Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 12:42, шпаргалка
Финансовые отношения - это экономические отношения, которые связаны с формированием, распределением и использованием денежных средств с целью обеспечения потребностей организаций. В составе финансовых отношений выделяются следующие группы денежных отношений организаций:•
с контрагентами – по поводу формирования первичных доходов, образования и использования целевых фондов внутрихозяйственного назначения (уставного капитала, фондов накопления и потребления, поощрительных фондов и др.);•
7) Для небольших предприятий процесс планирования является очень дорогим и на них зачастую не ведется планирование
Для хозяйствующего субъекта финансовое планирование:
1. Воплощение выработанных стратегических целей в форму конкретных финансовых показателей;
2. Обеспечивает финансовыми ресурсами производственный план;
3. Предотвращает ошибочные действия в области финансов;
4. Уменьшает число не использованных возможностей.
Основными целями финансового планирования на предприятиях являются:
1) Обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;
2) Определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования;
3) Выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли;
4) Установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками, контрагентами;
5) Соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;
6) Усиление финансового контроля за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия.
Билет 15. Три основных подхода к сущности трактовки капитала
Одно из ключевых понятий в теории финансов – это капитал. И имеет 3 основных подхода к сущности трактовки капитала:
1.При экономическом подходе реализуется финансовая концепция капитала, которая рассматривается в широком смысле как совокупность резервов, являющихся универсальным источником дохода общества. В этом случае капитал подразделяется на:
1. личностный, т.е. не отделимый от его носителя( человека);
2. частный;
3. капитал публичных союзов, включая государство.
Реальный капитал воплощается в материально-вещественных благах, как фактор производства, т.е. это вложения в производственные здания, сооружения, машины, ТС и т.д.
Финансовый капитал воплощается в денежных средствах и ценных бумагах. В соответствии с этой концепцией величина капитала исчисляется как итог бухгалтерского баланса по активу.
2.В рамках бухгалтерского подхода реализуемого на уровне хозяйствующего субъекта капитал трактуется как интерес собственников этого субъекта в его активах, т.е. термин капитал в этом случае выступает синонимом чистых активов, а его величина рассчитывается как разность между суммой активов и величиной его обязательств. Такое представление известно как финансовая концепция капиталов и выражается следующим образом: активы хозяйствующего субъекта в стоимостной форме равны капиталу собственников минус обязательства перед третьими лицами. В соответствии с этим подходом величина капитала исчисляется как итог раздела 3 «капитал и резервы» бухгалтерского баланса.
3. учетно-аналитический подход. Этот подход является, по сути, некоторой комбинацией 1го и 2го подхода и использует модификации физической и финансовой концепции капитала.
В этом случае капитал характеризуется с 2х сторон:
1 – направление его вложений, т.е. капитал обликается в физическую форму;
2 – источником происхождения, т.е. откуда получен капитал, чей он и соответственно 2 взаимосвязанные разновидности капитала, т.е активный и пассивный капитал.
Активный капитала – это производственные мощности, представленные в активе баланса предприятия в виде 2х блоков, т.е. основного и оборотного капитала.
Пассивный капитал – это долгосрочные источники средств, за счет которых сформированы активы субъекта, т.е. собственный и заемный капитал.
Активный капитал включает:
ОС;
Долгосрочные финансовые вложения;
Нематериальные активы;
Незавершенное строительство, т.е долгосрочные инвестиции.
Оборотный капитала включает:
Денежные средства;
Средства в расчетах;
Материальные оборотные средства;
Краткосрочные финансовые вложения, т.е. до 1 года (займы, облигации до 1 года).
Источниками средств хозяйствующего субъекта являются собственный капитал и заемный капитал.
Собственный капитал включает:
Уставный капитал;
Резервный капитал;
Добавочный капитал;
Нераспределенная прибыль.
