Правовая охрана редких и находящихся под угрозой исчезновений растений и животных

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 07:45, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы заключается в анализе законодательства о редких и исчезающих видах животных и растений, исследовании теоретических и практических проблем в данной сфере, определении путей
Поставленная цель исследования достигается путем решения следующих задач:
-изучения законодательства о животном мире, в том числе о редких и исчезающих видах животных и растений как объекте особой охраны;
-выявления особенностей становления и развития, правовых мер охраны редких и исчезающих видов животных;
-анализа правовых требований и организационного механизма охраны редких и исчезающих видов животных;
-сравнения различных видов юридической ответственности за нарушение законодательства об охране редких и исчезающих видов животных;
-раскрытия проблем региональной охраны редких и исчезающих видов животных;
-определения направлений международного сотрудничества, в области охраны редких и исчезающих видов животных.

Файлы: 1 файл

Готовая дипломная.docx

— 106.23 Кб (Скачать)

 

Некоторые выводы и предложения.

Установление юридической  ответственности за нарушения законодательства в области охраны и использования  животного мира (в том числе  по краснокнижным видам) – это элемент государственной политики, выработка которой возложена на Минприроду России. Судя по предложенным этим министерством изменениям законодательства об ответственности, ясной, осмысленной государственной политики  не прослеживается.

  В целом для России  на современном этапе развития  характерны достаточно развитое  законодательство, пробельность составов правонарушений, слабость санкций и неэффективная система контроля и надзора за выполнением законодательства по краснокнижным видам.

Среди санкций за подавляющую  часть нарушений законодательства по видам, занесенным в Красную книгу  Российской Федерации, преобладают  административные меры воздействия  и лишь за отдельные правонарушения – уголовные по статье за незаконную охоту. С учетом особой значимости охраны видов, занесенных в Красную книгу  Российской Федерации, широкой распространенности нарушений и причиняемого вреда, характера социально-экологических  и других последствий правонарушений в этой сфере, превентивного воздействия  и других факторов, представляется, что должно быть наоборот – за большую часть противоправных деяний в этой сфере должна наступать уголовная ответственность и лишь за менее значительные проступки – административная. В УК РФ должна быть специальная статья с серьёзными санкциями по большинству составов правонарушений, фигурирующих ныне в ст. 8.35 КоАП РФ. Ни статья УК РФ за незаконную охоту, ни статья о контрабанде, по нашему мнению, не в состоянии обеспечить в комплексе надлежащую правовую защиту краснокнижных видов и выразить отношение государства к нарушениям законодательства в этой сфере.

Нуждаются в совершенствовании  Методика исчисления размера вреда, причиненного объектам животного мира, занесенным в Красную книгу РФ, а также по иным объектам животного  мира (объектам охоты, а также видам, не относящимся к объектам охоты и рыболовства) в части введения в расчеты размера ущерба от недополученного потомства.

Необходимо восстановить в Федеральном законе «О животном мире» положение, которое предусматривало, что при невозможности изъятия  незаконно добытой продукции  с виновных лиц взыскивается ее стоимость.

Существенными недостатками регионального законодательства о  краснокнижных видах является неполнота юридических актов, они не охватывают все аспекты правового регулирования этих правоотношений, особенно по вопросам ответственности. Органам государственной власти большинства субъектов РФ целесообразно принять меры по разработке и принятию полных комплектов документов, регламентирующих вопросы правового обеспечения региональных Красных книг, а также установлению ответственности за их нарушение. Ускорению и более качественному выполнению этой работы мог бы способствовать модельный (примерный) комплект документов по правовому обеспечению Красных книг субъектов РФ, разработку которого целесообразно поручить Минприроды России.

Нарушения законодательства об охране краснокнижных видов весьма распространены, а их выявляемость низка. Для уяснения причин низкой раскрываемости правонарушений в области охраны и использования млекопитающих и птиц (в том числе видов, занесенных в Красную книгу РФ и ее субъектов), повышения эффективности юридической ответственности, целесообразно рекомендовать Минприроды России организовать проведение специальных исследований.

Для исключения случайной  добычи краснокнижных видов необходимо также восстановить сдачу охотниками экзамена по охотминимуму (а не ознакомление с ним под роспись, как сейчас), а также принять меры по ускорению замены ногозахватывающих капканов гуманными, которые практически полностью исключают непреднамеренную добычу неохотничьих видов58

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Краткий определитель животных и растений, включенных в приложения СИТЕС: Учебно-методическое пособие. М., 1999. Гл.4-5, ст. 50-54

2 Постановление Правительства РФ «О специально уполномоченных государственных органах по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания» от 19 января 1998 № 67.

3 Ст. 4 Федерального закона «Об исключительной экономической зоне РФ», Федерально­го закона «О континентальном шельфе РФ».

