС России 
 
 
 
 
 
 

  •  
    Обеспечение субъектам рынка равноправного доступа к потребителям и ресурсам;
  •  
    Сокращение доли монопольных секторов в экономике;
  •  
    Сокращение доли не и вне правовых способов регулирования деятельности субъектов рынка;
  •  
    Сокращение возможностей административного регулирования деятельности субъектов рынка;
  •  
    Рост количества новых эффективных субъектов экономики;
  •  
    Повышение внешней и внутренней конкурентоспособности российских предприятий;
  •  
    Развитие потенциала транспортной, торговой, энергетической и телекоммуникационной инфраструктуры.

 
Цель 1. Создание условий для развития конкуренции посредством предупреждения и пресечения антиконкурентных действий. 
 
Деятельность ФАС России в рамках достижения данной цели направлена на снижение уровня концентрации на товарных и финансовых рынках, обеспечивающее повышение конкурентоспособности российских товаропроизводителей внутри страны и за рубежом, снижение уровня недобросовестной конкуренции и ненадлежащей рекламы, предупреждение и пресечение злоупотреблений доминирующим положением, соглашений и согласованных действий, ограничивающих конкуренцию, а также антиконкурентных действий органов государственной власти и местного самоуправления. Создание условий для развития конкуренции призвано, в первую очередь, обеспечить высокие темпы экономического роста. В настоящее время большинство отраслей отечественной промышленности, а также финансовые рынки характеризуются высокой степенью монополизации, а также структурированной технологической вертикальной интеграцией производств. Противодействие монополистическим тенденциям экономически оправданно и эффективно, если ведет к повышению конкурентоспособности рыночно ориентированных отечественных производителей на внутреннем и внешнем рынке, созданию дополнительных рабочих мест. Таким образом, указанная стратегическая цель ФАС России направлена на обеспечение удвоения валового внутреннего продукта.  
 
В рамках данной цели предусматривается решение следующих задач: 
 
 
1.1. Создание благоприятной конкурентной среды 
 
 
Работа ФАС России в рамках реализации этой задачи будет заключаться в совершенствовании законодательства, правоприменения в рамках полномочий службы, а также адвокатировании конкуренции. Выполнение данной задачи приведет к росту числа хозяйствующих субъектов, удовлетворенных состоянием конкурентной среды, снижению уровня концентрации на отдельных товарных рынках и повышению места России в международном рейтинге эффективности деятельности конкурентных ведомств. Кроме того, за период 2005-2007 гг. предполагается в 5 раз повысить долю выставляемых поведенческих требований, направленных на обеспечение конкуренции, на 20 процентных пунктов повысить уровень прозрачности сделок. 
 
В целом, на реализацию этой задачи будут работать 3 бюджетные программы «Совершенствование конкурентного законодательства», «Адвокатирование конкуренции» и «Социология конкуренции». 
 
^ 1.2. Снижение уровня недобросовестной конкуренции и ненадлежащей рекламы 
 
Решение данной тактической задачи приведет с росту числа хозяйствующих субъектов, отметивших снижение таких форм недобросовестной конкуренции, как распространение ложных, неточных или искаженных сведений, введение потребителей в заблуждение относительно качества и других характеристик товара, некорректное сравнение товара при рекламе, продажа, обмен или иное введение в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную тайну и охраняемую законом тайну.  
 
Кроме того, снизится число граждан, неудовлетворенных рекламой, и отметивших такие ее проявления, как недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и иная реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения информации. 
 
На реализацию данной задачи будут задействованы ресурсы двух ведомственных целевых программ: «Предупреждение пресечение фактов недобросовестной конкуренции», «Повышение эффективности контроля в области рекламы».  
 
^ 1.3. Снижение количества нарушений антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами на товарных и финансовых рынках 
 
Решение данной задачи приведет к снижению уровня латентности нарушений антимонопольного законодательства в сфере контроля над экономической концентрацией, снижению доли повторных нарушений антимонопольного законодательства, повышению (с дальнейшей стабилизацией) уровня штрафных санкций за нарушение антимонопольного законодательства (размер которых неоправданно низок в настоящее время). Кроме того, на 8 процентных пунктов возрастет доля исполненных предписаний антимонопольных органов хозяйствующим субъектам, направленных на устранение соглашений и согласованных действий, ограничивающих конкуренцию, а также злоупотреблений доминирующим положением. Значимым направлением работы ФАС России является повышение эффективности антимонопольных расследований, снижение количества решений антимонопольных органов, оспариваемых и отменяемых в судах. 
 
Для решения данной задачи необходимо не только повышение эффективности работы антимонопольных органов, но и их техническое переоснащение, что потребует создания информационных баз данных и автоматизированных рабочих мест по мониторингу судебных дел и анализу правоприменительной практики нарушений антимонопольного законодательства, создание единой информационной системы ФАС России. Таким образом, на решение данной тактической задачи будут направлены ресурсы в рамках двух ведомственных целевых программ: «Информатизация и автоматизация» и «Предупреждение и пресечение нарушений антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами». 
 