Заемный капитала подлежит возврату, т.е. это денежные средства, условия возврата которых оговариваются в момент его мобилизации или привлечения. Заемный капитал постоянен, т.е. его номинальная величина основной суммы не меняется. Формально заемный капитал представлен в пассиве баланса, как совокупность долгосрочных обязательств предприятия перед третьими лицами, а его основными компонентами являются долгосрочные кредиты и займы, в т.ч. облигационные. Капитал обезличен, т.е. он распылен по различным активам предприятия. Все средства в активе баланса за исключением финансовой аренды, т.е. лизинга, являются собственными, но профинансированы они из разных источников.
Билет 15.10. Финансовый аспект разработки бизнес-плана
Бизнес-план представляет собой документ внутрифирменного планирования, излагающий все основные аспекты планирования производственной и коммерческой деятельности предприятия, анализирующий проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяющий способы решения финансово-хозяйственных задач.
В рыночных условиях бизнес-план предприятия должен прежде всего решать задачи улучшения его финансового состояния.
Бизнес-план не только решает задачи оперативного планирования, но может иметь и стратегические цели, а также решать задачи по внешнехозяйственной деятельности предприятия при установлении или расширении деловых контактов с поставщиками и потребителями продукции. В этой сфере хозяйственных интересов предприятия бизнес-план может помочь решить проблему финансирования. При заключении договоров банка с инвестиционным фондом либо другим возможным инвестором бизнес-план позволяет убедить их в том, что предприятие имеет перспективные возможности развития производства. Хозяйственные партнеры предприятия, прежде чем установить с ним договорные отношения, могут при помощи бизнес-плана убедиться в наличии шансов на коммерческий успех и обеспечение достаточного уровня прибыльности. Таким образом можно строить хозяйственные взаимоотношения: с поставщиками сырья, материалов, топлива, оборудования; с посредниками в реализации собственной продукции предприятия и т.д.
Для ОАО структура бизнес-плана: 1.Товары и услуги. 2.Оценка сбыта товаров. 3.Информация о возможных конкурентах. 4.План маркетинга. 5.План производства. 6.Организация. 7.Юридический план. 8.Оценка прогнозирования и управления разного рода рисками. 9.Финансовый план.
Из всех разделов бизнес-плана наименее разработанным считается финансовый план. Финансовый раздел бизнес-плана включает разработку: • прогноза финансовых результатов; • потребности в дополнительных инвестициях и формировании источников финансирования; • модели дисконтированных денежных потоков; • точки безубыточности (порога рентабельности).
При разработке финансового раздела бизнес-плана исходить из того, что определение средств, необходимых для финансового развития предприятия, предполагает оценку этого плана как инвестиционного проекта. Это означает, что предусмотренные бизнес планом затраты предприятия должны быть обоснованы их экономической эффективностью.
Прогнозирование объемов продаж, затрат на производство реализованной продукции, результатов от прочей реализации, доходов и расходов от внереализационных операций, а также платежей в бюджет из прибыли должно учитывать возможности предприятия по изысканию дополнительных резервов роста производства и реализации продукции.
Модель дисконтированных денежных потоков формируется на основе прогноза результатов финансово-хозяйственной деятельности. При этом общий финансовый результат рассчитывается как сумма дисконтированных (т. е. уменьшенных на доход, нарастающих за определенный срок по формуле сложных процентов) денежных потоков каждого года реализации плана финансового оздоровления и текущей дисконтируемой остаточной стоимости за пределами планируемого периода. Основная задача прогноза путем составления модели денежных потоков заключается в том, чтобы проверить синхронность поступления и расходования денежных средств, проверить будущую ликвидность акционерного общества.
В бизнес-плане графическим и аналитическим путем определяется точка безубыточности (порог рентабельности). Порог рентабельности определяется как выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но не получает и при- былей, т. е. финансовых средств от реализации после возмещения переменных затрат хватает лишь на покрытие постоянных затрат, и прибыль равна нулю.
Таким образом, составление бизнес-плана обеспечивает руководству предприятия грамотное решение всех финансовых проблем. Грамотно составленный бизнес-план позволяет обосновать потребность предприятия в инвестициях. Однако практическая его реализация существенно зависит от того, в каком состоянии находится экономика, каковы перспективы развития. Финансовый аспект составления предприятиями бизнес-плана обязательно должен учитывать реальные экономические условия в стране и финансовую политику государства.
