Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 22:50, курсовая работа
Цель – описать правовые меры охраны животного мира.
Задачи:
1. Дать понятие правовой охраны животного мира.
2. Изучить виды права пользования животным миром.
3. Рассмотреть государственное управление эколого-правовым режимом животного мира.
4. Выявить основные требования охраны животного мира.
5. Описать мероприятия по охране животного мира, связанные с охотой и рыболовством.
Введение ……………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Сущность правовой охраны животного мира ………………………….. 5
1.1.Понятие правовой охраны животного мира ……………………………...….. 5
1.2.Виды права пользования животным миром ………………………………..… 8
Глава 2. Государственное и правовое регулирование охраны животного мира ……………………………………………………………………………………… 11
2.1.Государственное управление эколого-правовым режимом животного мира …………………………………………………………………………………….... 11
2.2.Основные требования охраны животного мира ……………………….…… 15
Глава 3. Мероприятия по охране животного мира, связанные с отдельными видами пользования …………………………………………………………….... 19
3.1.Охота ………………………………………………………………………..…. 19
3.2.Рыболовство ……………………………………………………………….….. 23
Заключение ………………………………………………………………………... 27
Библиографический список …………………………………………...…………. 29
Обеспечение потребностей государства в продукции охоты является основной задачей охотничьего хозяйства, для достижения которой осуществляется устройство охотничьих угодий, охрана, воспроизводство и рациональное использование запасов дикой фауны.
Охотничьими угодьями признаются все земельные, лесные и водопокрытые площади, которые служат местом обитания диких зверей и птиц и могут быть использованы для ведения охотничьего хозяйства. Охотничьи угодья могут быть закреплены за юридическими лицами-пользователями животного мира или находиться в общем пользовании. Заповедники, заказники и зелёные зоны относятся к охотничьим угодьям, закрытым для охоты.
На организации, за которыми закреплены охотничьи угодья, возлагается ряд обязанностей по охране объектов животного мира. Государственные, кооперативные и общественные организации ежегодно проводят на закреплённых за ними охотничьих угодьях мероприятия по увеличению количества полезных диких зверей и птиц и отлов и расселение диких зверей и птиц по единому плану, утверждённому территориальным органом Главного управления охотничьего хозяйства при Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации.
Охотой признаётся выслеживание с целью добычи, преследование и сама добыча диких зверей и птиц. Нахождение в охотничьих угодьях с оружием, собаками, ловчими птицами, капканами и другими орудиями охоты либо с добытой продукцией охоты приравнивается к охоте. Охота может быть промысловой, любительской и спортивной.
Правом охоты с охотничьим огнестрельным оружием пользуются все граждане Российской Федерации, достигшие 18-летнего возраста, сдавшие испытания по правилам охоты, технике безопасности на охоте, обращению с охотничьим огнестрельным оружием и уплатившие государственную пошлину в установленном размере.
Право на охоту оформляется в разрешительном порядке долгосрочными или именными разовыми лицензиями. Гражданам, имеющим охотничий билет, выдаются именные разовые лицензии. Охотничий билет содержит отметки о сдаче испытаний по правилам охоты, технике безопасности на охоте и обращению с охотничьем огнестрельным оружием. Пользователи объектами животного мира, получающие лицензию, уплачивают сборы за пользование объектами животного мира. За рассмотрение заявлений о предоставлении долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира и за предоставление указанных лицензий уплачивается государственная пошлина.
Правовые требования к осуществлению охотничьей деятельности определяются посредством указания на правила, сроки, перечень разрешённых к применению орудий и способов добывания объектов животного мира, отнесённых к объектам охоты. Данные условия охоты утверждены постановлением Правительства от 10 января 2009г. №1811.
Объектом охоты являются дикие звери и птицы, находящиеся в состоянии естественной свободы и составляющие государственный охотничий фонд. Перечень объектов животного мира, отнесённых к объектам охоты исходя из статуса, численности, традиций в использовании, видов и качества получаемой продукции утверждён постановлением Правительства от 26 декабря 1995 №1289.
Охотник обязан бороться с браконьерством, истреблять вредных хищников, охранять полезных диких зверей и птиц и способствовать их разведению, а также выполнять другие обязанности по сохранению объектов животного мира.
Лица, обладающие правом охоты, могут привлекаться государственными органами к проведению мероприятий, связанных с регулированием численности животных. Регулирование численности отдельных объектов животного мира осуществляется в целях восстановления естественного равновесия в животных сообществах. Задача регулирования численности животных того или иного вида состоит в поддержании его оптимального количества, соответствующего потенциальным и реальным возможностям естественного кормового рациона с тем, чтобы существующая численность данного вида не причиняла вреда природной среде, другим животным, здоровью человека и имущественным интересам граждан, организаций и общества. При этом регулирование должно осуществляться способами, исключающими причинение вреда другим объектам животного мира и обеспечивающими сохранность среды их обитания.
3.2. Рыболовство.
Другим наиболее распространённым видом пользования животным миром является рыболовство. Отношения в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов регулируются на основе Федерального закона «О животном мире» Федеральным законом от 20 декабря 2004г. №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»12.
