Бизнес-план как основа для внутрифирменного планирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 19:06, курсовая работа

Краткое описание

Важной задачей является проблема привлечения инвестиций, в том числе и зарубежных, в действующие и развивающиеся предприятия. Для этого необходимо аргументировать и обосновать оформление проектов (предложений), требующих инвестиций. Для этих и некоторых других целей применяется бизнес-план.
В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом,
используемым во всех сферах предпринимательства. Бизнес-план описывает
процесс функционирования фирмы, показывает, каким образом ее руководители
собираются достичь свои цели и задачи, в первую очередь повышения
прибыльности работы. Хорошо разработанный бизнес-план помогает фирме расти, завоевывать новые позиции на рынке, где она функционирует, составлять перспективные планы своего развития.

Оглавление

Введение
Глава 1. Особенности и этапы внутрифирменного планирования.
1.1. Виды планов.
1.2. Стратегическое планирование.
1.3. Годовое планирование.
1.4. Оперативное планирование (производственная логистика).
Глава 2. Бизнес-план как основа внутрифирменного планирования.
2.1. Предназначение бизнес-плана, его место в системе планирования.
2.2. Структура бизнес-плана. Характеристика основных разделов.
Глава 3. Планирование и эффективность деятельности организаций.
3.1. Система планов предприятия.
3.2. Особенности организации финансового планирования.
3.3. Финансовое планирование и контроль.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая БИЗНЕС-ПЛАН.doc

— 296.00 Кб (Скачать)

2. Стратегия переменного объема выпуска при постоянной численности персонала используется в трудоемких отраслях, где требуется высококвалифицированный персонал, а поддержание запасов или портфеля отложенных заказов невозможно, либо обходится весьма дорого. Соответствие между спросом и предложением в этом случае регулируется путем организации сверхурочных работ или неполной рабочей недели, а также использованием субподрядчиков.

3. Стратегия переменного объема выпуска при переменной численности персонала используется, как правило, в отраслях с сезонными колебаниями.

Задачами тактического планирования являются:

· планирование продуктовой программы фирмы;

· определение потребности в основных ресурсах: производственные фонды, материальные, трудовые, финансовые, информационные ресурсы;

· планирование эффективности деятельности фирмы: снижение издержек за счет роста производительности труда, рационального использования ресурсов и т.д.;

· планирование мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции фирмы: управление качеством, обновление и модификация продукции, разнообразие условий поставок и т.д.;

· обеспечение «качества жизни» персонала фирмы: планирование численности персонала, условий и оплаты труда, профессионального роста и развития и т.д.;

· обеспечение развития имущественного комплекса фирмы и т.д.

В мировой практике фирмы обычно разрабатывают следующие разделы плана:

· план маркетинга и сбыта продукции в различных разрезах;

· производственная (продуктовая) программа;

· планирование потребности в персонале;

· инвестиционное планирование;

· планирование выручки и издержек;

· финансовый план.

Учитывая сложившийся в нашей стране опыт планирования, можно рекомендовать фирмам использовать структуру техпромфинплана (его базовые разделы) в качестве основы тактического планирования, адаптируя ее к своим особенностям. При этом для разных разделов тактического плана могут быть использованы различные форматы планов (см. Таблица 2.), которые рассматриваются в следующих темах.

Таблица 2. Сравнительная характеристика различных форм планирования

Формы планов

Параметры

Бизнес-план (инвестиционный проект)

План маркетинга

Бюджет (финансовое планирование)

Уровень планирования

Стратегический

Тактический

Тактический

Объект планирования

Проект c высоким уровнем риска

Товарная группа, стратегическая бизнес-единица

В целом процессы и подразделения фирмы

Степень детализации

Низкая – агрегированные расчеты

(прогнозы)

Детализация на уровне товарных групп и рыночных сегментов

Детализация на уровне основных процессов и структурных подразделений

Сферы деятельности

Комплексный охват разных сфер: маркетинг, производство, персонал, финансы

Маркетинг и сбыт

Финансовые потоки фирмы


Сложнейшей задачей тактического планирования является задача увязки и согласования различных разделов плана, при этом могут быть использованы разные методы и подходы: интуитивный метод, метод балансовой увязки разделов плана, методы многовариантных расчетов с использованием электронных таблиц, методы линейного программирования и более сложные математические модели.

