Бизнес-план как основа для внутрифирменного планирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 19:06, курсовая работа

Краткое описание

Важной задачей является проблема привлечения инвестиций, в том числе и зарубежных, в действующие и развивающиеся предприятия. Для этого необходимо аргументировать и обосновать оформление проектов (предложений), требующих инвестиций. Для этих и некоторых других целей применяется бизнес-план.
В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом,
используемым во всех сферах предпринимательства. Бизнес-план описывает
процесс функционирования фирмы, показывает, каким образом ее руководители
собираются достичь свои цели и задачи, в первую очередь повышения
прибыльности работы. Хорошо разработанный бизнес-план помогает фирме расти, завоевывать новые позиции на рынке, где она функционирует, составлять перспективные планы своего развития.

Оглавление

Введение
Глава 1. Особенности и этапы внутрифирменного планирования.
1.1. Виды планов.
1.2. Стратегическое планирование.
1.3. Годовое планирование.
1.4. Оперативное планирование (производственная логистика).
Глава 2. Бизнес-план как основа внутрифирменного планирования.
2.1. Предназначение бизнес-плана, его место в системе планирования.
2.2. Структура бизнес-плана. Характеристика основных разделов.
Глава 3. Планирование и эффективность деятельности организаций.
3.1. Система планов предприятия.
3.2. Особенности организации финансового планирования.
3.3. Финансовое планирование и контроль.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая БИЗНЕС-ПЛАН.doc

— 296.00 Кб (Скачать)

Возможная структура стратегического плана фирмы:

1. Резюме – информация для широкого распространения внутри фирмы и в деловой среде: обычно миссия, корпоративные цели, позиция на рынке и т.д.

2. Стратегический (ситуационный) анализ – описание стратегических факторов внешней среды, движущих сил конкуренции, основных потребителей и пр.

3. Внутренний анализ – описание ключевой компетенции фирмы, ее конкурентных преимуществ, потенциала и т.д.

4. Стратегические ориентиры – определение направлений развития фирмы, ее приоритетов.

5. Стратегия – как именно планируется достигнуть стратегических целей.

6. Целевые программы (если мероприятия не вписываются в тактические планы).

7.   Финансы и финансовые ограничения.

Стратегическое планирование не обязательно должно быть формальным процессом, скажем, небольшие фирмы могут планировать не формально и не регулярно, используя модель предпринимательского типа. В этом случае разработка стратегии является полуосознанным процессом, который происходит в уме предпринимателя.

В заключении отметим, что стратегический план определяет общее направление развития фирмы, тактический план – как это направление будет реализовано, поэтому стратегия должна быть сформулирована до начала разработки тактического плана.

 

    1. Годовое планирование.

Важнейшими задачами годового планирования являются определение ассортимента и программы выпуска продукции, в том числе новой продукции.

Многообразие видов и марок выпускаемой продукции существенно усложняет проблемы внутрифирменного планирования, так как весьма важной задачей становится формирование эффективного, сбалансированного ассортимента выпускаемой продукции.

Ассортимент (ассортиментная группа, товарная (продуктовая) линия) – группа товаров в некоторой товарной категории, обычно с одним наименованием для облегчения идентификации (например, телевизоры в категории бытовой техники). Совокупность всех ассортиментных групп товаров и отдельных товарных единиц, предлагаемых конкретным продавцом, называется товарной номенклатурой (товар-микс). Номенклатура (товарный ассортимент, товар-микс) – совокупность всех товаров, маркетингом которых занимается фирма.

С позиций внутрифирменного планирования речь идет о формировании товарного ассортимента выпускаемой продукции, или продуктовой программы фирмы. Будем считать понятия «товарный ассортимент», «продуктовый ряд (ассортимент)», «номенклатура» синонимами. Классификация товарного ассортимента фирмы приведена в таблице 1.

Таблица 1.

