Бизнес-план как основа для внутрифирменного планирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 19:06, курсовая работа

Краткое описание

Важной задачей является проблема привлечения инвестиций, в том числе и зарубежных, в действующие и развивающиеся предприятия. Для этого необходимо аргументировать и обосновать оформление проектов (предложений), требующих инвестиций. Для этих и некоторых других целей применяется бизнес-план.
В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом,
используемым во всех сферах предпринимательства. Бизнес-план описывает
процесс функционирования фирмы, показывает, каким образом ее руководители
собираются достичь свои цели и задачи, в первую очередь повышения
прибыльности работы. Хорошо разработанный бизнес-план помогает фирме расти, завоевывать новые позиции на рынке, где она функционирует, составлять перспективные планы своего развития.

Оглавление

Введение
Глава 1. Особенности и этапы внутрифирменного планирования.
1.1. Виды планов.
1.2. Стратегическое планирование.
1.3. Годовое планирование.
1.4. Оперативное планирование (производственная логистика).
Глава 2. Бизнес-план как основа внутрифирменного планирования.
2.1. Предназначение бизнес-плана, его место в системе планирования.
2.2. Структура бизнес-плана. Характеристика основных разделов.
Глава 3. Планирование и эффективность деятельности организаций.
3.1. Система планов предприятия.
3.2. Особенности организации финансового планирования.
3.3. Финансовое планирование и контроль.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая БИЗНЕС-ПЛАН.doc

— 296.00 Кб (Скачать)

 

Уфимский колледж статистики и вычислительной техники

 

Факультет «Экономика и бухучет»

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине: Экономика организации

Тема: "Бизнес-план как основа для внутрифирменного планирования"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

                                         Студент 2 курса гр. 2Э1

                                              Борисов Виталий Евгеньевич

Проверил:

Преподаватель

 

г. Уфа

2013 г.

 

 

 

 

 

План

звук шум у

 

Введение

Глава 1. Особенности и этапы внутрифирменного планирования.

1.1. Виды планов.

1.2. Стратегическое планирование.

1.3. Годовое планирование.

1.4. Оперативное планирование (производственная логистика).

Глава 2. Бизнес-план как основа внутрифирменного планирования.

2.1. Предназначение бизнес-плана, его место в системе планирования.

2.2. Структура бизнес-плана. Характеристика основных разделов.

Глава 3. Планирование и эффективность деятельности организаций.

3.1. Система планов предприятия.

3.2. Особенности организации финансового планирования.

3.3. Финансовое планирование и контроль.

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Содержание внутрифирменного планирования как функции управления крупной промышленной фирмой состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и спроса рынка. Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития всей фирмы и каждого подразделения в отдельности на установленный период; определении хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации; выявлении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач. 

При всем  многообразии  форм  предпринимательства  существуют  ключевые положения,   применимые   практически   во   всех   областях   коммерческой деятельности и для разных фирм, но необходимые для того, чтобы своевременно подготовиться и обойти  потенциальные  трудности  и  опасности,  тем  самым уменьшить риск в достижении поставленных целей. Разработка стратегии и тактики производственно-хозяйственной деятельности фирмы является важнейшей задачей для любого бизнеса.

Важной задачей является проблема привлечения инвестиций, в том числе  и зарубежных, в действующие и развивающиеся предприятия. Для этого необходимо аргументировать и обосновать оформление проектов  (предложений),  требующих инвестиций. Для этих и некоторых других целей применяется бизнес-план.

В рыночной экономике бизнес-план является рабочим     инструментом,

используемым во  всех  сферах    предпринимательства.    Бизнес-план  описывает

процесс функционирования фирмы, показывает, каким образом  ее  руководители

собираются   достичь     свои    цели    и  задачи,  в  первую  очередь   повышения

прибыльности работы. Хорошо разработанный бизнес-план помогает фирме расти, завоевывать новые позиции  на  рынке,  где  она  функционирует,  составлять перспективные планы своего развития.

 

 

Глава 1. Особенности и этапы внутрифирменного планирования.

 

    1. Виды планов.

Важнейшим фактором классификации плановых решений является временной горизонт планирования, в соответствии с которым выделяют три вида планов:

· Стратегические (долгосрочные) планы.

