Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 15:37, курсовая работа
Методика экономического анализа использования фонда оплаты труда в туристском предприятии «Меридиан», пути повышения эффективности формирования и использования фонда оплаты труда.
Введение
Глава 1. Теоретические основы
1.1 Заработная плата – понятие и сущность
1.2 Формирование фонда оплаты труда
1.3 Методология проведения анализа фонда оплаты труда
Глава 2. Анализ использования фонда оплаты труда на туристическом предприятии «Меридиан»
2.1 Краткая характеристика туристического предприятия «Меридиан»
2.2 Анализ фонда заработной платы по туристическому предприятию «Меридиан»
Глава 3. Пути повышения эффективности формирования и использования фонда оплаты труда на туристическом предприятии «Меридиан»
Заключение
Список литературы
Источник:
Отчет по заработной плате и труду
туристическая фирма «Меридиан».
Из таблицы 5. видно, что турагентство «Меридиан» в 2009 периоде имеет неблагоприятную тенденцию снижения темпов роста производительности труда по сравнению с темпами роста увеличивающейся среднегодовой заработной платы. Это соотношение равно 0,8. Такая ситуация свидетельствует о неэффективной работе предприятия и требует принятия соответствующихмер.
Глава 3. Пути повышения эффективности формирования и использования фонда оплаты труда на туристическом предприятии «Меридиан».
Одной из важнейших задач анализа фонда заработной платы является определение эффективности его использования, которая характеризуется системой показателей, и основными из них являются:
• выручка от реализации на рубль фонда заработной платы;
• балансовая прибыль на рубль фонда заработной платы;
• фонд заработной платы на одного работника;
• выручка от реализации на одного работника;
• уровень фонда заработной платы в процентах к выручке от реализации;
• соотношение темпов роста производительности труда и средней заработной платы;
• интегральный показатель эффективного использования фонда заработной платы.
Расчеты этих показателей
приведены в табл6 .
Таблица 6.Анализ эффективности использований фонда заработной платы
№
п/п |
Показатель | Год | Отклонение | ФЗП,% | ||||
2007 | 2008 | 2009 | от прошлого года | от базисного года | к прошлому году | к базисному году | ||
1 | Выручка от реализации (Вр), тыс.руб. | 762701 | 1431109 | 1971180 | 540.1 | 1209.5 | 137.7 | 258.4 |
2 | Балансовая прибыль (БП), тыс.руб. | 138056 | 193417 | 239353 | 45.9 | 101.3 | 123.7 | 173.4 |
3 | Чистая прибыль (ЧП), тыс.руб. | 70369 | 84824 | 110676 | 25.9 | 40.3 | 130.5 | 157.3 |
4 | ФЗП, тыс.руб. | 188632 | 322963 | 533754 | 210.84.5 | 345.1 | 165.3 | 283.0 |
5 | Уровень ФЗП в % к Вр | 24,7 | 22.6 | 27.1 | -0.74 | 2.4 | - | - |
6 | Выручка от реализации на рубль ФЗП | 4,04 | 4.43 | 3.69 | -0.15 | -0.35 | 83.2 | 91.3 |
7 | Балансовая прибыль на рубль ФЗП | 0,73 | 0.60 | 0.45 | -0.05 | -0.28 | 75.0 | 61.6 |
8 | Чистая прибыль на рубль ФЗП | 0,37 | 0.26 | 0.21 | -3 | -0.16 | 80.8 | 56.8 |
9 | Среднесписочная численность, чел. | 241 | 238 | 235 | 914 | -6 | 98.7 | 97.5 |
10 | ФЗП на одного работника. | 783 | 1357 | 2271 | 2374.9 | 1488 | 167.4 | 290.0 |
11 | Выручка от реализации на одного работника | 3165,0 | 6013.1 | 8388.0 | -0.34 | 5223 | 139.5 | 265.0 |
12 | Интегральный показатель на эффективности использования ФЗП* | 1,72 | 1.63 | 1.29 | -0.43 | 79.1 | 75.0 |
