Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 22:50, курсовая работа
Цель – описать правовые меры охраны животного мира.
Задачи:
1. Дать понятие правовой охраны животного мира.
2. Изучить виды права пользования животным миром.
3. Рассмотреть государственное управление эколого-правовым режимом животного мира.
4. Выявить основные требования охраны животного мира.
5. Описать мероприятия по охране животного мира, связанные с охотой и рыболовством.
Введение ……………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Сущность правовой охраны животного мира ………………………….. 5
1.1.Понятие правовой охраны животного мира ……………………………...….. 5
1.2.Виды права пользования животным миром ………………………………..… 8
Глава 2. Государственное и правовое регулирование охраны животного мира ……………………………………………………………………………………… 11
2.1.Государственное управление эколого-правовым режимом животного мира …………………………………………………………………………………….... 11
2.2.Основные требования охраны животного мира ……………………….…… 15
Глава 3. Мероприятия по охране животного мира, связанные с отдельными видами пользования …………………………………………………………….... 19
3.1.Охота ………………………………………………………………………..…. 19
3.2.Рыболовство ……………………………………………………………….….. 23
Заключение ………………………………………………………………………... 27
Библиографический список …………………………………………...…………. 29
Оглавление:
Введение ……………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Сущность правовой охраны животного мира ………………………….. 5
1.1.Понятие правовой охраны
1.2.Виды права пользования
Глава 2. Государственное и правовое регулирование
охраны животного мира ………………………………………………………………………………
2.1.Государственное
2.2.Основные требования
Глава 3. Мероприятия по охране животного мира, связанные с отдельными видами пользования …………………………………………………………….... 19
3.1.Охота ……………………………………………………
3.2.Рыболовство ……………………………………
Заключение ………………………………………………………………………... 27
Библиографический список …………………………………………...…………. 29
введение
Актуальность моей работы заключается в том, что животный мир представляет собой важную часть биосферы нашей планеты и имеет огромное значение в развитии и жизни природы и человека. Прежде всего, животные выступают неотъемлемым звеном в цепи экологических систем, необходимым компонентом в процессе круговорота веществ в природе, активно влияющим на функционирование естественных сообществ, структур и естественное плодородие почв, формирование растительного покрова, биологические свойства воды и качество окружающей среды в целом. Человечество издавна использует объекты животного мира с изъятием их из среды обитания или без такового в качестве источника пищевых продуктов, промышленного и лекарственного сырья, других ценностей, необходимых для удовлетворения материальных и духовных потребностей. Животные служат объектом научных исследований. Несомненно, на динамику развития животного мира, его разнообразие влияют различные природные факторы и явления, но огромное влияние на животный мир оказывает деятельность человека, не только непосредственно использующая объекты животного мира и приводящая к истреблению или расселению животных, но и влияющая на любой другой компонент природы, изменяя условия жизни животных. Таким образом, животный мир находится в зависимости от деятельности всех отраслей хозяйства, будь то промышленность или транспорт, сельское или лесное хозяйство, экономика, политика или социальная сфера. Во всех этих отношениях животный мир оказывается уязвлённым компонентом природы, и любое изменение в природе или обществе непременно сказывается на нём, на его состоянии, в том числе биологическом разнообразии.
Число нормативных правовых актов, касающихся пользования и охраны животного мира, неуклонно возрастает, однако законодательство в этой области находится в стадии становления, нуждается в дальнейшей разработке и совершенствовании. Более того необходимо создание различных механизмов для успешного применения существующих норм, так как эффективность их реализации продолжает оставаться низкой.
Объектом моей работы является теоретический аспект защиты животного мира.
Предмет моей работы – нормативные правовые акты, направленные на пользование и охрану животного мира.
Цель – описать правовые меры охраны животного мира.
Задачи:
1. Дать понятие правовой охраны животного мира.
2. Изучить виды права пользования животным миром.
3. Рассмотреть государственное
управление эколого-правовым
4. Выявить основные требования охраны животного мира.
5. Описать мероприятия по охране животного мира, связанные с охотой и рыболовством.
Глава 1. Сущность правовой охраны животного мира.
