Оценка стоимости бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 21:54, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является разработка наиболее методологически точного алгоритма оценки рыночной стоимости предприятия. На основе данного алгоритма производится оценка рыночной стоимости 100 % собственного капитала ООО "ХХХ".
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть возможные подходы к оценке рыночной стоимости предприятия с целью определить алгоритм расчетов;
Провести финансовый анализ предприятия с целью получения основных сведений о предприятии на перспективу прогнозирования его деятельности
Провести оценку рыночной стоимости 100 % доли ООО "ХХХ".

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические и методологические основы анализа деятельности предприятия
1.1 Общие сведения
1.1.1 Заказчик
1.1.2 Оценщик
1.1.3 Собственник объекта оценки
1.1.4 Основание для проведения оценки
1.1.5 Цель и задача оценки
1.1.6 Дата определения стоимости (дата оценки)
1.1.7 Дата составления отчета
1.1.8 Сведения о балансовой стоимости объекта оценки
1.2 Обзор рынка электротехнической промышленности
1.2.1 Прогноз основных макроэкономических показателей
1.2.2 Рынок электротехничекой промышленности в условиях формирования рынка машиностроительной продукции
1.2.3 Краткая характеристика отрасли строительной индустрии область Х
1.2.4 Социально экономическое положение региона
1.2.5 Вывод
1.3 Анализ финансового состояния эмитента
1.3.1 Анализ активов ООО "ХХХ"
1.3.2 Анализ пассивов ООО "ХХХ"
1.3.3 Анализ финансовых результатов ООО "ХХХ"
1.3.4 Анализ финансовых коэффициентов
1.3.5 Выводы по анализу финансового состояния эмитента
Глава 2. Теоретические и практические основы оценки рыночной стоимости предприятия
2.1 Описание объекта оценки
2.1.1 Общие сведения
2.1.2 Капитал и органы управления
2.2 Процедура оценки
2.2.1 Основные этапы процедуры оценки
2.2.2 Анализ основных подходов к оценке
2.3 Сравнительный подход
2.4 Затратный подход
2.4.1 Активы, принимаемые к расчету
2.4.2 Обязательства, принимаемые к расчету
2.5 Доходный подход
2.5.1 Выбор типа денежного потока
2.5.2 Горизонт прогнозирования
2.5.3 Анализ и прогноз доходов
2.5.4 Анализ и прогноз расходов
Прогноз управленческих и коммерческих расходов
Прогноз амортизационных отчислений и капитальных вложений
Анализ и прогнозирование операционных и внереализационных доходов и расходов
Прогноз собственного оборотного капитала
2.5.5 Расчет чистой прибыли
2.5.6 Расчет чистого денежного потока
2.5.7 Ставка дисконта
2.5.8 Расчет стоимости бизнеса
2.6 Согласование результатов и заключение о рыночной стоимости
2.6.1 Определение итоговой стоимости 100% собственного капитала ООО "ХХХ"
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Оценка стоимости бизнеса.doc

— 1.15 Мб (Скачать)
  1. Сбор данных об Объекте оценки и их анализ: оценщики изучают документы, предоставленные Заказчиком, отражающие хозяйственное и финансовое положение эмитента. Эти документы включают сведения об имуществе фирмы, документы финансовой отчетности, документы внутреннего финансового учета фирмы, сведения о планах руководства эмитента относительно его дальнейшего развития, прогнозы руководства об ожидаемых результатах коммерческой деятельности и пр.
  2. Выбор основных подходов и методов оценки.
  3. Применение выбранных методов в рамках традиционных подходов к оценке.
  4. Анализ результатов, полученных при использовании разных подходов, их согласование и применение необходимых скидок или премий.
  5. Подготовка отчета об оценке. Отчет представляет собой краткое повествовательное изложение анализа, результатов расчета, согласования стоимости и заключения.

 

2.2.2 Анализ основных подходов к оценке

При оценке бизнеса используют три подхода к оценке:

  • затратный подход;
  • сравнительный подход;
  • доходный подход.

Теоретические основы затратного подхода

Затратный подход основывается на изучении возможностей инвестора  в приобретении собственности и исходит из того, что покупатель, проявляя должную благоразумность, не заплатит за объект большую сумму, чем та, в которую обойдется приобретение активов фирмы аналогичных по назначению и качеству в обозримый период без существенных задержек. Данный подход оценки может привести к объективным результатам, если возможно точно оценить величины издержек при непременном условии относительного равновесия спроса и предложения на рынке.

