Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 07:45, дипломная работа
Цель работы заключается в анализе законодательства о редких и исчезающих видах животных и растений, исследовании теоретических и практических проблем в данной сфере, определении путей
Поставленная цель исследования достигается путем решения следующих задач:
-изучения законодательства о животном мире, в том числе о редких и исчезающих видах животных и растений как объекте особой охраны;
-выявления особенностей становления и развития, правовых мер охраны редких и исчезающих видов животных;
-анализа правовых требований и организационного механизма охраны редких и исчезающих видов животных;
-сравнения различных видов юридической ответственности за нарушение законодательства об охране редких и исчезающих видов животных;
-раскрытия проблем региональной охраны редких и исчезающих видов животных;
-определения направлений международного сотрудничества, в области охраны редких и исчезающих видов животных.
______________________________
Факультет: Юридический
Специальность: ______________ Юриспруденция
«к защите» ______________________
______________________________
«____» ___________________2012 г.
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Тема:Правовая охрана редких, исчезающих видов растений и животных
Студент: |
______________________________ | |
(роспись) |
||
Научный руководитель: |
_________________ (роспись) |
______________________________ |
Якутск
2012
Введение
Актуальность темы выпускной квалификационной работы. Развитие права в целом как ответной реакции на возникающие проблемы общества требует научного освещения и обоснования. Это необходимо для того, чтобы знать, «насколько современный уровень развития права соответствует потребностям общества в достижении целей охраны природы», и по какому пути должно идти его дальнейшее развитие.
Проблемы правовой охраны, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов охватывают необычайно широкий круг вопросов и неразрывно связаны с перспективами благосостояния и развития человеческого общества, уровнем научно-технического прогресса, образования и культуры населения. Несмотря на то, что в настоящее время им придается как никогда серьезное значение и важность их понятна, многие из этих вопросов весьма далеки от необходимой полноты решения. Особенно это относится к проблемам охраны и устойчивого использования растительного и животного мира. В этой области знания и практики, несмотря на значительный прогресс и достигнутые в последние годы определенные успехи в плане сохранения достаточно обширного числа видов, ценных в хозяйственном отношении, одной из основных, острых и животрепещущих проблем остается сохранение всего видового многообразия живых существ и прежде всего генофонда редких биологических видов и видов, находящихся под угрозой исчезновения.
Объект исследования. Объектом исследования данной работы являются общественные отношения в сфере правовой охраны редких и исчезающих видов животных и растений.
Предмет исследования составляет законодательство о редких и исчезающих видах животных и растений, о животном мире, об особо охраняемых природных территориях, обеспечивающих охрану среды обитания редких и исчезающих видов животных, а также практическая исполнительно-распорядительная деятельность государственных органов по реализации законодательства.
Цель работы заключается в анализе законодательства о редких и исчезающих видах животных и растений, исследовании теоретических и практических проблем в данной сфере, определении путей
Поставленная цель исследования
достигается путем решения
-изучения законодательства о животном мире, в том числе о редких и исчезающих видах животных и растений как объекте особой охраны;
-выявления особенностей
становления и развития, правовых
мер охраны редких и
-анализа правовых требований и организационного механизма охраны редких и исчезающих видов животных;
-сравнения различных
видов юридической
-раскрытия проблем
-определения направлений
международного сотрудничества, в
области охраны редких и
Методологическую основу данной работы составляли общенаучные методы анализа и синтеза, обобщения и аналогии. Использовались также специальные и частные методы: формально-логический, сравнительно правовой, исторический, прогнозирования в целях выявления направлений совершенствования российского законодательства в области охраны редких и исчезающих видов животных и растений.
Теоретической основой исследования послужили научные труды по теории государства и права, экологического права, а также относящиеся к предмету исследования работы по уголовному и гражданскому праву. Были изучены нормативные правовые акты по фаунистическому, природоохранному и природоресурсному законодательству, научно-практические комментарии и судебная практика.
Нормативную базу исследования составляют Конституция Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, Конвенции, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации.
