Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 22:50, курсовая работа
Цель – описать правовые меры охраны животного мира.
Задачи:
1. Дать понятие правовой охраны животного мира.
2. Изучить виды права пользования животным миром.
3. Рассмотреть государственное управление эколого-правовым режимом животного мира.
4. Выявить основные требования охраны животного мира.
5. Описать мероприятия по охране животного мира, связанные с охотой и рыболовством.
Введение ……………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Сущность правовой охраны животного мира ………………………….. 5
1.1.Понятие правовой охраны животного мира ……………………………...….. 5
1.2.Виды права пользования животным миром ………………………………..… 8
Глава 2. Государственное и правовое регулирование охраны животного мира ……………………………………………………………………………………… 11
2.1.Государственное управление эколого-правовым режимом животного мира …………………………………………………………………………………….... 11
2.2.Основные требования охраны животного мира ……………………….…… 15
Глава 3. Мероприятия по охране животного мира, связанные с отдельными видами пользования …………………………………………………………….... 19
3.1.Охота ………………………………………………………………………..…. 19
3.2.Рыболовство ……………………………………………………………….….. 23
Заключение ………………………………………………………………………... 27
Библиографический список …………………………………………...…………. 29
Государственное управление в области эколого-правового режима пользования животным миром осуществляется Советом Министров РФ, местной администрацией, а также специально уполномоченными на то государственными органами по охране и регулированию использования животного мира и иными государственными органами7.
Специально уполномоченными органами являются:
- по наземным животным и птицам - Главное управление охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РФ (Главохота РФ),
- по рыбным запасам - министерства рыбного хозяйства республик, их органы рыбоохраны.
Функции управления эколого-правовым режимом пользования животным миром следующие: государственный учет животных и их использование, государственный кадастр животного мира; планирование мероприятий в области охраны и использования животного мира; государственный контроль за охраной и использованием животного мира; разрешение споров, связанных с пользованием животным миром. Согласно статье 31 Закона, для обеспечения охраны и организации рационального использования животного мира проводится государственный учет животных и их использования и ведется государственный кадастр животного мира, содержащий совокупность сведений о географическом распространении видов (групп видов) животных, их численности, характеристики необходимых им угодий, современного хозяйственного использования животных и другие необходимые данные.8
На основании постановления Совета Министров СССР от 28 апреля 1984 года «О порядке государственного учета животных и их использования и государственного кадастра животного мира», предусматривающего необходимость обеспечения мероприятий по ведению государственного учета животных и их использования с 1986 года, а ведение государственного кадастра животного мира с 1988 года, государственный кадастр животного мира включает данные государственного учета животных и их использования по количественным и качественным показателям, а также сведения, необходимые для обеспечения охраны животного мира, планирования, размещения и специализации охотничьего и рыбного хозяйства и других отраслей народного хозяйства, осуществления иных мероприятий, связанных с использованием животного мира, оценки ресурсов и прогноза состояния животного мира, организации проведения мероприятий по регулированию численности отдельных видов диких животных.
К животным, подлежащим учету и занесению в кадастр, относятся животные, являющиеся в установленном порядке объектами охоты, промысловые водные беспозвоночные и промысловые морские млекопитающие, насекомые (вредители леса и растений и полезные для леса и сельскохозяйственных культур), животные, занесенные в Красную книгу, занесенные в перечни, утвержденные Академией наук РФ и Министерством здравоохранения РФ, а также находящиеся на территории государственных заповедников и природных национальных парков. Наряду с дикими животными объектом государственного кадастра животного мира признаны также необходимые им угодья (земельные, водные, лесные), что обусловлено неразрывной органической связью животного мира со средой его обитания и интересами обеспечения животных необходимыми условиями существования и в первую очередь кормами.
Государственный контроль за охраной и использованием животного мира имеет своей задачей обеспечить выполнение всеми министерствами, государственными комитетами, кооперативными и другими общественными предприятиями, учреждениями, организациями, а также гражданами обязанностей по охране животного мира, соблюдение установленного порядка пользования животным миром и иных правил, установленным законодательством, об охране и использовании животного мира.
Государственный контроль за охраной и использованием животного мира осуществляется соответствующими органами исполнительной власти, а также специально уполномоченными на то органами.
Наряду с государственным контролем осуществляется также ведомственный контроль за охраной и использованием животного мира теми органами, в ведении которых находятся предприятия, учреждения, пользующиеся объектами животного мира. Функции государственного контроля выполняет Государственная охотничья инспекция Главохоты РФ9. Государственные инспекционные задачи по охране лесных животных осуществляет также и лесная охрана. Государственный контроль за охраной и воспроизводством рыбных запасов выполняют Главное управление по охране и воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства Минрыбхоза РФ, бассейновые управления, инспекции рыбоохраны по областям, краям, автономиям, районам.
В борьбе с браконьерством активную роль играют органы внутренних дел. Совместно с государственными органами контроль за охраной и использованием животного мира производится и обществами охотников и рыболовов, общественными инспекциями по охране животного мира, создаваемыми при органах охотнадзора и рыбоохраны.
2.2. Основные требования охраны животного мира.
Содержание направлений мер охраны животного мира раскрывается применительно к следующим основным требованиям охраны животного мира, закрепленным в законодательстве:
1. Регулирование рационального использования животного мира. Оно осуществляется прежде всего путем нормирования в области охраны и использования животного мира, которое заключается в установлении лимитов (объемов, квот) использования животных, а также стандартов, норм и правил их рационального использования и охраны.
