Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 18:59, отчет по практике
Основной целью прохождения практики является закрепление и углубление знаний, полученных во время обучения в университете, приобретение практических навыков работы по специальности в условиях рыночных отношений, сбор и анализ практического материала для выполнения дипломной работы.
Задачи практики:
– представить характеристику ОАО «Белорусский автомобильный завод»;
– провести анализ управления предприятием;
– проанализировать результаты производственно-хозяйственной деятельности.
Введение …………………………………………………………………….3
1. Предприятие как субъект хозяйствования…………………………….4
2. Направления инновационной деятельности предприятия …………..9
3. Управление предприятием ……………………………………………15
4. Планирование ………………………………………………………….22
5. Оценка состояния и перспективы развития ОАО «БеЛаз»………….24
Заключение …………………………………………………………………32
Список использованных источников ………………………………….....34
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………….3
1. Предприятие как субъект хозяйствования…………………………….4
2. Направления инновационной
деятельности предприятия ………….
3. Управление предприятием ……………………………………………15
4. Планирование ……………………………………………
5. Оценка состояния и перспективы развития ОАО «БеЛаз»………….24
Заключение …………………………………………………
Список использованных источников ………………………………….....34
Приложения А Бухгалтерский баланс ОАО «БеЛаз»
Приложение Б Отчет о прибыли и убытках ОАО «БеЛаз»
ВВЕДЕНИЕ
Основной целью прохождения практики является закрепление и углубление знаний, полученных во время обучения в университете, приобретение практических навыков работы по специальности в условиях рыночных отношений, сбор и анализ практического материала для выполнения дипломной работы.
Задачи практики:
– представить характеристику ОАО «Белорусский автомобильный завод»;
– провести анализ управления предприятием;
– проанализировать результаты
производственно-хозяйственной
Объект исследования –«Белорусский автомобильный завод» – один из крупнейших в мире концернов по выпуску карьерных самосвалов.
1 Предприятие как субъект хозяйствования
ОАО «БеЛаз» - управляющая компания холдинга "БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ" — крупнейший мировой производитель карьерных самосвалов большой и особо большой грузоподъемности, а также другого тяжелого транспортного оборудования, применяемого в горнодобывающей и строительной отраслях промышленности.
Расположен по адресу: г. Жодино, Минской области, ул. 40 лет Октября, д. 4.
Холдинг "БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ" включает: ОАО "БЕЛАЗ" - управляющая компания; СЗАО "Могилевский вагоностроительный завод"; ОАО "Стародорожский механический завод"; ОАО "Кузлитмаш"; ОАО "БЕЛАЗ-СЕРВИС"; ОАО "СЛУЦКИЙ ЗАВОД ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ".
ОАО «Белорусский автомобильный завод» имеет обособленные подразделения, такие как:
– детский оздоровительный лагерь «Богатырь»;
– санаторий-профилакторий «Дудинка»;
– Дворец культуры «БелАЗ».
Основным видом деятельности
БелАЗа является проектирование и конструирование,
производство и сбыт карьерных самосвалов
большой и особо большой
Самосвалы предназначены для перевозки горной породы, сыпучих грузов на открытых разработках месторождений полезных ископаемых, на строительстве крупных промышленных гидротехнических сооружений.
Самосвалы изготавливаются для различных климатических и дорожных условий. В зависимости от условий эксплуатации используется различная комплектация. Например, для изготовления машин для Крайнего Севера и Дальнего Востока применяются морозостойкие материалы, устанавливаются обогреватели для запуска двигателя, кабины с усиленной теплоизоляцией и более эффективной системой отопления. И наоборот, дополнительным кондиционером оснащаются кабины самосвалов в «тропическом» исполнении.
Карьерная техника «БелАЗ»
приспособлена к установке
Кроме карьерных самосвалов
«БелАЗ» изготовляет и
Первое направление – это изготовление и поставка дорожно-строительной техники: фронтальные погрузчики, бульдозеры, автогрейдеры, автобетоносмесители, скреперы, тягачи-буксировщики.
Второе направление – изготовление и поставка машин для обслуживания карьеров и карьерной техники: тягачи-буксировщики для эвакуации поврежденных самосвалов, передвижные мастерские техпомощи, поливооросительные машины для орошения забоев и дорог, самосвальные полуприцепы и автопоезда грузоподъемностью до 40 тонн.
Третье направление – специализированный транспорт для металлургической промышленности: шлаковозы грузоподъемностью до 80 тонн и тяжеловозы грузоподъемностью до 150 тонн.
Четвертое направление – вспомогательная техника: аэродромные тягачи для буксировки самолетов взлетным весом до 260 тонн, катки самоходные, шасси под виброустановку, мусоровозы, поливооросительные машины.
Пятое направление – изготовление и поставка товаров народного потребления: прицепы к легковым автомобилям и запасные части к ним, электробытовые товары, садово-огородный инвентарь, хозяйственный инвентарь, детские игрушки, мебельная фурнитура.
Основными потребителями
продукции ОАО «БелАЗ» являются
горнодобывающие предприятия
Основным торговым партнером предприятия является Россия, в структуре экспорта на ее долю приходится более 70% всей реализованной продукции. В странах СНГ (без России) реализуется 7,5%, в Европе - 4,8%, в Азии - 8,1%, в Африке - менее 1%, в Республике Беларусь реализуется около 5% всей продукции (рис.1).
Основной экспортной продукцией являются грузовые машины, в общей суме экспорта на них приходится около 85%.
