Положение государств в отношении международной защиты окружающей среды
Международное
экологическое право -- совокупность
принципов и норм международного права,
регулирующих отношения его субъектов
в области охраны окружающей среды и рационального
использования ее ресурсов. В отечественной
литературе более распространено название
"международное право окружающей среды".
Положение государств
в отношении международной защиты
окружающей среды различно. В развивающихся
странах проблемы экологии могут
поставить под вопрос успех процесса
развития, а средства на изменение
ситуации отсутствуют. В наиболее развитых
странах существующая система потребления
ведет к такому истощению ресурсов
не только своих, но и других стран,
которое создает угрозу будущему развитию
во всем мире. Это свидетельствует, что
международная защита окружающей среды
касается всех аспектов развития общества
и является жизненно важной для всех стран,
независимо от уровня их развития. Поэтому
такая защита должна стать элементом международной
политики любого государства. Поскольку
национальные части окружающей среды
образуют единую глобальную систему, постольку
защита ее должна стать одной из главных
целей международного сотрудничества
и составным элементом концепции международной
безопасности. Все вышесказанное стимулирует
динамичное развитие международного экологического
права. Заслуживает внимания особенность
этого развития, состоящая в большой роли
общественности и средств массовой информации.
Многие международные акты в сфере международной
защиты окружающей среды принимаются
правительствами. Массовые движения в
защиту природы, различные партии "зеленых"
становятся все более влиятельными.
Позиция правительств в отношении международной защиты окружающей среды
Позиция правительств
объясняется различиями в интересах.
Международная защита окружающей среды
весьма дорогостояща. Она отрицательно
сказывается на конкурентоспособности
товаров. Мероприятия на своей территории
не препятствуют трансграничному загрязнению.
Например, российские заводы на Кольском
полуострове наносят ущерб окружающей
среде Норвегии. В 1996 г. Россия заключила
соглашение о финансировании Норвегией
установления фильтров на металлургическом
комбинате на Кольском полуострове. В
общем международная проблема решаема
лишь в глобальном масштабе, а это требует
колоссальных средств.
Принципы международного экологического права
Международное экологическое
право начало складываться как обычное
право, прежде всего, это касается его
норм и принципов. Именно так утвердился
основной принцип международного экологического
права -- принцип
ненанесения вреда природе другого государства
действиями, совершаемыми на собственной
территории. Сложился наиболее общий принцип
-- принцип защиты окружающей среды.
Идет становление принципа
ответственности за нанесение вреда природе
другого государства. Особо отмечу кардинальный
принцип, который был сформулирован
в Декларации Конференции ООН по окружающей
человека среде 1972 г. следующим образом: "Человек
обладает основным правом на свободу,
равенство и должные условия жизни, на
окружающую среду такого качества, которое
дает возможность жить достойно и благополучно".
Международное экологическое
право тесно связано не только
с правами человека, но и с другими
отраслями международного права. Следует
подчеркнуть, что защита окружающей
среды является принципом
также морского и космического права.
- Международные конвенции и соглашения, посвященные проблемам охраны окружающей природной среды
Международные
конвенции и соглашения известны
с 19 века. Первыми были Конвенция
по ловле устриц, заключенная
в 1839 г. между Францией и Великобританией,
Соглашение об охране морских котиков,
достигнутое в 1897 г. между Россией, США
и Японией, ряд конвенций и соглашений
по рыболовству. В начале 20 века Россией
было заключено несколько конвенций и
соглашений по охране перелетных птиц
и защите растений от вредителей и болезней.
В
первые годы советской власти
были подписаны соглашения с
Финляндией о рыболовстве и
пограничных водах, с Афганистаном
о совместном использовании водных
ресурсов, конвенция с Турцией
о предотвращении занесения эпизоотий,
многосторонняя конвенция с Афганистаном
и Ираном по защите растений,
а также по борьбе с саранчой.
Особенно
быстро развивалось международное
сотрудничество после второй
мировой войны. В этот период
было заключено более 250 международных
договоров, соглашений и конвенций,
имеющих природоохранное значение.