^ 1.4. Снижение количества нарушений антимонопольного законодательства органами государственной власти и местного самоуправления  
 
В рамках выполнения контрольных и надзорных функций ФАС России обеспечивает предупреждение и пресечение антиконкурентных действий органов государственной власти и местного самоуправления, таких как создание преимущественных условий отдельным хозяйствующим субъектам, создание административных барьеров входа на рынки, создание преимущественных условий участия в конкурсе на закупки товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд, осуществления организатором конкурса координации деятельности его участников, необоснованного ограничения доступа к участию в конкурсе и т.д. 
 
В рамках выполнения данной задачи снизится число хозяйствующих субъектов, считающих, что органы государственной власти и местного самоуправления осуществляют антиконкурентные действия. Возрастет доля исполненных органами государственной власти и местного самоуправления предписаний ФАС России.  
 
На реализацию данной тактической задачи будут направлены ресурсы по ведомственной целевой программе «Предупреждение и пресечение нарушений антимонопольного законодательства органами государственной власти и местного самоуправления».  
 
Цель 2. Обеспечение равного доступа к товарам (услугам), производимым субъектами естественных монополий и развитие конкуренции в их потенциально конкурентных видах деятельности 
 
Деятельность ФАС России в рамках достижения данной цели направлена на обеспечение соблюдения субъектами естественных монополий законодательства, обеспечение роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности, повышение эффективности инвестиционных программ субъектов естественных монополий, обеспечение недискриминационного доступа к товарам (услугам), производимым субъектами естественных монополий и повышение прозрачности их деятельности.  
 
В рамках реализации указанной цели предусматривается решение следующих задач: 
 
^ 2.1.Снижение количества нарушений законодательства о естественных монополиях. 
 
В настоящее время до 60% нарушений антимонопольного законодательства приходится на субъекты естественных монополий. Поэтому в рамках выполнения ФАС России контрольно-надзорных функций особую актуальность имеет повышение эффективности антимонопольного контроля за данной сферой деятельности. .  
 
Решение данной тактической задачи приведет к снижению доли повторных нарушений законодательства субъектами естественных монополий на 10%.  
 
Повышение эффективности контроля за соблюдением законодательства субъектами естественных монополий потребует создания информационных баз данных и автоматизированных рабочих мест по мониторингу судебных дел и анализу правоприменительной практики нарушений законодательства о естественных монополиях. В целом, на решение данной задачи предполагается выделить средства по двум ведомственным целевым программам: «Информатизация и автоматизация», ««Предупреждение и пресечение нарушений законодательства о естественных монополиях».  
 
^ 2.2.Сокращение доли монопольных секторов в экономике. 
 
Проводимая реструктуризация естественных монополий ставит перед ФАС России задачу демонополизации потенциально конкурентных видов деятельности естественных монополий, содействие развитию рыночной инфраструктуры и формированию справедливых правил игры на нарождающихся рынках. Данная задача решается совместно с Минэкономразвития России и Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации (Минпромэнерго России).  
 
Решение данной тактической задачи приведет к росту доли независимых производителей товаров (услуг) в общем объеме производства в потенциально конкурентных секторах естественных монополий. За период 2005-2007 гг. этот показатель должен возрасти на разных секторах естественных монополий на 30-70%. 
 
Для решения данной задачи предполагается привлечь средства по ведомственной целевой программе «Совершенствование конкурентного законодательства». 
 
^ 2.3.Повышение прозрачности деятельности субъектов естественных монополий и доступности производимых ими товаров (услуг) 
 
Осуществляя нетарифное регулирование деятельности субъектов естественных монополий и согласование их инвестиционных программ, ФАС России обеспечивает недискриминационный доступ к производимым ими товарам (услугам), внедряет стандарты раскрытия информации, обеспечивая прозрачность их деятельности.  
 
В рамках решения данной задачи предполагается повысить эффективность инвестиционных программ субъектов естественных монополий. Эластичность выпуска товаров (услуг) субъектами естественных монополий по объему чистых инвестиций возрастет за период 2005-2007 гг. на 7%. На 10% снизится доля активов субъектов естественных монополий в непрофильных видах деятельности. Кроме того, на 10% возрастет доля потребителей услуг естественных монополий, считающих, что доступность услуг естественных монополий возросла за соответствующий год. 
 
Для решения данной задачи предполагается привлечь средства по ведомственной целевой программе «Нетарифное регулирование деятельности субъектов естественных монополий». 
 
Если в целом оценивать деятельность работы ФАС России, то можно привести статистические данные населения. Так, например, по оценкам Всероссийского центра оценки общественного мнения, ФАС – полезное ведомство для экономики России, особенно, по мнению граждан. Среди россиян пользу в деятельности ФАС видят 68% опрошенных против 11% видящих в работе ФАС скорее больше вреда. Среди предпринимателей баланс оценок 37% «+» и 6% «–». Кроме того, почти четверть предпринимателей (24%) склонны видеть прогресс в деятельности ведомства, пусть пока и небольшой (против 3% отмечающих ухудшение ее работы). Граждане еще чаще склонны замечать повышение качества работы службы (38% «+» против 24% «–»)1

Информация о работе Антимонопольная политика государства