Уровень

Наиболее распространенные варианты названий данного уровня

Характеристика

Пример

1

Товарный ассортимент, номенклатура, продуктовый ассортимент

Вся совокупность продуктов

Вся продукция фирмы

2

Виды продукта

Назначение, сфера применения

Радиотехника, бытовая техника

3

Ассортиментные группы (ряды), продуктовые линии

Удовлетворяемые потребности

Телевизоры, видеомагнитофоны

4

Ассортиментные позиции, артикулы, конкретные продукты, товарные единицы

Набор и уровни характеристик

Различные модели (марки) телевизоров


Возможно два подхода к формированию ассортиментной политики фирмы: производственный – ассортимент определяется исходя из имеющегося производственного потенциала фирмы; рыночный (маркетинговый) – ориентирован на достижение соответствия между структурой выпускаемой продукции и потребностями рынка.

Базовые стратегии в области ассортимента: наращивание и насыщение ассортимента, прекращение выпуска некоторых продуктов.

Наращивание (увеличение широты) ассортимента за счет освоение новой для фирмы продукции происходит при диверсификации производства, когда фирма выходит за пределы выпускаемой ранее номенклатуры продукции.

Насыщение ассортимента происходит путем добавления модификаций продукции. Это может быть функциональная модификация (добавление новых потребительских свойств в продукцию – калькулятор в сотовом телефоне), маркетинговая модификация (новая упаковка, новые торговые марки), либо их комбинация.

Пересмотр структуры товарного ассортимента направлен на увеличение объема продаж за счет освоения новых сегментов рынка, ликвидации пробелов ассортимента и представления на рынке уникального товарного предложения.

Цели ассортиментного планирования (критерии формирования ассортимента) могут быть различными, зачастую противоречивыми:

· максимизация доли рынка за счет снижения цены, максимизации потребительской ценности товара; минимизации издержек реализации;

· максимизация валовой прибыли фирмы за счет максимизации выручки; минимизации издержек реализации; максимизации уровня рентабельности и т.д.

Отталкиваясь от поставленных целей, необходимо сформировать желаемый ассортимент продукции фирмы, решив задачу выбора при определенных внешних и внутренних ограничениях.

- внешние (рыночные) ограничения: позиция товара на рынке; стадия жизненного цикла; уровень конкуренции; предпочтения потребителей; воспринимаемое потребителями количество разновидностей товара (излишнее многообразие затрудняет выбор); связи между товарами на рынке.

- внутренние ограничения: ресурсы фирмы (производственные и складские мощности, персонал, оборотные средства и т.д.); связи между продуктами (сбалансированность портфеля); издержки и рентабельность продуктов.

Итак, основные задачи ассортиментного планирования: определение рациональной структуры ассортимента (что?) и определение оптимального объема продаж продукции в соответствии с выбранной структурой (сколько производить или продавать?).

Основной задачей годового планирования является определение продуктовой программы (плана) фирмы на год в агрегированном виде с квартальной или месячной разбивкой без календарной привязки к срокам изготовления. При производственной ориентации управления фирмой во главу угла ставится план производства, и план сбыта, при маркетинговой ориентации – продуктовая программа, сформированная на основе прогноза продаж, и план маркетинга.

Количественная задача определения объемов производства и продажи продукции фирмы допускает несколько постановок. Наиболее известна задача производственного планирования изначально имела производственную направленность: необходимо было обеспечить производство определенной продукции при оптимальном использовании ресурсов предприятия. В рыночных условиях задача изменилась: план производства формируется на основе прогноз продаж продукции фирмы (в идеальном случае – на основе функции спроса).

Выручка=

Ограничения на ресурсы: AX=Z

a11x1 + … + a1JxJ ≤ z1

aM1x1 + … + aMJxJ ≤ zM

X≥0

Здесь j = 1, … J – индекс продаваемого продукта, m = 1, … M – индекс ресурсов;

Хj – объем продаж j-ого товара;

Сj – цена j-ого товара;

Рj (x) – функция спроса на товар j;

А – матрица расходов ресурсов, т.е. a mj – количество m-ого ресурса, затрачиваемого при реализации единицы j-ой продукции;.

Z – вектор запасов ресурсов.

Не существует единого подхода к формированию продуктовой программы фирмы, все подходы базируются на сопоставлении факторов внешней и внутренней среды фирмы, а различия заключаются в наборе факторов и критериях их оценки исходя из сложившейся ситуации. При этом определяющим фактором становится оценка потребностей рынка (достижение соответствия структуры выпуска структуре спроса) в формировании ассортиментной политики и продуктовой программы наряду с экономистами должны участвовать маркетологи.

