Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:22, курсовая работа
Комплексный управленческий анализ финансово-экономической деятельности предприятия ОАО «Деликатесы высшего качества»Общая характеристика предприятия ОАО «Деликатесы высшего качества» .Анализ затрат и себестоимости продукции.
Введение 3
Глава 1. Комплексный управленческий анализ финансово-экономической деятельности предприятия ОАО «Деликатесы высшего качества» за 2008-2010гг.
1.1. Общая характеристика предприятия ОАО «Деликатесы высшего качества» 6
1.2. Анализ затрат и себестоимости продукции ОАО «Деликатесы высшего качества» 11
1.3. Анализ и оценка финансового состояния предприятия ОАО «Деликатесы высшего качества» 17
1.4. Анализ и оценка деловой активности и результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия ОАО «Деликатесы высшего качества» 26
Глава 2. Разработка рекомендаций по стабилизации финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
2.1. Выводы 33
2.2. Предложения 35
Заключение 40
Список использованной литературы 42
Анализ финансовых результатов показал, что в 2010 году выручка от реализации продукции сократилась на 0,7%, а себестоимость возросла на 3%. В связи с этим прибыль от реализации продукции сократилась на 39%., как следствие чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, сократилась на 39% по сравнению с предыдущим годом и составила 1031 тысяч рублей.
Проведем анализ рентабельности.
1) Согласно формуле (24), рентабельность продаж
R1 = ____Пр___ (24)
ВР
где Пр – прибыль,
ВР – выручка от реализации.
(25)
2) Согласно формуле (26), пентабельность продукции
Расчетная формула:
R2 = _______Пр ____, (26)
Ср
где Пр – прибыль,
(27)
3) Согласно формуле (28), рентабельность активов
Расчетная формула:
R3 = ____ЧП___ (28)
ВБср
где ЧП – чистая прибыль,
(29)
4) Согласно формуле (30), рентабельность собственного капитала
R1 = ____Пр___ (30)
ВР
где Пр – прибыль,
ВР – выручка от реализации.
(30)
5) Согласно формуле (30), чистая рентабельность продаж (норма прибыли)
(31)
Таблица 15. Оценка рентабельности ОАО «Деликатесы высшего качества» в 2009-2010 гг.
Наименование показателя
| 2005 | 2006 | Отклонение(+,-) |
Рентабельность продаж | 8,8 | 5,4 | -3,4 |
Рентабельность продукции | 9,6 | 5,7 | -3,9 |
Рентабельность активов | 1,9 | 1 | -0,9 |
Рентабельность собственного капитала | 2,2 | 1,4 | -0,8 |
Чистая рентабельность продаж | 6,7 | 4,1 | -2,6 |
Выводы: в 2010 году наблюдается снижение всех показателей рентабельности. Это связано с снижением балансовой и чистой прибыли. Рентабельность продаж сократилась в 2010 году до 5,4% т.е прибыль с каждого рубля реализованной продукции снизилась на 3,4 копеек. Рентабельность продукции снизилась в 2010 году на 3,9% по сравнению с 2009 годом, то есть прибыль, получаемая с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции, уменьшилась на 3,9%. Рентабельность активов и собственного капитала также сократилась, соответственно на 0,9 копеек и 0,8 копеек. Чистая прибыль сократилась на 2,6 копеек на 1 рубль оборота. В 2009 году была 6,7 копеек, а в 2010 году 4,1 копейки.
Из вышеизложенного видно, что в 2010 году деятельность предприятия гораздо хуже, чем в 2009 году. Предприятие работает менее эффективно по сравнению с предыдущим годом.
Глава 2. Разработка рекомендаций по стабилизации финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
На основе проведенной работы можно сделать следующие выводы: анализ основных технико-экономических показателей позволяет судить о том, что предприятие ОАО «Деликатесы высшего качества» за период с 2009-2010 годы не сумело более эффективно организовать свою производственную и коммерческую деятельность. Выпуск продукции в стоимостном выражении уменьшился, себестоимость возросла, в связи с ростом цен на сырье, материалы, топливо, электроэнергию. Все это привело к тому, что прибыль от реализации продукции за анализируемый период сократилась практически на половину.
