Финансы предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 12:42, шпаргалка

Краткое описание

Финансовые отношения - это экономические отношения, которые связаны с формированием, распределением и использованием денежных средств с целью обеспечения потребностей организаций. В составе финансовых отношений выделяются следующие группы денежных отношений организаций:•
с контрагентами – по поводу формирования первичных доходов, образования и использования целевых фондов внутрихозяйственного назначения (уставного капитала, фондов накопления и потребления, поощрительных фондов и др.);•

Файлы: 1 файл

шуляк экономика организаций ШПОРЫ.doc

— 577.50 Кб (Скачать)

Долгосрочные финансовые вложения следует соизмерять с уровнем инфляции, который существенно влияет на доходность ценных бумаг.

 


Билет 13. Обоснование оптимальной структуры финансирования на основе средневзвешенной цены капитала.

Капитал — это средства из всех источников, используемые для финансирования инвестиций предприятия. Напомним, что для осуществления своей деятельности предприятие использует активы, представляемые в левой части бухгалтерского баланса — в «Активе». Они должны быть профинансированы за счет источников, указываемых в правой части бухгалтерского баланса — в «Пассиве», который представляет капитал предприятия. Цена капитала, который привлекает предприятие, формируя пассив, характеризуется показателем, называемым средневзвешенной ценой капитала (Weighted Average Cost of Capital — WACC).

Выбор рациональных источников финансирования осуществляется по критерию минимизации средневзвешенной стоимости капитала (WACC), который является важным параметром при разработке финансовой стратегии.

Ограничением цены капитала, привлекаемого из конкретного источника, является уровень прогнозируемой рентабельности активов, в которые инвестируются данные финансовые ресурсы. Ограничением средневзвешенной стоимости капитала выступает прогнозируемая рентабельность всех активов организации. Поэтому необходимым условием, которому должны удовлетворять положения разрабатываемой финансовой стратегии, является следующее: ROA >= WACC.

Средневзвешенная величина издержек по привлечению капитала (WACC) рассчитывается следующим образом:

где   - цена i-го источника привлечения капитала, %;

  - доля i-го источника в общем объеме финансирования, коэф.

Основными источниками капитала являются собственные и заемные средства. Однако в деятельности российских предприятий немаловажными источниками капитала могут являться различные виды кредиторской задолженности, стоимость которых, как правило, ниже других источников финансирования.

Следующая цепочка неравенств включает наиболее характерное соотношение стоимостей различных источников капитала для российских предприятий.

где - цена кредиторской задолженности по оплате труда;

   - цена кредиторской задолженности поставщикам и подрядчикам;

   - цена кредиторской задолженности бюджету и внебюджетным фондам;

  -  цена   заемных   источников    финансирования,   за   исключением кредиторской задолженности;

  - цена использования привилегированных акций;

   - цена использования нераспределенной прибыли;

  - цена использования обыкновенных акций.

 

(рентабельность активов ROA=чист.прибыль/активы)


Билет 13.28. Задачи и функции финансовой службы

Под финансовой службой предприятия понимается самостоятельное структурное подразделение, выполняющее определенные функции в системе управления предприятием. Обычно таким подразделением является финансовый отдел. Его структура и численность зависят от организационно-правовой формы предприятия, характера хозяйственной деятельности, объема производства и общего количества работающих на предприятии.

Основные направления финансовой работы на предприятии — финансовое планирование, оперативная и контрольно-аналитическая работа. На небольших предприятиях финансовая работа может выполняться финансовым сектором в составе финансово-сбытового отдела или бухгалтерии. На крупных предприятиях финансовый отдел состоит из нескольких групп (бюро), за которыми закреплены определенные функции. На малых предприятиях (индивидуальных или товариществах с ограниченной ответственностью) с небольшими оборотами и незначительной численностью работающих функции финансиста могут быть объединены с функциями бухгалтера, но на более крупных предприятиях, особенно в акционерных обществах открытого или закрытого типа, наличие финансовой службы в системе управления предприятием необходимо.

