Роль бизнес-плана и порядок его разработки

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 09:30, курсовая работа

Краткое описание

Бизнес-план является постоянным документом; он систематически обновляется, в него вносятся изменения, связанные как с переменами, происходящими внутри фирмы, так и на рынке, где действует фирма.
Бизнес-план предоставляет собой результат исследований и организационной работы, имеющей целью изучение конкретного направления деятельности фирмы (продукта или услуг) на определенном рынке и в сложившихся экономических условиях.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 231.50 Кб (Скачать)

      Бизнес-план позволяет решать целый ряд задач, но основными из них являются следующие:

- обоснование экономической целесообразности направлений развития фирмы;

- расчет ожидаемых финансовых результатов деятельности, в первую очередь объемов продаж, прибыли, доходов на капитал;

- определение намечаемого источника финансирования реализации выбранной стратегии, т.е. способы концентрирования финансовых ресурсов;

- подбор работников, которые способны реализовать данный план.

    Каждая  задача может быть решена только во взаимосвязи с другими. Основной центр бизнес-плана – концентрирование финансовых ресурсов. Именно бизнес-план – важное средство для увеличения капитала компании. Процесс составления  бизнес-плана позволяет тщательно проанализировать начатое дело во всех деталях. Бизнес-план служит основой бизнес – предложения при переговорах с будущими партнерами; он играет важную роль при приглашении на работу основного персонала фирмы.

      Таким образом, в данном разделе было дано определение понятию «планирование», приведены его признаки, дана классификация по различным признакам. Определена его главная роль -  выявление средств, альтернатив, оценка рисков и вероятностей достижения целей и выбор соответствующих мероприятий. В соответствии с этим определено, что бизнес-план есть не что иное, как план развития с присущими только ему целями. А потому ни один из видов планов в системе планирования на предприятии не заменяет бизнес-планирования. В то же время бизнес-план подчинен общему стержню системы планов предприятия и соответствует общим принципам планирования.

       2 ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС-ПЛАНА

     Состав, структура и объем бизнес-плана определяется спецификой вида деятельности, размером предприятия и целью составления. Состав и структура также зависит от размеров предлагаемого рынка сбыта, наличия конкурентов, а также перспективного роста создаваемого предприятия.

     В зависимости от цели составления  бизнес–плана разделы могут разрабатываться  с той или иной степенью конкретизации.

Как правило, бизнес-план состоит из следующих разделов:

  1. Возможности фирмы (резюме)
  2. Виды товаров (услуг).
  3. Рынки сбыта товаров (услуг).
  4. Конкуренция на рынках сбыта.
  5. План маркетинга.
  6. План производства.
  7. Организационный план.
  8. Оценка риска и страхования.
  9. Финансовый план.

     2.1 ВОЗМОЖНОСТИ ФИРМЫ (РЕЗЮМЕ)

     Представляются  основные идеи бизнес-плана. При необходимости  привлекается внимание и заинтересованность потенциального инвестора или кредитора. Его текст должен быть понятен — предельная простота и минимум специальных терминов.

    В разделе “Возможности фирмы (резюме)”  определяются в приоритетном порядке  все направления деятельности фирмы, целевые рынки по каждому направлению  и место фирмы на этих рынках. По каждому направлению устанавливаются  цели, к которым фирма стремится, стратегии их достижения, включающие перечень необходимых мероприятий.

    В этом же разделе помещается информация, дающая представление о фирме, а также все необходимые данные, характеризующие ее коммерческую деятельность.

    Сюда включается следующая информация:

  • цель и задачи бизнес-плана
  • описание предприятия, его специализация
  • сведения о квалификации управленческого персонала
  • преимущества продукции предприятия на рынке
  • текущее финансовое состояние предприятия, ресурсы
  • возможности роста доходов, долгосрочная и краткосрочная стратегии предприятия
  • описание на рынке и в отрасли применительно к исследуемому производству
  • источники финансирования, потребности в инвестировании, порядок погашения кредитов
  • риски предприятия, их уровень
  • экономическое обоснование и эффективность проекта.

     Это краткое изложение бизнес-плана. Резюме составляется уже в последнюю  очередь на основании ключевых фраз разделов плана.

   2.2 ОБЩЯЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ВИДЫ ТОВАРОВ (УСЛУГ)

     В этом  разделе бизнес-плана указываются следующие сведения:

  • полное и сокращенное наименование предприятия, дата и место регистрации, номер регистрационного удостоверения, юридический адрес, банковские реквизиты
  • организационно-правовая форма предприятия
  • размер уставного капитала
  • учредители предприятия с указанием их доли в уставном капитале
  • характеристики менеджеров высшего звена управления – директора, главного бухгалтера
  • основной вид деятельности предприятия
  • формулировка миссии предприятия

-    оценка сильных и слабых сторон  конкурентов

    В разделе необходимо дать описание всех существующих и новых товаров  и услуг, предлагаемых фирмой, ответив  на следующие вопросы:

- Какие товары (услуги) предлагаются фирмой? (Описать их).

