Общественное питание: сущность, функции, место и роль в общественном воспроизводстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 14:53, курс лекций

Краткое описание

1. Место н роль общественного питания в системе воспроизведена
2. Общественное питание как подотрасль экономики.
3. Функции и значение обиюственного питании в рыночной экономике.
1.1. Моего и роль общественного питания в систем* воспроизводстве

Файлы: 1 файл

konspekt_OP.doc

— 2.28 Мб (Скачать)

Начиная с 1994 г. административное регулирование цен осталось только на продукцию (товары, услуги) естественных монополий, которые включают транспортировку нефти, нефтепродуктов И газа по трубопроводам, передачу электрической и тепловой энергии, железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов, услуги общедоступной электрической и почтовой связи. В этих отраслях создание конкурентной среды экономически неэффективно или технически невозможно. За остальными монополистами, занимающими доминирующее положение и включенными в реестр, ведется наблюдение.

 

34 

35

 

В общем случае в Российской Федерации доминирующим признаете* положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более. Однако доминирующим может признаваться также положение субъекта, доля которого на рынке меньше 65W, но больше 35%, если это установлено антимонопольным органом исходя из стабильности на рынке доли хозяйствующего субъекта, относительных величин долей на рынке конкурентов, возможности доступа на этот рынок новых субъектов и пр.


Антимонопольное законодательство направлено также против недобросовестной конкуренции, т. е. против любых действий по приобретению преимуществ в пред1гринимательской деятельности и причинению убытков конкурентам, либо ущерба их деловой репутации.

Со стороны антимонопольных органов также осуществляется контроль за созданием, слиянием и присоединением коммерческих организаций, если сумма активов превышает 100 тыс. минимальных размеров оплаты труда. В случае если создание организации ведет к ограничению конкуренции, антимонопольные органы вправе потребовать восстановления первоначальных условий конкуренции.

Антимонопольному контролю подлежат вес сделки с имуществом организаций, суммарная балансовая стоимость активов которых превышает 100 тыс. минимальных размеров оплаты труда или одним из учредителей которой является внесенный в реестр монополист с долей на рынке более 35%. Контроль распространяется на:

  • приобретение акций с правом голоса в размере более 20% уставного капитала;
  • получение в собственность отчуждаемого имущества, если его стоимость превышает 10% балансовой стоимости основных средств или нематериальных активов субъекта, отчуждающего имущество;
  • приобретение нрав, позволяющих определять условия ведения предпринимательской деятельности хозяйствующим субъектом.

Следует отмстить, что среди предприятий общественного шгтаиня на данный момент нет занимающих монопольного доминирующею положения.

В то же время в отрасли существуют проблемы формировании конкурентной среды, которые решаются после выхода Постановления Правительства РФ «О мерах по стабилизации потребительского рынка РФ» от 12 октября 1998 г. В настоящее время согласно указанному постановлению осушествляются такие мероприятия:

- органы исполнительной власти субъектов РФ сняли ограничения 
на свободное перемещение продовольственных товаров в РФ и обеспечи- 

вают поставки продовольствия спецпотребнтелям (в промышленные центры, районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности);

  • Государственный комитет по статистике осуществляет недельный мониторинг производства, обращения и уровня потребительских цен важнейших продовольственных групп, социально значимых товаров и лекарственных средств;
  • Министерство экономического развития и торговли. Государственный комитет по стаидартизацнн и метрологии, Министерство здравоохранения, Министерство сельского хозяйства и продовольствия обеспечивают контроль за качеством и безопасностью продовольственных социально значимых товаров и лекарственных средств, а также за соблюдением правил торговли.

В подотрасли общественного питания старейшими формами монополий были картели и синдикаты.

Картели - соглашения близких по профилю предприятий о рынках сбыта, объемах производства, продаж и ценах. Они призваны ограничить внутреннюю конкуренцию среди однопрофильных сговорившихся предприятий и противостоять внешней конкуренции не участвующих в соглашении.

Синдикаты - соглашение о создании единой закупочной организации для закупки продукции,

В настоящее же время соглашения предприятий отмечаются в форме концернов - крупных объединений предприятий, связанных общими интересами. В случае, когда предприятия не имеют прямых технологических связей, их объединения называются конгломератами. Современные концерны представляют собой многоотраслевые комплексы, включающие торговые, производственные, банковские, транспортные организации и организации питания.

Монополизации организаций предшествуют процессы концентрации (сосредоточения) производства.

В экономической теории выделяют такие виды концентрации производства, как укрупнение, специализация, кооперирование и комбинирование.

Укрупнение - это сосредоточение ресурсов, объемов продаж и !гри-были на крупных предприятиях и объединениях предприятий.

Специализация - это сосредоточение на предприятиях однородных производств.

Кооперирование ~ это соединение результатов деятельности специализированных предприятий.

 

36 

37

 

Комбинирование - это объединение на предприятии последовательных, связанных работ в рамках определенного этапа производства и реализации продукции.


В начале рыночного развития экономики Российской Федерации основным направлением развитии общественного питания, было укрупнение, которое давало преимущества оказания широкого спектра услуг покупателям, внедрение современных технологий н методов управления. Укрупненные предприятия предлагали продукцию по доступным ценам, в результате чего расходы населения на питание вне дома сократились и соответственно это повлияло на уменьшение объемов товарооборота и нормы прибыли в розничной торговле продуктами питания. Таким образом, в начале рыночной реформы общественное питание составило серьезную конкуренцию розничной торговле, В результате тенденций укрупнения развились «Ростнкс», «Пицца» и пр.