Особое значение имеет установление запретов и ограничений на использование объектов животного мира. В целях их сохранения и воспроизводства определенные виды пользования или пользование отдельными объектами животного мира могут быть ограничены, приостановлены или запрещены в определенных местах или на определенные сроки. Вопрос о реализации указанных мер был затронут в связи с рассмотрением правового регулирования использования животного мира.
2. Охрана среды обитания, условий размножения и путей миграции животных.
Закон устанавливает общее правило
о том, что любая деятельность, влекущая
за собой изменение среды обитания животных
и ухудшение условий их размножения, нагула,
отдыха и путей миграции, должна осуществляться
с соблюдением требований по охране животного
мира. В частности, при размещении, проектировании,
строительстве населенных пунктов, предприятий,
сооружений и других объектов, совершенствов
При размещении и строительстве транспортных магистралей, линий электропередачи и связи, а также каналов, плотин и других гидротехнических сооружений должны осуществляться меры по сохранению путей миграции объектов животного мира и мест их постоянной концентрации, в том числе в период размножения и зимовки.
В целях охраны мест обитания редких или ценных в научном либо в хозяйственном отношении животных выделяются защитные участки территорий и акваторий, имеющие местное значение, но необходимые для осуществления их жизненного цикла. На них запрещаются отдельные виды хозяйственной деятельности или регламентируются сроки и порядок их проведения10.
На обеспечение охраны среды обитания животных от загрязнения и разрушения направлены также нормы земельного, лесного, водного законодательства, законодательства о недрах и особо охраняемых природных территориях.
3. Наиболее полное и эффективное сохранение животных сообществ может быть обеспечено в заповедниках, заказниках, национальных парках и других особо охраняемых территориях. В пределах этих территорий полностью запрещено или ограничено пользование животным миром, а также всякая деятельность, не совместимая с целями охраны животных.
4. В целях сохранения
редких и находящихся под
5. Закон «О животном
мире» предусматривает
Имеется в виду предотвращение гибели
животных в результате изменения среды
обитания и нарушения путей миграции,
попадания в водозаборные сооружения,
узлы производственного оборудования,
под движущийся транспорт и сельскохозяйственные
машины, а также в результате строительства
производственных объектов, добычи, переработки
и транспортировки сырья, столкновения
с проводами и действия электротока, воздействия
электромагнитных полей, шума и вибрации
и др.
Так, запрещается выжигание растительности, хранение и применение ядохимикатов и удобрений без соблюдения мер по охране животных, должны устанавливаться специальные предупредительные знаки или ограждения на транспортных магистралях в местах концентрации животных, предусматриваться переходы для мигрирующих животных при строительстве трубопроводов, не допускается применение в сельском хозяйстве технологий и механизмов, вызывающих массовую гибель животных и др.
6. В интересах охраны животного мира в Российской Федерации издается Красная книга РФ и Красные книги субъектов РФ. Они содержат сведения о состоянии редких, исчезающих и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений, о необходимых мерах по их сохранению .
Основанием для включения в Красную книгу того или иного вида животных служат данные об изменении их численности, условий существования, требующие принятия срочных мер. Включение в Книгу означает повсеместное запрещение уничтожения, отлова, отстрела данных видов животных и разрушения среды их обитания.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 февраля 1996 № 158 «О Красной книге РФ» Книга издается не реже одного раза в 10 лет, а в периоды между ее изданиями подготавливаются и распространяются перечни (список) животных, занесенных в Красную книгу.
7. Законодательством
Все зоологические коллекции, представляющие научную, культурную, просветительскую, учебно-воспитательную и эстетическую ценность, отдельные выдающиеся экспонаты коллекций независимо от формы их собственности подлежат государственному учету.
8. Законом о животном
мире определяются и другие
вопросы, связанные с охраной
животного мира - акклиматизаци
Глава 3. Мероприятия по охране животного мира, связанные с отдельными видами пользования.
3.1. Охота.
Одним из наиболее распространённых видов пользования животным миром является охота. Наиболее значимые стороны правового регулирования отношений в области охоты предусмотрены в Федеральном законе «О животном мире». Такое регулирование является недостаточным, о чём свидетельствует отсылка к специальному федеральному закону об охоте и охотничьем хозяйстве в статье 41 Федерального закона «О животном мире». Несмотря на то, что бланкетная норма об указанном законе присутствует в законодательстве уже более десяти лет, он не принят. ГНУ ВНИИОЗ Россельхозакадемии недавно рассмотрел проект Федерального закона «Об охоте» и дал своё заключение, не рекомендовав данный законопроект для принятия Государственной Думой даже в первом чтении. Ключевым недостатком законопроекта была отмечена его декларативность, оторванность от жизни.
В настоящее время на федеральном уровне правовую основу регулирования охоты составляет Положение об охоте и охотничьем хозяйстве, утверждённое Постановлением Правительства Российской Федерации. В некоторых субъектах Российской Федерации приняты специальные законы. В своём определение от 20 июня 2003г. Верховный Суд Российской Федерации указал, что принятые ранее нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и действующие на сегодняшний день обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации. Из этого следует, что по вопросам совместного ведения законы субъектов Российской Федерации не должны противоречить федеральным правительственным нормативным правовым актам.
По мнению И.А. Игнатьевой, позиция Верхового Суда Российской Федерации по этому вопросу имеет логические изъяны. Конституция Российской Федерации определяет, что акты Правительства Российской Федерации должны быть изданы на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации. В рассмотренном же Верховным Судом случае правительственные нормативные правовые акты принимались задолго до современного Закона о животном мире, и в связи с этим возникает вопрос о правомерности его применения. Таким образом, проблема правового регулирования отношений по охоте является наиболее острой в экологическом законодательстве, и образовавшийся пробел необходимо устранять.