Среди них исключительную роль играет
Московский договор (1963г.) о запрещении
испытания ядерного оружия в атмосфере,
космическом пространстве и под водой,
который подписали боле 100 стран. Важное
значение имеет Конвенция о международной
торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися
под угрозой исчезновения, подписанная
в 1973 г. более чем 80 странами.
В итоге встречи комиссии
Гора – Черномырдин 23 июня 1995 г. было
подписано двустороннее соглашение по
развитию сотрудничества между США и Россией
в области охраны окружающей среды. Новое
соглашение подписано взамен соглашения
1972 г. по окружающей среде между СССР
и США и также будет курироваться EnvironmentProtectionAgency
(USEPA).
Научно-исследовательские
учреждения и ученые России, а
также других стран СНГ принимают
участие в реализации ряда
международных программ, в частности
программы ЮНЕСКО (специализированный
орган ООН по вопросам образования,
науки, культуры) «Человек и
биосфера». Организация объединенных
наций (ООН) постоянно уделяет
внимание проблемам охраны природы.
- в 1962 г. на 17 сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята специальная резолюция «Экономическое развитие и охрана природы», в которой подчеркивалось, что охрана природы – непосредственный долг государств – членов ООН и что мероприятия по сохранению природных ресурсов должны осуществляться одновременно с экономическим развитием.
- в 1972 г. в Стокгольме состоялась конференция ООН по вопросам охраны окружающей среды, которая приняла Декларацию об охране окружающей среды и объявила 5 июня - Международным днем охраны окружающей среды.
- с 1973 г. приступило к работе учреждение «Программа ООН по окружающей среде» (ЮНЕП), которое организует и координирует исследования по охране окружающей среды, в частности создание системы станций слежения (мониторинга) за состоянием биосферы во всем мире.
- в 1981 году Генеральная Ассамблея ООН по инициативе бывшего СССР приняла резолюцию «Об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для нынешнего и грядущего поколений», в которой отмечается пагубное последствие для природной среды гонки вооружений.
- в1982 г. Генеральная Ассамблея ООН одобрила «Всемирную хартию
природы», возлагающую на
все государства ответственность
за сохранение нашей планеты и
ее природных богатств. В хартии
нашли отражение важные положения
о необходимости сокращения вооружений,
избавления человечества от опасной
войны, особенно от угрозы ядерной катастрофы.
Специализированные органы ООН –
ЮНЕСКО, ФАО (Организация по вопросам
продовольствия и сельского хозяйства),
ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения)
и др. также много внимания уделяют
охране природы. Так, одно из главных
направлений работы ЮНЕСКО – просвещение
и подготовка специалистов в
области охраны природы, популяризация
положительного опыта и новейших
методов рационального и комплексного
использования природных ресурсов,
проведение научных исследований по
различным проблемам охраны природы.
Санитарно гигиеническим аспектам охраны
окружающей среды большое внимание уделяет
ВОЗ. Эта организация провела ряд конференций
по выявлению источников загрязнения
атмосферы и воды и методам борьбы с ними
на основе опыта различных стран.
Среди
международных организаций особое
место занимает созданный в
1948 г. по инициативе ЮНЕСКО Международный
союз охраны природы и природных ресурсов
(МСОП). Эта авторитетная организация –
основной научный советник и консультант
ООН по проблемам охраны живой природы.
На 1 января 1991 г. в МСОП входило 636 государственных
и общественных организаций из 118 стран
и 45 международных организаций, таких,
как ЮНЕСКО, Всемирный фонд охраны дикой
природы, Международный совет по охране
птиц, Комитет по охране природы Тихого
океана, Международная федерация молодежи
по охране природы, Международная федерация
ландшафтных архитекторов и др. От СНГ
в нем представлены Министерства природных
ресурсов РФ, Институт эволюционной экологии
и морфологии животных (ИЭЭМЖ) Российской
академии наук.