Как уже отмечалось, темпы роста фонда заработной платы опережают темпы роста выручки от реализации. Темпы роста производительности труда (130,5 %) значительно отстают от темпов роста средней заработной платы (167,4 %). Хотя по балансовой и чистой прибыли наблюдается определенный рост — соответственно 123,7 и 130,5 %, однако показатель стимулирования прибыли уменьшился на 25 %. Показатель стимулирования выручки от реализации снизился на 16,8 %, в то время как показатель материальной заинтересованности увеличился на 67,4 %. Интегральный показатель эффективности использования фонда заработной платы снизился на 20,9 %, хотя в сравнении с базисным периодом он увеличился на 4,1 %. Дополнить оценку эффективности использования фонда заработной платы позволят расчетные коэффициенты в табл.7
Таблица 7.Коэффициенты эффективности использования ФЗП
Коэффициент | Расчет | Величина коэффициента | ||
2008 | 2007 | 2008 | 2007 | |
Отношение индекса Bp к индексу ФЗП | 1,38 / 1,65 | 2,58 / 2,83 | 0,84 | 0,91 |
Отношение индекса БП к индексу ФЗП | 1,24 / 1,65 | 1,73 / 2,83 | 0,75 | 0,61 |
Отношение индекса ЧП к индексу ФЗП | 1,30 / 1,65 | 1,57 / 2,83 | 0,79 | 0,55 |
Отношение индекса Bp на одного работника к индексу ФЗП | 1,39 / 1,65 | 2,65 / 2,83 | 0,84 | 0,94 |
Отношение индекса Bp на одного работника к индексу средней ЗП | 1,39 / 1,67 | 2,65 / 2,9 | 0,83 | 0,91 |
Отношение
индекса ФЗП к индексу |
1,65 / 0,99 | 2,83 / 0,96 | 1,67 | 2,95 |
Отношение индекса БП на одного работника к индексу ФЗП | 1,25/1,65 | 1,78/2,83 | 0,76 | 0,63 |
Отношение индекса ЧП на одного работника к индексу ФЗП | 1,32 / 1,65 | 1,61 / 2,83 | 0,8 | 0,57 |
Отношение индекса БП на одного работника к индексу средней ЗП | 1,25 /1,67 | 1,78 / 2,9 | 0,75 | 0,61 |
Отношение индекса ЧП на одного работника к индексу средней ЗП | 1,32 / 1,67 | 1,61 / 2,9 | 0,79 | 0,56 |
Использование фонда заработной платы считается эффективным, если коэффициенты превышают единицу. Из табл.7 видно, что лишь по одному показателю — отношению индекса фонда заработной платы к индексу численности работников — единица превышена. Это свидетельствует о том, что фонд заработной платы используется неэффективно.
Основная причина заключается в том, что нарушен один из основных принципов организации оплаты труда — принцип опережающего роста производительности труда по сравнению с ростом заработной платы. Более того, низки показатели стимулирования роста выручки от реализации и материальной заинтересованности в результатах труда.
Туристское предприятие «Меридиан» оказалось в сложной финансовой ситуации, которая требует кардинальной перестройки своей экономической стратегии, а также определения направлений по повышению стимулирующей роли фонда заработной платы.
На предприятии
организацию заработной платы необходимо
совершенствовать на основе перестройки
действующей тарифной системы, внедрения
прогрессивных форм оплаты труда, повышения
качества нормирования труда, усиления
связи доплат и надбавок с конкретными
достижениями в труде. Меры совершенствования
системы организации и оплаты
труда необходимо увязать с внедрением
новых методов хозяйствования и
управления, передовой организацией труда
и производства, внедрением прогрессивных
технологий и конструкций выпускаемых
услуг.
