Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 19:06, курсовая работа
Важной задачей является проблема привлечения инвестиций, в том числе и зарубежных, в действующие и развивающиеся предприятия. Для этого необходимо аргументировать и обосновать оформление проектов (предложений), требующих инвестиций. Для этих и некоторых других целей применяется бизнес-план.
В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом,
используемым во всех сферах предпринимательства. Бизнес-план описывает
процесс функционирования фирмы, показывает, каким образом ее руководители
собираются достичь свои цели и задачи, в первую очередь повышения
прибыльности работы. Хорошо разработанный бизнес-план помогает фирме расти, завоевывать новые позиции на рынке, где она функционирует, составлять перспективные планы своего развития.
Введение
Глава 1. Особенности и этапы внутрифирменного планирования.
1.1. Виды планов.
1.2. Стратегическое планирование.
1.3. Годовое планирование.
1.4. Оперативное планирование (производственная логистика).
Глава 2. Бизнес-план как основа внутрифирменного планирования.
2.1. Предназначение бизнес-плана, его место в системе планирования.
2.2. Структура бизнес-плана. Характеристика основных разделов.
Глава 3. Планирование и эффективность деятельности организаций.
3.1. Система планов предприятия.
3.2. Особенности организации финансового планирования.
3.3. Финансовое планирование и контроль.
Заключение
Список использованной литературы
В бизнес-плане могут быть дополнительные части: раздел по оценке рисков, приложения с результатами исследования рынка, важнейшие юридические документы, схема организационной структуры компании и т.д.
Важно понимать, что бизнес-план – это итоговый документ, написанию которого предшествует большая аналитическая работа (анализ рынка, анализ финансовых потоков, производственных возможностей фирмы и пр.).
В заключении еще раз отметим, что распространение бизнес-плана как формы обоснования предпринимательских проектов или стратегии развития бизнеса объясняется гибким сочетанием в нем производственного и рыночного, финан-сового и технического, внутреннего и внешнего аспектов деятельности фирмы.
Планирование и эффективность деятельности организаций.
Глава 3. Планирование и эффективность деятельности организаций.
Взаимосвязь между планами можно представить в виде схемы (Рисунок 2).
Как видно на схеме, система планов предприятия представляет собой достаточно разветвленную сеть. Задача финансового плана состоит в финансовом выражении тех целевых установок и количественных показателей, которые заданы другими планами.
Если посмотреть на представленную систему не с точки зрения видов включаемых в нее планов, а исходя из ее содержательных элементов, то можно выделить следующие составляющие системы:
· механизм планирования (разработка целей развития предприятия, функции и методы планирования);
· средства, обеспечивающие процесс планирования; собственно процесс планирования (последовательность этапов);
· персонал, осуществляющий планирование;
· организационная структура планирования.
Сравнение двух точек зрения позволяет сделать вывод о том, что методика и инструментарий, применяемые различными видами планирования на предпри-ятии, во многом схожи. Поэтому в дальнейшем элементы системы планирования целесообразно рассматривать в рамках финансового планирования.
Для того чтобы разработать механизм совершенствования организации финансового планирования на отечественных предприятиях, необходимо, прежде всего, выделить проблемы, существующие на современных отечественных предприятиях в этой области, и объекты совершенствования.
На основании опыта работы специалистов консалтинговых фирм по постановке автоматизированных систем финансового планирования был выявлен целый ряд проблем, с которыми сталкиваются отечественные предприятия в области организации финансового планирования:
· нереальность формируемых финансовых планов, что связано с необоснован-ными плановыми данными по сбыту, планируемой долей денежных средств в расчетах, заниженными сроками погашения дебиторской задолженности, увеличенными потребностями в финансировании. Основной причиной такого положения дел является функциональная разобщенность подразделений, участвующих в составлении финансовых планов. В результате планы не являются реальным инструментом управления;
· низкая оперативность составления планов. Это связано с отсутствием четкой системы подготовки и передачи плановой информации из отдела в отдел, длительностью процедуры согласования планов, недостатком и недостоверностью информации;
· отсутствие четких внутренних стандартов составления планов;
· «оторванность» стратегического планирования от текущего;
· слабая выполнимость планов с точки зрения обеспечения необходимыми финансовыми и материальными ресурсами.
Многие причины возникновения проблем в области финансового планирования связаны с отсутствием организации самого процесса планирования. Причинами этого являются: отсутствие ориентации на конечный результат, потери информации и ее искажение при передаче, проблемы на стыках между функциональными отделами, чрезмерная длительность процедур согласования решений, дублирование функций.
Для решения указанных проблем в области финансового планирования необходимо
определить, с какими элементами системы
финансового планирования они в наибольшей
степени связаны, и какие инструменты
могут быть использованы для их решения.
Организация финансового планирования может быть успешной только тогда, когда:
· происходит координация интересов различных служб в процессе разработки плана и его реализации;
· создается единый порядок действий для всех работников предприятия;
· действует система мотивации, направленная на эффективное использование материального и интеллектуального потенциала предприятия;
· весь процесс планирования разбивается на отдельные модули, что существенно упрощает процесс разработки и реализации плана, а также контроль за его выполнением;
· разработана система документооборота, смысл которой заключается в том, что на ее основе можно получить объективное представление о производственно-хозяйственной деятельности на предприятии;
· существует взаимосвязь между долгосрочными и краткосрочными планами в целях нахождения оптимального решения в условиях ограниченного альтернатив использования ресурсов;
· составляемые на предприятии планы сбалансированы между собой.
Таким образом, только в результате реализации этих функций на практике можно говорить о постановке и организации финансового планирования на предприятии.
