Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 12:42, шпаргалка
Финансовые отношения - это экономические отношения, которые связаны с формированием, распределением и использованием денежных средств с целью обеспечения потребностей организаций. В составе финансовых отношений выделяются следующие группы денежных отношений организаций:•
с контрагентами – по поводу формирования первичных доходов, образования и использования целевых фондов внутрихозяйственного назначения (уставного капитала, фондов накопления и потребления, поощрительных фондов и др.);•
По зависящим от объема производства элементам оборотных средств потребность планируется исходя из их размеров в базисном году, темпов роста производства и возможного ускорения оборачиваемости оборотных средств. По остальным элементам запасов и затрат плановая потребность определяется на уровне их среднефактических остатков.
Билет 20.46. Характеристика коммерческих и некоммерческих организаций
Коммерческими организациями являются организации, основной целью которых является получение прибыли. Ими создаются товары, производятся работы, оказываются услуги. В результате прибыль, получаемая ими, направляется на социальное и экономическое развитие самих предприятий и организаций и частично собираются на общегосударственные нужды.
В соответствии с единым государственным реестром предприятий и организаций коммерческие организации составляют почти 82,5 % от общего числа организаций в РФ.
Финансы коммерческих организаций и предприятий как часть финансовой системы охватывают процессы создания, распределения и использования ВВП в стоимостном выражении. Они функционируют в сфере материального производства, где в основном создаются совокупный общественный продукт и национальный доход.
Финансы коммерческих организаций и предприятий представляют собой экономические отношения, возникающие в процессе формирования производственных фондов, производства и реализации продукции, образования собственных финансовых ресурсов, привлечения внешних источников финансирования, их распределения и использования.
Для некоммерческий организации основным мотивом функционирования не является извлечение прибыли или дохода от результатов такой деятельности, удовлетворение общественных потребностей, который частный сектор не желает или не в состоянии обеспечить.
В основном некоммерческая деятельность определяется необходимостью производства и обеспечения общественными товарами, благами и услугами. Производство определенных видов общественных товаров государство принимает на себя в связи со значительными выгодами.
Некоммерческая организация может заниматься образовательной деятельностью (в том числе платной), предоставлением услуг (управленческих, юридических), производством (печатных изданий, обучающих программ) и т.п.
Прибыль некоммерческой организации направляется на ее уставные цели.
Коммерческие организации ведут бухгалтерский учет и представляют отчетность в соответствии с ФЗ "О бухгалтерском учете" и Приказом Минфина РФ "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ".
Помимо бухгалтерской отчетности коммерческие организации представляют налоговую и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством.
Некоммерческие организации имеют право не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности Отчет о движении денежных средств, а при отсутствии соответствующих данных не представлять Отчет об изменениях капитала и Приложение к бухгалтерскому балансу. Некоммерческим организациям рекомендуется включать в состав годовой бухгалтерской отчетности Отчет о целевом использовании полученных средств.
Традиционно для ведения бизнеса создаются коммерческие организации, при этом наиболее распространенными являются формы общества с ограниченной ответственностью (ООО) и акционерные общества (ОАО и ЗАО). - ответственность учредителей (участников) по обязательствам организации ограничена стоимостью вкладов, внесенных в уставный капитал;
Однако некоторые виды некоммерческих организаций также могут использоваться при ведении бизнеса в различных сферах (в частности, в сфере услуг): потребительское общество, некоммерческое партнерство, автономная некоммерческая организация. - учредители (участники) не несут ответственности по обязательствам организации; - для некоммерческих организаций законом предусмотрен ряд налоговых льгот. - предпринимательская деятельность должна соответствовать уставным целям организации;
Билет 21.34.Эффективность использования оборотных средств
Оборотный капитал — это капитал, инвестируемый фирмой, компанией в текущую деятельность на период каждого операционного цикла. Иными словами, это средства фирмы, вложенные в текущие активы (оборотные средства). Оборотный капитал, как и основной капитал, выражает определенные производственные отношения, складывающиеся с развитием предпринимательства.
