Особенности правового регулирования недропользования

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 06:44, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы заключается в том, что недра «основа жизни и деятельности народов»1 и является частью базиса экспортируемого сырья, и необходимо знать какие проблемы могут повлиять на экономику и окружающую среду. В единой системе природной среды недра являются элементом, наиболее тесно связанных с землей. Связь недр с землёй проявляется в том, что они являются продуктами природы: непосредственно продолжают земельную территорию и содержат запасы полезных и необходимых полезных ископаемых, которые ограничены в своём объёме. Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
Общая характеристика
Недра как объект эколого-правового режима недропользования 6
Право недропользования 11
Особенности недропользования
2.1.Государственное регулирование недропользования 18
2.2. Правовой режим земельного отвода 26
Проблемы правового регулирования недропользования 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 41

Файлы: 1 файл

Особенности правового регулирования недропользования.doc

— 196.50 Кб (Скачать)

     Порядок отнесения участков недр к объектам федерального значения, в том числе к федеральному фонду резервных месторождений полезных ископаемых, и порядок отнесения их к федеральной собственности устанавливаются федеральными законами. Лица, открывшие ранее неизвестные месторождения полезных ископаемых, имеющие промышленное значение, а также выявившие их дополнительные запасы или новое минеральное сырье, получают вознаграждение и свидетельство.

     Огромное  значение имеет деление запасов  полезных ископаемых на балансовые и забалансовые.

     Балансовыми запасами полезных ископаемых признаются такие запасы, использование которых в настоящее время экономически целесообразно и которые должны соответствовать определенным кондициям. Забалансовыми – запасы полезных ископаемых, использование которых в настоящее время экономически нецелесообразно из-за низкого содержания ценных компонентов, небольшой мощности залежей, малого количества полезных ископаемых, нахождение их в трудных горнотехнических условиях, но которые могут быть использованы для промышленного освоения.

     Отнесение запасов полезных ископаемых к одной  из указанных групп меняет правовое положение месторождения, поскольку балансовые запасы являются объектом эксплуатации и включаются в хозяйственные планы на ближайшее время, в то время как забалансовые запасы представляют собой резерв минеральных ресурсов.

     Под землями для пользования недрами понимаются земли, права на которые возникли у различных субъектов по основаниям, предусмотренным действующим земельным законодательством, для одного из видов пользования недрами, осуществление которого невозможно без пользования земельного участка.

     Особенность земель для пользования недрами состоит в том, что они не отнесены законом к самостоятельной категории земельного фонда Российской Федерации. Они ограничиваются от других земель по непосредственному целевому значению. 
 

    1. Право недропользования
 

     Институт  собственности на недра и ресурсы  недр представляет собой совокупность правовых норм различных отраслей права - государственного, гражданского, земельного, экологического, финансового, административного, иначе говоря, данный институт имеет не только гражданско-правовой характер. В юридической литературе можно найти несколько мнений о правовой природе института права собственности вообще.

     Наиболее  разработанным представляется гражданско-правовой институт собственности. В соответствии с гражданским законодательством право собственности - наиболее широкое по содержанию вещное право, которое дает возможность своему обладателю - собственнику определять содержание и направления использования принадлежащего ему имущества, осуществляя над ним полное «хозяйственное господство. Как отмечает Т. Н. Малая, «комплексный институт права государственной собственности не может целиком входить в состав конкретной (будь то гражданское или государственное право) отрасли права, т. к. всякая отрасль отличается не только предметом, но и методом правового регулирования»4.

     Недра как часть природной среды  являются основой жизнедеятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В соответствии со ст. 6 Закона о недрах5 виды пользования недрами предоставляются для:

     1) регионального геологического изучения, включающего региональные геологические  и геофизические работы, геологическую  съемку, инженерно- геологические  изыскания, научно - исследовательские,  палеонтологические и другие  работы, направленные на общие геологическое изучения недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследований вулканической деятельности, создание и ведению мониторинга природной среды, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;

     2) геологического изучения, включающего  поиск и оценку месторождений  полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

     3) разведки и добычи полезных  ископаемых, в т.ч. использования  отходов горнодобывающего и связанных  с ним перерабатывающих производств;

     4) строительства и эксплуатации  подземных сооружений, несвязанных  с добычей полезных ископаемых;

     5) образования особо охраняемых  геологических объектов, имеющих  научное, культурное, эстетическое, санитарно - оздоровительное и  иное значение (научные и учебные  полигоны, геологические заповедники,  заказники, памятники природы,  пещеры и другие подземные полости);

     6) сбора минералогических, палеонтологических  и других геологических коллекционных  материалов.

     Для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр. Предварительные границы горного отвода устанавливается при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта, получение положительного ответа государственной экспертизы, определяющие уточненные границы горного отвода, включается в лицензию в качестве неотъемлемой части. Пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей среды. Пользование недрами на территориях населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи может быть частично или полностью запрещено в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей среде.  Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности независимо от формы собственности, в точности юридические лица и граждане других государств, если законодательством РФ и субъектов РФ они наделены правом заниматься соответствующим видом деятельности при пользовании недрами. Права и обязанности пользователей недр возникает с момента получения лицензии.