В рыночных условиях хозяйствования важнейшими задачами финансовых служб являются не только выполнение обязательств перед бюджетом, банками, поставщиками, работниками предприятия, всех остальных финансовых обязательств, организация расчетов, контроль за использованием собственных и заемных средств, но и организация финансового менеджмента, который включает все перечисленные задачи и содержит качественно новые. Кратко финансовый менеджмент можно определить как организацию управления финансовыми потоками в целях наиболее эффективного использования собственного и привлеченного капитала и получения максимальной прибыли. Финансовый менеджмент предполагает разработку определенной финансовой стратегии и тактики на основе анализа финансовой отчетности при помощи системы показателей и прогнозирования доходов в зависимости от изменения структуры активов и пассивов предприятия.

Аппарат управления финансами становится важнейшей частью общего аппарата управления хозяйствующего субъекта. На крупных предприятиях может быть создана финансовая дирекция во главе с финансовым директором или главным финансовым менеджером. Она образуется по решению правления акционерного общества или дирекции предприятия. Финансовая дирекция имеет структуру, зависящую от характера хозяйственной и финансовой деятельности, организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта.

В функции финансовой дирекции входят:

• обеспечение финансирования хозяйственной деятельности предприятия;

• разработка финансовой программы развития хозяйствующего субъекта;

• разработка инвестиционной политики;

• определение кредитной политики;

• установление смет расходов денежных средств для всех подразделений предприятия;

• разработка валютной политики и обеспечение валютной деятельности;

• финансовое планирование, участие в составлении бизнес-планов;

• осуществление расчетов с поставщиками, покупателями, подрядчиками, банком, бюджетом;

• обеспечение страхования от финансовых рисков;

• проведение залоговых, трастовых, лизинговых и других операций;

• анализ финансово-хозяйственной и внешнеэкономической деятельности;

• ведение финансового учета, составление бухгалтерского баланса и других финансовых документов.

В зависимости от размеров предприятия и поставленных целей перечисленные функции могут детализироваться или расширяться.

 


Билет 14. Формы финансирования деятельности организации

1.Самофинансирование осуществляется через механизм генерируемой прибыли. Предприятие стоит всегда перед выбором:

1.       полное изъятие прибыли,

2.       реинвестирование прибыли в полном объеме, т.е. всю прибыль отправить на вложения,

3.       или осуществлять комбинации первого и второго варианта (в этом случае прибыль распадается на 3 части: на реинвестированную прибыль и дивиденды).

Предпочтительным является 3 вариант, позволяющий осуществлять текущее и отложенное потребление. Самофинансирование является наиболее приемлемой формой, т.к. не надо искать деньги для развития предприятия, при этом надо различать самофинансирование и самоокупаемость. Самоокупаемость имеет место тогда, когда предприятие покрывает свои затраты и имеет средства на текущее потребление, но не имеет достаточных средств для развития, расширения своей деятельности. Самофинансирование покрывает затраты и обеспечивает не только текущее потребление, но и имеет средства для развития своей деятельности. Однако самофинансирование трудно прогнозировать на долгосрочный период, т.к. конъюнктура рынка постоянно меняется и прогнозировать прибыль на перспективу достаточно рискованно. Поэтому предприятие всегда ограничено и стоит перед необходимости привлечения дополнительных источников финансовых ресурсов.

2.Финансирование через механизм рынка капиталов разделяется на:

Долевое финансирование – это привлечение финансовых ресурсов, либо от дополнительной продажи акций, т.е. бессрочных ценных бумаг, либо за счет увеличения числа собственников, либо за счет дополнительных вкладов уже существующих собственников.

Долговое финансирование – предприятие выпускает и продает на рынке срочные ценные бумаги, т.е. облигации, а они дают право своим держателям на долгосрочное получение текущего дохода и возврат представленного капитала в связи с условиями займа.

Если самофинансирование ограничено наличием средств, то рынок капитала практически бездонен. Однако проблема состоит в том, что не каждое предприятие может воспользоваться рынком капитала, т.к. его финансы должны отвечать определенным условиям, а это осложняет получение средств на рынке капитала.