4 См., например, Порядок выдачи разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ, утвержден­ный Постановлением Правительства РФ от 19 февраля 1996.

5 БИРЮКОВ П.Н. Международное право: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2002, Гл. 24, § 4

6 Тема подготовлена с использованием СПС «КонсультантПлюс».

7 Например, Красная книга государств-участников СНГ. Россия присоединилась к соглашению о Книге редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений государств-участников СНГ (постановление Правительства РФ от 13 августа 1996 г. № 952).

8 Красная книга севера Дальнего Востока России. - М.: «Пента».- 1998. – 292 с. Ее издали четыре субъекта РФ: Магаданская и Камчатская области, Корякский и Чукотский автономные округа.

9 Приказ Минсельхоза СССР от 16 октября 1974 г. № 428 «О Книге редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений СССР – Красной книге СССР» // Сборник нормативных актов по охране природы. – М., 1978. С. 459–460.

10 Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «Об охране окружающей среды».

11 Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ (ред. от 24.07.2009) «О животном мире».

12 Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ (ред. от 31.05.2010) «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

13 Приказ Госкомэкологии РФ от 19 декабря 1997 г. № 569 (ред. от 09.09.2004) «Об утверждении перечней (списков) объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и исключенных из Красной книги Российской Федерации».

14 Приказ Госкомэкологии РФ от 12 мая 1998 г. № 290 (ред. от 11.02.2000) «Об утверждении приложений к Красной книге Российской Федерации».

15 Перечень объектов животного мира, исчезнувших в Российской Федерации. Приложение № 1 к приказу Госкомэкологии России от 12 мая 1998 г. № 290 (ред. от 11.02.2000).

16 Перечень объектов животного мира, нуждающихся в особом внимании к их состоянию в природной среде. Приложение № 2 к приказу Госкомэкологии России от 12 мая 1998 г. № 290 (ред. от 11.02.2000).

17 Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации за 2007 год» // http://www.mnr.gov.ru/part/?pid=1032.

18 Об усилении ответственности за нарушения правил охоты, уклонение от обязательной сдачи государству, незаконную продажу, скупку и переработку пушнины. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 15 декабря 1972 г.

19 Уголовный кодекс РСФСР. Принят Верховным Советом РСФСР 27 октября 1960 г.

20 Типовые правила охоты в РСФСР. Утверждены Начальником Главного управления охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР Н. Елисеевым 
10 июля 1961 г.; Типовые правила охоты в РСФСР. Утверждены приказом Главохоты РСФСР от 1 марта 1974 г. № 66. – М.: Главохота РСФСР, 1974. – 21 с.

21 Приказ Главохоты РСФСР от 27 мая 1975 г. № 203 «Об усилении охраны редких животных» // Сборник нормативных материалов по охотничьему хозяйству. – М., 1984. С. 59–61.

22 Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 7 июля 1983 г. № 4 «О практике применения судами законодательства об охране природы».

23 Государственный доклад МПР РФ «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2006 году» // СПС «КонсультантПлюс»; Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2009 году». М., 2010. С. 412-416 // http://www.mnr.gov.ru/part/?act=more&id=6383&pid=153.

24 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. № 14 (ред. от 06.02.2007) «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения».

25 Полужирным курсивом выделены предложенные Минприроды России изменения. См.: Проект Федерального закона Российской Федерации «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 21.01.2011) // http://www.mnr.gov.ru/part/?act=more&id=6272&pid=1059.

26 Краев Н.В., Краева В.Н. Обзор региональных законов в сфере охоты // Колбасовские чтения: Современные проблемы экологического права и природоохранного законодательства. Сборник научных статей II Международной научно-практической конференции. – Чебоксары, 2010. С. 30-38.

27 Камчатских браконьеров ждёт более суровое наказание (сообщение от 25.02.2011) // http://rpn.gov.ru/node/2914.

28 Задержаны подозреваемые в незаконной охоте в заказнике в Приморье (сообщение от 15.02.2011) // http://rpn.gov.ru/node/2847.

29 Полужирным курсивом выделены предложенные Минприроды России дополнения ст. 8.35 КоАП РФ. Проект Федерального закона Российской Федерации «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 21.01.2011) // http://www.mnr.gov.ru/part/?act=more&id=6272&pid=1059.

30 См, например: Снытко Е.М. Уголовная ответственность за браконьерство. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. – М., 2004. С. 20.

31 Улитин А.А. Охота и закон. – М., 1987. С. 230–233.

32 Приказ Минприроды РФ от 4 мая 1994 г. № 126 «Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный незаконным добыванием или уничтожением объектов животного и растительного мира».

33 В соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ (ред. от 24.07.2009) «О минимальном размере оплаты труда» с 1 января 2001 года для исчисления размера ущерба используется базовая сумма МРОТ, равная 100 рублям. В этой части изменений в закон до сих пор не внесено.