Рисунок 2 - Рынки сбыта продукции на экспорт
Осуществляется поставка карьерных самосвалов и на рынок дальнего зарубежья. Впервые на внешний рынок предприятие вышло еще в 1959 году, поставив в Китай партию самосвалов "МАЗ-525" грузоподъемностью 25 тонн. Следующими странами-импортерами стали Египет и Индия. Крупнейшими потребителями техники БелАЗ сегодня являются Китай, Иран, Польша, Болгария. В 2005 г. впервые самосвалы БелАЗ были отправлены на австралийский континент. Поставками в Боливарианскую Республику Венесуэла в 2007 г. началось освоение рынка Южной Америки. В целом экспорт техники БелАЗ в страны дальнего зарубежья составляет 15-20 % от общего объема проданной техники. Сделаны первые поставки в Таиланд и Индонезию.
В Республике Беларусь рынок карьерных самосвалов ограничен использованием машин грузоподъемностью 30-55 тонн только несколькими добывающими предприятиями, в карьерах которых завод проводит испытания этой техники. Доля поставок в Беларусь составляет около 5 % по всей продукции.
Основным потребителем карьерных
самосвалов во всем мире остается горнодобывающая
промышленность, благосостояние которой
в значительно степени
Уменьшение рынков сбыта обострило конкуренцию на рынке производителей карьерных самосвалов. Основные инструменты, которые используют зарубежные производители карьерной техники для укрепления своих позиций это: слияние или партнерство компаний-производителей различного горнодобывающего оборудования для производства полных "пакетов" горнорудной техники, развитие сервисно-сбытовой сети, повышение качественного уровня послепродажного обслуживания, совершенствование технического оснащения оборудования и агрессивная рекламно-маркетинговая политика.
Почти все зарубежные производители выпускают полный ряд карьерных самосвалов грузоподъемностью от 30 до 320 т, фронтальные погрузчики, бульдозеры, экскаваторы и другую дорожно-строительную технику.
Сырьевой рынок СНГ
и прежде всего России является весьма
привлекательным для
Импортные самосвалы не имеют существенного преимущества в техническом уровне над продукцией "БелАЗ", а по стоимости они в 1,5-3 раза дороже. Поэтому при снижении зависимости от иностранных инвесторов потребители вновь обращаются к продукции "БелАЗ".
И все же конкуренция на этом рынке карьерной техники будет усиливаться. Одержать победу в этой борьбе можно, только предлагая новую качественную технику и наиболее приемлемые потребителю цены.
Материально-техническое
В современных условиях при большом выборе поставщиков встает проблема правильного их выбора для осуществления наиболее эффективной закупки. Это влечет за собой внимательное изучение рынка, качественных характеристик предлагаемого товара.
В 2012 гг. службой снабжения было заключено более 600 договоров на поставку сырья, материалов и комплектующих изделий. Договора заключались на тендерной основе. Подавляющее большинство составили прямые долгосрочные договора с предприятиями-производителями.
Из России импорт товарно-материальных ценностей в 2012 г. составил 43%, из Украины – 3%, из стран Дальнего зарубежья – 20%. Сумма поставок от белорусских поставщиков составила 34%. Удельный вес продукции, получаемой из Беларуси в 2012 г., по сравнению с 2011 г. увеличился на 3,1 %. Структура поставок представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 – Структура поставок товарно-материальных ценностей в 2012 г.
Как видно из рисунка, основную долю составляют поставки материалов из-за рубежа – 66%, что приводит к значительным расходам по поставке и приобретению товарно-материальных ценностей. Однако в нашей стране возможно собственное производство многих товарно-материальных ценностей. Для этого нужно организовывать производство отдельных видов изделий по современным эффективным технологиям.
Специалисты службы снабжения предприятия ведут работу по изучению рынка товаров отечественного производителя. Цены на товары отечественного производителя значительно ниже импортируемых. Качество отечественных изделий не уступает зарубежному.
Таким образом, ОАО «БелАЗ» участвует в государственной программе импортозамещения. Целью Государственной программы является снижение зависимости республики от импорта товаров (работ, услуг) за счет удовлетворения внутреннего спроса высококачественной продукцией собственного производства, повышения эффективности использования импортируемых ресурсов путем создания условий для развития конкурентоспособных эффективных организаций.
2. Направления
инновационной деятельности
На сегодняшний день самой крупной комплексной отраслью, определяющей уровень научно-технического прогресса во всем народном хозяйстве Беларуси, является машиностроение, поскольку именно оно обеспечивает все области хозяйственной деятельности, науки, производства необходимыми машинами, оборудованием, приборами, а население – предметами потребления.
Для достойного ее развития
и конкуренции на мировом рынке
необходимы постоянная модернизация и
инновационное переоснащение
Следуя политике постоянного повышения технического уровня и качества узлов и систем карьерных самосвалов и специальной техники с маркой «БелАЗ», направленной на повышение эффективности эксплуатации белорусских карьерных машин, научно-техническим центром предприятия ведутся работы по совершенствованию серийно выпускаемой техники и созданию самосвалов нового поколения.
В 2012 году линейка выпускаемой продукции пополнилась новыми моделями карьерной техники:
- БелАЗ-75453 – карьерный
самосвал грузоподъемностью 45 тонн
с современным экономичным
- БелАЗ-7558 – карьерный
самосвал грузоподъемностью 90 тонн
с современным двигателем