При изучении системы финансового планирования нельзя не отметить ее тесную связь с системой финансового контроля на предприятии. Несмотря на то, что планирование и контроль — это две разные функции управления, существование их в хозяйственной деятельности предприятий отдельно друг от друга является невозможным, т.к. они взаимодополняют друг друга. А поэтому оценка достижения целей, поставленных в рамках финансового планирования, была бы невозможна без проведения финансового контроля. Вот почему решая задачу совершенствования системы финансового планирования на предприятии, нельзя не оставить в стороне и систему финансового контроля.
Изучая систему финансового контроля, необходимо также, как и в случае с системой финансового планирования, рассмотреть элементы исследуемой системы. Систему финансового контроля целесообразно рассматривать как систему внутреннего финансового контроля, принимая во внимание тот факт, что объектом совершенствования в данной работе выступает система финансового планирования, замкнутая в рамках предприятия.
К элементам системы внутреннего финансового контроля можно отнести:
· элементы входа (информационное обеспечение контроля);
· центры ответственности;
· технику контроля (информационно-вычислительная техника и технология);
· процедуры контроля;
· среду контроля;
· систему учета;
· элементы выхода (информация об объекте управления, полученная в результате контроля).
Информационная база внутреннего финансового контроля создается в процессе финансового планирования и затем используется в целях контроля в ходе исполнения финансовых планов. Техника контроля представляет собой содержание, внутреннюю сторону системы финансового контроля, поэтому, с нашей точки зрения, как и в случае с системой финансового планирования, она должна подлежать реформированию в первую очередь. Процедуры финансового контроля могут быть представлены в виде следующего алгоритма:
1. определение и документальное закрепление порядка деятельности конкретного состава работников в процессе планирования и контроля на предприятии;
2. определение первичных
3. Выбор порядка движения документов;
4. определение точек контроля
для оценки различных аспектов
реализации конкретных
5. выбор методов проведения
Среда внутреннего контроля определяется как внутренними, так и внешними факторами. В числе внутренних факторов можно выделить следующие:
· стиль работы руководителей (включая конкретные действия по организации на предприятии системы внутреннего контроля);
· организационный статус отдела внутреннего контроля;
· определение и документальное закрепление процедур контроля;
· налаженность системы информационного обеспечения управления;
· изучение руководителями выявленных в результате контроля отклонений, своевременность принятия ими решений по данным отклонениям.
К внешним факторам, определяющим среду внутреннего финансового контроля на предприятии, относятся:
· уровень развития экономики;
· развитие законодательной базы;
· налоговая политика государства;
· соблюдение действующего законодательства и работа с внешними органами контроля;
· риск, присущий деятельности данного предприятия, и ряд других факторов.
Также важными элементами внутреннего финансового контроля являются применяемые на предприятии системы бухгалтерского и управленческого учета. Наряду с выявлением проблем в области финансового планирования на основе опыта работы консалтинговых фирм России был выявлен и ряд проблем в области финансового контроля. Так, было признано, что финансовый план только тогда будет являться эффективным инструментом управления, когда его выполнение можно оперативно контролировать на основе фактической информации, получаемой из управленческого учета. С другой стороны, организация самого финансового контроля на предприятии полностью зависит от порядка составления документов и всей схемы документооборота.
Кроме того, было установлено, что для управленческого учета характерна низкая достоверность и оперативность получаемых данных, в том числе первичных учетных документов; территориальная удаленность подразделений предприятия; несоответствие системы аналитического учета задачам управления; нехватка человеческих и материальных ресурсов. Что же касается автоматизации финансового контроля, то данный процесс осуществляется в рамках уже разработанной системы бухгалтерского и управленческого учета, хотя очень часто учетные процедуры и регистры бухгалтерского и управленческого учета не совпадают.
Таким образом, реформирование определенных элементов системы финансового контроля приводит к реформированию соответствующих составляющих системы финансового планирования, а поэтому имеет смысл эти две системы объединить в одну.
Заключение.
Для повышения эффективности внутрифирменного управления необходимо целенаправленно систематически формировать стратегические альтернативы и принимать экономически целенаправленные управленческие решения, адекватные возможностям предприятия.
1 этап подготовки экономически
целенаправленного решения
По каждой из четырех выделенных в отдельные классы ассортиментных групп необходимо формировать предложения с прогнозами объемов сбыта, цен и переменных издержек. По ассортиментным группам эти предложения должны соответствовать этапам жизненного цикла товаров.
Для новых товаров основная стратегия, в рамках которой должны формироваться предложения, это (в соответствии с теорией жизненного цикла товара) стратегия роста, но возможна и стратегия ограниченного роста. Для старых товаров основной стратегией должна быть стратегия ограниченного роста, но возможно и стратегия роста.
Для группы новейших товаров должны быть выработаны предложения по двум стратегиям: это стратегия роста и, если вывод на рынок этих товаров оказывается очень труден, стратегия ограниченного роста. Для группы устаревших товаров необходимо разработать предложения, соответствующие стратегии ограниченного роста и стратегии сокращения, поскольку рост сбыта товаров этой группы маловероятен.
Для эффективности экономического управления по каждой альтернативе следует выполнять экономический анализ, позволяющий оценить основные показатели роста, рентабельности, платежеспособности и ликвидности активов предприятия. Управленческие решения по выбору альтернатив хозяйственной деятельности необходимо принимать на основе комплексного финансово-экономического анализа.
Список использованной литературы
1. Акулов В.Б. Финансовый менеджмент. — Петрозаводск: Издательство Петрозаводского государственного университета, 1997г.
2. Бурцев В.В. Система финансового контроля// Библиотека финансового менеджера.
Информация о работе Бизнес-план как основа для внутрифирменного планирования