Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 14:53, курс лекций
1. Место н роль общественного питания в системе воспроизведена
2. Общественное питание как подотрасль экономики.
3. Функции и значение обиюственного питании в рыночной экономике.
1.1. Моего и роль общественного питания в систем* воспроизводстве
Начиная с 1994 г. административное регулирование цен осталось только на продукцию (товары, услуги) естественных монополий, которые включают транспортировку нефти, нефтепродуктов И газа по трубопроводам, передачу электрической и тепловой энергии, железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов, услуги общедоступной электрической и почтовой связи. В этих отраслях создание конкурентной среды экономически неэффективно или технически невозможно. За остальными монополистами, занимающими доминирующее положение и включенными в реестр, ведется наблюдение.
34
35
В общем случае в Российской Федерации доминирующим признаете* положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более. Однако доминирующим может признаваться также положение субъекта, доля которого на рынке меньше 65W, но больше 35%, если это установлено антимонопольным органом исходя из стабильности на рынке доли хозяйствующего субъекта, относительных величин долей на рынке конкурентов, возможности доступа на этот рынок новых субъектов и пр.
Антимонопольное законодательство направлено также против недобросовестной конкуренции, т. е. против любых действий по приобретению преимуществ в пред1гринимательской деятельности и причинению убытков конкурентам, либо ущерба их деловой репутации.
Со стороны антимонопольных органов также осуществляется контроль за созданием, слиянием и присоединением коммерческих организаций, если сумма активов превышает 100 тыс. минимальных размеров оплаты труда. В случае если создание организации ведет к ограничению конкуренции, антимонопольные органы вправе потребовать восстановления первоначальных условий конкуренции.
Антимонопольному контролю подлежат вес сделки с имуществом организаций, суммарная балансовая стоимость активов которых превышает 100 тыс. минимальных размеров оплаты труда или одним из учредителей которой является внесенный в реестр монополист с долей на рынке более 35%. Контроль распространяется на:
Следует отмстить, что среди предприятий общественного шгтаиня на данный момент нет занимающих монопольного доминирующею положения.
В то же время в отрасли существуют проблемы формировании конкурентной среды, которые решаются после выхода Постановления Правительства РФ «О мерах по стабилизации потребительского рынка РФ» от 12 октября 1998 г. В настоящее время согласно указанному постановлению осушествляются такие мероприятия:
- органы исполнительной власти субъектов
РФ сняли ограничения
на свободное перемещение
продовольственных товаров в РФ и обеспечи-
вают поставки продовольствия спецпотребнтелям (в промышленные центры, районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности);
В подотрасли общественного питания старейшими формами монополий были картели и синдикаты.
Картели - соглашения близких по профилю предприятий о рынках сбыта, объемах производства, продаж и ценах. Они призваны ограничить внутреннюю конкуренцию среди однопрофильных сговорившихся предприятий и противостоять внешней конкуренции не участвующих в соглашении.
Синдикаты - соглашение о создании единой закупочной организации для закупки продукции,
В настоящее же время соглашения предприятий отмечаются в форме концернов - крупных объединений предприятий, связанных общими интересами. В случае, когда предприятия не имеют прямых технологических связей, их объединения называются конгломератами. Современные концерны представляют собой многоотраслевые комплексы, включающие торговые, производственные, банковские, транспортные организации и организации питания.
Монополизации организаций предшествуют процессы концентрации (сосредоточения) производства.
В экономической теории выделяют такие виды концентрации производства, как укрупнение, специализация, кооперирование и комбинирование.
Укрупнение - это сосредоточение ресурсов, объемов продаж и !гри-были на крупных предприятиях и объединениях предприятий.
Специализация - это сосредоточение на предприятиях однородных производств.
Кооперирование ~ это соединение результатов деятельности специализированных предприятий.
36
37
Комбинирование - это объединение на предприятии последовательных, связанных работ в рамках определенного этапа производства и реализации продукции.
В начале рыночного развития экономики Российской Федерации основным направлением развитии общественного питания, было укрупнение, которое давало преимущества оказания широкого спектра услуг покупателям, внедрение современных технологий н методов управления. Укрупненные предприятия предлагали продукцию по доступным ценам, в результате чего расходы населения на питание вне дома сократились и соответственно это повлияло на уменьшение объемов товарооборота и нормы прибыли в розничной торговле продуктами питания. Таким образом, в начале рыночной реформы общественное питание составило серьезную конкуренцию розничной торговле, В результате тенденций укрупнения развились «Ростнкс», «Пицца» и пр.
