Общественное питание: сущность, функции, место и роль в общественном воспроизводстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 14:53, курс лекций

Краткое описание

1. Место н роль общественного питания в системе воспроизведена
2. Общественное питание как подотрасль экономики.
3. Функции и значение обиюственного питании в рыночной экономике.
1.1. Моего и роль общественного питания в систем* воспроизводстве

Файлы: 1 файл

konspekt_OP.doc

— 2.28 Мб (Скачать)

Временно свободные финансовые ресурсы организации общественного питания могут инвестировать. Согласно федеральному закону «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» инвестиции - это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли или достижения иного полезного эффекта.

Инвестиции могут быть реальными или финансовыми. Реальные инвестиции представляют собой вложения средств в материальное имущество, в первую очередь в производственные фонды. Финансовые инвестиции - это вложения средств в различные финансовые инструменты (ценные бумаги, целевые банковские вклады, депозиты, паи и пр.). 

В современных условиях основная часть инвестиций организаций питания представлена реальными, в то время как в высоко развитых странах с рыночной экономикой большая часть инвестиций является финансовыми.

Фондовый рынок поставляет средства в виде дивидендов и процентов по ценным бумагам других организаций.

Страховой рынок обеспечивает ресурсы в виде выплаты страхового возмещения страховыми компаниями.

Финансовые ресурсы общественного питания представляют собой часть финансовых ресурсов народного хозяйства страны, а также часть финансовых ресурсов внешних инвесторов.

Финансовые ресурсы общественного питания - это совокупность денежных средств организаций отрасли, которые формируются при образовании организаций и пополняются в результате хозяйственной деятельности (за счет реализации товаров и услуг, излишнего имущества, внереализационных доходов), а также за счет привлечения внешних источников финансирования. Они направлены на осуществление затрат по расширенному воспроизводству и экономическому стимулированию работающих.

Финансовые ресурсы представляют собой часть фондов обращения, представленную в стоимостном выражении в балансе организации денежными средствами и отражаются на конкретную дату. В то же время можно определить финансовые ресурсы организации нарастающим итогом, которые отражаются в отчете о движении денежных средств (кэш-фло). В целом финансовые ресурсы формируются выручкой от реализации товаров и прочей реализации, внереализационными доходами, поступлениями кредитных средств, инвестициями со стороны, а также приростом кредиторской задолженности.

Различают потенциальные и реальные финансовые ресурсы. Потенциально имеющиеся финансовые ресурсы по их номинальной стоимости - это итог валюты баланса, так как все ресурсы организации в рыночных условиях могут быть превращены в деньги через определенное время, в результате их продажи, Реально имеющиеся ресурсы - это денежные средства организации,

К основным направлениям использования финансовых ресурсен относятся:

- платежи (бюджету, банкам, налоговым органам, поставщикам, 
страховым организациям и пр.);

-инвестиции;

-создание фондов (резервных, поощрительных, социальных и пр.);

- благотворительные цели, спонсорство.

 

70 

71

 

тенсивности покупательских потоков; совершенствование управления на основе современных форм продажи и обслуживания./


Контрольные вопросы

  1. Что представляет собой материально-техническая база ор1аннзяиии?
  2. Дайте определение материальных ресурсов н охарактеризуйте элементы, из которых они образуются.
  3. Каковы особенности структуры материально-технической базы общест-кенного питания?
  4. По каким признакам классифицируются основные фонды?
  5. На чем основано экстенсивное н интенсивное повышение эффективности основных фондов?
  6. Кахис показатели можно считать основными при оценке эффективности оборотных фондов и с>онлов обращения?

7. ОБЩЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ И КРЕДИТНО-ФИНАНСОВАЯ

СИСТЕМА

  1. Финансовый рынок и его роль в формировании финансовых ресурсов обшествеиного питания.
  2. Финансовая политика России и ее влияние на финансовые ресурсы общественного питания.
  3. Основные показатели оценки финансовых ресурсов общественного питания.

7.1. Финансовый рынок и его роль в формировании финансовых ресурсов общественного питания

Финансовый рынок представляет собой совокупность отношений по созданию, распределению, перераспределению, использованию и увеличению денежных средств организаций различных отраслей экономики.

Эти отношения охватывают денежные отношения между организациями, а также:

  • государством и различными государственными и обшестве и ними фондами;
  • другими организациями;
  • подразделеннями внутри организации и работниками.

Отношения между организациями и государством, а также государственными и общественными фондами выражаются как отношения по поводу формирования средств государства и различных фондов для финансирования общегосударственных расходов. Эти отношения рсалкзу- 

ются на основе уплаты организациями обязательных налогов, сборов и других платежей.

Финансовые отношения между организациями охватывают отношения по оплате товаров и услуг, а также по заимствованию средств для формирования фондов организаций.

Отношения между организациями и подразделениями внутри них, а также работниками охватывают отношения по поводу распределения доходов и прибыли, включая распределение фонда оплаты труда, дивидендов, оборотных средств и пр.

Налогообложение представляет собой экономические отношения по поводу формирования финансовых ресурсов государства, которые основаны на взимании обязательных налогов и сборов с субъектов предпринимательства.

Виды налогов, взимаемых с предприятий питания, а также порядок их исчисления определены законами Российской Федерации и издаваемыми на их основании инструкциями. Состав налогов определен законом Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также принятым Налоговым кодексом. В соответствии с этими документами с организаций взимаются федеральные, республиканские и местные налоги, которые являются источниками покрытия государственных расходов соответствующих уровней.

