Правовая охрана редких и находящихся под угрозой исчезновений растений и животных

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 07:45, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы заключается в анализе законодательства о редких и исчезающих видах животных и растений, исследовании теоретических и практических проблем в данной сфере, определении путей
Поставленная цель исследования достигается путем решения следующих задач:
-изучения законодательства о животном мире, в том числе о редких и исчезающих видах животных и растений как объекте особой охраны;
-выявления особенностей становления и развития, правовых мер охраны редких и исчезающих видов животных;
-анализа правовых требований и организационного механизма охраны редких и исчезающих видов животных;
-сравнения различных видов юридической ответственности за нарушение законодательства об охране редких и исчезающих видов животных;
-раскрытия проблем региональной охраны редких и исчезающих видов животных;
-определения направлений международного сотрудничества, в области охраны редких и исчезающих видов животных.

Файлы: 1 файл

Готовая дипломная.docx

— 106.23 Кб (Скачать)

Предложения Минприроды России фактически не меняют существовавший и существующий уровень уголовно-правовой охраны краснокнижных видов. В отличие от Минприроды России, губернатор Камчатского края Алексей Кузьмицкий предлагает ввести в Уголовный Кодекс РФ статью 259.1 «Незаконный оборот (приобретение, передача, сбыт, содержание, перевозка) объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации». Санкции по этой статье должны предусматривать наказания от крупных штрафов (до 200 тысяч рублей) до лишения свободы на срок до 6 лет. «Незаконная охота на кречетов охватила практически все районы края, – сказал Алексей Кузьмицкий. – Этот вид браконьерства уже имеет характер организованного промысла и ставит популяцию камчатского кречета на грань полного истребления. При этом застать браконьера «с поличным» – на месте отлова, с добытой птицей, практически невозможно. В руки правоохранительных органов попадаются курьеры, связанные с перевозкой и содержанием птиц. В качестве наказания действующим законодательством для них предусматривается лишь небольшой штраф, который не может остановить браконьеров, получающих баснословную прибыль»27.

Координатор программы  по сохранению биоразнообразия амурского  филиала Всемирного фонда дикой  природы (WWF) Сергей Арамилев отмечает, что заказник «Леопардовый» – территория федерального значения, где охрана усилена в разы. Но, к сожалению, случаи браконьерства в заказниках и заповедниках Приморья нередки. Поэтому экологи считают, что необходимо внести соответствующие поправки в 258 статью УК РФ (незаконная охота). Санкция этой статьи сейчас мягкая, и чаще всего браконьеры отделываются малым штрафом. Он также считает, что охотников, уличенных в браконьерстве, необходимо лишать права охоты на определенный срок28.

 

Административная  ответственность. Охрана краснокнижных видов обеспечивается рядом статей КоАП РФ (8.35.-8.39). Рассмотрим лишь специальную статью с предлагаемыми Минприроды России изменениями.

 

Статья 8.35 КоАП РФ. Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений29

Уничтожение редких и находящихся  под угрозой исчезновения видов  животных или растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации  либо охраняемых международными договорами, а равно действия (бездействие), которые  могут привести к гибели, сокращению численности либо нарушению среды  обитания этих животных или к гибели таких растений, либо добывание, сбор, содержание, приобретение, хранение, перевозка, продажа либо пересылка указанных животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов без надлежащего на то разрешения или с нарушением условий, предусмотренных разрешением, либо с нарушением иного установленного порядка –

влечет наложение административного  штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией орудий добывания животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов, транспортных средств используемых для перевозки, или без таковой; на должностных лиц – от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов, транспортных средств используемых для перевозки, или без таковой; на юридических лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов, транспортных средств используемых для перевозки, или без таковой.

(в ред. Федеральных законов от 03.11.2006 № 182-ФЗ, от 22.06.2007 № 116-ФЗ)

Примечание. Положения статьи, в  части добывания, не распространяются на млекопитающих и птиц, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, либо охраняемых международными договорами.


 

 

Если не подвергать сомнению в целом концепцию ответственности  по краснокнижным видам, то предлагаемые дополнения статьи, расширяющие перечень противоправных действий (хранение, перевозка краснокнижных видов), а также некоторое усиление ответственности (конфискация не только орудий добывания, но и транспортных средств, используемых для перевозки), могут быть оценены как направленные на восполнение некоторых пробелов. Хотя остается дискуссионной возможность привлечения к ответственности, например, за уничтожение кладок, яиц, жилищ и других сооружений краснокнижных животных, что ранее предусматривалось союзным указом30. Не совсем ясен также смысл предлагаемого к рассматриваемой статье примечания.

