Бизнес-план его основные разделы

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 18:28, реферат

Краткое описание

Разработка бизнес-плана является комплексным процессом, требующим объективной оценки всей необходимой информации и составление на её основе документа, который может быть использован для планирования деятельности компании, либо в качестве коммерческого предложения для внешней стороны – партнёров, инвесторов. Структура бизнес-плана и его содержание зависят от специфики проекта и от его масштабности, поэтому, при разработке бизнес-плана обычно придерживаются принципа «разумной достаточности».

Файлы: 1 файл

Бизнес-планирование..doc

— 95.00 Кб (Скачать)

    Разработка  бизнес-плана является комплексным  процессом, требующим объективной оценки всей необходимой информации и составление на её основе документа, который может быть использован для планирования деятельности компании, либо в качестве коммерческого предложения для внешней стороны – партнёров, инвесторов. Структура бизнес-плана и его содержание зависят от специфики проекта и от его масштабности, поэтому, при разработке бизнес-плана обычно придерживаются принципа «разумной достаточности». Основные разделы бизнес-плана и их характеристики следующие:

    Титульный лист и оглавление.

    Титульный лист – раздел бизнес-плана, создающий первое впечатление о проекте. На титульном листе указывают название организации, юридический и фактический адрес, контактные данные, название проекта, данные руководителей фирмы и разработчиков бизнес-плана и дату составления данного документа. Хорошо, если у компании яркое и запоминающееся название, вызывающее положительные эмоции, приветствуется также интересный логотип или эмблема.

    Титульный лист имеет следующее содержание:

    – заголовок плана;

    – дата его подготовки;

    – кто подготовил план, полное название и адрес фирмы, имя предпринимателя и его домашний телефон;

    – для кого подготовлен план;

    – иногда рекомендуют включить в титульный лист заявление о том, что содержащиеся в документе сведения не подлежат разглашению, так фиксируется право предпринимателя на свою идею.

    Оглавление – это наиболее читаемая часть бизнес-плана, после титульного листа и резюме. Оно должно дать чёткое представление о всём содержании бизнес-плана. Оглавление не должно быть перенасыщено деталями, однако необходимо выделить подзаголовки наиболее значимых отделов плане и не забить пронумеровать страницы.

    Раздел  бизнес-плана, посвящённый конфиденциальности.

    В этом разделе указывается на запрет разглашения информации, которая  содержится в бизнес-плане, её копирование и распространение. Также раздел содержит указания на возврат документа его владельцу, в случае отказа в инвестициях.

    Резюме.

    Данный  раздел бизнес-плана готовится в  самом конце работы по завершении и готовности всех остальных разделов, т.е. при достижении полной ясности  всех аспектов разрабатываемого проекта.

    Этот  раздел бизнес-плана направлен на то, чтобы показать будущим инвесторам привлекательность проекта, поэтому к его написанию необходимо отнестись с особым вниманием. Резюме призвано точно и ёмко отразить идею проекта, необходимые ресурсы, предполагаемые результаты и возможные риски.

    Резюме  пишется в последнюю очередь, после того как бизнес-план в целом  составлен. Оно должно включать в  себя основные положения и идеи бизнес-плана, выводы, к которым пришёл предприниматель.

    Структура резюме должна состоять из 3-х частей:

    – введение: включает цели плана, коротко выраженную суть проекта;

    – основное содержание: сжатое всех ключевых элементов бизнес-плана и её основных частей: род деятельности, прогноз спроса, источники финансирования и т. д.;

    – заключение: суммирует факторы будущего успеха предпринимателя, может включать описание основных способов действий предпринимателя.

    Резюме  должно быть кратким, обычно в три-четыре страницы, но лучше, если резюме поместится на одной страницы. Резюме– это ключевая часть документа, «продающая» его инвестору, и она должна быть составлена так, чтобы у читателя возникло желание продолжить чтение бизнес-плана. То есть резюме должно привлекать не количеством, а качеством, учитывая специфику деятельности и запросов потенциальных инвесторов.

    Информация  о предприятии.

    Данный  раздел бизнес-плана посвящается описанию истории создания предприятия, области деятельности и анализу работы предприятия за предшествующий период (если таковой имелся). Здесь указывается структура организации, правовая форма организации бизнеса на предприятии, даётся информация об учредителях, о партнёрах и поставщиках. В этом разделе также отражается информация о месте нахождения фирмы, какие имеются в её распоряжении помещения, здания и сооружения, арендованные они или в собственности, нужна ли реконструкция или ремонт.

    Этот  раздел составляется в том случае, если предприятие существует и прошло определённый путь развития. Информация данного раздела в основном предназначена для внешних читателей, поэтому, обсуждая историю бизнеса, нужно назвать реальные успехи, которые фирма достигла в прошлом, достижения работников фирмы.

    Раздел  должен рассказать о том, когда бизнес был основан, каковы основные этапы его развития, какие продукты/услуги были предоставлены для рынка, какова роль высшего руководства в развитии бизнеса, как распределены основные роли в фирме.

    Итоги деятельности и достигнутый успех  необходимо связать с намеченными  целями и ориентирами.

    Информация  об отрасли.

    Здесь отражаются характеристики отрасли в целом по стране и в регионе, прогнозы её развития.

    Описывая  отрасль, важно показать абсолютные размеры рынка, склонен ли этот рынок  к росту или застою, основные сегменты рынка ( группы потребителей). Нужно определить, насколько чувствителен рынок к различным внутренним и внешним факторам, подвержён ли он циклическим и сезонным колебаниям и т. д. Необходимо описать своих конкурентов, долю рынка, которую они захватили, сегменты, на которые ориентируются, учесть другие отраслевые факторы.