- Наглядное изображение товара (фотография или рисунок).

- Название товара.

- Какие потребности (настоящие и потенциальные) призваны удовлетворять

   предлагаемые товары, услуги?

- Насколько изменчив спрос на данные товары (услуги)?

- Дорогие ли эти товары (услуги)?

- Насколько данные товары (услуги) отвечают требованиям законодательства?

- На каких рынках и каким образом они продаются?

- Почему потребители отдают предпочтение данным товарам (услугам) фирмы? Что составляет их основное преимущество? В чем их недостатки?

  При ответе на данный вопрос целесообразно  составить следующую таблицу на каждый товар и услугу.

  Таблица №1

Преимущества  по сравнению с аналогичными товарами конкурентов

Недостатки

Меры по преодолению  недостатков
     
 
  1. Какими  патентами или авторскими свидетельствами защищены особенности предлагаемых товаров (услуг) или технологии их производства и представления?
  2. Каковы цены, по которым продаются товары (услуги)? Каковы затраты на их производство? Какую прибыть принесет продажа единицы каждого товара (услуги)?
  3. Каковы основные технико-экономические показатели товаров (услуг)?
  4. Имеет ли данный товар фирменную марку?
  5. Как организованно послепродажное обслуживание данных товаров, если это технические изделия?
  6. Второстепенные области применения
  7. Показатели качества (надежность, простота эксплуатации, процент брака и т.п.) 
  8. Сильные и слабые стороны товара и другие.

    2.3 РЫНКИ  СБЫТА ТОВАРОВ (УСЛУГ)

     Анализ  будущего рынка сбыта – это  один из важнейших этапов подготовки бизнес-плана. Опыт показывает, что неудача большинства провалившихся со временем коммерческих проектов, была связана со слабым изучением рынка и переоценкой его емкости.

          В начале фирме необходимо найти ответ  на следующие вопросы:

- На каких рынках действует или будет действовать фирма? Какие типы рынков используются фирмой?

- Какие основные сегменты этих рынков по каждому виду товара (услуги)?

- Проранжированы ли рынки (сегменты рынка), на которых действует или будет действовать фирма, по коммерческой эффективности и другим рыночным показателям?

- Что влияет на спрос на товары (услуги) фирмы в каждом из этих сегментов?

- Каковы перспективы изменения потребностей покупателей в каждом из сегментов рынков?

- Как предполагается реагировать на эти изменения?

- Каким образом происходит изучение потребностей и спроса?

- Какова общая и импортная емкости каждого национального рынка и используемого сегмента по всем товарам (услугам) фирмы?

- Каковы прогнозы развития емкости сегментов на каждом из рынков?

- Какова реакция рынка на новые товары (услуги)?

- Производиться ли тестирование рынка и пробные продажи?

     После ответа на эти вопросы в данном разделе бизнес-плана необходимо представить:

    -     Оценку потенциальной  емкости рынка

    -     Оценку потенциального  объема продаж

    -     Оценку реального  объема продаж.

    2.4 КОНКУРЕНЦИЯ  НА РЫНКАХ СБЫТА

     Здесь нужно провести реалистическую оценку сильных и слабых сторон конкурирующих товаров (услуг) и назвать выпускающие их фирмы, определить источники информации, указывающие на то, какие товары являются наиболее конкурентоспособными, сравнить конкурирующие товары (услуги) по базисной цене, характеристикам, обслуживанию, гарантийным обязательствам и другим существенным признакам. Следует кратко обосновать имеющиеся достоинства и недостатки конкурирующих товаров (услуг).

     Следует показать достоинства и недостатки конкурирующих фирм, определить сферу каждого конкурента на рынке, показать, кто имеет максимальную и минимальную цену, чья продукция наиболее качественная. Желательно провести ранжирование конкурентных позиций фирмы. Что позволит уточнить ее положение и выявить возможности для потенциальных улучшений. Для каждого из целевых рынков надо сравнить позиции фирмы с позициями конкурентов по указанным в таблице позициям:

Таблица №2

Область сравнения

Рынок А

Рынок В

Вы

Конкурент

Вы

Конкуренты

1 2 3 1 2 3

Реклама

               
Размещение                
Продукция                
Услуги                
Цены                
Имидж                
Рентабельность                
Объем продаж                
Технологии                
Доля  рынка, %                
 

     2.5 ПЛАН МАРКЕТИНГА

     Раздел, посвященный маркетингу, является одной  из важнейших частей бизнес-плана, поскольку в нем непосредственно говориться о характере намечаемого бизнеса и способах, благодаря которым можно рассчитывать на успех.

Информация о работе Роль бизнес-плана и порядок его разработки