Финансы предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 12:42, шпаргалка

Краткое описание

Финансовые отношения - это экономические отношения, которые связаны с формированием, распределением и использованием денежных средств с целью обеспечения потребностей организаций. В составе финансовых отношений выделяются следующие группы денежных отношений организаций:•
с контрагентами – по поводу формирования первичных доходов, образования и использования целевых фондов внутрихозяйственного назначения (уставного капитала, фондов накопления и потребления, поощрительных фондов и др.);•

Файлы: 1 файл

шуляк экономика организаций ШПОРЫ.doc

— 577.50 Кб (Скачать)

Нормативный метод нормативный метод планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе заранее установленных норм и нормативов определяется потребность предприятия в финансовых ресурсах и источниках их образования.

Такими нормативами являются ставки налогов и сборов, нормы амортизационных отчислений, учетная ставка банковского процента и др. Нормативный метод планирования является самым простым и доступным.

Коэффициентный метод основан на определении нового норматива на базе имеющегося с учетом поправок на планируемое изменение объемов производства и сбыта продукции, а также на ускорение оборачиваемости оборотных средств. При применении данного метода все запасы и затраты предприятия подразделяют на: зависящие от изменения объема производства — сырье, материалы, затраты на незавершенное производство и готовую продукцию на складе; не зависящие от роста объема производства — запасные части, расходы будущих периодов.

По зависящим от объема производства элементам оборотных средств потребность планируется исходя из их размеров в базисном году, темпов роста производства и возможного ускорения оборачиваемости оборотных средств. По остальным элементам запасов и затрат плановая потребность определяется на уровне их среднефактических остатков.


Билет 22.25. Воспроизводство основных средств

Функционирование основных средств и нематериальных активов ограничено сроком их службы, по истечении которого они выбывают из оборота, что вызывает необходимость обновления, замены или модернизации их. Воспроизводство основных средств осуществляется в форме капитальных вложений.

Результаты расширенного воспроизводства оцениваются по следующим показателям: приросту основных средств за определенный период, коэффициенту прироста, коэффициенту выбытия, коэффициенту обновления. Превышение ввода над выбытием обеспечивает прирост основных средств. Проблема прироста в настоящее время наиболее актуальна, поскольку наметилась тенденция к снижению прироста, которая пока не проявляется в явной форме из-за низкого процента выбытия износившихся и морально и физически устаревших фондов.

Скорость обновления основных фондов определяется инвестиционной активностью и выбытием. Причинами выбытия основных фондов могут быть:

• полный износ или невозможность продолжения эксплуатации;

• продажа;

• передача в аренду;

• передача в качестве учредительного взноса в уставный капитал коммерческой организации;

• безвозмездная передача.

Своевременная реализация выбывающих основных фондов позволяет ускорять процесс их обновления, использовать выручку на приобретение новых и стимулировать расширенное воспроизводство.

В процессе управления стоимостной оценкой внеоборотных активов имеют значение показатели фондоотдачи, фондоемкости, рентабельности и фондовооруженности. Рассчитываются они следующим образом.

Фо = Выр/ ОС

Фё = ОС/Выр

Фв = ОС/средняя численность

Рентабельность = Прибыль/ ОС

Повышение фондоотдачи возможно на основе интенсивного использования фондов, прогрессивных технологий, роста производительности труда.

Рост фондоемкости и фондовооруженности не всегда отражает положительные сдвиги в структуре и состоянии основных средств. Он может быть результатом снижения производительности труда, неустановленного оборудования.


Билет 23.11 Нераспределенная прибыль предприятия и ее характеристика.

Финансовым результатом предпринимательской деятельности является прибыль или убыток. Прибыль выступает источником, используемым после обязательных платежей в бюджет на цели, определяемые уставными документами или соответствующими решениями руководства организации и учредителей (акционеров). Прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия после уплаты в бюджет налога на прибыль, в бухгалтерском учете принято называть «нераспределенной прибылью» (или НП).

