Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 18:17, контрольная работа
Производственным кооперативом признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказани
1 часть теоретическая
Финансы производственных кооперативов
Планирование выручки и финансовых результатов на предприятиях
Список использованных источников
2 часть расчетная 15
Приложения 19
Содержание
1 часть теоретическая
Финансы производственных кооперативов
Планирование выручки и финансовых результатов на предприятиях
Список использованных источников
2 часть расчетная 15
Приложения 19
Производственным кооперативом признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов (п. 1 ст. 107 ГК РФ).
Производственный кооператив образуется исключительно по решению его учредителей. Число членов кооператива не должно быть менее 5 человек. Члены производственного кооператива несут по обязательствам кооператива субсидиарную ответственность в размерах и в порядке, предусмотренных законом о производственных кооперативах и уставом кооператива [12, с. 102].
Высший орган управления производственным кооперативом — общее собрание его членов. Каждый член кооператива, независимо от размера его паевого взноса, имеет один голос при принятии решений на общем собрании. В кооперативе с числом членов более 50 человек может быть создан наблюдательный совет, который осуществляет контроль за деятельностью исполнительных органов кооператива.
Исполнительными органами кооператива являются правление и (или) его председатель. Они осуществляют текущее руководство деятельностью кооператива и подотчетны наблюдательному совету и общему собранию членов кооператива. Членами наблюдательного совета и правления кооператива, а также председателем кооператива могут быть только члены кооператива. Член кооператива не может одновременно быть членом наблюдательного совета и членом правления либо председателем кооператива.
Учредительным документом производственного кооператива является устав, утверждаемый общим собранием его членов.
Имущество кооператива делится на паи его членов в соответствии с уставом кооператива. Право члена кооператива на пай означает возможность в случае прекращения членства или ликвидации кооператива получить стоимость пая или имущество, соответствующее его доле. Пай члена кооператива состоит из его паевого взноса и соответствующей части чистых активов. Паевым взносом члена кооператива могут быть деньги, ценные бумаги, иное имущество, в том числе и имущественные права, а также другие объекты гражданских прав, имеющие денежную оценку. Размер паевого взноса устанавливается уставом кооператива. К моменту государственной регистрации кооператива член кооператива обязан внести не менее 10% паевого взноса. Остальная часть вносится в течение года со дня государственной регистрации кооператива [4, c. 88].
Паевые взносы образуют паевой фонд кооператива, который определяет минимальный размер имущества кооператива, гарантирующего интересы его кредиторов. Паевой фонд должен быть полностью сформирован в течение первого года деятельности кооператива.
Устав кооператива может предусматривать создание неделимого фонда. В этом случае часть имущества, переданная в неделимый фонд, не включается в пай члена кооператива. Кооператив вправе выпускать ценные бумаги, за исключением акций.
Распределение прибыли между членами кооператива осуществляется в соответствии не только с личным трудовым участием члена кооператива, но и размером его паевого взноса.
Член кооператива вправе по своему усмотрению выйти из кооператива. В этом случае ему должна быть выплачена стоимость пая или выдано имущество, соответствующее его паю. Выплата стоимости пая или выдача другого имущества выходящему члену кооператива производится по окончании финансового года и утверждении бухгалтерского баланса кооператива, если иное не предусмотрено уставом кооператива.
Член кооператива вправе передать свой пай или его часть другому члену кооператива, а также другому лицу, не являющемуся членом кооператива, с согласия его членов.
Производственный кооператив может быть преобразован по единогласному решению его членов в хозяйственное товарищество или общество. Ликвидируется производственный кооператив по основаниям, установленным ст. 61 ГК РФ, и по иным основаниям. После ликвидации производственного кооператива оставшееся имущество распределяется в соответствии с трудовым участием членов кооператива, если иной порядок распределения не предусмотрен уставом кооператива или соглашением между его членами.
В практике расчет выручки от реализации базируется на глубоком изучении рынков сбыта продукции, оценке их емкости. При этом вначале оценивается общая потенциальная емкость рынка, т. е. общая стоимость товаров, которые могут быть реализованы в данном регионе с учетом степени его насыщенности и тенденции изменения спроса. Затем определяется доля рынка, которую предприятие способно захватить, получив максимальную сумму реализации. В итоге прогнозируется объем продаж при имеющихся условиях работы, уровне цен, наличии конкурентов.
Вместе с тем нельзя сбрасывать со счетов и столь важный внутренний фактор, влияющий на размер объемов производства и продаж, как наличие производственных мощностей предприятия, позволяющих выпустить такой объем продукции, который востребован рынком.
Планирование выручки от реализации продукции является отправной точкой разработки всех финансовых планов, так как это основной источник доходов предприятия.
Выбор метода планирования выручки зависит от цели планирования, горизонта планирования, степени неопределенности внешней среды, номенклатуры продукции и других факторов.
Если спрос на продукцию в плановом периоде определен, выручку от реализации можно рассчитать методом прямого счета по формуле [10, с. 145]
Вр= Ц*Vр,
где Вр – плановая выручка от реализации, р.;
Ц – плановая цена реализации единицы изделия i-го наименования, р.
Vр – объем реализации изделия i-го наименования, шт.
Цена и объем реализации в плановом периоде устанавливаются на основе данных отдела маркетинга о сформированном портфеле заказов[3, с. 72].
Однако, часто, сформированного портфеля заказов на плановый период (особенно долгосрочный) предприятие не имеет. В этом случае для планирования выручки используются методы экспертных оценок, метод сценариев, статистические методы (простейшим из которых является трендовое прогнозирование), факторный метод, ситуационное моделирование.
При годовом планировании выручки в период плановой экономики использовалось балансовое уравнение
Вр + ГПкп = ТП + ГПнп,
где Вр – выручка от реализации продукции, тыс. р.
