Финансы предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 12:42, шпаргалка

Краткое описание

Финансовые отношения - это экономические отношения, которые связаны с формированием, распределением и использованием денежных средств с целью обеспечения потребностей организаций. В составе финансовых отношений выделяются следующие группы денежных отношений организаций:•
с контрагентами – по поводу формирования первичных доходов, образования и использования целевых фондов внутрихозяйственного назначения (уставного капитала, фондов накопления и потребления, поощрительных фондов и др.);•

Файлы: 1 файл

шуляк экономика организаций ШПОРЫ.doc

— 577.50 Кб (Скачать)

2. Самоуправление или хозяйственная самостоятельность. Самостоятельное определение перспектив развития организации; самостоятельное планирование своей деятельности, обеспечение производственного и социального развития фирмы; самостоятельное определение вложения денежных средств для получения прибыли, распоряжение выпущенной продукцией, реализуемой по самостоятельно устанавливаемым ценам. Распоряжение чистой прибылью.

3. Принцип материальной ответственности. Наличие определенной системы ответственности организации за ведение и результаты хозяйственной деятельности. Финансовые методы реализации этого принципа различны для отдельных организаций, их руководителей и работников в зависимости от организационно-правовой формы. В соответствии с российским законодательством организации, нарушающие договорные обязательства (по сроку и по качеству), расчетную дисциплину, допускающие несвоевременный возврат банковских ссуд или погашение векселей, нарушение налогового законодательства, привлекается к различного вида ответственности в зависимости от характера финансового правонарушения.

4. Заинтересованность в результатах деятельности. Объективная необходимость этого принципа определяется основной целью предпринимательской деятельности – систематическим получением прибыли. Заинтересованность в результатах хозяйственной деятельности в равной степени присуща работникам, руководством организации и государству. Чтобы заинтересовать работников фирмы в результатах деятельности, руководство разрабатывает формы, системы и размеры оплаты труда, стимулирующие и компенсирующие выплаты. А также использует определенные социальные гарантии.

5. Принцип осуществления контроля над финансово-хозяйственной деятельностью организации. Виды контроля в зависимости от субъектов: общегосударственный (вневедомственный контроль) – осуществляют органы государственной власти и управления. Важная роль здесь принадлежит Счетной палате РФ и Минфину. Ведомственный контроль – контрольно-ревизионные отделы министерств, ведомств. Эти органы осуществляют проверку фхд подведомственных предприятий. Внутрихозяйственный финансовый контроль – осуществляют финансовые службы предпринимательских оргий - финансовый отдел или финансовый департамент, бухгалтерия, ревизионная комиссия. В их функции входит проверка производственной и финансовой деятельности самого предприятия, а также его структурных подразделений.

6. Принцип формирования финансовых резервов. Данный принцип связан с необходимостью обеспечения непрерывности предпринимательской деятельности, которая сопряжена с большими рисками из-за колебания рыночной конъюнктуры. Финансовые резервы могут формироваться предпринимательскими фирмами всех опф и с чистой прибылью после уплаты налогов и других обязательных платежей. Денежные средства, направляемые в резервные фонды, целесообразно хранить в ликвидной форме, чтобы они приносили доход и при необходимости легко могли быть превращены в наличный капитал.

 


Билет 3.18. Порядок формирования и использования прибыли организации

Прибыль как экономическая категория отражает доход, созданный в процессе предпринимательской деятельности. На уровне предприятия в условиях товарно-денежных отношений чистый доход принимает форму прибыли. Установив цену на продукцию, они реализуют ее потребителю, получая при этом денежную выручку, что не означает получение прибыли.

Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с расходами на производство и реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции. Прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия, отражает конечный финансовый результат.

Выучка > c/c – финансовый результат свидетельствует о получении прибыли.

Выучка = c/c - удалось лишь возместить расходы на производство и реализацию продукции.

Выручка < с/c - предприятие получает убытки — отрицательный финансовый результат, что ставит его в достаточно сложное финансовое положение, не исключающее и банкротство.