Научная новизна исследования. Отдельные аспекты правовой охраны редких и исчезающих видов животных рассматривались в науке советского экологического права в 70-80-е годы. Произошедшие впоследствии изменения политического и экономического уклада жизни страны и связанные с этим процессы реформирования российского экологического законодательства, потребовали дальнейшей разработки темы, с включением в нее вопросов, ранее не являвшихся предметом всестороннего научного анализа.
ГЛАВА I. Понятие и сущность правовой охраны редких, исчезающих видов животных и растений
Правовая охрана редких, исчезающих видов животных и растений - это закрепленная законом система мер, направленных на сохранение биологического разнообразия и обеспечение устойчивого существования животного мира, а также на создание условий для непрерывного использования и воспроизводства объектов животного мира.
Необходимыми условиями осуществления деятельности по охране животного мира являются разработка и реализация федеральных и территориальных государственных программ по охране животного мира и среды его обитания; ведение государственного учета, государственного кадастра и экологического мониторинга объектов животного мира.
Пользователи животным миром обязаны ежегодно проводить учет используемых ими объектов животного мира и объемов их изъятия и представлять эти данные в компетентные государственные органы, ведущие учет и кадастр объектов животного мира. Государственный мониторинг объектов животного мира необходим для своевременного выявления изменений в состоянии животного мира, предупреждения и устранения последствий негативных процессов и явлений в целях сохранения биологического разнообразия, рационального использования животного мира1.
Организация и осуществление
указанной деятельности регламентируется
Постановлением Правительства РФ «О
порядке ведения
Обязательной мерой охраны животного мира является государственная экологическая экспертиза, предшествующая принятию хозяйственных решений, способных повлиять на животный мир и среду его обитания. Обязательной государственной экспертизе подлежат удобрения, пестициды и биостимуляторы роста растений, а также материалы, обеспечивающие объемы (квоты, лимиты) изъятия объектов животного мира и проведение работ по акклиматизации и гибридизации этих объектов. Она осуществляется государственным органом по охране окружающей природной среды при участии органов по охране животного мира.
В целях обеспечения соблюдения всеми юридическими лицами и гражданами требований законодательства РФ о животном мире осуществляется государственный контроль органами общей и специальной компетенции (Министерства сельского хозяйства РФ, Государственного комитета РФ по охране окружающей среды, Федеральной службы лесного хозяйства России и др.), особое место среди которых занимают специализированные подразделения - охотничьи инспекции, рыбоохрана и др.2
Животный и растительный мир как объект правового регулирования представляет собой совокупность живых организмов всех видов диких животных и растений, постоянно или временно населяющих территорию страны и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ (ст. 1 ФЗ «О животном мире»).
Из данного понятия животного мира следует, что животные, которые относятся к объектам правовой охраны, должны обладать рядом признаков.
Во-первых, речь идет только
о диких животных и, во-вторых, о
тех, которые обитают в состоянии
естественной свободы (на суше, в воде,
в атмосфере и в почве). Отношения
по поводу сельскохозяйственных и других
одомашненных животных, а также животных,
содержащихся в неволе, регулируются
не экологическим, а гражданским
и иными отраслями
Под животными понимаются
все организмы животного
Таким образом, понятие животного мира охватывает не все живые организмы, находящиеся на территории страны, но является достаточно широким, поскольку распространяется не только на наиболее ценную в экономическом отношении часть дикой фауны - объекты охоты и рыболовства (диких зверей, птиц и рыб), - но и на многих других ее представителей.
Животный и растительный мир РФ в пределах ее территории является государственной собственностью. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию в отношении животных и растений на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне.
Это означает, что животный и растительный мир РФ изъят из гражданского оборота, а сделки по отчуждению объектов животного и растительного мира (продажа, залог и др.), нарушающие в прямой или скрытой форме право государственной собственности на животный и растительный мир, недействительны. Оборотоспособность диких животных допускается лишь в отдельных случаях по специальным разрешениям (распорядительным лицензиям), выдаваемым компетентными государственными органами4.
