Планирование как основа рационального функционирования предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2011 в 02:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение системы показателей планов торгового предприятия и их взаимосвязи.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы внутрифирменного планирования на предприятии
1.1 Содержание и необходимость планирования в условиях рынка
1.2 Принципы планирования
1.3 Методология внутрифирменного планирования
Глава 2. Содержание и организация внутрифирменного планирования
2.1 Типы и виды внутрифирменного планирования
2.2 Стратегическое и оперативное планирование
2.3 Система показателей планов торгового предприятия
Глава 3. Организация планирования в ООО «Гастроном на Садовой»

Файлы: 1 файл

Содержание_тема 1.docx

— 98.83 Кб (Скачать)
 

     В рыночных отношениях предприятий действует  целая система взаимосвязанных  планово-экономических показателей  и механизмов, определяющих конечный результат всякой производственно-финансовой и социально-трудовой деятельности. Они выполняют весьма важную регулирующую роль в современном производстве и предпринимательстве. От содержания и целевого назначения конкретных плановых показателей, их обоснованности и степени  взаимной увязки во многом зависит  не только уровень самого процесса свободного внутрихозяйственного планирования, но и достигаемые при этом как  промежуточные, так и конечные результаты.

     В условиях рынка, как известно, главными конечными результатами выступают  финансовые показатели, определяющие общую сумму прибыли или дохода предприятия. На величину конечных финансовых результатов воздействуют многие производственные, трудовые, социальные, экономические и иные промежуточные показатели. В соответствии с существующей отечественной теорией и практикой планирования все основные показатели принято группировать по таким направлениям деятельности предприятия, как производство и освоение новой продукции, труд и социальное развитие, материально-техническое обеспечение, инвестирование, финансы, реклама, кредитование и др. Каждый из названных плановых показателей является не только промежуточным с точки зрения финансовых результатов, но и конечным для своей стадии производства или функции планирования. При наличии четкого взаимодействия между исходными, промежуточными и конечными результатами в планово-производственной деятельности предприятий и фирм можно говорить и о существующих экономических механизмах, явлениях и процессах.

     Между нормами и планами на всех предприятиях и фирмах в условиях рынка существует весьма прочный механизм взаимодействия. Зарубежный опыт передовых рыночных отношений учит, что все экономические  явления, объединенные в однородные группы, бывают тесно связаны между  собой. Вполне очевидно, что приобрести на рынке можно лишь то, что уже  было кем-то предварительно произведено.

     При внутрифирменном планировании необходимо наиболее полно учитывать существование  самых разных экономических механизмов и их взаимодействие в современных  рыночных отношениях.

     В практике рыночного планирования необходимо полнее использовать механизмы взаимодействия всех плановых показателей с конечными  результатами для достижения экономии ограниченных ресурсов и роста эффективности  производства. Для этого необходимо прежде всего применять научно обоснованные нормы расхода всех ресурсов, в  первую очередь затрат рабочей силы, предметов труда и средств  труда. Такие прогрессивные нормативы служат основой разработки всех показателей комплексного плана социально-экономического развития предприятия и составления бизнес-плана реализации продукции.

     Таким образом, в современных рыночных условиях на предприятиях торговли должны применяться различные по содержанию и назначению плановые нормы и  показатели. На государственных и  муниципальных предприятиях могут  быть использованы как свободные  либо расчетные рыночные показатели, так и утверждаемые либо обязательные планы-заказы или государственные (муниципальные) заказы-наряды.

     Однако  на всех предприятиях и фирмах непременно должны быть обеспечены сбалансированность и равновесие планов по труду и  численности персонала, по внедрению новой техники и инвестициям, по доходам и расходам и многим иным взаимосвязанным показателям.

     Механизм  взаимодействия основных плановых показателей  должен быть взаимоувязан не только по различным видам деятельности предприятия, но и по всем стадиям производства, а также времени действия планов. Такое всестороннее взаимодействие плановых показателей будет способствовать достижению на каждом предприятии или  фирме высоких рыночных результатов. 
 
 

Глава 3 Организация планирования на предприятии 

    3.1 Краткая характеристика  предприятия 

     ООО «Гастроном на Садовой» зарегистрировано в г.Владимире. Форма собственности магазина «Гастроном на Садовой» - Общество с ограниченной ответственностью. Руководитель предприятия – Ахмедов Фархад Тарлан Оглы.

     ООО «Гастроном на Садовой» представляет собой предприятие розничной  торговли.

     На  предприятии применяется линейно-функциональная (комбинированная) структура управления. Она построена на основе сочетания  и взаимодействия линейной и функциональной структур.

     Генеральный директор, он же и главный бухгалтер предприятия, осуществляет общее руководство и разрабатывает стратегию развития предприятия.

     Товароведы  осуществляют составление заявок на товар, производят приемку товара, отслеживают  правильность оформления получаемых продуктов, соблюдение сроков и условия хранения скоропортящихся продуктов, достоверность  сертификации товаров.

     Продавцы  участвуют в процессе розничной  продажи продовольственных товаров. 

     3.2 Планирование в  ООО «Гастроном  на Садовой»

     Планированием занимается коммерческий директор. В  ООО Гастроном на Садовой» существуют следующие виды планов.

     План  экономического и социального развития состоит из пяти разделов:

     - розничный и оптовый товарооборот  и товарное обеспечение; 

     - финансовый план;

     - развитие материально-технической  базы;

     - социально развитие коллективов;

     - план по труду.

     Планы разрабатываются в виде долгосрочных – до 10 лет, среднесрочных – от трех до пяти лет, текущих – до одного месяца.

     В основе планирования – товарооборот по каждой ассортиментной группе товаров.

     Оптовый и розничный товарооборот прогнозируется в следующей последовательности:

  1. оценивают ожидаемое выполнение плана за текущий год;
  2. исчисляют среднегодовые темпы товарооборота за два-три года, предшествовавших периоду прогноза;
  3. на основании анализа первых двух позиций экспертным методом устанавливают в процентах темпы роста (снижения) продажи отдельных товаров (товарных групп на прогнозируемый период).

     Умножением  объема ожидаемого товарооборота за текущий год на прогнозируемый темп роста продажи рассчитывают возможный  товарооборот в прогнозируемом периоде.

     Необходимые товарные ресурсы состоят из ожидаемого товарооборота и товарных запасов. Товарные запасы могут измеряться в  натуральном и денежном выражении  или в днях оборота. Товарные запасы планируют на основе экстраполяции  данных по четвертому кварталу за ряд  лет.

     Товарное  обеспечение определяют путем сравнения  потребности в необходимых товарных ресурсах и их источников. Необходимые  товарные ресурсы рассчитывают как  сумму товарооборота, вероятного прироста товарных запасов за минусом естественной убыли товаров и их уценки.

     Финансовый  план рассматриваемого торгового предприятия  включает кассовый план, кредитный  план и сметы доходов и расходов. Кассовый план составляю поквартально, в кредитном плане определяют потребность в различных видах  кредита, в смете доходов и  расходов – по статьям доходы и  поступления денежных средств, расходы и отчисления средств.

     Объектами планирования материально-технической  базы является торговая сеть, техническое  оснащение, складское хозяйство, то есть планируются общая потребность  в торговой площади, торговых предприятиях, их размещение и специализация, потребность  в механизмах и оборудовании, необходимые  складские емкости.

     Показатели  социального развития коллектива включают разработку планов повышения квалификации, улучшения условий труда и  охраны здоровья работников, жилищных и культурно-бытовых условий, развития общественной активности.

     Достаточно  сложным разделом является план по труду. Необходимо подчеркнуть, что  в торговле результатом труда  выступает не продукт, а услуга, здесь  преобладают затраты живого труда  в связи с затруднением механизации  большинства трудоемких процессов.

     Производительность  труда в торговле измеряется показателями среднего товарооборота, приходящегося  на одного работника за определенный период времени, то есть сумма товарооборота  делится на среднесписочную численность  работников. В связи с тем, что реализация различных товаров по своей трудоемкости не одинакова, при планировании следует учитывать изменения в товарообороте, индексы цен, ассортиментный состав товаров.

     План  экономического и социального развития рассматриваемого предприятия включает следующие разделы:

     - исходные данные;

     - основные экономические показатели  работы предприятия; 

     - техническое и организационное  развитие предприятия; 

     - план закладки продукции на  длительное хранение;

     - план реализации продукции; 

     - план розничного товарооборота; 

     - распределение издержек по завозу, хранению и оптовой реализации  по группам товаров;

     - издержки обращения розничной  реализации продукции; 

     - затраты на производства продукции,  ее переработку и реализацию;

     - численность работников и фонд  заработной планы; 

     - прибыль от оптовой реализации  продукции;

     - план прибыли от всех видов  деятельности;

     - распределение дохода;

     - распределение прибыли; социальное  развитие коллектива;

     - финансовый план.  

    3.3 Экономическая характеристика ООО «Гастроном на Садовой»

     Основные  показатели деятельности предприятия, структура и уровень рентабельности представлены в таблице 3.3.

     Таблица 3.3 Экономические показатели ООО  «Гастроном на Садовой»

№ п/п Показатели Ед.изм. 2009 г. 2010 г. Темпы изменения, %
1 Розничный товарооборот тыс.руб. 18670 17717 94,9%
2 Численность работников чел. 9 9 100%
3 Товарооборот  на 1 сотрудника тыс.руб. 2074,45 1968,56 94,9%
4 Валовый доход тыс.руб. 3644 3744 102,7%
5 Уровень валового дохода % 20 22 110%
6 Издержки обращения тыс.руб. 2003 2546 127,1%
7 Уровень издержек обращения % 11 14 127,3%
8 Прибыль от продаж тыс.руб. 1641 1198 73%
9 Уровень рентабельности % 9 7 77,8%

Информация о работе Планирование как основа рационального функционирования предприятия