Билет 16.31. Смета расходов на производство и реализацию продукции.
Себестоимость продукции (работ, услуг) — важнейший показатель работы предприятия. Он выявляется в ходе производственного планирования и используется в финансовом планировании для определения прибыли, рентабельности всего объема реализуемой продукции и отдельных ее видов.
Полная себестоимость продукции, планируемой к выпуску в предстоящем году, определяется в обобщающем документе — смете расходов на производство и реализацию продукции. При годовом планировании хозяйственной деятельности предприятия смета расходов составляется на год с поквартальной разбивкой. Однако это возможно при стабильных и прогнозируемых условиях хозяйствования. Высокие темпы инфляции, индексация минимального размера оплаты труда, рост цен на сырье и топливно-энергетические ресурсы и другие причины крайне затрудняют годовое планирование.
Смета позволяет рассчитать объем реализуемой продукции по себестоимости, прибыль от реализации продукции, оценить материалоемкость и трудоемкость продукции, прогнозировать потребность в оборотных средствах, вложенных в запасы, расходы и готовую продукцию.
Для определения производственной себестоимости из общей суммы расходов на производство прежде всего исключаются расходы, относимые на непроизводственные счета, — стоимость работ по капитальному строительству и капитальному ремонту, которые выполнялись для своего предприятия, транспортные услуги, оказываемые сторонним организациям, непромышленным хозяйствам предприятия, стоимость научно-исследовательских работ, выполняемых для сторонних организаций, и т. п. Далее следует учесть изменение остатков расходов будущих периодов и себестоимости остатков незавершенного производства (в тех отраслях, где в планировании и учете выделяется незавершенное производство): прирост уменьшает себестоимость товарной продукции, уменьшение — увеличивает. Рассчитанная таким способом производственная себестоимость увеличивается на сумму внепроизводственных расходов для определения полной себестоимости товарной продукции, планируемой к выпуску в предстоящем периоде.
Внепроизводственные расходы включают расходы на упаковку изделий на складе, транспортировку продукции, комиссионные сборы и другие расходы, связанные со сбытом продукции.
Полная себестоимость продукции, подлежащей выпуску планируемом году, отличается от себестоимости реализуемой продукции, на базе которой определяется сумма прибыли. Разница обусловлена наличием остатков нереализованной продукции на начало планируемого периода и величиной остатков продукции, которые не будут реализованы в конце планируемого периода. В натуральном выражении объем реализуемой продукции составит:
где O1 — остатки нереализованной продукции на начало планируемого периода;
ТП — товарная продукция, планируемая к выпуску в предстоящем году;
О2 — остатки нереализованной продукции на конец планируемого периода.
Состав остатков нереализованной продукции, их величиину по себестоимости следует учесть при планировании расходов на реализуемую продукцию. Методика расчета расходов и выручки от реализации продукции должна быть единой, чтобы прибыль определялась на один и тот же объем реализуемой продукции.
Билет 16.42. Роль и значение финансов предприятий в экономике страны
Финансы организации -денежные отношения, связанные с формированием и распределением денежных доходов и накоплений и их использования на различные цели (например на выполнение обязательств перед финансово-банковской системой, финансирование затрат, выплаты дивидендов по акциям, арендной платы и так далее). Основная задача корпоративных финансов — финансовое обеспечение деятельности организации.
Роль финансов также заключается в обслуживании кругооборота производственных фондов, посредством функционирования в сфере материального производства.
Главный инструмент регулирования воспроизводственных пропорций на микроуровне – финансы предприятий. С их помощью происходит регулирование воспроизводства структуры производимого продукта, обеспечивается финансирование потребностей расширенного воспроизводства.
Финансы предприятий функционируют в сфере общественного производства, где создаются валовой внутренний продукт, материальные и нематериальные блага, национальный доход – основные источники финансовых ресурсов. Именно поэтому от состояния финансов предприятий зависит возможность удовлетворения общественных потребностей, улучшение финансового состояния страны.
Роль финансов предприятий в экономике проявляется в следующем:
финансовые ресурсы, концентрируемые государством и используемые им для финансирования различных общественных потребностей, в основном формируются за счет финансов предприятий;