Следующим этапом рыночного развития общественного питания стали тенденции специализации и обособления отдельных видов деятельности. Это явилось следствием повышения доходов потребителей благодаря стабилизации экономического развития России и возникновения спроса на комплексное удовлетворенне потребностей в высококачественной продукции и услугах, сгруппированных по однородным признакам. В результате возникли рестораны, специализированные на кухнях отдельных стран.
В настоящее время в общественном питании преобладают тенденции комбинирования, выражающиеся в объединении на предприятиях последовательных связанных стадий работ и процессов. Особенно в общественном питании возрастает роль сочетания производства пищевых полу фабрикатов н готовых блюд из них.
Также
в условиях наметившегося экономического
роста в России, начинают преобладать
тенденции укрупнения капитала и организационных
структур предприятий питания. Крупный
капитал в конечном итоге подрывает свободную
конкуренцию на рынке за счет проведении
крупными предприятиями дифференцированной
политики цен во времени и в пространстве.
Дифференциация во времени заключается
в изменении цен в различные периоды в
зависимости от степени популярности
организации, а в пространстве аналогична
по механизму действия с одной только
разницей - дифференциации по сети территориально
рассредоточенных филиалов. Возможность
дифференциации создается за счет более
низкого уровня издержек обращения крупного
предприятия питания и более крупных партий закупок сырья и товаров
со скидками. Крупные органи-зации также
получают ценовые преимущества вследствие
монополизации
удобных мест расположения и экономии на рекламе за счет одновременного рекламирования всех подразделений.
С появлением в организациях тенденций укрупнения связано возникновение франчайзинга.
Франчайзинг - это способ организации бизнеса, при котором какое-то предприятие по договору предоставляет другим предприятиям право использовать его торговую марку, технологии, систему ведения бизнеса за вознаграждение. В России франчайзинг регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации и законом Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях чест пронехождения товаров» от 23 сентября 1992 г.
Вступление во франчайзингоьую систему является выгодным для всех сторон, франчайзер (владелец исключительных прав) без дополнительных инвестиций расширяет рынок сбыта и получает дополнительный доход. ФранчаЙзи_(встулающий в бизнес другого собственника исключительных прав) получает возможность пользоваться исключительными правами, принадлежащими франчайзеру, а также его консультационной помощью. Платежи крупному предприятию состоят из первоначального (вступительного) взноса и периодических отчислений от выручки.
В настоящее время выделяют следующие формы концентрации предприятий питания:
Исторически исходной была горизонтальная интеграция - объединение двух и более однотипных предприятий, образующих цепные торговые системы. В результате объединения такие предприятия оказывались в условиях более выгодной закупки и проведения единой торговой политики. Примером могут быть предприятия питания по производству и реализации кур-гриль, блинов, полкорна и некоторые др., а также фран-чайзннговыс предприятия, например, «Русское бистро», которое объединяет организации различных собственников, продающие однотипную продукцию, объединившись в хозяйственном руководстве, политике за-кулкн и организации деятельности под одной торговой маркой.
В ходе дальнейшего развития возникла вертикальная интегра- ция - объединение, слияние или взаимодействие функционально зависимых производителей, посредников, продавцов и потребителей продукции. В общественном питании она выражалась в появлении закупочных торговых центров - оптовых предприятий, а позже - в проникновении в общественное питание промышленного капитала. Примером могут быть работающие на основе франчайзинговой кооперации хозяйственной деятсль-
3S
39
ности нескольких оптовых предприятий и группы организаций общественного питания «Макдональдс», «Ростикс», «Пицца Хат». Отечественные франчайзинговые предприятия подобного типа -«Дрова», «Елки-палки», «Дока пицца».
Более поздней формой стала диверсификация - объединение функционально независимых предприятий питания различного профиля (внутриотраслевая диверсификация) либо функционально независимых предприятий питания и предприятий других отраслей деятельности (межотраслевая диверсификация). Примером внутриотраслевой диверсификации может служить «Росинтср», объединяющий предприятия питания различных типов и специализаций, межотраслевой диверсификации -«Росагро-пром», включающий продовольственные корпорации Москвы и Московской области, а также Белгородской, Брянской, Владимирской, Воронежской, Липецкой, Орловской, Оренбургской областей и Ставропольского края и занимающийся сельским хозяйством, производством продуктов питания, торговлей н предоставлением услуг общественного питания. Также межотраслевыми диверсифицированными организациями питания являются «Тинькофф», объединяющий пивные заводы и рестораны, и «Пир О.Г.И.» - информационно-издательский бизнес и кафе.
Контрольные вопросы
4. СОСТОЯНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ КАК ПОДОТРАСЛИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА