Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 18:59, отчет по практике
Основной целью прохождения практики является закрепление и углубление знаний, полученных во время обучения в университете, приобретение практических навыков работы по специальности в условиях рыночных отношений, сбор и анализ практического материала для выполнения дипломной работы.
Задачи практики:
– представить характеристику ОАО «Белорусский автомобильный завод»;
– провести анализ управления предприятием;
– проанализировать результаты производственно-хозяйственной деятельности.
Введение …………………………………………………………………….3
1. Предприятие как субъект хозяйствования…………………………….4
2. Направления инновационной деятельности предприятия …………..9
3. Управление предприятием ……………………………………………15
4. Планирование ………………………………………………………….22
5. Оценка состояния и перспективы развития ОАО «БеЛаз»………….24
Заключение …………………………………………………………………32
Список использованных источников ………………………………….....34
Вопросами повышения прибыли на предприятии занимается планово-экономическое управление. Планово-экономическое управление является самостоятельным структурным подразделением ОАО «БелАЗ» и подчиняется генеральному директору.
Организация трудовых процессов
инженерно-технических
Завод наряду с решением
конструкторско-
4. Планирование
Планово-экономическое
Укрупненная организационная
структура планово-
Рисунок 3 – Организационная
структура планово-
Планово-экономическое
Функции в области планирования:
- организация и общее руководство разработкой прогнозных и текущих бизнес-планов предприятия с учетом прогнозных показателей и долговременных экономических нормативов, доводимых Министерством промышленности РБ;
- планирование производственно-хозяйственной деятельности цехов и служб предприятия на основе утвержденного бизнес-плана;
- внесение корректировок в планы предприятия и отдельных подразделений в случае изменения производственно-хозяйственной ситуации.
В области организации планово-экономической работы:
- подготовка необходимых материалов для рассмотрения прогнозных показателей планов, итогов работы предприятия и цехов на заседаниях;
- организация хозрасчета на предприятии;
- организация работы по нормированию и ценообразованию на предприятии;
- организация разработки мероприятий по эффективному использованию производственных мощностей, основных и оборотных фондов, материальных и трудовых ресурсов, по использованию всех резервов производства.
В области анализа и
оперативно-статистического
- контроль за выполнением цехами и службами предприятия годовых, месячных, декадных планов и заданий;
- организация и руководство работой по комплексному экономическому анализу производственно-хозяйственной деятельности предприятия;
- составление пояснительной записки к годовому отчету по итогам деятельности предприятия;
- предоставление обобщающих материалов и справок по результатам производственно-хозяйственной деятельности предприятия в средства массовой информации завода;
- контроль за правильностью производимых соответствующими службами и цехами завода расчетов экономической эффективности внедрения новой техники и технологии, рационализаторских предложений и других организационно-технических мероприятий, направленных на повышение эффективности производства, надежности и качества продукции;
- организация статистической отчетности предприятия.
В области методологической работы:
- изучение и распространение передового опыта планово-экономической работы, оперативного учета и анализа хозяйственной деятельности цехов и служб предприятия.
В области обеспечения качества:
- воздействие на систему обеспечения качества путем анализа выполнения требований СТП в области экономики, финансов и управления предприятием и выработки предложений для внесения соответствующих изменений.
Можно сделать вывод, что основной целью работы планово-экономического управления являются организация рациональной хозяйственной деятельности, выявление и использование резервов производства, разработка мероприятий, направленных на повышение производительности труда, снижение себестоимости продукции, повышение рентабельности производства, увеличение фондоотдачи и прибыли.
5. Оценка состояния и перспективы развития ОАО «БеЛаз»
Объем производства и объем реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать. Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение.
Динамика объемов производства и реализации автосамосвалов на ОАО «БелАЗ» представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Объемы производства и реализации автосамосвалов
Наименование продукции |
Объем производства продукции, шт. |
Объем реализации продукции, шт. | ||||
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. | |
Самосвалы карьерные: |
||||||
36 тонн |
520 |
600 |
620 |
510 |
540 |
610 |
45 тонн |
130 |
190 |
190 |
130 |
132 |
194 |
55 тонн |
80 |
80 |
94 |
80 |
84 |
82 |
90 тонн |
48 |
40 |
48 |
42 |
48 |
40 |
136 тонн |
210 |
276 |
288 |
208 |
216 |
280 |
220 тонн |
20 |
30 |
30 |
26 |
24 |
30 |
320 тонн |
14 |
10 |
16 |
10 |
12 |
10 |
Всего |
1 022 |
1 226 |
1 286 |
1 006 |
1 056 |
1 246 |
Примечание – Источник: собственная разработка по данным предприятия
Проведя анализ объемов производства и реализации автосамосвалов можно сделать вывод о том, что в 2011 г. произошло увеличение объемов производства автосамосвалов за счет значительного увеличения выпуска машин грузоподъемностью 36, 45 и 136 тонн. В 2012 г. производство самосвалов всего модельного ряда было увеличено, что повлекло увеличение общего объема производства автосамосвалов. Объем реализации самосвалов в 2011 г. по сравнению с 2010 г. вырос, в 2012 г. предприятие работало стабильно, также произошел рост объемов реализации. Опережение темпов роста объемов произведенной продукции по сравнению с объемами реализованной продукции свидетельствует о незначительном накоплении остатков готовых автосамосвалов. Для недопущения данной ситуации на предприятии необходимо учитывать спрос на данную продукцию. Основными рынками реализации продукции ОАО «БелАЗ» являются: Россия – 64,6 %, Азия – 8,3 %, СНГ (без России) – 17 %, Беларусь – 5,1 %, Европа – 4,8 %, прочие страны – 0,2 %. По прогнозу на 2013 г. будет значительно увеличен выпуск автомобилей грузоподъемностью 36, 220 и 320 тонн. Темп роста производства этих автомобилей составит около 15 % к выпуску в 2012 г. Это связано с расширением собственной товаропроводящей сети и вхождением в дистрибьюторскую товаропроводящую сеть ОАО «БелАЗ» новой организации – АООТ «Горнопромышленная финансовая компания», которая располагается в Российской Федерации.