Рыболовство - деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов. В Федеральном законе предусмотрен закрытый перечень видов рыболовства. Различается промышленное (промысел), в том числе прибрежное рыболовство, любительское и спортивное. Рыболовство осуществляется также в научно-исследовательских и контрольных, учебных и культурно-просветительных целях, в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биоресурсов. Объектом рыболовства являются рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы. Перечень видов водных биоресурсов, являющихся объектами рыболовства, разработан и утверждён Федеральным агентством по рыболовству по согласованию с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Право на изъятие водных биоресурсов из среды их обитания при осуществлении различных видов рыболовств удостоверяется разрешением на добычу (вылов) водных биоресурсов. Правила оформления, выдачи, регистрации, приостановления действия и аннулирования разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, а также внесения в них изменений утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2008г. №775. 13Юридические лица и граждане, осуществляющие рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность, обязаны исполнять правила рыболовства, являющиеся основой сохранения водных биоресурсов. В правилах рыболовства устанавливаются:
В Российской Федерации запрещается добыча хохлушки (линяющий детёныш тюленя) и серки (детёныш возрастом до года). Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации отмечает, что на протяжении последних 10 лет популяция гренландского тюленя в России существенно снижается. Сейчас она составляет около 200 тысяч голов, тогда как в конце 90-х годов она составляла выше 300 тысяч. Одной из основных причин является охота. Ежегодно в России разрешалось добывать 35 тысяч детёнышей тюленя. На сегодня их численность составляет около 120 тысяч голов - около 1/3 численности, характерной для стабильной популяции конца 1990-х годов.
В Федеральном законе предусматриваются различные мероприятия по охране водных биоресурсов. Одним из таких мероприятий является государственный мониторинг водных биоресурсов, представляющий собой систему регулярных наблюдений за распределением, численностью, качеством, воспроизводством водных биоресурсов, а также средой их обитания и за рыболовством и сохранением водных биоресурсов. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008г. №994 утверждено положение об осуществлении государственного мониторинга водных биологических ресурсов и применении его данных.
На пользователей водными биоресурсами возложена обязанность проводить за счёт своих средств рыбохозяйственную мелиорацию водных объектов, которые используются ими для вылова водных биоресурсов или имеют значение для воспроизводства этих водных биоресурсов. В Федеральном законе установлены несколько направлений рыбохозяйственной мелиорации водных объектов, включающих мероприятия по улучшению показателей гидрологического, гидрогеохимического, экологического состояния водных объектов в целях создания условий для сохранения и рационального использования водных биоресурсов.
Граждане и юридические лица заключают с Федеральным агентством по рыболовству договоры для осуществления искусственного воспроизводства водных биоресурсов в водных объектах рыбохозяйственного значения. Искусственное воспроизводство водных биоресурсов в водных объектах рыбохозяйственного значения включает в себя следующие виды работ:
В целях повышения продуктивности и хозяйственного значения водоёмов, улучшения их видового состава, увеличения численности отдельных ценных видов рыб и беспозвоночных и расширения их ареалов осуществляется акклиматизация водных биоресурсов. Она представляет собой деятельность по вселению водных биоресурсов ценных видов в водные объекты рыбохозяйственного значения и созданию их устойчивых популяций в водных объектах рыбохозяйственного значения, в которых водные биоресурсы данных видов не обитали ранее или утратили свое значение. Контроль за осуществлением мероприятий по акклиматизации водных биоресурсов в водных объектах осуществляет Россельхознадзор и его территориальные управления.
В целях сохранения водных биоресурсов проводят нормирование качества вод водных объектов. В целях сохранения условий для воспроизводства водных биоресурсов устанавливаются рыбоохранные зоны, на территориях которых вводятся ограничения хозяйственной и иной деятельности. Рыбоохранной зоной является территория, которая прилегает к акватории водного объекта рыбохозяйственного значения. 14Правила установления рыбоохранных зон утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2008г. №743. В соответствии с приказом Федерального агентства по рыболовству границы рыбоохранных зон устанавливаются на местности посредством размещения специальных информационных знаков.
В отличие от рыбоохранных зон, более жёсткий режим устанавливается в рыбоохранных заповедных зонах: здесь хозяйственная и иная деятельность запрещается. Рыбохозяйственной заповедной зоной является водный объект рыбохозяйственного значения или его часть с прилегающей к ним территорией, на которых устанавливается особый режим хозяйственной и иной деятельности в целях сохранения ценных видов водных биологических ресурсов и создания условий для развития рыбоводства (за исключением промышленного рыбоводства) и рыболовства.
заключение
Исходя из всей работы, можно сделать выводы.
Правовая охрана животного мира - это закрепленная законом система мер, направленных на сохранение биологического разнообразия и обеспечение устойчивого существования животного мира. Среди оснований прекращения права пользования животным миром выделяются следующие:
1. минование надобности в пользовании или отказ от него;
2. истечение установленного срока пользования;
3. возникновение необходимости изъятия из пользования объектов животного мира в целях охраны животных;
4. ликвидация предприятия, учреждения, организации, которым было предоставлено право пользования;
5. невыполнение пользователями установленных правил, норм и иных требований по охране и использованию животного мира.
Государственное управление в области эколого-правового режима пользования животным миром осуществляется Советом Министров РФ, местной администрацией, а также специально уполномоченными на то государственными органами по охране и регулированию использования животного мира и иными государственными органами.
Специально уполномоченными органами являются:
- по наземным животным
и птицам - Главное управление
охотничьего хозяйства и
- по рыбным запасам - министерства рыбного хозяйства республик, их органы рыбоохраны.
Основными организационно-правовыми инструментами регулирования охраны и использования животного мира в соответствии с Федеральным законом «О животном мире» являются государственный учёт, государственный кадастр, государственный мониторинг объектов животного мира, государственный контроль в области воспроизводства и использования объектов животного мира, нормирование в области использования и охраны животного мира, государственные программы по охране объектов животного мира, государственная экологическая экспертиза.
Пользователи объектов животного мира обязаны вести учёт используемых ими объектов, объёмов их изъятия и ежегодно представлять полученные данные федеральным органам исполнительной власти, ответственным за организацию и ведение учёта соответствующих объектов животного мира.
Государственный кадастр объектов животного мира содержит совокупность сведений о географическом распространении объектов животного мира, их численности, а также характеристику среды обитания, информацию об их хозяйственном использовании и другие необходимые данные.