НП, оставшаяся в распоряжении организации после выплаты доходов, составляет прирост собственного капитала организации за отчетный период, инвестированного в развитие организации. Она является внутренним источником финансового обеспечения развития организации.

НП отчетного года используется на выплату дивидендов и на отчисления в резервный фонд (при его наличии). В соответствии с учетной политикой организация может принять решение об использовании прибыли, оставшейся в распоряжении, на финансирование своих плановых мероприятий.

Эти мероприятия могут носить производственный характер (на развитие и расширение производства, модернизацию оборудования) и непроизводственный (на мероприятия социального характера и материальную поддержку работников организации и др. цели, не связанные с производством продукции, либо долгосрочными вложениями организации).

В течение года, следующего за отчетным, персонал организации или акционеры, в зависимости от ее организационно-правовой формы, на общем собрании с учетом положений, предусмотренных в учредительных документах, определяют порядок использования такой прибыли.
Распределение прибылей и убытков акционерного общества находится в исключительной компетенции общего собрания акционеров.
Решение общего собрания акционеров (участников) общества фиксируется в протоколе.

Отличительной особенностью на вновь создаваемых предприятиях является сложность в прогнозировании прибыли из-за еще не возникшего спроса на производимые товары и услуги. На уже работающих предприятиях возможны построения прогнозов о величине прибыли в будущем.


Билет 23.31. Смета расходов на производство и реализацию продукции.

Себестоимость продукции (работ, услуг) — важнейший показатель работы предприятия. Он выявляется в ходе производственного планирования и используется в финансовом планировании для определения прибыли, рентабельности всего объема реализуемой продукции и отдельных ее видов.

Полная себестоимость продукции, планируемой к выпуску в предстоящем году, определяется в обобщающем документе — смете расходов на производство и реализацию продукции. При годовом планировании хозяйственной деятельности предприятия смета расходов составляется на год с поквартальной разбивкой. Однако это возможно при стабильных и прогнозируемых условиях хозяйствования. Высокие темпы инфляции, индексация минимального размера оплаты труда, рост цен на сырье и топливно-энергетические ресурсы и другие причины крайне затрудняют годовое планирование.

Смета позволяет рассчитать объем реализуемой продукции по себестоимости, прибыль от реализации продукции, оценить материалоемкость и трудоемкость продукции, прогнозировать потребность в оборотных средствах, вложенных в запасы, расходы и готовую продукцию.

Для определения производственной себестоимости из общей суммы расходов на производство прежде всего исключаются расходы, относимые на непроизводственные счета, — стоимость работ по капитальному строительству и капитальному ремонту, которые выполнялись для своего предприятия, транспортные услуги, оказываемые сторонним организациям, непромышленным хозяйствам предприятия, стоимость научно-исследовательских работ, выполняемых для сторонних организаций, и т. п. Далее следует учесть изменение остатков расходов будущих периодов и себестоимости остатков незавершенного производства (в тех отраслях, где в планировании и учете выделяется незавершенное производство): прирост уменьшает себестоимость товарной продукции, уменьшение — увеличивает. Рассчитанная таким способом производственная себестоимость увеличивается на сумму внепроизводственных расходов для определения полной себестоимости товарной продукции, планируемой к выпуску в предстоящем периоде.

Внепроизводственные расходы включают расходы на упаковку изделий на складе, транспортировку продукции, комиссионные сборы и другие расходы, связанные со сбытом продукции.

Полная себестоимость продукции, подлежащей выпуску  планируемом году, отличается от себестоимости реализуемой продукции, на базе которой определяется сумма прибыли. Разница обусловлена наличием остатков нереализованной продукции на начало планируемого периода и величиной остатков продукции, которые не будут реализованы в конце планируемого периода. В натуральном выражении объем реализуемой продукции составит:

где O1 — остатки нереализованной продукции на начало планируемого периода;

ТП — товарная продукция, планируемая к выпуску в предстоящем году;

О2 — остатки нереализованной продукции на конец планируемого периода.