В рыночных условиях усиливается значение различных рынков по перераспределению средств в формировании финансовых ресурсов организаций существен 1юго питания. Эти рынки являются составными частями финансового рынка, к ним относятся кредитный, фондовый и страховой.

Кредитный рынок предлагает ресурсы в виде заемных средств для формирования основных и оборотных средств организаций отрасли.

Возникновение кредитного рынка связано с тем, что организации не могут покрыть свои потребности в средствах только за счет собственных источников, потому что появление денежных доходов по времени обычно не совпадает с расходованием средств. Также дополнительная потребность в финансировании обусловлена инфляцией, т. с. обесцениванием части выручки вследствие роста цен на сырье и материалы. Кроме того, потребность в дополнительных средствах может быть связана с расширением деятельности организации.

Кредит - это предоставление денег или товаров в долг. В случае, когда одна неспециализированная на кредитовании организация предоставляет кредитные средства другой, кредитование называется займом.

Кредиты бывают коммерческими и банковскими.

 

6S 

69

 

Вес источники финансовых ресурсов организаций можно разделить на собственные, заемные и привлеченные.


Собственные финансовые ресурсы принадлежат организации и включают уставный капитал, накопленные за счет прибыли фонды (резервный и добавочный капиталы, нераспределенная прибыль), а также прочие взносы субъектов (целевое финансирование, взносы и пожертвования).

Заемные представляют собой ресурсы, полученные путем взятия кредитов, займов, а также выпуска векселей, облигаций и других ценных бумаг в качестве долговых обязательств.

Привлеченные финансовые ресурсы представлены кредиторской задолженностью, постоянно находящейся в распоряжении организации (устойчивыми пассивами), которая образуется вследствие существования разрыва между сроком начисления и сроком уплаты задолженности. Это внутренние источники формирования заемных средств. Эти ресурсы не принадлежат организации либо имеют целевое назначение н находятся у организации только до срока погашения задолженности.

Первоначальное формирование финансовых ресурсов происходит в MOMeirr учреждения организации, путем образования денежной части уставного фонда, т. е. того капитала, который необходим, чтобы организация начала свою деятельность. В уже действующих организациях основными экономически оправданными источниками финансовых ресурсов являются прибыль н амортизационные отчисления.

7.2. Финансовая политика России и со влияние на финансовые ресурсы общественного питания

Формирование финансовых ресурсов организаций осуществляется в тесной связи и зависимости от политики государства на различных рынках, являющихся источниками финансовых ресурсов.

Основные финансовые рычаги, с помощью которых государство управляет экономикой страны, включают

- социально-экономическую политику в области бюджета, налогов, 
процедуры банкротства, процентных ставок, форм и методов кредитова 
ния, таможенных пошлин и пр., которая увязана с показателями индика 
тивного плана;

-структурно-инвестиционную политику;

- регулирование пенсии* пропорций;

  • контроль за качеством товаров, работ, услуг, -госзаказы;
  • субвенции н субсидни; 

- контроль условий труда и оплаты наемного персонала и др.

Субвенция - это бюджетные средства, предоставляемые организации или бюджету другого уровня на безвозмездной безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов. Субсидия - это бюджетные средства, предоставляемые организации или бюджету другого уровня на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Использование в качестве регулирования финансовых ресурсов организаций государственной финансовой системы основано на применении следующих инструментов:

- обеспечении экономики эффективным объемом денежной массы, 
соответствующей произведенной в стране товарной массе;

  • создании и расходовании государственных фондов денежных средств, обеспечивающих выполнение государством возложенных на него функций в соответствии с госбюджетом;
  • регулировании процентных ставок, форм и методов кредитования;
  • формировании и предоставлении кредитных средств (чаще всего через банковскую систему), а также безвозмездное представление средств.

7.3. Основные показатели оценки финансовых ресурсов общественного питания

Финансовые ресурсы можно оценивать со стратегической (долгосрочной) и с оперативной, текущей (краткосрочной) перспектив.

Со стратегических позиций оценивать финансовые ресурсы необходимо на основе оценки удовлетворительности соотношения собственных и заемных средств, а также приемлемости показателей юс отдачи и рентабельности.

С оперативной позиции критериями оценки являются ликвидность (т. е. способ1Юсть своевременно удовлетворять платежные требования кредиторов), а также показатели оборачиваемости и достаточности отдельных элементов финансовых ресурсов для нормального функционирования отрасли.

Оценку финансовых ресурсов целесообразнее всего проводить на основе относительных показателей, так как они позволяют сопоставить полученные результаты с аналогичными данными других отраслей и народного хозяйства в целом.

Для оценки финансовых ресурсов со стратегических позиций рассчитывают следующие показатели:

 

72 

73

 

 

 

 

 

 

 

  1. рентабельность как отношение прибыли к величине средних финансовых ресурсов;
  2. отдачу путем деления товарооборота на величину средних финансовых ресурсов;

 

  1. платежеспособность (финансовую независимость, автономию) как отношение собственных средств к итогу баланса;
  2. финансовую устойчивость путем деления собственных средств на заемные.

Информация о работе Общественное питание: сущность, функции, место и роль в общественном воспроизводстве