· Тактические, чаще всего годовые планы.

· Оперативные (оперативно-календарные) планы.

Конкретный период времени, для которого разрабатывается план, зависит от отраслевой специфики бизнеса, от традиций и опыта фирмы. Однозначно можно сказать, что обязательным видом планов является годовой  (тактический) план. За год происходят все типичные для фирмы события, поскольку за этот срок выравниваются сезонные колебания конъюнктуры. К тому же такой период соответствует законодательным требованиям к отчетному периоду (годовая бухгалтерская и статистическая отчетность).

Считается, что тактическое планирование является средством реализации стратегического плана, оно заключается в планировании всех направлений деятельности фирмы и ее подразделений в органическом сочетании и взаимодействии.

Стратегический и долгосрочный план имеют одинаковый горизонт планирования – долгосрочный (от года и выше), но различаются подходами к планированию: долгосрочное планирование ориентируются на экстраполяцию прошлых тенденций, то есть относится скорее к реактивному типу планирования. В то время как стратегическое планирование основано на прогнозировании изменений внешней среды, то есть относится к преактивному либо интерактивному планированию.

Оперативные, краткосрочные или, чаще говорят, оперативно-календарные планы фирмы направлены на детализацию тактического плана. На этом этапе необходимо спланировать производственные, финансовые, маркетинговые и иные операции и потоки во времени, чтобы получить желаемый результат. На этом этапе составляются календарные графики, расписания выполнения работ, то есть, по сути, речь идет о логистическом планировании деятельности фирмы.

 

    1. Стратегическое планирование.

Начальной точкой формирования стратегического плана является видение будущего фирмы (ее образ), которое трансформируется в стратегические цели, то есть отражает представление руководства либо владельцев о том, к чему должна стремиться фирма и каким должен быть ее долгосрочный курс.

В основе стратегического плана лежат стратегические решения, которые чаще всего ориентированы на изменения в фирме.

Особенности стратегических решений:

· направлены на перспективные цели фирмы, на ее будущее, поэтому характеризуются высоким уровнем риска;

· в отличие от тактических решений множество альтернативных вариантов не определено, сама процедура формирования возможных альтернативных исходов играет важную роль;

· субъективны по своей природе, заранее трудно оценить их последствия, которые имеют долговременный характер;

· большое значение имеет качество решения, а не быстрота и своевременность его принятия. Для стратегических решений нет жестких временных рамок;

· связаны со значительной неопределенностью, поскольку находятся под воздействием внешних, не контролируемых фирмой факторов;

· инновационные по своей природе, для их восприятия они должны быть открытыми и понятными сотрудникам;

· связаны с вовлечением значительных ресурсов, как правило, необратимы и имеют долгосрочные последствия для фирмы.

Примеры: освоение новой продукции, выход на новые рынки, технологические изменения, реструктуризация управления, интеграция с поставщиками и т.д.

Стратегические решения лежат в основе стратегии фирмы. Стратегия – это управляемый процесс разработки и реализации комплекса мероприятий, направленных на достижение поставленных стратегических целей (как будут достигнуты конченые результаты?). Она задает направление развития бизнеса (интегрированный рост, диверсификация, рыночная экспансия и т.д.).

Сущность стратегии заключается в создании уникальной позиции фирмы на рынке путем выбора видов бизнеса, которые отличны от конкурентов, либо выполняются другими способами. Стратегия динамично формируется из разрозненных элементов и пересматривается (корректируется), если руководство видит пути совершенствования деятельности или считает необходимым приспосабливаться к изменяющимся условиям, то есть стратегию можно рассматривать как сочетание запланированных и ответных действий, являющихся реакцией на стратегические изменения.

Важно: формирование стратегии – не функция специалистов по стратегическому планированию. Это общая функция руководства!

Именно  сбалансированность стратегических решений и операционной эффективности (стратегии и тактики) обеспечивает успех фирмы на конкурентном рынке.

Важным этапом стратегического планирования является комплексный анализ внешней среды и деятельности фирмы с целью выявления стратегических факторов и проблем, которые могут представлять угрозу или открывать новые возможности для фирмы.