Оборотный капитал непосредственно участвует в создании новой стоимости, функционируя в процессе кругооборота всего капитала. При этом соотношение основного и оборотного капитала влияет на величину получаемой прибыли. Оборотный капитал обращается быстрее, чем основной капитал. Поэтому с увеличением доли оборотного капитала в общей сумме авансированного капитала время оборота всего капитала сокращается, а следовательно, увеличивается возможность роста новой стоимости, т.е. прибыли.
К оборотным средствам относятся:
Запасы
o сырьё, материалы, топливо, энергия, полуфабрикаты, запчасти
o затраты в незавершённом производстве
o готовая продукция и товары
o расходы будущих периодов
НДС по приобретённым ценностям
Дебиторская задолженность (<12 мес.)
Краткосрочные финансовые вложения
Денежные средства на счетах и в кассе
Прочие оборотные активы (малоценные и быстроизнашивающиеся предметы)
В отличие от основного капитала, который неоднократно участвует в процессе производства, оборотный капитал функционирует только в одном производственном цикле и полностью переносит свою стоимость на весь изготовленный продукт.
В системе мер, направленных на повышение эффективности работы предприятия и укрепление его финансового состояния, важное место занимают вопросы рационального использования оборотных средств. Эффективность использования оборотных средств характеризуется системой экономических показателей, прежде всего оборачиваемостью оборотных средств.
Под оборачиваемостью оборотных средств понимается длительность одного полного кругооборота средств с момента превращения оборотных средств в денежной форме в производственные запасы и до выхода готовой продукции и ее реализации. Кругооборот средств завершается зачислением выручки на счет предприятия.
Длительность одного оборота оборотных средств в днях (О) исчисляется по формуле
О= Сок*Д/РП, где Сок- стоимость оборотного капитала, РП- объем реализации, Д – число дней в рассматриваемом периоде
Количество оборотов за определенный период, или коэффициент оборачиваемости оборотных средств (Kо), исчисляется по формуле
Ко= РП/ОК
Рентабельность - является обобщающим показателем эффективности использования ОК:
Р = Прп*100 / Сок, где Прп – прибыль от реализации продукции
Этот показатель характеризует величину прибыли, получаемой на каждый рубль оборотного капитала , и отражает финансовую эффективность работы предприятия, так как именно оборотный капитал обеспечивает оборот всех ресурсов на предприятии.
Внешние факторы: - общеэкономическая ситуация; - налоговое законодательство; - условия получения кредитов; - процентные ставки по кредитам; - участие в программах, финансируемых из бюджета;
Внутренние факторы, т.е. зависящие от самого предприятия: - сокращение производственных запасов; - совершенствование их нормирования; - улучшение организации снабжения; - установление четких договорных условий; - оптимальный выбор поставщиков, когда этот выбор есть; - налаженные работы транспорта; - улучшение организации складского хозяйства; - сокращение времени пребывания оборотных средств в незавершенном производстве; - пребывание оборотных средств в сфере обращения. Ускорение оборачиваемости оборотных средств позволяет улучшать финансовое положение организации.
Билет 21.45. Задачи и функции финансовой службы
Под финансовой службой предприятия понимается самостоятельное структурное подразделение, выполняющее определенные функции в системе управления предприятием. Обычно таким подразделением является финансовый отдел. Его структура и численность зависят от организационно-правовой формы предприятия, характера хозяйственной деятельности, объема производства и общего количества работающих на предприятии.
Основные направления финансовой работы на предприятии — финансовое планирование, оперативная и контрольно-аналитическая работа. На небольших предприятиях финансовая работа может выполняться финансовым сектором в составе финансово-сбытового отдела или бухгалтерии. На крупных предприятиях финансовый отдел состоит из нескольких групп (бюро), за которыми закреплены определенные функции. На малых предприятиях (индивидуальных или товариществах с ограниченной ответственностью) с небольшими оборотами и незначительной численностью работающих функции финансиста могут быть объединены с функциями бухгалтера, но на более крупных предприятиях, особенно в акционерных обществах открытого или закрытого типа, наличие финансовой службы в системе управления предприятием необходимо.