Балансовая прибыль — сумма прибылей (убытков) предприятия от реализации продукции и доходов (убытков), не связанных с ее производством и реализацией. Балансовая прибыль как конечный финансовый результат выявляется на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций предприятия и оценки статей баланса.

Балансовая прибыль включает три укрупненных элемента: прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг; прибыль (убыток) от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества предприятия; финансовые результаты от внереализационных операций.

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) характеризует чистый доход, созданный на предприятии. Остальные элементы балансовой прибыли отражают в основном перераспределение ранее созданных доходов.

Объектом распределения является балансовая прибыль предприятия. Под ее распределением понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджеты БС в виде налогов и других обязательных платежей. Определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, структуры статей ее использования находится в компетенции предприятия.

На предприятии распределению подлежит чистая прибыль, т. е. прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей.

В современных условиях хозяйствования государство не устанавливает каких-либо нормативов распределения прибыли. Законодательно ограничивается размер резервного фонда предприятий, регулируется порядок формирования резерва по сомнительным долгам.

Распределение чистой прибыли — одно из направлений внутрифирменного планирования, значение которого в условиях рыночной экономики возрастает. Порядок распределения и использования прибыли на предприятии фиксируется в уставе предприятия и определяется положением, которое разрабатывается соответствующими подразделениями экономических служб и утверждается руководящим органом предприятия. В соответствии с уставом предприятия составляют сметы расходов, финансируемых за счет частой прибыли, оставшейся после расчета с учредителями и акционерами.

Смета расходов, финансируемых из прибыли, включает

- расходы на развитие производства (расходы на научно-исследовательские, финансирование разработки и освоения новых видов продукции, по совершенствованию технологии и организации производства, модернизации оборудования, расширением предприятий),

- на социальные нужды трудового коллектива (расходы по эксплуатации социально-бытовых объектов, проведения оздоровительных, культурно-массовых мероприятий и т. п.),

- на материальное поощрение работников (единовременные поощрения за выполнение особо важных производственных заданий, выплата премий за создание, расходы на оказание материальной помощи рабочим и служащим, единовременные пособия ветеранам труда, уходящим на пенсию, надбавки к пенсиям др)

- благотворительные цели.


Билет 4. Особенности финансов некоммерческих предприятий

Некоммерческие организации – организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве главной цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

Особенности организации финансов некоммерческих организаций как самостоятельных хозяйствующих субъектов определяются целевой направленностью уставной деятельности, порядком и источниками ее финансирования. Взносы участников в некоммерческую организацию являются добровольными. Возможность ведения предпринимательской деятельности в некоммерческих организациях оговаривается в уставных документах и подчинена достижению целей их создания с учетом того, что основная цель таких юридических лиц – удовлетворение материальных и нематериальных потребностей, ведение общественно полезной деятельности, защита общественных интересов. Планирование финансовой деятельности осуществляется на основе составления органом управления некоммерческой организации годовых или квартальных бюджетов доходов и расходов, которые утверждаются в соответствии с уставом общим собранием учредителей, участников, членов или высшим органом управления некоммерческой организации.

Как и другие хозяйствующие субъекты, некоммерческая организация ведет бухгалтерский (финансовый) учет, составляет бухгалтерскую и финансовую отчетность, производит налоговые платежи и другие отчисления, предусмотренные законодательством. По окончании финансового года высший орган управления некоммерческой организации отчитывается перед общим собранием учредителей, участников или членов о проделанной работе за год и исполнении бюджета доходов и расходов.

Размеры и структура дохода некоммерческой организации, а также сведения о размерах и составе ее имущества, о расходах, численности и составе работников, об оплате их труда, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации, в отличие от коммерческих организаций, не могут быть предметом коммерческой тайны.