Такой показатель как фондоотдача сократился в исследуемом периоде на 2 рубля. Это снижение было вызвано простоем оборудования из-за недостатка сырья. Проблема с отсутствием достаточного количества сырья является одной из главных на предприятии.
Как показал горизонтальный анализ себестоимости, абсолютное увеличение общих затрат составило 691 тыс.руб., относительное увеличение составило 3% в 2010 году по сравнению с 2009 г. Постоянные расходы снизились на 1980 тыс. руб. Предприятие, понимая свое тяжелое положение, сократило уровень затрат, но путем, снижения фонда оплаты труда и сокращением численности персонала в исследуемом периоде на 143 человека.
Большое влияние на финансовое состояние предприятия оказывают состав и структура заемных средств. За отчетный период сумма заемных средств увеличилась на 15669 тыс. рублей или на 75%. Таким образом, в 2010 году предприятие стало больше использовать заемных средств, в большой степени которых составляет кредиторская задолженность. Это говорит о том, что у предприятия не хватает наличных денежных средств. Опираясь на результаты анализа финансовой устойчивости видим, что коэффициент автономии снизился на 0,09 (11%), это связанно с увеличением доли заемных средств. Коэффициент привлечения в 2010 году вырос до 0,3 т. е на 1 рубль собственных средств предприятие привлекло 30 копеек. Коэффициент финансовой независимости в части формирования запасов и затрат в 2006 году увеличился на 63%, но это в большей степени связано с увеличением готовой продукции на складах.
Все это говорит о том, что зависимость предприятия от внешних кредиторов повысилась, тем самым, снижая финансовую независимость.
Проведя анализ ликвидности, видим, что коэффициенты ликвидности не достигли своих нормативных значений, хотя коэффициент быстрой ликвидности и возрос в 2006 году, но это связано с увеличением дебиторской задолженности. Поэтому в данном случае нельзя говорить о положительном результате.
Низкие значения коэффициента абсолютной ликвидности и коэффициента текущей ликвидности говорят о том, что предприятие не может рассчитаться со своими краткосрочными обязательствами.
Общий вывод: платежеспособность предприятия низка, что свидетельствует о напряженном финансовом положении.
По результатам проведенных расчетов можно сделать следующие выводы: значения всех коэффициентов снизились, это говорит о том, что предприятие не эффективно использует свои оборотные активы. Увеличение срока дебиторской задолженности привело к тому, что у предприятия не хватает свободных денежных средств. Снижение коэффициента оборачиваемости активов в 2 раза так же свидетельствует об этом. Общий коэффициент оборачиваемости капитала снизился на 7%, это связанно с увеличением кредиторской задолженности. Из всего из этого можно утверждать что предприятие не может вовремя мобилизовать свои денежные средства, и, как следствие, погасить долги и организовать бесперебойную работу предприятия.
В 2010 году наблюдается снижение всех показателей рентабельности. Это связано со снижением балансовой и чистой прибыли. Рентабельность продаж сократилась в 2010 году до 5,4% т.е прибыль с каждого рубля реализованной продукции снизилась на 3,4 копеек. Рентабельность продукции снизилась в 2010 году на 3,9% по сравнению с 2009 годом, т.е прибыль, получаемая с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции, уменьшилась на 3,9% .
Рентабельность имущества и собственного капитала также сократилась, соответственно на 0,9 копеек и 0,8 копеек. Чистая прибыль сократилась на 2,6 копеек на 1 рубль оборота. В 2009 году была 6,7 копеек, а в 2010 году 4,1 копейки
Огромное влияние на снижение рентабельности производства и продукции в нашем случае сыграло уменьшение прибыли от реализации и увеличение себестоимости реализуемой продукции. Себестоимость проданных товаров увеличилась за счет увеличения цен на сырье, материалы, топливо, электроэнергию и заработную плату.
Предприятие ОАО «Оранжереинские деликатесы» переживает не лучшие времена, бесконечная смена руководства, задолженность по заработной плате и сокращение численности работающих приводит к снижению рентабельности, незаинтересованности персонала в выпуске качественной продукции, отсутствие в структуре отдела маркетинга и рекламы тормозит сбытовую деятельность предприятия.