Правовая охрана животного мира - это закрепленная законом система мер, направленных на сохранение биологического разнообразия и обеспечение устойчивого существования животного мира, а также на создание условий для непрерывного использования и воспроизводства объектов животного мира.
Необходимыми условиями осуществления деятельности по охране животного мира являются разработка и реализация федеральных и территориальных государственных программ по охране животного мира и среды его обитания; ведение государственного учета, государственного кадастра и экологического мониторинга объектов животного мира1.
Пользователи животным миром обязаны ежегодно проводить учет используемых ими объектов животного мира и объемов их изъятия и представлять эти данные в компетентные государственные органы, ведущие учет и кадастр объектов животного мира. Государственный мониторинг объектов животного мира необходим для своевременного выявления изменений в состоянии животного мира, предупреждения и устранения последствий негативных процессов и явлений в целях сохранения биологического разнообразия, рационального использования животного мира.
Обязательной мерой охраны животного
мира является государственная экологическая
экспертиза, предшествующая принятию хозяйственных
решений, способных повлиять на животный
мир и среду его обитания. Обязательной
государственной экспертизе подлежат
удобрения, пестициды и биостимуляторы
роста растений, а также материалы, обеспечивающие
объемы (квоты, лимиты) изъятия объектов
животного мира и проведение работ по
акклиматизации и гибридизации этих объектов.
Она осуществляется государственным органом
по охране окружающей природной среды
при участии органов по охране животного
мира.
В целях обеспечения соблюдения всеми
юридическими лицами и гражданами требований
законодательства РФ о животном мире осуществляется государственный контроль органами общей и специальной компетенции,
особое место среди которых занимают специализированные
подразделения - охотничьи инспекции,
рыбоохрана и другие.
Должностные лица этих органов наделены широкими полномочиями при осуществлении своих контрольных функций (ст. 31 Закона о животном мире):2
- проверять у юридических лиц и граждан документы на право пользования животным миром, право находиться на особо охраняемой территории (акватории) и разрешения органов внутренних дел на хранение и ношение огнестрельного оружия;
- задерживать нарушителей
- производить досмотр вещей и личный досмотр задержанных лиц, остановку и досмотр транспортных средств, проверку оружия и других орудий добывания объектов животного мира, полученной от них продукции;
- изымать у нарушителей
- хранить и носить служебное
огнестрельное оружие и
- применять в установленном порядке физическую силу, специальные средства: наручники, резиновые палки, слезоточивый газ, устройства для принудительной остановки транспорта, служебных собак и огнестрельное оружие.
Во исполнение данной статьи Закона о
животном мире и в соответствии с Федеральным
законом «Об оружии» Постановлением Правительства
РФ от 2 февраля 1998 № 133 были утверждены
правила использования и применения служебного
оружия и специальных средств должностными
лицами органов Министерства сельского
хозяйства и продовольствия РФ, Государственного комитета РФ по
охране окружающей среды и Федеральной
службы лесного хозяйства России и их
территориальных органов.
Сохранение животного мира может быть
достигнуто как в процессе непосредственной
охраны самих животных и их популяций,
так и охраной среды их обитания3. Поэтому меры охраны животного мира
реализуются по трем основным направлениям:
- организация рационального
- сохранение видового
- охрана среды обитания
1.2. Виды права пользования
Правовой основой природоохранительной деятельности государства в данной сфере являются Закон РСФСР «Об охране и использовании животного мира», а также охотничье и рыболовное законодательство.
Пользователями животного мира могут быть государственные, кооперативные и другие общественные предприятия, учреждения, организации и граждане. Они могут осуществлять следующие виды пользования животным миром: охоту, рыболовство; в научных, культурно-просвятительных, воспитательных и эстетических целях; использование полезных свойств жизнедеятельности животных - почвообразователей, естественных санитаров среди опылителей растений и др.; в целях получения продуктов жизнедеятельности животных4.
Одним их основных видов пользования животным миром является охота - промысловое добывание диких зверей и птиц, любительская и спортивная охота. Согласно постановлению Совета Министров СССР от 5 января 1982 года «Об улучшении ведения охотничьего хозяйства» право на охоту имеют все граждане, являющиеся членами общества охотников, сдающие испытания по охотничьему минимуму, уплатившие государственную пошлину с соответствующими отметками в членском охотничьем билете, получившие разрешение на право пользования охотничьем оружием, путевку на производство охоты в определенных охотничьих угодьях и разрешение на отстрел (отлов) указанного вида и количества зверей и птиц.