На основании данных отчета о прибылях и убытках (приложение Б) проведем анализ основных показателей деятельности ОАО «БелАЗ» за 2010-2011 гг. (таблица 2).
Таблица 2 – Основные показатели деятельности ОАО «БелАЗ» за 2010-2011 гг.
Показатели |
2010 г., |
2011 г., |
Отклонение, млн. руб. |
Темп роста, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг |
1170370 |
1281030 |
+110660 |
109,5 |
Налоги, включаемые в выручку от реализации продукции, товаров, работ, услуг |
45881 |
43476 |
-2405 |
94,8 |
Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг (за минусом налога НДС, акцизов и иных аналогичных обязательных платежей) |
1124489 |
1237554 |
+113065 |
110,1 |
Себестоимость реализованных товаров, работ, услуг |
912586 |
1021568 |
+108982 |
111,9 |
Управленческие расходы |
49757 |
68511 |
+18754 |
137,7 |
Расходы на реализацию |
14352 |
14466 |
+114 |
100,8 |
Окончание таблицы 2 | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Прибыль от реализации |
147794 |
133009 |
-14785 |
90,0 |
Прибыль от операционных доходов и расходов |
5491 |
18089 |
+12598 |
329,4 |
Прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов |
-23793 |
-39492 |
-15699 |
- |
Прибыль |
129492 |
111606 |
-17886 |
86,2 |
Налог на прибыль |
35367 |
33904 |
-1463 |
95,9 |
Прочие налоги, сборы из прибыли |
7218 |
7934 |
+716 |
109,9 |
Прочие расходы и платежи из прибыли |
178 |
47 |
-131 |
26,4 |
Чистая прибыль |
86729 |
69721 |
-17008 |
80,4 |
Рентабельность оборота (продаж), % |
12,63 |
10,38 |
-2,25 |
- |
Среднесписочная численность работающих, чел. |
8312 |
8210 |
-102 |
98,8 |
Производительность труда, млн. руб. |
140,8 |
156,03 |
+15,23 |
110,8 |
Примечание – Источник: собственная разработка по данным предприятия
По сравнению с 2010 г. за 2011 г. произошло увеличение выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг на 110660 млн. руб. (или на 9,5 %), выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг за минусом налога НДС, акцизов и иных аналогичных обязательных платежей на 113065 млн. руб. (или на 10,1 %), себестоимости реализованных товаров, работ, услуг (на 108982 млн. руб. или на 11,9 %), управленческих расходов (на 18754 млн. руб. или на 37,7 %), расходов на реализацию (на 114 млн. руб. или на 0,8 %). Прибыль от реализации ОАО «БелАЗ» снизилась на 14785 млн. руб. или на 10,0 %.
В состав прибыли от операционных доходов и расходов включается прибыль (убытки) от деятельности подсобных сельских хозяйств, автохозяйств, прибыль от реализации основных фондов и других видов имущества. Прибыль от операционных доходов и расходов более чем в 3 раза, а убыток от внереализационных доходов и расходов вырос на 15699 млн. руб. В состав прибыли (убытков) от внереализационных доходов и расходов включаются доходы, поступившие в собственность предприятия от операций, непосредственно не связанных с производством продукции (работ, услуг), включая безвозмездно полученные денежные средства и иные ценности (в том числе основные фонды, товарно-материальные ценности, нематериальные активы, ценные бумаги), кроме передачи этих ценностей в пределах одного собственника. Кроме этого, сюда относятся доходы от долевого участия в деятельности других организаций, доходы от сдачи имущества в аренду, суммы полученных и уплаченных экономических санкций (штрафы, пени, неустойки и др.).
Подводя итог в целом, следует отметить, что результатами финансовой деятельности ОАО «БелАЗ» за 2010-2011 гг. является прибыль, по сравнению с 2010 г. она снизилась на 17886 млн. руб., чистая прибыль также снизилась по сравнению с 2008 г. (на 17008 млн. руб.).
Поскольку в 2011 г. прибыль от реализации ОАО «БелАЗ» росла более медленными темпами, чем выручка от реализации, это привело к снижению рентабельности оборота на 2,25 %. Среднесписочная численность работающих ОАО «БелАЗ» снизилась за 2011 г. по сравнению с 2010 г. на 102 чел., рост производительности труда составил 15,23 млн. руб.
Поиск путей повышения прибыли на предприятии должен осуществляться по направлениям решения проблемы «узких мест» в производстве, как по производительности, так и по качеству изделий, условиям труда, технике безопасности и охраны окружающей среды. На предприятии должно постоянно идти внедрение новых технологий, оборудования, инструмента, которые способствуют повышению эффективности производства – росту производительности труда, снижению трудоемкости, экономии материальных и энергоресурсов, улучшению качества продукции.