Состав остатков нереализованной продукции, их величиину по себестоимости следует учесть при планировании расходов на реализуемую продукцию. Методика расчета расходов и выручки от реализации продукции должна быть единой, чтобы прибыль определялась на один и тот же объем реализуемой продукции.


Билет 24.36. Источники финансирования прямых инвестиций, ремонта и приобретения нематериальных активов.

Источники финансирования ремонта основных фондов предприятия

Если инвестиции в ОФ осуществляются за счет собственных ресурсов, то финансирование всех видов ремонтов включается в себестоимость выпускаемой продукции по соответствующим статьям, в том периоде, в котором они произведены. Все виды ремонтов осуществляются в соответствии с техническим состоянием ОС и технологической потребностью. В случае значительных затрат на ремонты, предприятие может создавать ремонтные фонды в процентах от балансовой стоимости. Для его создания необходимо изменение учетной политики. Для создания фонда за счет себестоимости - согласование с налоговой инспекцией.

Источниками финансирования приобретения нематериальных активов являются:

— амортизационные отчисления, поступающие в составе выручки от реализации продукции на расчетный счет предприятия;

— чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия;

— средства, поступающие с фондового рынка от продаж ценных бумаг;

— ссуды коммерческих банков и др.

Основным принципом управления динамикой нематериальных активов является то, что темпы роста объема продаж и прибыли должны опережать темпы роста нематериальных активов за расчетный период.

 


Билет 24. 54. виды финансовых планов и их характеристика

В зависимости от периода осуществления и поставленной цели ФП делят на:

       Стратегическое (1-3 года);

       Текущее – т.е. годовое;

       Оперативное планирование

Формами финансовых планов являются прогноз о прибылях и убытках; прогноз движения денежных средств; прогноз бухгалтерского баланса предприятия.

Стратегическое финансовое планирование – это процесс выбора долговременных целей организации и наилучшего способа их достижения.

С помощью стратегического планирования можно достигнуть:

1)      Оптимального распределения и использования производственных, финансовых и трудовых ресурсов;

2)      Адаптации к рыночной среде посредством сильных и слабых сторон организации, использование их преимуществ, оценки потенциальных рисков.

Стратегическое финансовое планирование включает разработку трех основных прогнозных финансовых документов:

1.       Прогноз отчета о прибылях и убытках;

2.       Прогноз бухгалтерского баланса;

3.       Прогноз движения денежных средств.

Основная цель разработки этих документов заключается в оценке финансового положения предприятия на конец планируемого периода. Для определения прогнозных финансовых документов важно определить объем будущих продаж, т.е. объем реализованной продукции. Это необходимо для организации производственного процесса, эффективного распределения средств, контроля над запасами.

Финансирование инвестиций включается в прогноз после тщательного технико-экономического обоснования и анализа производственных и финансовых инвестиций. При планировании долгосрочных инвестиций и источников их финансирования, будущие денежные потоки рассматриваются с позиции временной ценности денег на основе методов дисконтирования для получения соизмеримых результатов.

Текущее финансовое планирование, т.е. бюджетирование является основной частью перспективного финансового плана и представляет собой конкретизацию его показателей. Бюджетирование – это процесс составления принятия бюджета предприятия и последующий контроль за его исполнением. Задачи:

1)      Планирование операций, обеспечивающих достижение целей предприятия;

2)      Координация различных бизнесов, как видов хозяйственной деятельности и структурных подразделений;

3)      Оперативное отслеживание отклонений фактических результатов деятельности предприятия и его структурных подразделений от поставленных целей, выявление и анализ причин этих отклонений, своевременное и аргументированное принятие решений и проведение регулирующих мероприятий;

4)      Эффективный контроль за расходованием финансовых и материальных ресурсов и обеспечение плановой дисциплины.

В рамках системы бюджетирования информация аккумулируется и анализируется по организации в целом и по центрам финансовой ответственности, т.е. группе подразделений соответствующим определенный набор хозяйственных операций организации, способных оказывать непосредственное воздействие  на доходы и расходы от этих операций.

Информация о работе Финансы предприятия