3.Банковское кредитование – это наиболее привлекательное кредитование. Оно свободно от недостатков самофинансирования, т.е. ограниченность привлекаемых ресурсов. Оно свободно и от недостатков финансирования через механизм рынка капитала, т.к. там требуются определенные условия для получения средств на рынке капитала, однако это недоступно для некоторых предприятий, особенно для малого бизнеса.

Получение банковского кредита в принципе не связано с размерами производства заемщика, устойчивостью генерируемой прибыли, степенью распространения его акций на рынке капитала, как это учитывается при мобилизации средств на финансовом рынке.

Главная проблема заключается для заемщика в том, что убедить банк выдать предприятию кредит на приемлемых условиях. Для нормального развитого рынка, характерного в развитых странах, имеет место наличие сети инвестиционных банков, которым принадлежит роль связующего звена между предприятиями, организациями, компаниями и рынками капиталов.

Традиционному коммерческому банку свойственны ссудо-заемные и сберегательные операции. Инвестиционный же банк – это компания, специализирующаяся на организации эмиссии, гарантированного размещения и торговлей ценными бумагами.

4.Бюджетное кредитование – это наиболее привлекательный метод, форма финансирования на основе получения средств из бюджета. За частую, эти средства распределяются на безвозвратной основе, а поэтому получить бюджетный кредит всегда больше, чем достаточно. Отсюда у нас появляются различные проекты, выполнение которых не всегда не обходимо

5.Взаимное кредитование хозяйствующих субъектов

При поставке продукции и товаров на условиях оплаты с отсрочкой платежа естественно возникает взаимное кредитование, т.к. в этих условиях каждый поставщик в свою очередь является покупателем. Значительные средства находятся в расчетах. Величина этих средств зависит от многих факторов, в т.ч. и от разветвленности и гибкости банковской системы.

Взаимное кредитование в отличие от предыдущих 4х форм является составной частью краткосрочного финансирования текущей деятельности, а предыдущие формы кредитования имеют стратегическое значение.

 


Билет 14.29. Финансовое планирование и финансирование на предприятии

Финансовое планирование занимает важное место в организации финансовой деятельности хозяйствующего субъекта. В ходе финансового планирования каждая организация всесторонне оценивает свое финансовое состояние, определяет возможность увеличения финансовых ресурсов и выявляет направления наиболее эффективного их использования.

Финансовое планирование осуществляется на основе анализа информации о финансах организации, получаемой из бухгалтерской статистической и управленческой отчетности.

В области планирования финансовая служба обеспечивает выполнение следующих задач:

1)      Разработка проектов финансовых и кредитных планов со всеми расчетами;

2)      Определение потребностей в собственном оборотном капитале;

3)      Выявление источников финансирования;

4)      Разработка плана капитальных вложений;

5)      Участие в разработке бизнес-плана;

6)      Составление кассовых планов представляемых в банк;

7)      Участие в составление плана по реализации продукции в денежном выражении и определение плановой суммы балансовой прибыли на год и по кварталам и показателя рентабельности

Эффективное управление финансами организации возможно лишь при планировании всех финансовых ресурсов и их источниках. Планирование - это процесс разработки и принятия целевых установок, в количественном и качественном выражении, а также определение путей их наиболее эффективного достижения.

Сложившаяся в настоящее время система финансового планирования в организациях имеет ряд недостатков:

1)      Процесс планирования по традиции начинается с производства, а не со сбыта продукции;

2)      Планирование – это процесс очень трудоемкий и дорогой, а планово-экономические службы в настоящее время готовят огромное количество документов, которые впоследствии не имеют место в практической деятельности;

3)      Процесс финансового планирования обычно затянут во времени;

4)      При планировании преобладает затратный механизм ценообразования, без учета рыночной конъюнктуры;

5)      Отсутствие деления затрат на переменные и постоянные;

6)      не всегда ведется расчет запасов финансовой прочности;

Информация о работе Финансы предприятия