Итак, как видно из проведенного анализа, предприятие за исследуемый период не очень успешно использовало имеющиеся ресурсы. Рассмотрим, какие мероприятия можно использовать для того, чтобы улучшить основные показатели деятельности нашего предприятия. В первую очередь рассмотрим пути повышения прибыли, так как получение прибыли является одной из важных задач предприятия. Основные источники резервов увеличения суммы прибыли (которые определяются по каждому виду продукции): увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т.д. (рис.4).
Рис.4. Основные направления поиска резервов увеличения прибыли от реализации продукции
Опираясь на исследования, проводимые маркетинговыми компаниями было выявлено, что спрос на балычные изделия и филе рыбы частиковых пород существенно превышает спрос на другие виды продукции.
Для определения резервов роста прибыли за счет увеличения объема реализации продукции (табл. 16) необходимо выявленный ранее резерв роста объема реализации (РТУРП) умножить на фактическую прибыль (Пф) в расчете на единицу продукции соответствующего вида:
(32)
Таблица 16 Резервы роста прибыли за счет увеличения объема реализации продукции предприятия ОАО «Деликатесы высшего качества»
Вид продукции | Резерв увеличения объема продаж, кг | Фактическая прибыль на единицу продукции, тыс. руб. | Резерв увеличения суммы прибыли, тыс. руб. |
Балычные изделия | 150 | 1,2 | 180 |
Филе рыбы частиковых пород | 200 | 0,5 | 100 |
Итого |
|
| 280 |
Таким образом, предприятию можно порекомендовать выделить для себя такие основные источники резервов увеличения суммы прибыли как: увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции.
Для снижения издержек на предприятии рекомендуется провести следующие организационно-технические мероприятия:
1.Систематизация и анализ отклонений при закупке материалов относительно объемов и рыночной ситуации, методов и стоимости собственного производства. Издержки могут быть сокращены благодаря улучшению хранения, переработки сырья, минимизации потерь при транспортировки, складировании и отходов при производстве.
2. Поиск новых поставщиков. Сырье и материалы входят в себестоимость по цене их приобретения с учетом расходов на перевозку, поэтому правильный выбор поставщиков материалов влияет на себестоимость продукции. Качественно новый метод поиска партнеров может обеспечить Интернет как передовая система всемирной связи. Любое мало-мальски серьезное предприятие размещает информацию о себе и своем продукте на созданном специально для этих целей сайте и связь с этим производителем возможна в течение нескольких секунд.
3. Анализ стоимости продукта. Каждый вырабатываемый или планируемый к выпуску продукт рассматривается с точки зрения его общей стоимости и конкурентоспособности. Стоимость служит оценочным показателем конструкции отдельного продукта в сопоставлении с его внешним видом и спросом на него. Оценка стоимости может быть использована при выборе альтернативных вариантов по производству новых видов продукции, реконструированию старых.
4.Решающим условием снижения себестоимости служит непрерывный технический прогресс. Внедрение новой техники, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, совершенствование технологии, внедрение прогрессивных видов материалов позволяют снизить себестоимость продукции.
5. Серьезным резервом снижения себестоимости работ является расширение специализации. На специализированных предприятиях с массово-поточным производством себестоимость работ в значительно ниже, чем на предприятиях, выполняющих эту работу в небольших количествах.
6. Сокращение затрат на обслуживание производства и управление также снижает себестоимость продукции. Совершенствовать работу управленческого персонала. В данный момент все отделы связаны с обработкой экономической информации и принятия управленческих решений не используют в достаточной степени компьютерное обеспечение, заменяя их примитивными калькуляторами. Хотя в настоящее время предприятие приобрело несколько компьютеров и внедряет в бухгалтерский учет систему «1С Бухгалтерия», почти весь учет осуществляется вручную. Таким образом, необходимо повышение квалификации управленческого персонала и привлечение на постоянную работу экспертов в области компьютерных технологий. Это позволит максимизировать эффективность управления и в конечном итоге уменьшить затраты на содержание управленческого персонала, а это в свою очередь приведет к снижению себестоимости продукции в целом.