В рыночных условиях хозяйствования важнейшими задачами финансовых служб являются не только выполнение обязательств перед бюджетом, банками, поставщиками, работниками предприятия, всех остальных финансовых обязательств, организация расчетов, контроль за использованием собственных и заемных средств, но и организация финансового менеджмента, который включает все перечисленные задачи и содержит качественно новые. Кратко финансовый менеджмент можно определить как организацию управления финансовыми потоками в целях наиболее эффективного использования собственного и привлеченного капитала и получения максимальной прибыли. Финансовый менеджмент предполагает разработку определенной финансовой стратегии и тактики на основе анализа финансовой отчетности при помощи системы показателей и прогнозирования доходов в зависимости от изменения структуры активов и пассивов предприятия.
Аппарат управления финансами становится важнейшей частью общего аппарата управления хозяйствующего субъекта. На крупных предприятиях может быть создана финансовая дирекция во главе с финансовым директором или главным финансовым менеджером. Она образуется по решению правления акционерного общества или дирекции предприятия. Финансовая дирекция имеет структуру, зависящую от характера хозяйственной и финансовой деятельности, организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта.
В функции финансовой дирекции входят:
• обеспечение финансирования хозяйственной деятельности предприятия;
• разработка финансовой программы развития хозяйствующего субъекта;
• разработка инвестиционной политики;
• определение кредитной политики;
• установление смет расходов денежных средств для всех подразделений предприятия;
• разработка валютной политики и обеспечение валютной деятельности;
• финансовое планирование, участие в составлении бизнес-планов;
• осуществление расчетов с поставщиками, покупателями, подрядчиками, банком, бюджетом;
• обеспечение страхования от финансовых рисков;
• проведение залоговых, трастовых, лизинговых и других операций;
• анализ финансово-хозяйственной и внешнеэкономической деятельности;
• ведение финансового учета, составление бухгалтерского баланса и других финансовых документов.
В зависимости от размеров предприятия и поставленных целей перечисленные функции могут детализироваться или расширяться.
Билет 22.35. Методы определения потребности в оборотном капитале: расчетно-аналитический, нормативный и коэффициентный.
Эффективное использование оборотных средств во многом зависит от правильного определения потребности в оборотных средствах. Занижение величины оборотных средств влечет за собой неустойчивость финансового положения, перебои в производственном процессе и снижение объемов производства и прибыли. Завышение размера оборотных средств снижает возможности предприятия производить капитальные затраты для расширения производства.
Потребность в оборотных средствах зависит от множества факторов: объемов производства и реализации; характера деятельности предприятия; длительности производственного цикла; видов и структуры потребляемого сырья; темпов роста объемов производства.
Точный расчет потребности предприятия в оборотных средствах следует вести из расчета времени пребывания оборотных средств в сфере производства и сфере обращения.
При определении оптимальной потребности в оборотных средствах рассчитывается сумма денежных средств, которая будет авансирована для создания производственных запасов, заделов незавершенного производства и накопления готовой продукции на складе. Для этого используется три метода: расчетно-аналитический, нормативный и коэффициентный.
Расчетно-аналитический метод заключается в том, что каждый элемент, образующий норму расхода сырья и материалов (полезный расход, технологические отходы и потери), определяется расчетами, основанными на изучении технических и организационных условий использования каждого конкретного вида материальных ресурсов на данном предприятии. При этом необходимо учитывать достижения науки и техники, а также климатические, природно-географические и другие особенности района, где расположено предприятие. Этот подход еще называют методом прямого счета. предполагает укрупненный расчет оборотных средств в размере их среднефактических остатков. Данный метод предполагает учет различных факторов, влияющих на организацию и формирование оборотных средств, и используется в тех случаях, когда не предполагаются существенные изменения в условиях работы предприятия и когда средства, вложенные в материальные ценности и запасы, занимают большой удельный вес.