Особенности правового регулирования недропользования

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 06:44, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы заключается в том, что недра «основа жизни и деятельности народов»1 и является частью базиса экспортируемого сырья, и необходимо знать какие проблемы могут повлиять на экономику и окружающую среду. В единой системе природной среды недра являются элементом, наиболее тесно связанных с землей. Связь недр с землёй проявляется в том, что они являются продуктами природы: непосредственно продолжают земельную территорию и содержат запасы полезных и необходимых полезных ископаемых, которые ограничены в своём объёме. Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
Общая характеристика
Недра как объект эколого-правового режима недропользования 6
Право недропользования 11
Особенности недропользования
2.1.Государственное регулирование недропользования 18
2.2. Правовой режим земельного отвода 26
Проблемы правового регулирования недропользования 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 41

Файлы: 1 файл

Особенности правового регулирования недропользования.doc

— 196.50 Кб (Скачать)

     Говоря  о использовании недр, надо упомянуть  о процессе ему предшествующему  – геолого-разведочных работах. В современное время деятельность данной службы осложнилось в следствии отмена налога на восстановления минерально-сырьевой базы (ВМСБ) в 2002 г. привела к снижению прироста запасов минерального сырья в 1,5 раза. Компании на 90% финансировали геологоразведку за счет ВМСБ и лишь на 10%. Отмена ВМСБ привела к обвальному спаду в отечественной геологоразведки, вопреки инициаторам отмены налога, компании не тратят свои доходы на поиски и разведку новых месторождений. Это говорит о недальновидности, и нежелании тратить лишние деньги на необходимые поиски будущих месторождений. На фоне разрушения геологоразведки происходит активное вытеснение российских сервисных компаний западными конкурентами. Этому способствует политика руководства ряда (особенно нефтегазовых) компаний, отказывающихся от проведения открытых тендеров при реализации проектов, что не позволяет обеспечить равноправное участие в них российских сервисных компаний. Естественно, что «иностранные компании используют западное оборудование и усиливает технологическую зависимость российского минерально-сырьего комплекса от импорта»23. Это все негативно влияет на производстве геолого-разведочного оборудовании. С 202 до 151 комплекта снизилось за год производство установок для геофизического и поискового бурения. Спад производства был бы еще большим, но ряду предприятий удалось переориентироваться на экспортные поставки. Обеспеченность работ кадрами для геологического изучения недр не превышает 13% от их обеспеченности в передовых зарубежных странах. Недопустимо снижены полномочия и роль Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых (ГКЗ), а ее ведомственная подчиненность несовместима с ролью независимого экспертного органа.

       Кроме того, социальная защищенность работников геологических предприятий находится на низком уровне. Их деятельность в сложных природных, зачастую экстремальных условиях не компенсируется ни уровнем зарплаты, ни соответствующим медицинским обслуживанием, ни пенсионным обеспечением. Эти и другие факторы привели к резкому снижению престижа специальностей геологического профиля, оттоку кадров в иные сферы деятельности и возникновению их дефицита.

     Все это требует переосмысления положения  дел в минерально-сырьевом комплексе, создания новой законодательной  базы, которая была бы ориентирована  не только на недропользование, но, в  первую очередь, на исследование недр и обеспечение перспективы развития комплекса на длительную перспективу, защиту отечественной минерально-сырьевой базы от хищнической эксплуатации и разбазаривания.  

      

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Охрана  недр тесно связана и переплетается  с правовым регулированием отношений  по их использованию, т.к. задачей такого регулирования является обеспечение научно обоснованного, рационального использования недр, которое включает охрану недр в качестве своей составной части. В связи с этим то или иное нарушение порядка по использованию недр зачастую выступает и как определенное нарушение правил по охране недр. 

     Основными требованиями по охране недр являются: обеспечение полного и комплексного изучения недр, соблюдение установленного порядка предоставление недр в пользование  и недопущения самовольного пользования недрами; наиболее полное извлечение из недр и рациональное использование запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и содержащихся в них компонентов; недопущение вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами, на сохранность запасов полезных ископаемых; охрана месторождений полезных ископаемых от затопления. Пожаров и от других факторов, снижающих качество полезных ископаемых; предупреждение необоснованной и самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и т.д.

       Обеспечение устойчивого развития России в условиях глобализации ресурсных и экологических проблем требует незамедлительного осмысления места и роли отечественной минерально-сырьевой базы в этом процессе. Эффективная политика России в сфере национальной минерально-сырьевой безопасности требует учёта последствий глобализации минерально-сырьевых ресурсов и определения роли нашей страны в будущем мировом минерально-сырьевом обеспечении.

     В сфере строительства необходимо утвердить новые ГОСТы, особенно создания новых способов и приемов разработки операционных базисов (сооружение газовых и нефтяных трубопроводов, хранилищ, прокладка линий метрополитена и т.д.).