Балансовая стоимость  активов предприятия вследствие инфляции, изменений конъюнктуры рынка, используемых методов учета может не соответствовать рыночной стоимости. В результате перед оценщиком встает задача проведения корректировки баланса предприятия. Для осуществления такой корректировки предварительно проводится определение обоснованной рыночной стоимости каждого актива баланса в отдельности, затем определяется текущая стоимость обязательств и, наконец, из обоснованной рыночной стоимости суммы активов предприятия вычитается текущая стоимость всех его обязательств. Результат показывает рыночную стоимость собственного капитала предприятия.

Базовой формулой в затратном  подходе является:

Собственный капитал = активы - обязательства. Существуют два метода определения стоимости компании в рамках затратного подхода:

  • методом стоимости чистых активов;
  • методом ликвидационной стоимости.

Метод стоимости чистых активов (или, по-другому метод скорректированных  чистых активов NAV- Net Asset Value) используется, когда рассматривается функционирующее  предприятие и когда имущество  фирмы таково, что по нему могут быть без затруднений получены надежные данные о рыночной стоимости. Данный метод эффективен при оценке тех фирм, которые успели накопить эти активы в результате капитализации своих доходов за предыдущие периоды, т.е. он наиболее целесообразен для оценки фирм с достаточно солидной предисторией. В случае, когда имеющихся у оценщиков данных недостаточно для расчета обоснованных величин рыночной стоимости составляющих собственного капитала, применяется метод балансовой стоимости чистых активов.

Другой метод —  метод ликвидационной стоимости  компании (LV - Liquidation Value) — применяется, когда компания находится в ситуации банкротства или ликвидации, либо когда есть серьезные сомнения в  способности компании оставаться действующей. Это отражается в информации о низких или даже отрицательных доходах на активы, что служит показателем экономического устаревания данного бизнеса. Ликвидационная стоимость представляет собой денежную сумму, которую собственник компании может получить при ликвидации компании и раздельной распродаже ее активов после расчетов со всеми кредиторами и оплаты издержек ликвидации.

Применение затратного подхода необходимо в двух случаях

  • во-первых, затратный подход незаменим при оценке некотирующихся компаний, чаще всего зарегистрированных в форме ООО, ЗАО, которые, как правило, имеют непрозрачные финансовые потоки;
  • во-вторых, применение затратного подхода вкупе с другими подходами, и, прежде всего, доходным подходом, позволяет принимать эффективные инвестиционные решения.

Теоретические основы сравнительного подхода

Сравнительный подход основан  на том, что субъекты на рынке осуществляют сделки купли-продажи по аналогии, то есть, основываясь на информации об аналогичных сделках. Отсюда следует, что данный подход основывается на принципе замещения. Другими словами, рыночный подход имеет в своей основе предположение, что благоразумный покупатель за выставленную на продажу собственность заплатит не большую сумму, чем та, за которую можно приобрести аналогичную по качеству и пригодности собственность. Поэтому предполагается, что цены, по которым на рынке состоялись сделки купли-продажи объекта собственности, схожего или аналогичного оцениваемому объекту, отражают его рыночную стоимость.

Традиционно при оценке рыночной стоимости любого актива и бизнеса в рамках сравнительного подхода используют три метода:

  • метод компании-аналога (метод рынка капитала);
  • метод сделок (продаж);
  • метод отраслевых коэффициентов.

Метод рынка капитала предполагает использование в качестве базы для сравнения сложившиеся на фондовом рынке реальные цены купли-продажи акций (неконтрольных пакетов).

Метод сделок предполагает использование в качестве базы для  сравнения реальные цены купли-продажи  на внебиржевом рынке консолидированных  пакетов акций или компаний в целом.

Метод отраслевых коэффициентов  основан на использовании отраслевых мультипликаторов, рассчитанных в ходе исследований статистики продаж предприятий  отрасли, проводимых специализированными  агентствами. Необходимо, чтобы исследование было проведено не менее чем для половины всех предприятий отрасли, сопоставимых по размеру с оцениваемым. Метод отраслевых коэффициентов пока не получил достаточного распространения в отечественной практике в связи с отсутствием необходимой информации, требующей длительного периода наблюдения.

Применение методов  компании-аналога и сделок заключается  в последовательном выполнении следующих  действий:

  • сбор необходимой информации;
  • составление списка предприятий-аналогов;
  • финансовый анализ и сопоставление;
  • расчет оценочных мультипликаторов;
  • выбор величины мультипликатора;
  • определение предварительной величины стоимости;
  • внесение итоговых корректировок.

Теоретические основы доходного  подхода

Доходный подход позволяет  определить стоимость Объекта оценки приведением стоимости ожидаемых будущих доходов и расходов (в том числе и долгосрочных обязательств) предприятия к оценке их стоимости в настоящее время.