В настоящее время в нашей стране отсутствует устоявшееся название плана данного уровня, для его обозначения используются разные термины: годовой план, тактический план, план развития фирмы на текущий год, годовой план развития, бизнес-план, совокупный (агрегатный) план, бюджет.

В советской экономике такой план назывался техпромфинпланом, или планом экономического и социального развития предприятия. Типовая методика разработки техпромфинплана предприятия, составленная Госпланом СССР, определяла техпромфинплан как «развернутую программу всей производственной, хозяйственной и социальной деятельности коллектива предприятия, направленную на выполнение заданий пятилетнего плана при наиболее полном и рациональном использовании материальных, трудовых, финансовых и природных ресурсов». Техпромфинплан содержал 12 разделов и 56 типовых форм, основные разделы перечислены ниже:

1.   План производства и реализации продукции.

2.   План технического и организационного развития (план оргтехмероприятий).

3.   План повышения эффективности производства.

4.   План капитального строительства.

5.   План материально-технического обеспечения.

6.   План по труду и заработной плате.

7.   План по себестоимости, прибыли и рентабельности производства.

8.   Финансовый план

9.   План по фондам экономического стимулирования.

10. План социального развития  предприятия.

11. План внешнеэкономической деятельности.                    

12. План по обеспечению природоохранных мероприятий.

Мы будем использовать в дальнейшем термин «тактический план фирмы».

Тактический план (по аналогии с техпромфинпланом предприятия) – это совокупность увязанных между собой функциональных планов и проектов, направленных на достижение стратегических целей фирмы. Главные решения  

связаны  с распределением ресурсов, с ответом на вопрос как обеспечить реализацию поставленных перед фирмой целей.

В рамках тактического планирования определяется программа производства продуктов и услуг в разрезе ассортимента и объемов, а также необходимые для этого мероприятия (операции) в функциональных сферах. Схема планирования на фирме с функциональной организацией приведена на Рисунок 1.

Рисунок 1.

Ранее отмечено, что тактическое планирование – это чаще всего годовое планирование с последующей разбивкой на более короткие периоды времени, привязанное к законодательно установленным формам и срокам бухгалтерской и статистической отчетности.

Решения, принимаемые на уровне тактического планирования, являются ситуативными (текущими) и характеризуются следующими признаками:

· влияют на величину активов и показатели успеха фирмы;

· требуют ответственности подразделений и отделов фирмы;

· могут приниматься на верхнем, среднем и нижнем уровне управления;

· действуют в краткосрочной перспективе и принимаются относительно часто;

· должны приниматься с учетом видения и стратегических целей фирмы, ее корпоративной культуры, а также возможных субкультур отдельных подразделений.

В процессе тактического планирования осуществляется поиск эффективных решений по реализации принятой стратегии фирмы (планирование основных процессов и ресурсов) при заданных внешних и внутренних ограничениях. Ограничениями могут быть сроки поставок, совокупный спрос на продукцию, имеющиеся производственные мощности и доступные ресурсы и пр.

Управляемыми переменными в процессе тактического планирования являются:

· персонал и его рабочее время – при определенных условиях фирма может изменять численность работников или совокупный фонд рабочего времени;

· запасы сырья, материалов и готовой продукции;

· загрузка собственного оборудования и возможность использования субподрядчиков.

Выделяют три основных, «чистых» стратегий тактического планирования, хотя в хозяйственной практике наблюдается их сочетание.

1. Стратегия постоянного объема производства при постоянной численности персонала предусматривает постоянный выпуск продукции независимо от колебаний спроса. Разница между объемом совокупного спроса и объемом выпуска компенсируется путем варьирования запасом готовой продукции или портфелем отложенных заказов. Такой принцип используется в капиталоемких производствах с низкими затратами на хранение продукции (система водоснабжения), в сфере услуг, где можно создать портфель отложенных заказов.

Информация о работе Бизнес-план как основа для внутрифирменного планирования