ГПкп, ГПнг – ожидаемые остатки соответственно на конец и начало планового периода готовой продукции на складе, (а так же для кассового метода - товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил, товаров на ответственном хранении у покупателя), тыс. р.;
ТП – плановый объем товарной продукции, тыс. р.
Балансовое уравнение указывает на взаимосвязь выручки от реализации с объемом товарной продукции, которую можно изготовить на производственных мощностях предприятия. В период плановой экономики именно объем товарной продукции являлся отправной точкой внутрифирменного планирования. Однако, в рыночных условиях нельзя с уверенностью утверждать, что все, что может быть произведено будет продано. Поэтому представленное балансовое уравнение необходимо использовать не для расчета выручки от реализации, а для прогнозирования объемов производства.
Методы планирования себестоимости. В зависимости от цели планирования себестоимости используют калькуляционный метод и метод сметного планирования.
Определение плановой себестоимости единицы каждого вида продукции осуществляется калькуляционным методом. При этом затраты собираются на единицу продукции по статьям калькуляции. При разработке статей калькуляции учитываются необходимость выделения прямых и косвенных статей затрат; отраслевая специфика; особенности конкретного предприятия.
Прямые статьи калькуляции, как правило, планируют нормативным методом. Для этого на предприятии разрабатывается необходимая нормативная база. Величина прямой статьи затрат при использовании данного метода рассчитывается по формуле:
Спр = Н*Х;
где Спр – плановое значение прямой статьи затрат;
Н – установленная норма расхода ресурса на единицу продукции;
Х – затраты на единицу ресурса.
Для определения косвенных расходов в себестоимости единицы продукции на отечественных предприятиях традиционно используют следующие методы:
пропорционально основной заработной плате производственных рабочих;
пропорционально выручке;
пропорционально прямым материальным затратам;
пропорционально прямым затратам.
Метод определения косвенных расходов в себестоимости единицы продукции выбирается предприятием самостоятельно и отражается в учетной политике. При выборе базы распределения необходимо анализировать зависимость косвенных расходов от различных факторов. Например, логично, что расходы, связанные с ремонтом и эксплуатацией оборудования зависят от времени работы оборудования. Поэтому, в качестве базы распределения данных расходов может выступать количество отработанных приведенных машино-часов.
Для планирования затрат в целом по предприятию или конкретному подразделению используется метод сметного планирования. В смете отражаются затраты, осуществляемые в определенном периоде (месяце, квартале и т.д.) в разрезе экономических элементов или статей затрат. Формы и виды смет затрат разрабатываются предприятием самостоятельно. При этом важно связать затраты с местом их возникновения.
При составлении смет необходимо различать понятия «себестоимость товарной продукции» и «себестоимость реализованной продукции» Себестоимость (производственная) реализованной продукции рассчитывается по формуле
Срп = Стп + ГПнп - ГПкп,
где Срп - себестоимость реализованной продукции, тыс. р.;
Стп – себестоимость (производственная) товарной продукции, тыс. р.;
ГПнп – готовая продукция на складе на начало периода, оцененная по производственной себестоимости, тыс. р.;
ГПкп – готовая продукция на складе на конец периода, оцененная по производственной себестоимости, тыс. р..
Себестоимость товарной продукции отличается от затрат на производство на сумму изменений расходов будущих периодов и незавершенного производства.
Стп = Спп + РБПнп + НЗПнп - РБПкп – НЗП кп, (3.13)
где Стп - себестоимость товарной продукции, тыс. р.;
Спп – затраты на производство, тыс. р.;
РБПнп – расходы будущих периодов на начало периода, тыс. р.;
НЗПнп – незавершенное производство на начало периода, оцененное по себестоимости, тыс. р.;
РБПкп – расходы будущих периодов на конец периода, тыс. р.;
НЗПкп – незавершенное производство на конец периода, оцененное по себестоимости, тыс. р..
Для планирования затрат на срок год и более используются
метод пропорциональных зависимостей;
факторный метод,
метод экспертных оценок;
экономико-математические методы.
Переменные затраты планируют путем изменения базового значения затрат пропорционально объему производства.
Пример. Составить прогноз затрат на производство и реализацию продукции. В отчетном году затраты составили 400 тыс. р., из них переменные затраты – 250 тыс. р. Планируется увеличить объем производства на 10 %.
Решение.
Затраты предприятия делятся на постоянные и переменные.
С = Спер + Спос,
где С – затраты на производство и реализацию продукции, тыс. р.;
Спер – суммарные переменные затраты, тыс. р.;
Спос – постоянные затраты, тыс. р.
Методом пропорциональных зависимостей плановые затраты рассчитываются по формуле:
Спл = Сперб * Iв + Спосб,
где Спл – плановые затраты на производство и реализацию продукции, тыс. р.;
Сперб – суммарные переменные затраты в базовом периоде, тыс. р.;
Iв – индекс роста выручки
Спосб – постоянные затраты в базовом периоде, тыс. р.
Спл = 250 * (1 +0,1) + (400 –250) = 250*1,1 +150 = 425 тыс. р.
Методы планирования прибыли.
Объектом планирования финансовых результатов на предприятии являются показатели бухгалтерской, налогооблагаемой и экономической прибыли.
К основным методам планирования прибыли относят[7, с. 78].:
Метод прямого счета;
Аналитический метод по уровню затрат на один рубль товарной продукции;
Аналитический метод посредством процента базовой рентабельности;
Комплексный метод планирования прибыли;
Факторный метод;
Экономико-математические методы.
Метод прямого счета и в настоящее время является основным при оперативном планировании прибылей и убытков на предприятии. Методом прямого счета прибыль от реализации продукции определяется по формуле