Реализация тактического плана предполагает разработку более детальных оперативных (оперативно-календарных) планов, включающих календарное расписание     выполнения         запланированных        работ.

    1. Оперативное планирование (производственная логистика).

 

Оперативное планирование – планирование, направленное на обеспечение выполнения заданий и показателей, определенных на этапе тактического планирования. Оно осуществляется путем разработки программы изготовления продукции на короткие промежутки времени: месяц и меньше (декада, неделя, сутки, часы) при непрерывном контроле и регулировании ее выполнения. Это завершающая стадия ВФП, на которой формируется производственно-технологическое расписание выполнения работ и организуется контроль его выполнения. Оперативное планирование часто называют оперативно-календарным планированием (ОКП). ОКП призвано обеспечить синхронизацию производственного процесса во времени и пространстве, его гибкость и непрерывность. Основой оперативного планирования производства является планирование потоков (информации, материалов, финансов), поэтому в литературе часто говорят о логистической системе оперативного планирования.  В конкурентной экономике стабильность потока и синхронность операций являются такими же важными условиями деятельности фирмы, как и быстрая реакция на требования рынка.

Задачи ОКП – обеспечение:

· ритмичной работы всех подразделений фирмы по единому графику и равномерности выпуска продукции;

· максимальной непрерывности производственного процесса и управления;

· соответствия оперативного планирования типу и характеру производства.

Организация оперативного планирования сильно зависит от типа производства. Тип производства – совокупность взаимосвязанных факторов, характеризующих степень специализации фирмы, масштабы производства, номенклатуру выпускаемых изделий, размеры и повторяемость их выпуска.

Выделяют 4 типа производств: единичное, серийное, массовое и непрерывное (см. Таблица 3).

Специфика единичного производства: продукция изготавливается штучно для известного заказчика; заказ продукции обычно предшествует стадиям ее разработки и изготовления; планирование в основном текущее, ограниченное портфелем заказов. Рынки сбыта, обозримы, их структура хорошо видна изнутри фирмы.

Таблица 3. Характеристика единичного и массового типов производств

Параметры

Тип производства

Единичное

Массовое

Масштаб производства

Отдельные экземпляры для известных заказчиков

Значительные объемы выпуска однородных изделий

Номенклатура продукции

Широкая, неустойчивая

Крайне узкая, редко изменяющаяся

Оборудование

Универсальное

Высокоспециализированное, конвейерное производство

Гибкость производства

Максимальная

Минимальная

Специализация кадров

Широкая, высокая квалификация. Много ручных сборочных и доводочных операций

Узкая специализация

Специализация рабочих мест

Технологическая – рабочие места не имеют постоянно закрепленных операций

Предметная – рабочие места загружены выполнением одной и той же операции

Степень разработки технологического процесса

Укрупненный техпроцесс, уточняемый в цехе (маршрутная технология)

Наибольшая степень детализации (пооперационная технология)

Оперативное планирование

Децентрализованное

Централизованное

Объект планирования

Заказ

Отдельные операции

Связь с рынком

Предварительная (заказ)

Обратная

Примеры производств

Турбины, генераторы, суда, уникальные станки и т.д.

Автомобили, бытовая техника, продукты питания и т.д.


Задача планирования заключается в выполнении принятых заказов в установленные сроки, поэтому планирование осуществляется от даты выполнения заказа обратным ходом. Такая система планирования хорошо описывается сетевыми графиками. Сложность планирования: согласование сроков выполнения нескольких заказов при равномерности загрузки оборудования.

Проблема: колебания спроса на продукцию производственного назначения, особенно производимую под заказ, при этом слабые колебания конечного спроса усиливаются на уровне товаров производственного назначения с длительным сроком службы. Возможное решение – серийное производство товаров с более коротким производственным циклом.