Для организации спортивно-любительской охоты созданы добровольные общества - республиканские общества охотников, Всеармейское военно-охотничье общество, охотничье общество «Динамо», которые наделены правом выдачи охотничьих билетов и приему испытаний по охотминимуму. В этом случае удостоверением на охоту служат охотничий билет, путевка, выданная обществом охотников, и лицензия на отстрел (отлов) соответствующего вида и количества животных с указанием срока их отстрела (отлова) и места охоты.
При промысловой охоте такими документами являются план-наряд на отстрел определенного вида промысловых животных или договор с охотопромысловым хозяйством на отстрел животных, лицензия на добычу лицензионных видов животных5.
Добывание диких животных в порядке научно-исследовательской охоты производится по разрешениям органов охраны животного мира и платным лицензиям на отстрел (отлов) животных.
Рыболовство - промысловый лов рыбы, добывание водных беспозвоночных и морских млекопитающих, а также любительский и спортивный лов рыбы и добывание водных беспозвоночных - осуществляется в установленном порядке.
Все водоемы, которые используются или могут быть использованы для промысловой добычи рыбы, других видов водных животных либо имеют значение для воспроизводства рыбных запасов, считаются рыбохозяйственными и находятся в ведении Минрыбхоза РФ и под его контролем. Правилами рыболовства по отдельным рыбохозяйственным водоемам и водным бассейнам определяются места лова, сроки лова рыбы и других водных животных, перечень запрещенных к отлову ценных рыб, нормы вылова ценных пород рыбы на одного гражданина, список разрешенных и запрещенных орудий лова и другие требования6.
Промысловая добыча производится на рыбохозяйственных участках, предоставляемых в пользование по договорам с государственными, кооперативными и другими рыбозаготовительными организациями. За пределами данных участков лов рыбы этими организациями осуществляется по билетам органов рыбного хозяйства. Научно-исследовательские организации проводят лов рыбы по специальным разрешениям органов рыбоохраны.
Спортивно-любительский лов разрешается всем гражданам бесплатно на водоемах общего пользования: на водоемах (или отдельных участках этих водоемов), где рыболовство организуется обществами охотников и рыболовов, членами этих обществ, а на водоемах, которые определены органами рыбоохраны под организацию культурных рыбных хозяйств, обществ охотников и рыболовов, - по разрешениям, выдаваемым этими обществами бесплатно или за плату.
Предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам разрешается добывание животных, не относящимся к объектам охоты и рыболовства. Законодательством устанавливаются перечни животных, добывание которых осуществляется только по разрешениям, выдаваемыми специально уполномоченными на то государственными органами по охране и регулированию использования животного мира, а также перечни тех видов, добывание которых запрещается.
В соответствии со ст. 16 Закона допускается использование полезных свойств жизнедеятельности животных без изъятия их из природной Среды, за исключением отдельных случаев. Согласно ст. 17 Закона использование животных в целях получения продуктов их жизнедеятельности допускается без изъятия животных, а также без их уничтожения и без нарушения Среды их обитания.
Среди оснований прекращения права пользования животным миром выделяются следующие: минование надобности в пользовании или отказ от него; истечение установленного срока пользования; возникновение необходимости изъятия из пользования объектов животного мира в целях охраны животных; ликвидация предприятия, учреждения, организации, которым было предоставлено право пользования; невыполнение пользователями установленных правил, норм и иных требований по охране и использованию животного мира.
Глава 2. Государственное и правовое регулирование охраны животного мира.
2.1. Государственное управление эколого-правовым режимом животного мира.
К областям регулирования отношений по охране и использованию животного мира, в соответствии с действующим законодательством, относятся: распоряжение животным миром; определение общих мероприятий и установление основных положений, правил и норм в этой области; разработка и утверждение общественных планов по охране и рациональному использованию животного мира; установление систем государственного учета животных и их использования и порядка ведения государственного кадастра животного мира; государственный контроль за охраной и использованием животного мира и установление порядка его осуществления; решение других вопросов.