Общественное питание: сущность, функции, место и роль в общественном воспроизводстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 14:53, курс лекций

Краткое описание

1. Место н роль общественного питания в системе воспроизведена
2. Общественное питание как подотрасль экономики.
3. Функции и значение обиюственного питании в рыночной экономике.
1.1. Моего и роль общественного питания в систем* воспроизводстве

Файлы: 1 файл

konspekt_OP.doc

— 2.28 Мб (Скачать)
  • производство продукции;
  • получение прибыли; г— ■

- сокращение потерь njif(c»6rocijpbg ПлЯШОМ

17



Учебная библиотека

utrvn*

 

  • увеличение товарных ресурсов, расширение ассортимента про* дукцни и услуг;
  • полноценное воспроизводство способности рабочей силы к труду на современной научной основе;
  • высвобождение дополнительного свободного времени населення;
  • улучшение бытовых условий работников;
  • поддержка людей, нуждающихся в социальной защите (школьников, стариков, больных).

В составе потребительского рынка можно выделить такие его ж*-менты, как рынок продукции и рынок услуг.

Рынок продукции охватывает совокупность экономических отношений по поводу обращения материальных потребительских благ. Хозяйственная деятельность предприятий, образующих рынок продукции, направлена на доведение от производства до потребления произведенных материальных благ.

В структуре рынка продукции можно выделить его оптовую и непосредственно потребительскую чести. И на оптовом, и на потребительском рынке продукция общественного питания выступает как участник процесса воспроизводства при доведении ее ю сферы производства в сферу личного потребления.

Оптовый рынок обслуживает процессы обращения товаров между производителями н розничными продавцами продукции при их движении из сферы производства в сферу обращения. Непосредственно потребительский рынок обслуживает конечных потребителей н на нем происходит доведение товаров из сфер производства и обращения в сферу личного потребления.

Рынок продукции наиболее часто рассматривается по отраслевому признаку, в результате чего в нем выделяют:

  • розничную торговлю и общественное питание;
  • оптовую торговлю;
  • предприятия грузового транспорта;
  • предприятия складирования товаров.

В свою очередь розничная торговая сеть и общественное питание представлены розничными магазинами, предприятиями общественного питания, торговлей через автоматы, заказами товаров по почте, прямой продажей товаров и некоторыми другими группами организаций.

Оптовая торговля состоит из следующих подотраслей: материально-техническое снабжение, предприятия по заготовке сельскохозяйственных продуктов, предприятия по снабжению розничной торговли и прочие. 

Рынок услуг представляет собой систему экономических отношений по поводу предоставления потребителям нематериальных благ, в частности услуг. На рынке услуг не существует оптовой части, а только потребительская. Это связано с той особенностью услуг, которая заключается в совпадении по времени их производства, реализации и потребления.

2.2. Характеристика основных элементов рыночного механизма

Рынок является динамичной, развивающейся системой, и его функционирование подчиняется определенным экономическим законам. Основные составляющие рынка в их взаимодействии образуют рыночный механизм.

Основными элементами рыночного механизма являются потребности, спрос, предложение и иена.

ДвижуикЙ силой развития рынка являются потребности, которые отражают определенную совокупность материальных и духовных благ, в которых нуждаются общество и его члены для своего существования и развития. Потребности постоянно растут и их полностью удовлетворить невозможно. Конечная цель экономической деятельности - удовлетворение как можно полнее растущего многообразия потребностей, в чем и состоит назначение производства.

Носители потребностей - потребители. Поведение потребителя определяется многими обстоятельствами: убеждениями, ощущениями, социальными аспектами.

Убеждения - субъективные суждения в отношении характеристик товара. На основе убеждений покупатель осуществляет свой выбор между аналогичными товарами, услугами разных организаций или среди многих вариантов потребления. Таким образом, зная убеждения потребителей в отношении производимой продукции, можно манипулировать се свойствами с тем, чтобы влиять >н совершение покупки потребителем.

Важными также являются ощущения покупателя, т. е. его эмоциональная реакция на предлагаемые блага. Изучение чувств покупателей к своей продукции происходит путем исследования их реакции на дизайн товара, упаковку, цену и на имеющие видимое выражение характсристн-кн предложения.

Потребности находятся в диалектическом единстве с производством и потреблением и зависят от производства, отражают состояние его развития и в то же время выступают как цель производства. Вместе с тем

 

IS 


19

 

потребности зависят и от потребления, выражая его особенности, поскольку они удовлетворяются к воспроизводятся в процессе потребления.


Та часть совокупной общественной потребности, которая при данном уровне цен может быть удовлетворена за счет денежных средств потребителей, получила название спроса населения. Спрос значительно уже потребностей, поскольку представляет только те из них, которые являются платежеспособными. Вместе с тем спрос ниже фактического потребления, поскольку население часть потребностей удовлетворяет через внерыночные источники (в качестве продукции приусадебных участков и т. п.).

В экономической науке различают несколько видов спроса.

Реализованный спрос соответствует той части предъявляемого населением спроса, которая удовлетворена в результате обмена денежных доходов на продукцию и услуги общественного питания. Он характеризуется суммой денежных средств потребителей, израсходованных на покупку товаров, и его показателем является выручка (розничный товарооборот в общественном питании).

Неудовлетворенный спрос - это часть фактически предъявленного населением спроса, которая не была реализована на данный момент по какнм-то причинам. Такими причинами могут быть низкое качество продукции общественного питания, высокий уровень цен. отсутствие определенных видов продукции и пр.

