Общественное питание: сущность, функции, место и роль в общественном воспроизводстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 14:53, курс лекций

Краткое описание

1. Место н роль общественного питания в системе воспроизведена
2. Общественное питание как подотрасль экономики.
3. Функции и значение обиюственного питании в рыночной экономике.
1.1. Моего и роль общественного питания в систем* воспроизводстве

Файлы: 1 файл

konspekt_OP.doc

— 2.28 Мб (Скачать)

Государственное реагирование представляет собой целенаправленные воздействия государственных и муниципальных органов власти на подотрасль для решения задач развития страны и ее отдельных регионов. Оно осуществляется по следующим направлениям:

  1. разработка мер по обеспечению здоровой конкуренции, которая в основном заключается в нормативном регулировании н контроле субъектов-монополистов;
  2. организация хозяйственной деятельности при отсутствии конкуренции или когда конкуренция нецелесообразна. В первую очередь это относится к работе госорганов по защите окружающей среды. Так, в настоящее время в общественном питании под надзором государственных служб ликвидируются холодильники, а которых использованы взрывоопасные и озоноразрушающис фрсоны, запрещенные с 2000 г. Всемирной организацией здравоохранения;
  3. разработка и осуществление государственной политики перераспределения доходов в предприятиях питания, обслуживающих незащищенные слон населения и нуждающихся в льготах по налогообложению, аренде помещений н оплате коммунальных услуг.

В государственном регулировании могут быть выделены две основные области - прямого и косвенного регулирования.

Прямое регулирование - это непосредствен кос вмешательство государства в функционирование определенных элементов рынка.

Косвенное регулирование происходят посредством применения эхономических рычагов стимулирования организаций, использования кредитно-финансовой системы, нормативного регулирования цен и тарифов.

Примером является тот факт, что к участию в реализации социально значимых программ привлекаются организации общественного пнта-

47

■    ■

 

нкя с обеспечением ни финансовой поддержки через предоставление целевых и льготных кредитов, налоговых льгот, коммунальных и арендных платежей. Госорганы также могут формировать заказы на социально значимую продукцию и услуги. Формой проявления косвенного регулирования являются установление требований к ассортиментному перечню предприятий питания, а также определение условий их деятельности на базе стандартизации, сертификации и лицензирования. В системе методов госрегулирования выделяют:


  • законодательные;
  • экономические;
  • административные;
  • информационно-ориентирующие.

Законодательные методы - это методы обеспечения правовых основ деятельности, включающие защиту прав собственников, предпринимателей, наемных работников и потребителей. Примером может служить существование антимонопольного законодательства как совокупности правил, обеспечивающих конкуренцию на рынке, в том числе в общественном питании.

Экономические методы ~ это методы воздействия на спрос и предложение товаров, на условия формирования ресурсов, затрат и результатов деятельности, включающие ценовое, налоговое, таможенное, финансовое и кредитно-денежное регулирование. Так, государство применяет регулирование цен на товары н услуги социальной значимости. Это выражается в пониженных ставках налогов при производстве и реализации, а также в установлении предельных торговых надбавок, наценок общественного питания, а иногда н норм рентабельности.

Административные методы - это определенные законодательством методы воздействия исполнительных структур власти на процессы производства и обращения. В качестве примера можно привести лицензирование производства и обращения отдельных товаров в целях предотвращения проникновения на рынок таких их видов, которые опасны для жизни н здоровья человека. Так, лицензированию подвергаются выпуск и реализация алкогольных напитхов и табачных изделий, т. с. товаров, вредных для здоровья.

Информационно-ориентирующие методы - методы обеспечения предприятий информацией, позволяющие выбирать оптимальные пути достижения целей. Например, научно-техническая информация позволяет предприятиям общественного питания совершенствовать организацию н технологию процессов производства продукции и предоставления услуг.

■IS 

Контрольные вопросы

  1. Выделите исторические этапы развития общественного питания в России.
  2. Какие предприятия питания наиболее активно развиваются в настоящее время в России и почему?
  3. С чем связано увеличение количества и объемов деятельности предприятий питания я современных условиях?
  4. Какие кухня и средний размер чека преобладают ив рынке услуг общественного питания России?
  5. В каких формах и какими органами осуществляется негосударственное регулирование общественного питания России?
  6. Дайте определение отдельным методам государственного регулирования и приведите примеры их примсношя в общественном питании.
  7. Каковы шиболес перспективные направления предоставления услуг в общественном питании современной России?

5. ОБЩЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

  1. Современное состояние рынка труда и роль государства в его регулировании.
  2. Особенности труда н характеристика трудовых ресурсов общественного питания.
  3. Трудовые показатели общественного питания.

6.1. Современное состояние рынка труда и роль государства в его регулировании

Рынок труда представляет собой систему отношений по воспроизводству, распределению и персраспределению общественного труда по сферам и отраслям, видам и формам деятельности, обеспечивающую эффективность труда для собственника н экономические стимулы к труду для нанимаемого работника с учетом особенностей отдельных видов трудовой деятельности.

Рынок труда, как и любой другой рынок, основан на спросе и предложении. Спрос выступает в форме потребности на занятие свободных рабочих мест и выполнение работ (услуг), а предложение проявляется в наличии незанятой рабочей силы или желании изменить место работы. Спрос и предложение развиваются в конкурентной борьбе, с одной стороны, между работниками за занятие того или иного рабочего места или выполнение работы, а с другой - между работодателями за привлечение нужной рабочей силы как по своему количественному, так и качественному составу.