34 Приказ МПР РФ от 28 апреля 2008 г. № 107 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного объектам животного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, а также иным объектам животного мира, не относящимся к объектам охоты и рыболовства и среде их обитания».

35 Решение Мирового судьи судебного участка № 106 в Новосёловском районе Красноярского края от 3 октября 2007 г.

36 Решение Адамовского районного суда Оренбургской области от 25 марта 2010 г. по делу № 2-34; кассационным определением судебной коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда от 5 мая 2010 г. указанное решение оставлено без изменений.

37 Таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный гражданами, юридическими лицами и лицами без гражданства уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, во внутренних рыбохозяйственных водоемах, внутренних морских водах, территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Утверждены постановлением Правительства РФ от 26 сентября 2000 г. № 724.

38 Методика подсчета ущерба, нанесенного рыбному хозяйству в результате сброса в рыбохозяйственные водоемы сточных вод и других отходов. Утверждена Минрыбхозом СССР 16 августа 1967 г. № 30-1-11; Методика подсчета ущерба, нанесенного рыбному хозяйству в результате нарушения Правил рыболовства и охраны рыбных запасов. Утверждена Минрыбхозом СССР 12 июля 1974 г. № 30-2-02).

39 См.: Краткий определитель животных и растений, включенных в приложения СИТЕС: Учебно-методическое пособие. – М., 1999. С. 2; Парламентская газета. 2001. 20 января. № 12. С. 3; Природные ресурсы и охрана окружающей среды России (Аналитический доклад). – М.: Изд-во НИА-Природа и РЭФИА, 2001. – С. 209.

40 Дёжкин В. Незаконная торговля дикими животными // «Зеленый мир». 2008. № 5–6; http://biodat.ru/doc/lib/degkin35.htm.

41 Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды Российской Федерации в 1997 году // http://www.mnr.gov.ru/text/4/Gosdoklad97.

42 Электронный бюллетень «Лесное обозрение». 2002. № 15, ч. 2. (7 октября – 13 октября 2002 г.) со ссылкой на источник: Cristian Science Monitor, 07.10.2002.

43 Экосводка Пресс-службы ЦКИ Международного Социально-экологического Союза от 8 октября 2002 г. № 32 (250) // http://www.seu.ru/svodka.

44 ЭкоПравда-Казахстан. 2002. 25 апреля. № 299.

45 Улетит ли сокол в Эмираты? Интервью со старшим преподавателем кафедры товароведения и таможенной экспертизы Владивостокского филиала Российской таможенной академии Сергеем Ляпустиным 15 мая 2009 г. // http://www.holzan.falconer.ru/e/70848-uletit-li-sokol-v-emiratyi.

46 СИТЕС – 30 лет // http://news.priroda.ru/index.php. См., также Пояснительную записку к проекту Федерального закона «О регулировании оборота образцов редких и исчезающих видов диких животных и растений».

47 Медвежьи лапы скупаются китайцами как деликатесный продукт по цене 50–100 долларов за один комплект // Охота и охотничье хозяйство. 2002. № 5. С. 13.

48 Природно-ресурсные ведомости. 2002. № 17-18. С.12.

49 Природно-ресурсные ведомости. 2002. № 2. С. 4.

50 Орлов Г. Ограбление века // Охотничий вестник. 2001. № 12. С. 8–10.

51 Письмо ГТК России от 30 июля 1998 г. № 01-15/15892 «О проведении мероприятий по пресечению незаконного вывоза соколов-балабанов».

52 Орлов Г. Ограбление века // Охотничий вестник. 2001. № 12. С. 8-10.

53 Оторвали мишкам лапы. «Известия» 22.03.2004; «Коммерсантъ» 22.03.2004.

54 Маленькая точка… в большой проблеме // Охота – Национальный охотничий журнал. 2008. № 4. С. 56.

55 Шереметьевские таможенники пресекли контрабанду редких соколов (сообщение от 23.11.2010) // http://www.customs.ru/ru/press/of_news/printable.php?id286=34831&print=1.

56 С Камчатки вновь пытались вывезти «краснокнижных» кречетов (сообщение от 30.11.2010) // http://rpn.gov.ru/node/2406.

57 «Итоги работы Росприроднадзора в 2010 году и приоритетные задачи на 2011 год» http://rpn.gov.ru/node/14.

58 Например, в Комментарии к Закону о животном мире под ред. профессора С.А. Боголюбова (М.: Юстицинформ, 2002. – 368 с.) сообщается, что только в Красноярском крае за один охотничий сезон ногозахватывающими капканами непреднамеренно отлавливается до 2000 сов, 200 ястребов – тетеревятников, а в тундре – несколько тысяч мохноногих канюков и белых сов, 100-150 кречетов (С. 68).

Информация о работе Правовая охрана редких и находящихся под угрозой исчезновений растений и животных