     Основными субъектами недропользования являются горнодобывающее предприятие или  организация (рудник, шахта, карьер и  т.п.). Мелкие месторождения золота, промышленное освоение которых экономически нецелесообразно, могут передаваться артелям и старателям. Артели осуществляют работу по договору с горнодобывающими предприятиями в пределах их горных отводах, а отдельными гражданами – по разрешительному удостоверению, выдаваемому предприятием. Пользователями недр для добычи радиоактивного сырья и захоронения радиоактивных отходов и токсичных веществ могут быть только государственные предприятия.

     Основанием  возникновения права пользования  участкам недр, согласно ст.10.16 являются:

  1. Решение Правительства Российской Федерации (на основание аукциона ил конкурса);
  2. решение федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа;
  3. решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр;
  4. решение конкурсной или аукционной комиссии о предоставлении права пользования участком недр;
  5. решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, согласованное с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом;
  6. принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
  7. переход права пользования участками недр в соответствии с основаниями, установленными федеральными законами, регулирующими отношения недропользования;
  8. заключенное в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции";
  9. государственный контракт на выполнение работ по геологическому изучению недр заключенный федеральным органом управления государственным фондом недр.

     Недра предоставляются в пользование на определенный срок ли без ограничения. На определенный срок недра предоставляются для геологического изучения (5 лет), добыча полезных ископаемых (на срок отработки месторождения), добыча подземных вод (25 лет), добычи полезных ископаемых на основании предоставления краткосрочного права пользования участками недр (1 год). Без ограничения срока могут быть предоставлены для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образование особо охраняемых объектов и в иных целях.  
 

     Пользователь  недр имеет право:

     1) эксплуатировать предоставленные  ему участок недр в соответствии  с целями, обозначенными в лицензии;

     2) самостоятельно выбирать формы  предпринимательской деятельности;

     3) использовать результаты своей деятельности, в т.ч. добытое минеральное сырье, в соответствии с лицензией и действующим законодательством;

     4) проводить (без дополнительной  лицензии) геологическое изучения  недр за счет собственных средств  в границах горного отвода;

     5) обращаться в органы, предоставившие лицензию по поводу пересмотра ее условий при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была представлена.

     Пользователь  недр обязан обеспечить:

     1)соблюдение норм законодательства;

     2) соблюдение техники проектов, планов и схем развития горных работ;

     3) ведение геологической маркшейдерской  и иной документации в процессе  всех видов пользования недрами;

     4) предоставление геологической информации  в федеральный и соответствующий  территориальный фонды;

     5) предоставление достоверных данных о разведанных, извлеченных и оставленных в недрах земли запасах полезных ископаемых и содержащихся в них компонентах, об использовании недр, не связанных с добычей полезных ископаемых, и т.п.;

     6) безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами;

     7) осуществлять необходимые платежи.

     Земельным кодексом регламентированы лишь процессы предоставления и изъятия земельного участка для разработки месторождений  полезных ископаемых, в том числе  возможного изъятия сельскохозяйственных угодий с кадастровой оценкой выше среднерайонного уровня. Изъятие особо ценных продуктивных земель, а также земель природно-заповедного фонда, пригородных и зеленых зон, лесов группы, историко-культурного назначения и других, особо охраняемых территорий не допускается согласно Земельному кодексу РФ7. Выдаче лицензий предшествует лишь предварительное согласование с органом управления земельными ресурсами либо с собственником земли отвода соответствующего земельного участка для целей недропользования, а при расположении земельного участка на территории исконной среды обитания малочисленных народов - с главой общины.

 

      ОСОБЕННОСТИ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ 

     

  • 2.1Государственное  регулирование недропользования 
  •      В сфере управления эколого-правовым режимом недропользования различаются государственное управление, которое осуществляется государственными органами от имени государства, и внутрихозяйственное управление, осуществляемое недропользователями.   Государственное управление представляет собой деятельность государства, направленную на обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущих поколений народов РФ.

         В задачи государства входят:

            1. Определение объемов добычи основных видов полезных ископаемых на текущий период и на перспективу по РФ в целом и по регионам;
            2. Обеспечение развития минерально-сырьевой базы и подготовки резерва участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
            3. Установление квот на поставку добываемого минерального сырья, введение платежей, связанных с пользованием недрами, а также регулируемых цен на отдельные виды минерального сырья;
            4. Установление стандартов в области геологического изучения, использования и охраны недр, безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами.

         Государственное управление отношений недропользования реализовывается посредством  регулирования, лицензирования, учета, контроля. Данные функции реализуются органами государственной власти различных уровней в соответствии предоставленной им компетенции в соответствии с Законом РФ о недрах. Органы государственного управления отношениями недропользования можно разделить на органы общей и ведомственной компетенции.

    Информация о работе Особенности правового регулирования недропользования