Финансы некоммерческих организаций строятся на таких принципах, как:

1) внешнее финансирование (образование денежных фондов за счет членских взносов, пожертвований, грантов, благотворительной помощи, бюджетных ассигнований);

2) целевой характер расходования денежных фондов на основе утвержденной сметы (бюджета доходов и расходов);

3) затратность, убыточность деятельности (отсутствие получения прибыли, отсутствие самоокупаемости);

4) открытость финансов, общественный контроль, отсутствие коммерческой тайны в деятельности некоммерческой организации;

5) подотчетность лицу – источнику финансирования;

6) реализация общественных интересов, ведение деятельности, предусмотренной исключительно учредительными документами;

7) моральная и социальная ответственность участников некоммерческой организации за результаты ее деятельности.

Финансовые отношения некоммерческих организаций возникают по следующим основаниям:

1) между некоммерческой организацией и ее учредителями, членами, участниками по поводу создания и осуществления деятельности, внесения членских взносов;

2) между некоммерческой организацией и грантодателями, благотворителями, спонсорами по поводу получения финансовой помощи и целевого финансирования;

3) между некоммерческой организацией и бюджетом по поводу уплаты налогов и сборов;

4) между некоммерческой организацией и бюджетом по поводу предоставления бюджетных ассигнований, размещения социального заказа;

5) между некоммерческой организацией и ее сотрудниками по поводу выплаты заработной платы и социального обеспечения;

6) между некоммерческой организацией и коммерческим банком по поводу расчетно-кассового обслуживания и кредитования;

7) между некоммерческой организацией и коммерческими организациями в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.

 


Билет 4.19. Факторы, влияющие на прибыль и резервы ее увеличения.

Основным показателем безубыточной работы предприятия является прибыль. Ее относят к показателям экономического эффекта, но не эффективности, так как абсолютная сумма прибыли не позволяет судить об отдаче вложенных средств.

Прибыль от реализации продукции, работ, услуг занимает наибольший удельный вес в структуре балансовой прибыли предприятия. Ее величина формируется под воздействием трех основных факторов: себестоимости продукции, объема реализации и уровня действующих цен на реализуемую продукцию. Важнейшим из них является себестоимость.

Количественно в структуре цены она занимает значительный удельный вес, поэтому снижение себестоимости очень заметно сказывается на росте прибыли при прочих равных условиях. На многих предприятиях существуют подразделения экономических служб, которые постатейно анализируют себестоимость и изыскивают пути ее снижения. Но в значительной мере эта работа обесценивается инфляцией и ростом цен на исходное сырье и топливно-энергетические ресурсы. В условиях резкого роста цен и недостатка собственных оборотных средств предприятий возможность прироста прибыли в результате снижения себестоимости исключена.

Увеличение объема реализации продукции в натуральном выражении при прочих равных условиях ведет к росту прибыли. Возрастающие объемы производства продукции, пользующейся спросом, могут достигаться с помощью капитальных вложений, что требует направления

прибыли на покупку более производительного оборудования, освоение новых технологий, расширение производства. Этот путь сейчас для многих предприятий затруднен

или почти невозможен по причине инфляции, роста цен и недоступности долгосрочного кредита.

Прибыль предприятий растет высокими темпами, главным образом за счет роста цен. Среднемесячные темпы ее прироста, превышая темпы роста цен, свидетельствуют об инфляционном характере формирования полученной прибыли. При росте расходов на производство продукции и снижении объемов ее выпуска прибыль растет вследствие постоянно повышающихся цен. Увеличение цены само по себе не является негативным фактором. Оно вполне обоснованно, если связано с повышением спроса на продукцию, улучшением технико-экономических параметров и потребительских свойств выпускаемой продукции.

При стабильных экономических условиях хозяйствования основной путь увеличения прибыли от реализации продукции состоит в снижении себестоимости в части материальных расходов. Особенно важно это для предприятий обрабатывающих отраслей (машиностроение и металлообработка, металлургическая, нефтехимическая и др.), на которых удельный вес стоимости сырья в себестоимости существенно выше, чем на аналогичных предприятиях развитых стран, значителен вес отходов.

На величину прибыли от реализации продукции влияет состав и размер нереализованных остатков на начало и конец отчетного периода. Значительная величина остатков приводит к неполному поступлению выручки и недополучению ожидаемой прибыли.

Информация о работе Финансы предприятия