Внешний анализ охватывает факторы макросреды, отрасль, отраслевую бизнес-систему, конкурентов и потребителей, анализ интересов заинтересованных групп, который частично пересекается с внутренним анализом.

Внутренний анализ предполагает анализ портфеля бизнесов фирмы, финансовый анализ ее деятельности, маркетинговый аудит, анализ производства и НИОКР, а также комплексный управленческий анализ с использованием цепочки ценностей М.Портера и модели 7-S фирмы McKincey.

В стратегическом планировании используются как традиционные и широко известные методы (мозговой штурм и групповая работа, экспертные методы, экономико-математические методы, методы анализа рынка и деятельности фирмы, классификации и т.д.), так и специфические методы.

К специфическим методам стратегического анализа относятся методы PEST и SWOT-анализа, портфельного анализа, отраслевой анализ, модель 5 сил конкуренции М.Портера, треугольник конкуренции, цепочка добавленной стоимости (бизнес-система. Данные методы призваны помочь менеджерам рационально планировать стратегические решения, но, естественно, они не могут заменить самого менеджера. (С содержанием большинства указанных методов можно ознакомиться в книгах Б.Карлофа, В.Марковой и С.Кузнецовой).

Деловая практика свидетельствует, что фирма должна проводить стратегический анализ с определенной регулярностью. Результатом такого анализа может стать решение о выходе из некоторых областей бизнеса (уход с рынка и продажа бизнеса) или, наоборот, окажется целесообразным расширить определенное направление бизнеса. Тщательно проведенный стратегический анализ позволяет определить сильные и слабые стороны фирмы, а также возможности и угрозы рынка, сформировав тем самым SWOT-матрицу, которая наряду с портфельными матрицами является важным методическим инструментом формирования стратегических альтернатив развития фирмы.

Стратегические альтернативы связаны с инвестиционными решениями и отвечают на вопрос: где конкурировать?

· Должны ли существующие сферы бизнеса быть расширены или уменьшены?

· В какие направления роста вкладывать инвестиции?

· Появились ли новые привлекательные сферы бизнеса?

Другая группа стратегических альтернатив связана со стратегией достижения конкурентных преимуществ и отвечает на вопрос: как конкурировать?

· Какие стратегии достижения конкурентных преимуществ наиболее адекватны существующей ситуации на рынке и возможностям фирмы?

· Какие функциональные стратегии должны быть реализованы?

· Какими должны быть стратегии продвижения, товарная, ценовая и т.д.?

· Какие ресурсы и сферы деятельности необходимо вовлечь в реализацию стратегии?

Важной проблемой при оценке и выборе стратегических альтернатив в первом случае является сбалансированность портфеля бизнесов фирмы, во втором – координация функциональных и иных стратегий, их направленность на достижение общей цели фирмы.

В целом у каждой фирмы существует множество стратегических альтернатив, выбор которых является непростой задачей. Противоречия возникают между долгосрочными и краткосрочными ориентирами рентабельности и объемов продаж; рентабельностью и гибкостью; гибкостью и синергизмом.

Критерии выбора:

· Отклик на возможности\угрозы внешней среды.

· Вовлечение конкурентных преимуществ фирмы

ü использование своих сильных сторон, слабых сторон конкурентов;

ü нейтрализация слабых сторон фирмы, сильных сторон конкурентов

·  Соответствие целям предприятия

ü достижение заданных долгосрочных показателей;

ü совместимость с миссией.

· Выполнимость стратегии

ü требуются только имеющиеся ресурсы?

ü совместимость с внутренней организацией и культурой фирмы

· Учет взаимосвязей с другими стратегиями предприятия.

ü способствовать портфельному балансу;

ü учет выполнимости;

ü использовать синергизм.  

Обычно стратегический план ограничивается решениями относительно сфер деятельности и выбора новых направлений (товар – рынки), а также задает систему принципов, правил и приоритетов, определяющих действия руководства фирмы. Это составляет суть стратегического планирования. В стратегическом плане объектом является фирма в целом, разработке плана предшествует стратегический анализ с акцентом на информацию о внешней среде, а точка отсчета – будущее состояние фирмы, которое во многом задается стратегическим видением собственников и высших руководителей фирмы.

Информация о работе Бизнес-план как основа для внутрифирменного планирования