Роль бизнес-плана и порядок его разработки

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 09:30, курсовая работа

Краткое описание

Бизнес-план является постоянным документом; он систематически обновляется, в него вносятся изменения, связанные как с переменами, происходящими внутри фирмы, так и на рынке, где действует фирма.
Бизнес-план предоставляет собой результат исследований и организационной работы, имеющей целью изучение конкретного направления деятельности фирмы (продукта или услуг) на определенном рынке и в сложившихся экономических условиях.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 231.50 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ 

     В условиях рынка нереально добиться стабильного успеха в бизнесе, если не планировать эффективно его развитие, не аккумулировать постоянно информацию о собственных перспективах и возможностях, о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов и т.д.

     Необходимо  точно представлять свои потребности  на перспективу не только в материальных, трудовых, интеллектуальных, но и в  финансовых ресурсах, что особенно существенно в рыночной экономике. Важно предусмотреть и источники их получения, уметь выявлять эффективность использования ресурсов в процессе работы предприятия. Отсюда обеспечение его хозяйственной деятельности, осуществляемое на основе плана, является важнейшей задачей для любого менеджера. Обширный опыт зарубежных и российских предприятий доказывает, что недооценка планирования предпринимательской деятельности в условиях рынка, его игнорирование или некомпетентное осуществление приводят к огромным экономическим потерям и в конечном счете к банкротству.

      Каждая  фирма, начиная свою деятельность, должна ясно представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь четко рассчитывать эффективность использования ресурсов в процессе работы фирмы.

      При  всем многообразии форм предпринимательства существуют ключевые положения, применимые практически во всех областях коммерческой деятельности и для разных фирм. Но необходимые для того, чтобы своевременно подготовиться и обойти потенциальные трудности и опасности, тем самым уменьшить риск в достижении поставленных целей.

     В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом и для действующих  фирм, используемым во всех сферах предпринимательства. Многие бизнесмены его недооценивают. Они не представляют, насколько наличие хорошего бизнес-плана  способно помочь новому бизнесу добыть капитал, определить планы на будущее, составить аналитические таблицы, по которым можно будет оценивать, как развивается дело. Бизнес-план побуждает предпринимателя тщательно изучить каждый элемент предполагаемого рискового рыночного занятия. Наверняка в этом процессе обнаружится множество слабых мест и пробелов, устранению которых придется уделить существенное внимание. Там же, где с такого рода проблемами справиться невозможно, сам факт их выявления позволит принять решение об отказе от предприятия еще до того, как в него будут вкладываться средства.

     Бизнес-план является постоянным документом; он систематически обновляется, в него вносятся изменения, связанные как с переменами, происходящими внутри фирмы, так и на рынке, где действует фирма.

       Бизнес-план предоставляет собой результат  исследований и организационной  работы, имеющей целью изучение конкретного  направления деятельности фирмы (продукта или услуг) на определенном рынке и в сложившихся  экономических условиях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 РОЛЬ БИЗНЕС-ПЛАНА

     Главная цель, которую преследует предприятие - это достижение максимума прибыли при минимуме затрат. План фирмы способствует решению этой задачи, определяя наиболее выгодные источники финансирования и рациональные направления расходования средств, обеспечивая устойчивое положение предприятия на рынке.

     Современные темпы изменения и наращивания  объемов знаний настолько велики, что планирование представляется единственным способом реального прогнозирования будущих проблем и возможностей. Планирование обеспечивает также основу для принятия эффективных управленческих решений. Планирование способствует снижению рисков при принятии решений. Планирование служит для формулирования и достижения ключевых целей в рамках организации.

     Планирование  ориентируется на имеющиеся источники  как собственных, так и привлекаемых средств и возможности их превращения в производительный капитал. В рамках этого предусматриваются реальные каналы приобретения основных и оборотных фондов, найма производственного персонала, обеспечения необходимых условий работы, удовлетворения социальных запросов. Отсюда огромное значение придается процессу определения размеров и направлений использования всех фондов, необходимых для обеспечения потребностей расширенного воспроизводства.

     Бизнес-план выступает как объективная оценка результатов рыночной деятельности компании и, в то же время как необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка. В плане характеризуются основные аспекты коммерческого предприятия, анализируются проблемы, с которыми оно сталкивается, и определяются пути и методы их решения. Отсюда бизнес-план выступает одновременно в качестве поисковой, научно-исследовательской и проектной работы.

     Бизнес-план — многоплановый управленческий инструмент. Он предусматривает решение как стратегических, так и тактических задач, стоящих перед предприятием, независимо от его функциональной ориентации, в том числе: организационно-управленческая и финансово-экономическая оценка состояния предприятия; выявление потенциальных возможностей бизнеса, анализ сильных и слабых его сторон; формирование инвестиционных целей на планируемый период. В бизнес-плане обосновываются общие и специфические элементы функционирования предприятия в условиях рынка, выбор стратегии и тактики конкуренции, проводится оценка финансовых, материальных, трудовых ресурсов, необходимых для достижения целей предприятия.

     Бизнес-план обеспечивает объективное представление о возможностях развития производства, способах продвижения товара на рынок, ценах, возможной прибыли, основных финансово-экономических результатах деятельности предприятия, выявляет зоны опасностей, предлагает пути их ограничения. Подобный план используется независимо от сферы деятельности, масштабов, вида собственности, организационно-правовой формы компании. В нем находят свое решение как внутренние задачи, связанные с управлением предприятием, так и внешние, обусловленные, в частности, взаимоотношениями с другими фирмами и организациями.