Кроме того, учитывая социально-экологические  последствия правонарушений по краснокнижным видам (сейчас за это санкции почти такие же, как и за нарушение правил охоты), ответственность по этой статье может быть увеличена до максимальных пределов, предусмотренных КоАП РФ (например, штраф на граждан может быть увеличен до пяти тысяч рублей или установлен в размере стоимости предмета административного правонарушения – незаконно добытого животного и т.д.).

 

Гражданско-правовая ответственность – взыскания, предусмотренные Гражданским кодексом РФ, другими нормативными правовыми актами. Так, Федеральный закон «О животном мире» предусматривает возмещение государству ущерба, причиненного животному миру.

 

Статья 56 ФЗ «О животном мире». Ответственность юридических лиц и граждан за ущерб, нанесенный объектам животного мира и среде их обитания

Юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного  мира и среде их обитания, возмещают  нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами  и методиками исчисления ущерба животному  миру, а при их отсутствии – по фактическим затратам на компенсацию  ущерба, нанесенного объектам животного  мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе  упущенной выгоды.


Первые общесоюзные Таксы  для исчисления размера взыскания  за ущерб, причиненный незаконным добыванием или уничтожением животных, относящихся  к видам животных, занесенным в  Красную книгу СССР, были утверждены Минсельхозом СССР, Гослесхозом СССР, Минрыбхозом СССР 25 октября 1985 г. Таксы устанавливали размер взысканий в рублях за каждую незаконно добытую или уничтоженную особь (голову, шкуру, экземпляр) независимо от возраста, размера, веса. Например, размер взыскания за новоземельского северного оленя, уссурийского пятнистого оленя составлял 800 руб., за белогрудого, или гималайского, медведя – 750 руб., за белого медведя – 3000 руб., за амурского тигра – 3000 руб., снежного барса – 2000 руб., выхухоль – 150 руб. и т.д. В примечаниях к таксам было указано, что за незаконное добывание или уничтожение животных на территории заповедника, а также за каждое уничтоженное (разоренное) обитаемое гнездо, нору, логовище или другое жилище, взыскание производится в трехкратном размере, если на других особо охраняемых территориях – в двукратном размере. За каждое изъятое из гнезда яйцо, а также за каждый эмбрион в незаконно добытой самке млекопитающих дополнительно взыскивается 50% от размера за данный вид животного. Причем советам министров союзных республик предоставлялось право устанавливать повышенные единые для республики или дифференцированные по отдельным регионам таксы для исчисления размера взысканий за причиненный ущерб31.

Длительный период действовали  Таксы для исчисления размера  взыскания за ущерб, причиненный  юридическими и физическими лицами незаконным добыванием или уничтожением животных, занесенных в Красную книгу  Российской Федерации, утвержденные приказом Минприроды России в 1994 г.32. Размер взыскания за незаконную добычу одного экземпляра животного был установлен в количестве минимальных размеров оплаты труда в РФ33 за каждую особь животного, независимо от пола и возраста. Например, размер взыскания за новоземельского северного оленя, уссурийского пятнистого оленя составлял 25 МРОТ (2,5 тыс. руб.), за белогрудого или гималайского медведя – 30 МРОТ (3,0 тыс. руб.), за белого медведя – 100 МРОТ (10,0 тыс. руб.), за амурского тигра, снежного барса – 200 МРОТ (20 тыс. руб.), за выхухоль – 15 МРОТ (1,5 тыс. руб.) и т.д. Со временем размер этих взысканий стал, образно выражаясь, насмешкой и не оказывал предупреждающего воздействия.

Таксы устанавливали также, что за каждое разрушенное, поврежденное или уничтоженное обитаемое либо регулярно используемое гнездо, нору, логовище, убежище, жилище и другое сооружение ущерб исчисляется в  трехкратном размере от такс за каждую особь соответствующего вида (подвида) животного.

За незаконное добывание  или уничтожение животных на территориях  государственных природных заповедников, национальных природных парков и их охранных зон ущерб исчислялся в трехкратном размере, а на других особо охраняемых природных территориях – в двукратном размере от такс за каждую особь соответствующего вида (подвида) животного.

При невозможности изъятия  незаконно добытых объектов животного  мира, их продуктов, частей и дериватов  предусматривалось взыскание их стоимости, исчисляемой по рыночным (коммерческим) ценам.

При продаже, скупке, приобретении, обмене, пересылке и вывозе за границу  незаконно добытых, собранных или  заготовленных объектов животного  мира, исчисление взыскания за причиненный  ущерб животному миру производилось  в полуторном размере.

Лишь в 2008 г. на смену этим Таксам «пришла» Методика исчисления размера вреда, причиненного объектам животного мира, занесенным в Красную  книгу Российской Федерации, а также  иным объектам животного мира, не относящимся  к объектам охоты и рыболовства  и среде их обитания34.