Прямых показателей неудовлетворенного спроса не существует, а косвенными служат прирост сбережений и остатка денежных средств на руках у насслення; существенное повышение цен на определенные товары; резкое снижение запасов определенных товаров в сети общественного питания и на складах производителей.

Формирующийся спрос представляет собой совокупность новых требований, предъявляемых потребителями. Например, в настоящее время активно формирующимся является спрос на продукцию национальных кухонь и отдельные вилы морепродуктов.

В настоящее время сложились следующие закономерности развития спроса России:

  • рост общего объема;
  • улучшение структуры (удовлетворение потребностей более совершенными и доброкачественными товарами);
  • сближение структур и уровней спроса населения различных регионов и групп.

Предложение на рынке представлено совокупностью произведенных материальных благ и готовых к производству услуг. Материальные блага подразделяются на предметы первой необходимости, нужные для 

нормальной жизнедеятельности человека (хлеб, жилье, одежда), и предметы роскоши (драгоценности, яхты). Однако данное деление неустойчивое, в результате чего постспетю многие товары переходят из разряда предметов роскоши к предметам первой необходимости (телефон, телевизор и пр.).

В динамике предложения на рынке России к концу 90-х гг. обозначились негативные тенденции:

  • падение объемов отечественного производства; -ростуровня импортизацни товарного предложения;
  • снижение качества реализуемых товаров.

Для преодоления негативных тенденций развития предложения 12 октября 1998 г. было принято Постановление Правительства «О мерах по стабилизации потребительского рынка Российской Федерации», которым предусматривались разработка и осуществление ряда мероприятий, регулирующих производство важнейших социально значимых товаров, лекарственных средств и импорт:

  • формирование государственного заказа по основным продуктам и доведение его до регионов на поставку в федеральный фонд;
  • введение квот на импорт по продовольствию, отечественное производство которого не покрывает потребностей страны.

Также важной составляющей в системе рыночного механизма является ист/, т. е. денежное выражение стоимости товара. Она позволяет выразить стоимость товара на основе суммарных затрат разнородных видов труда на его производство и с учетом общественной полезности товара.

Уровень цен должен быть таким, чтобы производители были заинтересованы производить больше товаров лучшего качества, а потребители желали тратить свои доходы на их приобретение. Если же на рынок поставляется слишком много товаров по высоким иенам, то в условиях ограниченности доходов потребителей часть произведенных товаров остается нереализованной. В этом случае для реализации этих товаров необходимо снижение цен, позволяющее уравнять количество предлагаемого товара н количество товара, которое может быть куплено исходя из величины доходов потребителей.

Таким образом, в каждый конкретный момент времени цена фор-м)груется как цена равновесия, при которой продавцы желают продать, а покупатели хотят купить определенное количество благ.

 

20 

21

 

2.3. Основные классификационные признаки рынка потребительских благ


Рынки классифицируют по различным признакам:

  1. видам товара (зерна, сахара, нефти, молока и пр.;
  2. территориальному признаку (мировой, страны, региональный, локальный);
  3. степени насыщенности товарами, соотношению спроса и предложения (продавца и покупателя);
  4. уровню монополизации (чистой конкуренции, монополистической конкуренции, олигополнетической конкуренции, чистой монополии).

Классификация по уровню монополизации представляет наибольший экономический интерес для производителя, так как именно она способна дать ответ на вопрос о наиболее прибыльных видах деятельности, в том числе в общественном питании.

Рынок чистой конкуренции обеспечивает участникам данного рынка корму рентабельности вложенных в бизнес средств в среднем чуть больше минимальной. Рынок чистой конкуренции образуют множество прел приятии питания, которые продают схожие товары большому количеству покупателей. 11а данном рынке ни один из продавцов не оказывает влияния на уровень рыночных цен. Продавец не в состоянии запросить цену выше рыночной, так как покупатели могут свободно приобрести любое количество товара по рыночной цене у конкурентов, отказавшись от товаров данного продавца, что приведет к убыткам для него. Продавцы не заинтересованы устанавливать цену ниже рыночной, поскольку возможности снижения цены ограничены малыми размерами прибыли в цене единицы товара, в результате чего прирост прибыли за счет увеличения объемов продаж не компенсирует потерь прибыли от снижения нормы рентабелыюсти. Продавцам на этих рынках нет необходимости тратить много времени на разработку стратегии маркетинга, так как роль рекламы, стимулирования сбыта и т. п. здесь минимальна.

Следует отмстить, что значительная часть предприятий питания работает в условиях чистой конкуренции. В общественном питании такими предприятиями являются многочисленные киоски, палатки и прочие организации, продающие населению хот-доги, шаурму, пирожки, блины и другую продукцию, не имеющую отличительных признаков от аналогичной продукции конкурентов.

Рынок монополистической конкуренции образуется из продавцов, предлагающих различима варианты качества благ по различным ценам. При этом покупатели должны осознавать разницу в качестве и быть гото- 

выми заплатить за разные блага разные цены. Чтобы выделиться, производители стремятся дифференцировать предложение для разных потребительских сегментов и для этого широко используют марочные названия, рекламу, методы личной продажи. Таким образом, роль маркетинга на данном рынке возрастает.

Информация о работе Общественное питание: сущность, функции, место и роль в общественном воспроизводстве