Массовое и крупносерийное производство ориентированы на свободный рынок, на массовый спрос. Производство характеризуется поточностью, применением конвейеров, единым ритмом выпуска, который задает ритм работы всех подразделений фирмы. Используется экономия на масштабах производства (важна себестоимость каждой операции), большой внутренний оборот ресурсов. Главной задачей оперативного планирования является организация непрерывного движения материальных ресурсов по технологической цепочке с учетом заданных пропорций и заделов (запасов), которые считаются по довольно простым формулам. На поддержание расчетного уровня заделов направлено оперативное управление.

Производственный процесс можно дробить, передавая операции подрядчикам (аутсорсинг) или закупая комплектующие на рынке. Важная задача – определить, что производить самим, а что закупать по кооперации

Серийное производство занимает промежуточное положение между единичным и массовым производством в нем выделяют три разновидности: мелкосерийное, которое тяготеет к единичному производству; серийное и крупносерийное (тяготеет к массовому типу производства).

Специфика серийного производства: продукция изготавливается сериями с известной регулярностью и повторяемостью, а детали обрабатываются партиями; количество технологических операций превышает число рабочих мест → необходимо чередовать обработку партий различных деталей. Определение такой последовательности и периодичности обработки партий, а также размера партий изделий составляет основную задачу оперативного планирования на предприятиях серийного типа. В серийном производстве присутствуют самые разнообразные способы организации производства и почти все системы оперативно-календарного планирования.

Непрерывное производство – это производство электроэнергии, нефтепереработка, производства стали и других металлов, химических продуктов и т.д. Специфика непрерывного производства: технологический процесс не может быть «разорван» в пространстве и времени. Передача отдельных функций на сторону не возможна, а накопление запасов бывает физически невозможно. Важна экономия на масштабах производства. При нарушении рыночного равновесия спроса и предложения срабатывает не запас готовой продукции, а уровень загрузки производственных мощностей.

Оперативное планирование производства опирается на систему календарно-плановых нормативов, состав которых определяется типом производства.

Основные календарно-плановые нормативы (КПН):

· длительность производственного цикла;

· размеры партии обрабатываемых деталей, узлов;

· периодичность запуска (выпуска) партий;

· величины опережений, заделов, в том числе размер незавершенного производства;

· такты и темпы выпуска продукции поточных линий.

В единичном производстве основной КПН – длительность производственного цикла. Длительность производственного цикла (Т ц) – период времени с момента запуска материалов на первую операцию до момента выхода готовой продукции.

Данная величина складывается из времени выполнения всех процессов до отгрузки готовой продукции: это время выполнения технологических, контрольных и транспортных операций, время естественных процессов (сушка), время пролеживания деталей и полуфабрикатов (ожидания между операциями, между сменами и пр.).

КПН в серийном производстве: длительность производственного цикла, размер партии, периодичность запуска (выпуска) партий, общее и частное опережение, заделы.

Размер партии изготовления деталей (N min) – количество одноименных деталей, которое последовательно обрабатывается на станке без переналадки (с однократной затратой подготовительно-заключительного времени).

Определение оптимального размера партии – сложная задача оперативно-календарного планирования. При увеличении размера партии сокращается доля подготовительно-заключительного времени, приходящегося на одну деталь, но увеличивается незавершенное производство (запас деталей на складах и в местах производства). При определении размера партии необходимо учитывать уровень загрузки оборудования, обеспечивать согласование размеров партии деталей на смежных операциях и ряд других моментов, которые существенно усложняют данную задачу.

Периодичность запуска (выпуска) партии деталей (П дней) – время, через которое необходимо начинать обработку следующей партии деталей.

П = N min / С потр.

где П – период в днях между запуском (выпуском) двух партий,

N min – размер партии деталей,

С потр. – суточная потребность в данных деталях.

Пусть месячная программа составляет 2500 штук деталей, в месяце – 25 рабочих дней, размер партии – 500 штук деталей, тогда периодичность запуска – 5 дней.

Следующие важные нормативы – величины опережений. Общее опережение запуска деталей на обработку – время от запуска в обработку партии деталей до дня окончания сборки изделия (с деталями этой партии) (см. Таблица 4).

Информация о работе Бизнес-план как основа для внутрифирменного планирования