     Перед нами стоит задача остановить хищническое  разграбление недр России, разведанных исключительно в советское время, что опережающая разведка запасов полезных ископаемых практически прекращена и через несколько лет добывать будет нечего, а состояние минерально-сырьевого комплекса РФ вскоре будет похоже на разлагающийся труп. Необходимо создать условия для бизнеса, которые позволяли бы добывать полезные ископаемые в сложных, труднодоступных условиях. Но, как часто это бывает, государству придется подтолкнуть, а порой заставить частный сектор развивать новые технологии. В новой редакции Закона о недрах предполагается оставить конкурс, чтобы выбирать компании, тратящие свои доходы на использование и развитие новых технологических технологий.   Используя окружающую природу, человек превратил Землю в полигон своих испытаний. Интенсивность человеческого воздействия на природу становится все сильнее. Человек наконец должен сознательно принять на себя ответственность за дальнейшую судьбу биосферы – таково необходимое условие развития цивилизации.

 

      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИИ  

     Нормативно правовые акты

     1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г.// Российская газета 1993. 25 декабря.

     2. Федеральный закон от 21 февраля 1992г. № 2395-1-ФЗ «О недрах» (в ред. от 17.07.2009)// СЗ РФ. 1992. № 13. Ст.1357.

     3. Гражданский Кодекс РФ: часть первая от 30 ноября 1994г. (в ред. от 29.07.2004) // СЗ РФ 1994. № 23. Ст. 3476. 

     4. Федеральный закон от 23 ноября 1995  "Об экологической экспертизе" (ред. от 08.05.2009) //  РГ 1995. № 23. ст.7.

     5. Федеральный закон от 30 ноября 1995г. № 187- ФЗ «О континентальном шельфе РФ» (в ред. от 18.07.2008)// СЗ РФ 1995.№23.ст.178

     6. Федеральный закон от 30 декабря 1995 № 225-ФЗ «О соглашениях о разделах продукции» (в ред. от 17.07.2009)// СЗ РФ 1996.№38.ст.1347

     7. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в ред. от 17.07.2009)// СЗ РФ 1997.№ 28. Ст. 1427.

     8. Федеральный закон от 25 июня 1999г. № 160-ФЗ « Об иностранных инвестициях в РФ» (в ред. от 29.04.2008)// СЗ РФ 1999.№ 28. Ст. 1357.

     9. Федеральный закон от 10 января 2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 14.03.2009)// СЗ РФ 2002. № 46. Ст. 4011.

     10. Земельный Кодекс РФ от 25 октября 2001г. (с изм. и доп. от 24.07.2009)// СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147.

     11. Лесной Кодекс РФ от 4 декабря 2006г. (с изм. и доп. от 24.07.2009)// СЗ РФ 2006. №45. Ст. 2007.

     12. Инструкция по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых: Утв. Госгортехнадзором РФЮ, МПР РФ от 7 фев.1998г. №-58// СЗ РФ 1998.№ 5.Ст.4065. 

     13. Закон Республики Бурятии 29 ноября 2005 г. № 1346-III «О порядке пользования недрами на участках недр местного значения, а также участками недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых в Республике Бурятии» (в ред. 14.03.2008)//

     14. Постановление Правительства РФ от 11.02.2005 N 69 (ред. от 22.04.2009) "О государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, размере и порядке взимания платы за ее проведение"// СЗ РФ 2005.№ 3.Ст.4012. 

     Специальная литература: 

     1. Гусев Р.К. Земельное право. Москва 2001г.

     2. Ерофеев Б.В. Экологическое право. Юрайт 2006г.

     3. Козловский Е.А. Развал системы исследования недр // Минерально-сырьевая политика и национальная безопасность: Материалы конференции. Москва 2007г.

     4. Петрова В.В.  Природно-ресурсное право и правовая охрана окружающей среды.  Москва 1988 г.

     5. Протонов А.В. Русское золото на халяву для США // Промышленные известия. 2007. №21.

     6. Земля, природные ресурсы и право недропользования / Пепеляев,      Гольцблат и Патрнеры. М. 2007 г.

     7. Салиева Р.Н. Правовые основы отвода использования земель в сфере деятельности хозяйствующих субъектов  нефтегазового комплекса/ Промышленные известия. 2008. №18.

     8. Теплов О.М. основания предоставления прав пользования недрами Государство и право 1995 г. № 12.

     9. Харьков В.Н. Рациональное использование земельных ресурсов: понятие и правовое регулирование. Государство и Право 2000г.

     10. Шумилов Владимир. О недрах, рынке и всеобщей пользе/ Промышленные известия. 2004г. № 45.

Информация о работе Особенности правового регулирования недропользования