При этом выдвигается  предположение о том, что потенциальный  собственник не заплатит за данный бизнес сумму большую, нежели та, которую составляет текущая стоимость реальных доходов от этого бизнеса, которую он сможет получить в будущем. Равным образом, собственник не продаст свой бизнес дешевле, чем текущая стоимость тех доходов, которые он сможет получить в будущем.

Данный метод оценки считается наиболее приемлемым с точки зрения инвестиционных мотиваций покупателя, поскольку, приобретая бизнес, он вкладывает деньги не в набор активов, а в поток будущих доходов, позволяющий ему окупить вложенные средства и получить прибыль большую, нежели он получит, вложив свои средства иначе.

Использование доходного  подхода к оценке стоимости бизнеса  наиболее обосновано в случае, когда  предприятие находится в стадии роста или стабильного экономического развития. Также применение доходного  подхода возможно при анализе перспектив дальнейшего развития предприятия (оценка инвестиционного проекта). В любом случае, на основе данных этого оценочного подхода необходимо принимать серьезные управленческие решения.

Оценка стоимости бизнеса  с применением доходного подхода может быть выполнена по методу прямой капитализации доходов, который реально применим в случае, когда речь идет о стадии стабильного развития бизнеса, или, по методу дисконтирования денежных потоков (DCF), когда прогнозируемые денежные потоки не являются постоянными.

Содержание обоих методов  составляет прогнозирование будущих  доходов фирмы и их преобразование в текущую, приведенную к дате оценки, стоимость.

Методика расчета стоимости  бизнеса методом дисконтирования  денежных потоков осуществляется в следующей последовательности:

  • выбор типа денежного потока;
  • определение продолжительности прогнозного периода;
  • анализ ретроспективных потоков доходов и их прогнозирование на будущие периоды;
  • анализ потока расходов и их прогноз;
  • прогнозирование прироста (уменьшения) потребности в финансировании оборотных средств;
  • прогнозирование инвестиций (капитальных вложений);
  • расчет ставки дисконтирования;
  • расчет продленной стоимости предприятия (методом расчета ликвидационной стоимости чистых активов или по модели Гордона);
  • расчет текущей стоимости предприятия путем суммирования приведенных денежных потоков по выбранной ставке прогнозного периода и продленной стоимости предприятия;
  • внесение итоговых поправок.

 

2.3 Сравнительный подход

 

Теоретической основой  сравнительного подхода является предположение, что цену компании можно определить, используя сравнительный анализ уровня цен на сходные предприятия, который сформирован рынком.

Сравнительный подход основан  на том, что субъекты на рынке осуществляют сделки купли-продажи по аналогии, то есть, основываясь на информации об аналогичных сделках. Отсюда следует, что данный подход основывается на принципе замещения. Другими словами, рыночный подход имеет в своей основе предположение, что благоразумный покупатель за выставленную на продажу собственность заплатит не большую сумму, чем та, за которую можно приобрести аналогичную по качеству и пригодности собственность. Поэтому предполагается, что цены, по которым на рынке состоялись сделки купли-продажи объекта собственности, схожего или аналогичного оцениваемому объекту, отражают его рыночную стоимость.

Традиционно при оценке рыночной стоимости любого актива и  бизнеса в рамках сравнительного подхода используют три метода:

  • метод компании-аналога (метод рынка капитала);
  • метод сделок (продаж);
  • метод отраслевых коэффициентов.

Метод рынка капитала предполагает использование в качестве базы для сравнения сложившиеся  на фондовом рынке реальные цены купли-продажи  акций (неконтрольных пакетов).

Метод сделок предполагает использование в качестве базы для сравнения реальные цены купли-продажи на внебиржевом рынке консолидированных пакетов акций или компаний в целом.

Метод отраслевых коэффициентов  основан на использовании отраслевых мультипликаторов, рассчитанных в ходе исследований статистики продаж предприятий отрасли, проводимых специализированными агентствами. Необходимо, чтобы исследование было проведено не менее чем для половины всех предприятий отрасли, сопоставимых по размеру с оцениваемым. Метод отраслевых коэффициентов пока не получил достаточного распространения в отечественной практике в связи с отсутствием необходимой информации, требующей длительного периода наблюдения.

Исходя из вышесказанного, основным условием применения сравнительного подхода при оценке бизнеса или  акций предприятия является наличие активного фондового рынка, поскольку этот подход предполагает использование данных о фактически совершенных сделках с акциями аналогичных предприятий. Кроме того, применение сравнительного подхода возможно только при наличии доступной разносторонней финансовой информации не только по оцениваемому предприятию, но и по компаниям-аналогам, отобранным оценщиками в процессе оценки. В современной российской экономической реальности, эти необходимые условия зачастую делают сравнительный подход трудно применимым.

Информация о работе Оценка стоимости бизнеса