    Важно сделать вывод об общей привлекательности рынка. Если она удовлетворительна, нужно определить свою потенциальную долю, дать прогноз продаж своей продукции. Он должен быть выражен как в денежных показателях, так и в физических единицах.

    Раздел  бизнес-плана, посвящённый характеристикам продукции (услуг).

    Этот  раздел включает: название нового продукта (услуги), сферу его применения, технические характеристики, патенты, сертификаты, разрешительная документация, сравнение с уже существующими продуктами (услугами), правила эксплуатации и т.п. В описании акцент, естественно, делается на то, что данный продукт лучше, чем у конкурентов, и чем именно лучше. Приветствуются фотографии продукции, схемы и чертежи, результаты опросов потенциальных потребителей.

    И сам предприниматель, и его инвесторы точно должны знать, что, какие продукты и услуги планируется предлагать рынку. То есть бизнес-план должен включать детальное описание будущего товара.

    Вопросы, которые относятся к описанию товара (продукта/услуги), могут представлять собой следующий перечень:

    Конкретное  описание товара и способов его применения. При этом свойства товара должны быть сопряжены с потребностями его  потенциальных покупателей.

    Тенденция применения выбранного товара (будет  ли с течением времени его потребление возрастать или уменьшатся, возможны ли новые способы его применения.). Каким фирма видит жизненный цикл своего товара.

    Каков диапазон подобных продуктов/услуг, предлагаемых конкурентами. Обладает ли выбранный товар уникальностью по сравнению с моделями конкурентов, требует ли рынок (потребители) наличия уникальности, специфичности товара.

    Каков уровень зашиты товара, то есть располагает  ли предприниматель патентом, авторскими правами, зарегистрированной торговой маркой и т. п.

    Если  свойства товара определяют некоторые колебания в величине его продаж – цикличность, сезонность, нужно это специально оговорить (так, автомобиль – товар цикличный, а детские санки – сезонный).

    Оценка  конкурентов и выбор конкурентной стратегии.

    В бизнес-плане должны быть описаны выбранные стратегии и их применение.

    Когда конкурентная стратегия выбрана, предпринимателю  нужно решить:

    Как лучше реализовать её.

    Нужна ли для осуществления стратегии  реорганизация структуры предприятия (переоборудование производства, привлечение новых специалистов и т. п.).

    Какой должна стать финансовая структура, необходимая для осуществления  стратегии.

    Нужно ли уходить из традиционного рынка (если речь идёт о уже существующем предприятии). Если традиционный рынок дополняется новым, то на каком из них нужно сфокусироваться.

    Возможно  ли повышение прибыли без изменения  текущей конкурентной позиции фирмы (это также вопрос для уже работающего предприятия).

    Если  предприниматель всерьёз решил  изменить свою стратегию или только внедряется на конкурентный рынок, он должен предусмотреть возможные ответные действия конкурентов:

    – степень вероятности ответных действий;

    – их возможное воздействие на фирму;

    – когда это может произойти;

    – насколько агрессивными они будут;

    – есть ли возможность уклонится от особо агрессивных воздействий.

    Маркетинг и сбыт.

    В этом разделе бизнес-плана анализируется предполагаемый рынок сбыта продукции (услуг), дать характеристику потенциальных потребителей, а также конкурентов и их продукции (иногда оценка конкуренции выделяется в отдельный раздел). Потребуется сделать прогноз спроса на продукцию, определить факторы, влияющие на спрос, и сделать прогноз их динамики. Привести перечень мероприятий, связанных с логистикой товара, рассказать о таре, упаковке, транспортировке и т.д. Рассказать о рекламных акциях, направленных на привлечение внимания к данному продукту.

    План  маркетинга.

    Для того чтобы достичь успеха, фирма  должна создать эффективный рынок  для своего товара. Основные шаги по созданию такого рынка описывает  маркетинговый раздел бизнес-плана.

    Мало  просто произвести хороший продукт, предложить яркую техническую инновацию. Нужно также завоевать покупателей  этого товара, привлечь к нему людей, которые обладают способностью оплачивать покупки, то есть создать платёжеспособный спрос на свой товар. В российском предпринимательстве не сложилась маркетинговая деятельность, среди всех элементов устойчивых традиций маркетинговой деятельности преобладает реклама. Между тем планирование маркетинга насущно необходимо.

    Маркетинговый раздел бизнес-плана нужен для того, чтобы:

    – предприниматель смог осознать основные цели и задачи, стратегию маркетинговой деятельности фирмы;

    – работники маркетинговых подразделений фирмы могли использовать план как руководство для действий по освоению и созданию рынка своего товара;

      инвесторы могли убедится в  достаточной ёмкости и перспективности  рынка.

    Маркетинговый план должен охватывать все элементы маркетинга и отвечать на следующие вопросы:

    Каковы  основные характеристики покупателей  на том отраслевом рынке, на который ориентируется предприятие. Какие группы покупателей по уровню доходов, демографическому признаку, поведенческим принципам и т. п. можно выделить, другими словами, каковы основные сегменты данного рынка. На какой из сегментов намерено ориентироваться предприятие.

    На  какое место (долю) в донном сегменте рынка может претендовать бизнес. Определяя свою позицию в рынке, намерена ли фирма потеснить конкурентов, предлагая подобные товары, или попытается найти свою нишу.

    Какова  основная методика расчёта цены на товар фирмы. Какой чистый доход обеспечит фирме выбранный уровень цены. Предусмотрены ли системы скидок и льгот для покупателей.

    Какие каналы распространения товаров  будет использовать фирма. Будет  ли она прибегать к услугам  оптовых или розничных торговцев или предлагать товар потребителю напрямую, без посредников ( например, через фирменные магазины-салоны). Чем обоснован выбор тех или иных посредников.

Информация о работе Бизнес-план его основные разделы