     Бизнес-планирование занимает все более существенную долю в современном менеджменте.

     В постоянно преобразующемся деловом  мире для бизнеса открывается сейчас множество новых возможностей. Бизнес-планирование помогает менеджеру не упустить их и использовать для преобразования и повышения эффективности деятельности на рынке. Планирование на предприятии, как и любое планирование, вообще, может быть различным по срокам, точности, по вносимым поправкам и степени координации. Однако общими для всех видов планирования являются следующие признаки:

  • это упорядоченный процесс;
  • основывается на обработке информации;
  • определяет разработку определенных действий (проекта);
  • имеет направленность на достижение определенных целей;
  • и как следствие всего перечисленного  - направленность в будущее.

     По  этим признакам планирование можно  определить следующим образом:

     Планирование  – это упорядоченный, основанный на обработке информации процесс  по разработке проекта, который определяет параметры для достижения целей в будущем.1

     Результатом планирования является план или система  планов. В соответствии с указанной  характеристикой планирования можно  дать следующее определение плана, как результат упорядоченного, основанного  на обработке информации процесса по разработке проекта, который определяет параметры для достижения целей в будущем.

     В экономической литературе есть ряд  определений планирования, которые  в разной степени отличаются от сформулированного  выше, но по сути, однако, очень с ним схожи.

     Так планирование рассматривается как  формирование управленческих решений  на базе системной подготовки принятия решений по определению будущих  событий, т.е. выступает функцией менеджмента.2

     С этих же позиций планирование определяют, как умение прогнозировать будущее развитие предприятия и использование полученных данных для улучшения финансового положения предприятия.3

     Планирование  также определяют как один из принципов  организации финансов предприятия, который предоставляет возможность  предприятию предвидеть свое развитие и использовать это предвидение для корректировки деятельности предприятия.4

     Таким образом, главная цель планирования состоит в том, чтобы своевременно выявлять средства, альтернативы, а также шансы и риски достижения целей и выбирать соответствующие мероприятия.

     Между тем выделяют еще ряд задач, стоящих  перед планированием:

  • путем комплексного планирования цели более низкого порядка с согласуются с целями более высокого порядка;
  • планирование призвано путем прогнозирования проблем, своевременно принимать решения или превентивные меры;
  • при помощи планирования согласуют решения отдельных проблем и избегают этим их непредвиденного воздействия друг на друга;
  • путем планирования становится возможным сравнивать желаемые параметры плана, как с прогнозом, так и с фактически достигнутыми величинами.

        Говоря о роли и месте бизнес-плана в системе планирования на предприятии, необходимо подчеркнуть, что бизнес-план – это, прежде всего, документ. Документ, наделенный специфичными, только ему присущими чертами. Между тем, о бизнес-плане нельзя говорить, и это очень важно, как о строго регламентированном документе.

      Бизнес-план – это план развития. При этом масштабы планирования могут быть различны: развитие предприятия, направления  деятельности, нового вида продукции, новой системы оплаты труда и т.д. Последнее утверждение подчеркивает, что бизнес-план, в отличие от ранее описанной системы планирования на предприятии, учитывает не только внутренние цели предприятия, но и внешние цели лиц, заинтересованность в участии которых есть у предпринимателя

      Таким образом, бизнес-план, являясь неотъемлемой частью системы планирования на предприятии, является ее отдельным звеном и не ограничивается каким-либо одним видом  планирования, вне зависимости от выбранного признака классификации: временной горизонт, функциональная направленность или иерархия планирования.

      Тем не менее, бизнес-плану все же присущи  в достаточной мере устойчивые признаки в соответствии со стоящими перед  ним задачами:

  • бизнес-план не может включать весь комплекс общих целей предприятия, а лишь одну из них, ту, которая связана с инвестиционным процессом (внутренним или внешним). Бизнес-план – это всегда инвестиции (развитие). Нет инвестиций – не может быть и бизнес-плана (в отличие от других видов планирования, например стратегического);
  • в отличие от стратегического и тактического плана, бизнес-план имеет четко очерченные временные рамки, по истечении которых определенные планом цели  и задачи  должны быть выполнены;
  • в бизнес-плане функциональные составляющие (план маркетинга, план производства и т.п.) в отличие от всех других видов планов, являются полноправными, равновесными частями структуры.

      В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Бизнес-план описывает процесс функционирования фирмы, показывает, каким образом ее руководители собираются достичь своей цели. Хорошо разработанный бизнес-план помогает фирме расти, завоевывать новые позиции на рынке, где она функционирует, составлять перспективные планы своего предприятия.

            В связи с тем, что бизнес-план предоставляет собой  результат исследований, имеющей  целью изучение конкретного направления  деятельности фирмы (продукта или услуг) на определенном рынке и в сложившихся  условиях, он опирается на:

-   конкретный проект производства  определенного товара (услуг) –  создание нового типа изделий  или оказание новых услуг (особенности  удовлетворения потребностей и  т.д.);

-  всесторонний  анализ производственно-хозяйственной  и коммерческой деятельности организации, целью которой является выделение ее сильных и слабых сторон, специфики и отличий от других аналогичных фирм;

- изучение  конкретных финансовых, технико-экономических  и организационных механизмов, используемых  в экономике для реализации конкретных задач.

     Бизнес-план является одним из составных документов, определяющих стратегию развития фирмы. Вместе с тем он базируется на общей  концепции развития фирмы, более  подробно разрабатывает экономический и финансовый аспект стратегии, дает технико-экономическое обоснование конкретным мероприятиям.

Информация о работе Роль бизнес-плана и порядок его разработки