Оценка и анализ рыночной конъюнктуры автомобильного рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 17:49, курсовая работа

Краткое описание

Актуальностью данной темы является то, что изучение конъюнктуры рынка - это систематический и объективный сбор и анализ данных о вашем сегменте рынка, конкурентах и/или в целом о предпринимательском климате, осуществляемый с целью добиться его более глубокого понимания. В процессе изучения конъюнктуры рынка вам могут понадобиться самые разнообразные данные и факты, часто между собой не связанные, а также другая полезная информация, которой вы будете руководствоваться при принятии решений. Изучение конъюнктуры рынка не делается раз и навсегда, а осуществляется постоянно.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….……3
1. Конъюнктура рынка: сущность и экономический смысл………………..…5
1.1.Сущность и цели изучения рыночной конъюнктуры………………….…..5
1.2.Виды конъюнктуры рынка и факторы, влияющие на него….………….…8
1.3.Система показателей оценки рыночной конъюнктуры ………………….12
2. Анализ рыночной конъюнктуры автомобильного рынка г. Улан-Удэ..…15
2.1. ……………….….15
2.2.
Заключение……………………………………………………………......32
Список использованных источников……………………………….…..33

Файлы: 1 файл

план микро.docx

— 43.60 Кб (Скачать)

     Неценовые факторы, влияющие на изменение спроса:

     1. изменение в полезности вещи;

     2. изменение доходов (больше купить за такую же цену);

     3. изменение цены на товарозаменители (при снижении цен спрос переключается).

     Конфигурации  кривой спроса и закономерности потребительского поведения.

     Эффект  дохода  - показывает, как изменяется реальный доход потребителя при  изменении цен,    данный доход  показывает за счет какого понижения  цены на товар человек стал богаче.

     Эффект  замещения - демонстрирует взаимосвязь  между относительными ценами товаров  и зависимостью спроса потребителей.

     Взаимодействие  эффекта дохода с эффектом замещения  возникает в ситуации с нормальными товарами, те товары, спрос на которые увеличивается при увеличении  доходов потребителя.

     Эффект  дохода и эффект замещения действуют  в противоположных направлениях, с одной стороны изменение  цен на низкокачественные товары будет вести к увеличению спроса на них (эффект замещения), с другой стороны из-за эффекта дохода потребитель  станет богаче, а богатый человек  не будет приобретать  низкокачественные  товары.

     Если  низкокачественные товары занимают незначительное место в общем  объеме потребительского дохода, то эффект замещения больше эффекта дохода и потребитель покупает большее  количество низших товаров.

       Но в экономической теории  может возникнуть ситуация, когда  понижение цены на товар приводит  к понижению спроса на него  и наоборот.

     Такой эффект называется эффектом Гиффена. "Парадокс Гиффена" заключается в том, что с ростом цены на какой либо товар первой необходимости, лица с низким уровнем доходов увеличивают его закупки, отказываясь от других видов потребления и сводя свое потребление в основном к потреблению данного товара. "Эффект Веблена" предполагает понижение спроса на престижные товары в силу падения цен на них.

       В нормальных условиях существует  зависимость между ценой и  величиной спроса, которая приводит  к отрицательному наклону кривой  спроса.

     Предложение - это количество товара, которое  продавцы готовы предложить на рынке  по каждой возможной цене в единицу  времени. Объем предложения - это  максимальное количество товара, которое  продавцы готовы предложить на рынке  в единицу времени, при определенных условиях:

     1.цена данного товара;

     2.цены на исходные ресурсы;

     3.цены на другие товары;

     4.наличие необходимых ресурсов;

     5.характер применяемой технологии;

     6.инфляционные ожидания;

     7.налоги и дотации;

     8.природно-климатические условия;

     9.количество продавцов.

     Спрос может иметь следующие виды: отрицательный спрос; отсутствие спроса - потребители могут быть не заинтересованы в товаре или безразличны к нему; скрытый спрос - много клиентов хотели бы иметь товары, которых не существует; падающий спрос- маркетологи должны проанализировать причины падения спроса и определить, можно ли снова стимулировать сбыт путем отыскания новых целевых рынков и изменения характеристик товара; нерегулярный спрос - сбыт может колебаться в зависимости от сезона, дня и даже времени суток; поддерживаемый спрос - случай, когда фирма удовлетворена своим торговым оборотом; чрезмерный спрос - в ряде случаев спрос выше, чем фирма может или хочет удовлетворить; нежелательный спрос - спрос на товары, вредные для здоровья.

     Таким образом, основной характеристикой конъюнктуры рынка является степень сбалансированности спроса и предложения. Она проявляется в поведении цен, скорости оборачиваемости товаров. Эта оценка позволяет определять тип конъюнктуры, Типы конъюнктуры различают на благоприятный или неблагоприятный.

     При благоприятной конъюнктуре достигается  сбалансированность спроса и предложения, цены удерживаются на стабильном уровне.

     При неблагоприятной конъюнктуре спрос  отстает от предложения, что приводит к росту товарных запасов, замедлению оборачиваемости товаров, наблюдаются  затруднение в сбыте товаров. 

     1.3.Система показателей оценки рыночной конъюнктуры

     Для реализации поставленных перед изучением  конъюнктуры рынка задач строится соответствующая система показателей, характеризующих ее проявления:

     1. Предложение товаров (продуктов и услуг) в целом и в распределении по отдельным товарам, продавцам (производителям, торговым посредникам и другим участникам рыночного процесса), регионам характеризуют показатели:

     1.1. объем, структура и динамика  предложения; 

     1.2. производственный и сырьевой  потенциал предложения;

     1.3. эластичность предложения. 