Объекты животного мира, изъятые из естественной среды обитания, могут находиться в частной, муниципальной, государственной или иных формах собственности. Владение, пользование и распоряжение такими объектами регулируется гражданским законодательством.
ГЛАВА II. Современное положение правовой охраны редких, исчезающих видов растений и животных в мире
Отношения в области охраны и использования животного мира, а также в сфере сохранения и восстановления среды его обитания в целях обеспечения биологического разнообразия, устойчивого существования животного мира, сохранения генетического фонда диких животных и защиты животного мира, регулируется как универсальными, так и двусторонними соглашениями, в большинстве из которых участвует наше государство. Конвенции определяют объекты животного мира, порядок их использования, устанавливают меры по охране среды их обитания, предусматривают формы государственного регулирования использования живых ресурсов. Так, целями Конвенции о биологическом разнообразии 1992 г. являются сохранение биологического разнообразия, устойчивое использование его компонентов и совместное получение на справедливой и равной основе выгод, связанных с использованием генетических ресурсов. Государства определяют компоненты биологического разнообразия, принимают меры по их сохранению и рациональному их использованию, осуществляют оценку воздействия и сведение к минимуму неблагоприятных последствий, регулируют применение биотехнологий и пр. Международно-правовая охрана животного и растительного мира развивается по следующим основным направлениям: 1) охрана природных комплексов. Например, в соответствии с Конвенцией о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, 1971 г. государства определили на своей территории соответствующие водно-болотные угодья и включили их в специальный Список, переданный на хранение в Международный союз по охране природы и природных ресурсов. Конвенция предусматривает проведение периодических конференций стран-участниц по выполнению ее положений; 2) охрана редких и исчезающих видов животных и растений. Международное сотрудничество в этой сфере осуществляется, в частности, на основании Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, 1973 г. К Конвенции имеются три Приложения. Приложение I содержит перечень видов, находящихся под угрозой исчезновения, торговля которыми оказывает на их существование неблагоприятное влияние. В Приложении II перечислены виды, могущие оказаться под угрозой исчезновения, если торговля ими не будет строго контролироваться. В Приложении III указаны виды, торговлю которыми необходимо контролировать. Конвенция устанавливает правила государственного регулирования торговли редкими видами фауны и флоры. В соответствии с Соглашением о сохранении белых медведей 1973 г. запрещена добыча белых медведей, кроме случаев использования их в научных целях, местным населением с использованием традиционных методов охоты и некоторых других. Запрещен также экспорт, импорт и доставка на территорию, а также торговля на территории участников Конвенции белых медведей и полученной из них продукцией (шкур и т.п.). По Соглашению между Правительством РФ и Правительством США о сохранении и использовании чукотско-аляскинской популяции белого медведя 2000 г. государства обязались прилагать все необходимые усилия для сохранения мест обитания белого медведя, обращая особое внимание на районы нахождения берлог и места концентрации белых медведей во время добычи корма и миграций. Для этого принимаются меры по предотвращению утраты или разрушения мест обитания, которое приводит или может привести к гибели белых медведей, снижению продуктивности или долгосрочному сокращению численности чукотско-аляскинской популяции белого медведя; 3) обеспечение рационального использования природных ресурсов. Например, Конвенция о сохранении живых ресурсов Антарктики 1980 г., гласит, что любой промысел и связанная с ним деятельность в районе к югу от 60-0 южной широты должны подчиняться следующим принципам: предотвращение сокращения численности вылавливаемой популяции до уровней, ниже которых не обеспечивается ее устойчивое пополнение; восстановление истощенных популяций; сведение до минимума опасности изменений в морской экосистеме, чтобы было возможным устойчивое сохранений морских живых ресурсов Антарктики. На основании норм Конвенции создана Комиссия по сохранению морских живых ресурсов Антарктики, в задачи которой входит сбор информации об использовании ресурсов Антарктики и координация соответствующей деятельности государств-участников5.