Следующим этапом рыночного развития общественного питания стали тенденции специализации и обособления отдельных видов деятельности. Это явилось следствием повышения доходов потребителей благодаря стабилизации экономического развития России и возникновения спроса на комплексное удовлетворенне потребностей в высококачественной продукции и услугах, сгруппированных по однородным признакам. В результате возникли рестораны, специализированные на кухнях отдельных стран.

В настоящее время в общественном питании преобладают тенденции комбинирования, выражающиеся в объединении на предприятиях последовательных связанных стадий работ и процессов. Особенно в общественном питании возрастает роль сочетания производства пищевых полу фабрикатов н готовых блюд из них.

Также в условиях наметившегося экономического роста в России, начинают преобладать тенденции укрупнения капитала и организационных структур предприятий питания. Крупный капитал в конечном итоге подрывает свободную конкуренцию на рынке за счет проведении крупными предприятиями дифференцированной политики цен во времени и в пространстве. Дифференциация во времени заключается в изменении цен в различные периоды в зависимости от степени популярности организации, а в пространстве аналогична по механизму действия с одной только разницей - дифференциации по сети территориально рассредоточенных филиалов. Возможность дифференциации создается за счет более низкого уровня издержек обращения крупного предприятия питания и более крупных партий закупок сырья и товаров со скидками. Крупные органи-зации также получают ценовые преимущества вследствие монополизации 

удобных мест расположения и экономии на рекламе за счет одновременного рекламирования всех подразделений.

С появлением в организациях тенденций укрупнения связано возникновение франчайзинга.

Франчайзинг - это способ организации бизнеса, при котором какое-то предприятие по договору предоставляет другим предприятиям право использовать его торговую марку, технологии, систему ведения бизнеса за вознаграждение. В России франчайзинг регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации и законом Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях чест пронехождения товаров» от 23 сентября 1992 г.

Вступление во франчайзингоьую систему является выгодным для всех сторон, франчайзер (владелец исключительных прав) без дополнительных инвестиций расширяет рынок сбыта и получает дополнительный доход. ФранчаЙзи_(встулающий в бизнес другого собственника исключительных прав) получает возможность пользоваться исключительными правами, принадлежащими франчайзеру, а также его консультационной помощью. Платежи крупному предприятию состоят из первоначального (вступительного) взноса и периодических отчислений от выручки.

В настоящее время выделяют следующие формы концентрации предприятий питания:

  • горизонтальную интеграцию;
  • вертикальную интеграцию;
  • диверсификацию.

Исторически исходной была горизонтальная интеграция - объединение двух и более однотипных предприятий, образующих цепные торговые системы. В результате объединения такие предприятия оказывались в условиях более выгодной закупки и проведения единой торговой политики. Примером могут быть предприятия питания по производству и реализации кур-гриль, блинов, полкорна и некоторые др., а также фран-чайзннговыс предприятия, например, «Русское бистро», которое объединяет организации различных собственников, продающие однотипную продукцию, объединившись в хозяйственном руководстве, политике за-кулкн и организации деятельности под одной торговой маркой.

В ходе дальнейшего развития возникла вертикальная интегра- ция - объединение, слияние или взаимодействие функционально зависимых производителей, посредников, продавцов и потребителей продукции. В общественном питании она выражалась в появлении закупочных торговых центров - оптовых предприятий, а позже - в проникновении в общественное питание промышленного капитала. Примером могут быть работающие на основе франчайзинговой кооперации хозяйственной деятсль-

 

3S 

39

 

ности нескольких оптовых предприятий и группы организаций общественного питания «Макдональдс», «Ростикс», «Пицца Хат». Отечественные франчайзинговые предприятия подобного типа -«Дрова», «Елки-палки», «Дока пицца».


Более поздней формой стала диверсификация - объединение функционально независимых предприятий питания различного профиля (внутриотраслевая диверсификация) либо функционально независимых предприятий питания и предприятий других отраслей деятельности (межотраслевая диверсификация). Примером внутриотраслевой диверсификации может служить «Росинтср», объединяющий предприятия питания различных типов и специализаций, межотраслевой диверсификации -«Росагро-пром», включающий продовольственные корпорации Москвы и Московской области, а также Белгородской, Брянской, Владимирской, Воронежской, Липецкой, Орловской, Оренбургской областей и Ставропольского края и занимающийся сельским хозяйством, производством продуктов питания, торговлей н предоставлением услуг общественного питания. Также межотраслевыми диверсифицированными организациями питания являются «Тинькофф», объединяющий пивные заводы и рестораны, и «Пир О.Г.И.» - информационно-издательский бизнес и кафе.

Контрольные вопросы

  1. Какие виды организаций можно выделить в зависимости от различных классификационных притоков?
  2. Перечислите виды коммерческих 1грсдпрнятий и выделите их принципиальные отличия друг от друга
  3. Охарактеризуйте некоммерческие организации и их специфические особенности.
  4. Какие изменения произошли в экономике России при формировании конкурентной среды?
  5. В каких формах осуществляется государственное ре!улированис конкуренции в России?
  6. Дайте определение видов монополий и опишите их характеристики.

 

  1. Каковы особенности развития различных видов концстрацин произ-водстм а обшестиенном питании России?
  2. В чем заключается сущность концентрации в общественном питании и каковы ее особенности в современных условиях России?
 

4. СОСТОЯНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ КАК ПОДОТРАСЛИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

Информация о работе Общественное питание: сущность, функции, место и роль в общественном воспроизводстве