49

 

Спрос на рабочую силу проявляется в предоставлении дополнительных рабочих мест, увеличении заработной платы и др. и определяется предельным доходом предпринимателя, полученным от продажи продукции и товаров, произведенных и реализуемых в условиях привлечения дополнительной рабочей силы на единицу продаж. Привлечение дополнительной рабочей силы получает целесообразность только в том случае, если дополнительный эффект (доход) будет достаточным для покрытия затрат по производству и реализации, в том числе по найму. Потому что собственник всегда учитывает предел производства на одного работника, после достижения которого привлекать дополнительную рабочую силу становится невыгодным.


В условиях рыночных отношений трудящиеся являются наемными работниками, а рабочая сила - товаром. Поэтому рабочая сила имеет стоимость, которая определяется соотношением спроса и предложения на нее на рынке труда. Ценой труда (стоимостью трудовых ресурсов) в этом случае выступает заработная плата.

Рынок труда может рассматриваться с двух позиций. С количественной точки зрения рынок труда измеряется численностью экономически активного населения. С точки зрения качественных характеристик рынок труда - это совокупность физических и умственных способностей людей, определяющих их способность к труду.

Отличие рабочей силы от других товаров состоит в следующем:

  • она создает стоимость большую, чем стоит сача;
  • без ее привлечения невозможно осуществить любую деятельность;
  • от нее во многом зависит эффективность использования всех других ресурсов и экономика организации в целом.

В составе понятия рабочей силы (экономически активного населения) выделяют занятое и безработное население.

В целом занятость - это деятельность граждан, не противоречащая законам, связанная с удовлетворением их личных и общественных потребностей и, как правило, приносящая им заработок (трудовой доход). Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду и осуществлять любую, не запрещенную законодательством деятельность, в том числе и не оплачиваемую (воспитание детей, ведение домашнего хозяйства, учеба и пр.). Принуждение к труду в какой-либо форме не допускается за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Занятое население - это лица, работающие по найму в организациях всех форм собственности, занятые предпринимательской деятельностью, в личном подсобном хозяйстве и у отдельных лиц. Безработными 

считаются граждане в трудоспособном возрасте, постоянно проживающие на территории страны, не имеющие работы, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в дневных учебных заведениях, либо не проходящие военной службы, зарегистрированные в государственной службе занятости.

Также существует понятие экономически неактивного населения, которое включает учащихся дневных форм обучения, домашних хозяек, пенсионеров по возрасту и инвалидности, рантье и лиц, получающих материальную поддержку от общественных организаций и частных лиц.

Уровень безработицы определяется как процентное соотношение численности безработных к экономически активному населению.

После перехода к рыночному типу хозяйствования в отрасли общественного питания произошло резкое увеличение численности работников в основном за счет развития уличной торговли, что вызвало привлечение людей из других отраслей экономики без специальной профессиональной подготовки. Со временем многие из них оказались не в состоянии эффективно конкурировать с более подготовленными и вынуждены были уйти из подотрасли.

Дальнейшее развитие экономики России будет продолжаться в направлении снижения численности работающих в производственных отраслях с их переходом на работу в общественное питание и другие отрасли услуг, как это происходит в странах с развитым рынком. В то же время дальнейшее развитие трудовых показателей общественного питания должно происходить не только за счет роста количества работников в отрасли, но и роста качества и эффективности использования трудовых ресурсов.

Сложность повышения качества рабочей силы в общественном питании заключается в се большой текучести. Поэтому в зарубежных странах привлекают население на неполную рабочую неделю, особенно молодежь и пенсионеров. Многие менеджеры отмечают, что такие работники более добросовестно выполняют работу.

Государственная политика в области занятости населения направлена на:

  • обеспечение равных возможностей всем гражданам в реализации права на труд н выборе форм занятости;
  • поддержку трудовой н предпринимательской инициативы граждан при координации деятельности в области занятости с другими направлениями экономической политики;
  • соблюдение принципа добровольности труда при поощрении работодателей, создающих новые рабочие места;

 

50 

51

 

- обеспечение социальной защиты населения в области занятости на основе координации деятельности госорганов, профсоюзов, предпринимателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости;


-международное сотрудничество в решении проблем занятости.

Вопросами регулирования занятости занимаются различные органы государственной власти н общественные организации (центры занятости).

Государственное регулирование занятости и труда осуществляется по таким основным направлениям:

  1. через законодательство и соглашения по труду;
  2. путем установления минимальной заработной платы;
  3. на основе индексации заработной платы в зависимости от инфляции;
  4. посредством налогообложения доходов работников, в том числе льготного для отдельных категорий;
  5. через определение минимальной продолжительности отпуска, максимальной продолжительности рабочего дня и рабочей недели;
  6. путем создания системы образования, повышения квалификации н перепрофилирования.

Государственное регулирование труда в первую очередь проявляется в установлении гарантий оплаты труда работников с учетом эффективности функционирования всех отраслей экономики. Это отражено в Трудовом кодексе Российской Федерации, принятом 30 декабря 2001 г.. в соответствии с которым месячная оплата труда работника, отработавшего за определенный период норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности, не может быть ниже минимального месячного размера оплаты труда. Закон Российской Федерации «О повышении социальных гарантий для трудящихся» от 19 апреля 1991 г. определил нормативную продолжительность рабочего времени в размере 40 часов в неделю.

Информация о работе Общественное питание: сущность, функции, место и роль в общественном воспроизводстве