2. Покупательский спрос на товары (продукты и услуги) в целом и в распределении по: отдельным товарам, покупателям (массовым и личным потребителям), регионам характеризуют показатели:

     2.1. спрос в дифференциации по  следующим признакам: степени  удовлетворения; вектору изменения;  формам образования; покупательским  намерениям; состоянию рынка и  месту покупки.

     2.2. потребительский потенциал (в  целом и по отдельным товарам  и услугам):

     - емкость рынка средств производства;

     - емкость рынка предметов потребления;

     - емкость рынка услуг.

     2.3. эластичность спроса.

3. Пропорциональность рынка характеризуют показатели:

     3.1. соотношение спроса и предложения.

     3.2. соотношение рынков средств производства, потребительских продуктов и услуг;

     3.3. товарная структура товарооборота  (продажи, услуг);

     3.4. раздел (доля) рынка между производителями,  оптовыми и розничными продавцами;

     3.5. структура продавцов по формам  собственности;

     3.6. структура покупателей (оптовых  - по формам собственности, розничных  - по социально-демографическим и  другим потребительским признакам);

     3.7. региональная структура рынка. 

4. Тенденцию развития рынка характеризуют показатели:

     4.1. темпы роста, векторы и параметры  трендов продажи, цен и товарных  запасов, инвестиций и прибыли. 

5. Колеблемость, устойчивость и цикличность рынка характеризуют показатели:

     5.1. коэффициенты вариации продажи,  цен и товарных запасов во  времени и в пространстве (экономическом  и географическом);

     5.2. параметры моделей сезонности  развития и цикличности развития  рынка. 

6. Региональные различия состояния и развития рынка характеризуют показатели:

     6.1. региональная вариация соотношения  спроса и предложения и других  пропорций рынка;

     6.2. региональная вариация уровня  спроса (в расчете на душу населения)

     6.3. региональная вариация темпов  динамики основных параметров  развития рынка. 

7. Деловая активность характеризуется показателями:

     7.1. портфель заказов, его состав, заполненность и динамика;

     7.2. число, размер, частота и динамика  сделок;

     7.3. степень загруженности производственных (торговых) мощностей. 

8. Коммерческий (рыночный) риск оценивается показателями:

     8.1. инвестиционный риск;

     8.2. риск принятия маркетинговых  решений;

     8.3. риск случайных рыночных колебаний

9. Масштаб (размер) рынка, уровень монополизации и конкуренции характеризуют показатели:

     9.1. число фирм, выступающих на рынке  каждого товара, их распределение  по формам собственности, организационным  формам и специализации;

     9.2. общий объем реализации товаров  (продуктов и услуг) на рынке  и распределение фирм по размеру  (объему сбыта и продажи);

     9.3. уровень приватизации: число и  доля приватизированных предприятий,  их организационные формы, их  доля в общем объеме рынка;

     9.4. раздел рынка (группировка фирм  по доле, занятой ими в общем  объеме сбыта и продажи);

     9.5. доля малых, средних и крупных  фирм в общем объеме рынка. 

     Данная  система показателей включает в  себя не только специфические показатели конъюнктуры, но и ряд показателей  статистики рынка из других блоков. Хотелось бы еще раз подчеркнуть  связь или корреспонденцию конъюнктурных  показателей с характеристиками маркетингового исследования. Особенностью показателей конъюнктуры является использование в их качестве параметров статистических моделей, отражающих тенденции  и цикличность рынка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Анализ рыночной конъюнктуры автомобильного рынка г. Улан-Удэ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Таким образом, конъюнктура - это совокупность определённых признаков, сочетание различных обстоятельств, которые характеризуют состояние экономики в определённый период. Конъюнктура хозяйства, является составной частью экономической науки.

     Поскольку основными характерными признаками конъюнктуры являются изменчивость, неравномерность, противоречивость, поэтому, чтобы принять правильное, экономическое решение  необходимо обладать информацией о ситуации на рынке, а значит проводить его изучение. Процесс изучения включает в себя такие аспекты, как исследование процессов производства и реализации продукции, деятельность ведущих промышленных и торговых фирм, финансирование и кредитование, ценообразование, перспективы развития производства и потребления.

     Результаты  конъюнктурных исследований могут  быть использованы для различных целей, таких как составление  экономических и технических прогнозов, определение перспективы направления научных исследований, составления бизнес- планов.

     В настоящее время появляются большие  возможности быстрого и качественного исследования конъюнктуры. Для качественного анализа, прогноза необходимо условие быстрого получения, обмена и обработки информации. В настоящее время благодаря новым информационным системам и компьютерным технологиям становится возможным более точное  и быстрое получение всей необходимой информации для исследования конъюнктуры, что повышает качество прогнозов и  принятия экономически  эффективных решений. 
 
 
 

Список  использованной литературы

     1. Базылев М. Н. Экономическая теория. – М., 2008

     2.Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие. М.:  Издат. дом «Дашков и К», 2009

     3.Голубков Е. П. Основы маркетинга. Учебник. 2-е издание. - М., 2003.

     4.Иохин В. Я. Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ, - М., 2009

Информация о работе Оценка и анализ рыночной конъюнктуры автомобильного рынка