Для эффективной
работы туристскому предприятию
«Меридиан» необходимо наращивать объемы
продаж, увеличивать прибыль, снижать
затраты и себестоимость туров, активно
использовать в работе квалифицированный
менеджмент и потенциальные возможности
концепции маркетинга. Вся деятельность
туристского предприятия должна осуществляться
с постоянным учетом состояния рынка и
основываться на точном знании нужд и
потребностей потенциальных покупателей
, их оценкеи учете возможных изменений
в будущем. Следует производить не то и
не в тех количествах, которые могут быть
произведены, а лишь то, в чем нуждается
покупатель.
Таким образом,
на основании данных проведенного анализа
можно сделать выводы, что наиболее
перспективными для туристской организации
в смысле объема сбыта, оказались
экскурсионные программы. Им необходимо
отдать предпочтение. Наименьшей популярностью
пользуются организация праздников,
деловой туризм и услуги для индивидуальных
туристов. Следовательно, от предоставления
данных туристских продуктов можно
либо совсем отказаться, либо сократить
их объем. Применяя вышеуказанные стратегические
мероприятия по повышению результативности
работы туристского агентства «
В целях реализации
задач по реформированию оплаты труда,
усиления стимулирующей роли заработной
платы в повышении
1. Руководству «Меридиан» можно порекомендовать внедрить возможной форму оплаты труда, которая предусматривает условные коэффициенты, пропорциональные среднему заработку определенной категории работников за прошедший период (месяц, квартал, год). Также можно внедрять системы организации оплаты труда с использованием коэффициентов трудового вклада, коэффициентов эффективности труда и другие, представляющие собой оценку трудового вклада работника в результат работы и используемые при распределении коллективного заработка.
2.
Пересмотреть состав
Увеличение доли оплаты труда по тарифным ставкам и окладам в среднемесячной зарплате должно быть произведено на основе совершенствования нормирования труда, пересмотра систем премирования, размеров премий, надбавок, доплат при обеспечении сложившегося уровня заработной платы.
Повышение
удельного веса оплаты по тарифным
ставкам и окладам должно производится
в пределах средств, предусмотренных на
оплату труда на момент пересмотра состава
заработной платы и относимых на себестоимость
продукции (работ, услуг), не допуская при
этом снижения заработной платы как в
целом по организации, так и по отдельным
категориям работников.
Для совершенствования состава заработной платы на предприятии должен издаваться приказ за подписью руководителя, в котором должны быть определены сроки, порядок проведения работы, базовый период совершенствования состава заработной платы.
3.
Оптимизация фонда заработной
платы. Данное направление, по
результатам анализа
- повышение
эффективности использования
- приведение
численности рабочих основного
и вспомогательного
- совершенствование
структуры управления
- сокращение
расходов на содержание
- жёсткое бюджетирование структурных подразделений по статьям затрат, исходя из портфеля заказов на конкретный месяц и условий получения прибыли.
- исключение
выплат заработной платы в
натуральной форме, переход на
стопроцентную выдачу
4.
Внедрять нетрадиционные
На
предприятии организацию
Для эффективной
работы туристскому предприятию
«Меридиан» необходимо наращивать объемы
продаж, увеличивать прибыль, снижать
затраты и себестоимость туров, активно
использовать в работе квалифицированный
менеджмент и потенциальные возможности
концепции маркетинга. Вся деятельность
туристского предприятия должна осуществляться
с постоянным учетом состояния рынка и
основываться на точном знании нужд и
потребностей потенциальных покупателей
, их оценке.
Таким образом,
на основании данных проведенного анализа
можно сделать выводы, что наиболее
перспективными для туристской организации
в смысле объема сбыта, оказались
экскурсионные программы. Им необходимо
отдать предпочтение. Наименьшей популярностью
пользуются организация праздников,
деловой туризм и услуги для индивидуальных
туристов. Следовательно, от предоставления
данных туристских продуктов можно
либо совсем отказаться, либо сократить
их объем. Применяя вышеуказанные стратегические
мероприятия по повышению результативности
работы туристского агентства «
Заключение
Информация о работе Формирование фонда оплаты труда на туристическом предприятии "Меридиан"