Норматив (размер) взыскания  за незаконную добычу видов, занесённых в Красную книгу РФ, как и  других неохотничьих видов, стал достаточно высок. Например, за новоземельского северного оленя, уссурийского пятнистого оленя – 20 тыс. руб., за амурского тигра, дальневосточного леопарда – 500 тыс. руб., белого медведя – 100 тыс. руб., за выхухоль – 50 тыс. руб., за филина – 50 тыс. руб., за других сов, не относящихся к краснокнижным видам – 5, за дятла – 3,5, за ежа – 1 тыс. руб. и т.д.

 

При уничтожении либо незаконном добывании объектов животного мира исчисление размера вреда производится по специальной формуле, учитывающей количество особей (экземпляров) добытых незаконно, включая отдельные яйца птиц, норматив стоимости объекта животного мира (приведен в приложении к методике), а также уровень инфляции.

Установлено также, что при  уничтожении либо незаконном добывании  кладок яиц птицы размер вреда  исчисляется в пятикратном размере  по отношению к размеру вреда  от уничтожения либо незаконного  добывания одной особи данного  вида.

При разрушении обитаемых  либо регулярно используемых гнезд, нор, логовищ, убежищ, жилищ и других сооружений объектов животного мира, относящихся к позвоночным животным, используемых для воспроизводства (размножения), а также при уничтожении  среды обитания, размер вреда исчисляется  по другим формулам, включающим кроме  того еще и коэффициент учета  стоимости будущих поколений  животных (для краснокнижных видов равен 10), а также затраты, необходимые для расчета вреда, исчисляемые на основе данных о стоимости основных видов работ и (или) на основании данных о необходимых и фактически произведенных расходах.

Данная методика, в сравнении  с предыдущими аналогичными документами, безусловно, является огромным шагом  вперед, особенно в части расчета  размера ущерба среде обитания объектов животного мира и по другим аспектам. Но и она не лишена, по нашему мнению, недостатков. Уничтожением любого животного  популяция лишается особи, которая  участвует в размножении. Поэтому  логично, что при расчете ущерба необходимо оценивать и рассчитывать недополученное потомство и его  таксовую стоимость. Об этом прямо указывается, в частности, в Методике оценки вреда и исчисления размера ущерба от уничтожения объектов животного мира и нарушения их среды обитания, утвержденной Госкомэкологией РФ 28 апреля 2000 г., широко используемой в правоприменительной практике. Например, незаконной добычей одной косули размер потерь потомства был рассчитан в количестве 1,85 голов (среднее число молодых особей косули на одну взрослую особь – 0,37 особи в год, средняя продолжительность жизни косули – 5 лет), что по таксовой расценке составило сумму 5550 руб., которая, наряду с другими составляющими, была взыскана с нарушителя35; незаконной добычей кабана экологический ущерб, причиненный недополучением 45 голов потомства (среднее число молодых особей кабана на одну взрослую особь 5 особей в год; средняя продолжительность жизни кабана, достигшего зрелости составляет 8-10 лет), а также взрослой особи был взыскан судом с нарушителя в размере 138 000 рублей36 и т.д. Таксами для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный водным биологическим ресурсам установлено, что за каждую самку рыбы с икрой ущерб исчисляется в 2-кратном размере, а за каждый килограмм икры осетровых, лососевых и сиговых видов рыб взыскивается дополнительно 100 процентов таксы за экземпляр осетровых рыб и 200 процентов таксы за экземпляр лососевых и сиговых рыб соответствующего вида (подвида)37. Взыскание стоимости потерь потомства, ожидавшегося от рыб до их гибели, предусмотрено также методиками, утвержденными Минрыбхозом СССР, которые действуют и применяются до сих пор38.

Представляется, что учет стоимости будущих поколений  животных при незаконной добыче краснокнижных видов, также должен быть отражен в Методике исчисления размера вреда, причиненного объектам животного мира, занесенным в Красную книгу РФ, а также иным объектам животного мира (объектам охоты, а также видам, не относящимся к объектам охоты и рыболовства).

 

3. Законодательство  субъектов РФ о краснокнижных видах. Учреждение и ведение красных книг субъектов Российской Федерации Федеральным законом «О животном мире» отнесено к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 6). Нормотворческая работа по правовому обеспечению функционирования красных книг субъектов РФ различна. В некоторых она или ещё не начиналась или находится в начальной, зачаточной стадии. Наиболее полные, целостные системы правовых актов и норм сформированы в Астраханской, Нижегородской областях, Республике Башкортостан и других.

Информация о работе Правовая охрана редких и находящихся под угрозой исчезновений растений и животных