Широкую
известность получила Красная
книга, созданная комиссией охраны
редких и исчезающих видов
животных и растений, содержащие
сведения о состоянии популяций,
находящихся под угрозой исчезновения
видов, а также рекомендации
по их восстановлению. Зеленая
книга, составленная также этим
союзом, включает много ценной информации
о редких и уникальных ландшафтах. МСОП
выпускает справочники о национальных
парках, резерватах и заповедниках во
всем мире. Постоянное внимание эта организация
уделяет разработке экологических принципов
долгосрочных прогнозов воздействия на
биосферу при осуществлении крупных проектов
преобразования природы.
Вопросы сотрудничества в области
охраны окружающей среды рассматриваются
и на уровне глав государств.
Так, президенты РФ и США
сделали совместное заявление
о своей готовности всемерно
способствовать осуществлению двусторонней
инициативы по сохранению уникальной
экосистемы – озера Байкал. В
другом совместном заявлении
(ноябрь, 1994г.) президенты обоих государств
поддержали идею создания российско-американского
международного парка в районе
Берингова моря – одного из
наиболее продуктивных морских
бассейнов, на долю которого
приходится почти 10% ежегодного
улова во всем мире.
Подписаны
Конвенция по охране и использованию
трансграничных водотоков и международных
озер (март, 1992 г.) и др. Совет Европы – это
правительственная организация регионального
уровня, объединяющая более 30 государств
Европы и действующая в интересах европейского
единства. Начало деятельности Совета
Европы в области охраны окружающей среды
относится к 1962 г., когда были созданы Комитет
экспертов по охране природы и ландшафта
и Европейский комитет по охране природы
и природных ресурсов.
В
целях выполнения обязательств
по реализации Конвенции ООН об изменении
климата и предотвращения отрицательных
последствий изменения климата для здоровья
населения и экономики страны Правительство
РФ в октябре 1996 года утвердило Федеральную
целевую программу «Предотвращение опасных
изменений климата и их отрицательных
последствий». Конечная цель конвенции
заключается в том, чтобы добиться стабилизации
концентрации парниковых газов в атмосфере
на таком уровне, который не допускал бы
опасного антропогенного воздействия
на климатическую систему. По международным
экспертным оценкам, ожидаемый ущерб от
изменения климата, при отсутствии адекватных
мер по предотвращению отрицательных
последствий его изменения, превысит ущерб,
наносимый в настоящее время в результате
стихийных бедствий и загрязнения окружающей
среды. Для условий РФ экономический эффект
от реализации программы будет в 2-3 раза
превосходить затраты на ее осуществление.
Реализация программы позволит выполнить
обязательства РФ по Конвенции.
- Участие России в международном сотрудничестве
В соответствии со статьей 92
Закона «Об охране окружающей природной
среды» «Принципы международного сотрудничества
в области охраны окружающей природной
среды» Российская Федерация исходит
в своей политике в области
охраны окружающей природной среды
из необходимости обеспечения всеобщей
экономической безопасности и развития
международного природоохранного сотрудничества
в интересах настоящего и будущего
поколений и руководствуется
следующими принципами:
- каждый человек имеет право на жизнь в наиболее благоприятных экологических условиях;
- каждое государство имеет право на использование окружающей природной среды и природных ресурсов для целей развития и обеспечения нужд своих граждан;
- экологическое благополучие одного государства не может обеспечиваться за счет других государств или без учета их интересов;
- хозяйственная деятельность, осуществляемая на территории государства, не должна наносить ущерб окружающей природной среде, как в пределах, так и за пределами его юрисдикции;
- недопустимы любые виды хозяйственной и иной деятельности, экологические последствия которой непредсказуемы;
- должен быть установлен контроль на глобальном, региональном и национальном уровнях за состоянием и изменениями окружающей природной среды и природных ресурсов на основе международно признанных критериев и параметров;
- должен быть обеспечен свободный и беспрепятственный международный обмен научно-технической информацией по проблемам окружающей природной среды и передовых природосберегающих технологий;
- государства должны оказывать друг другу помощь в чрезвычайных экологических ситуациях;
- все споры, связанные с проблемами окружающей природной среды, должны разрешаться только мирными средствами.