Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 17:22, курсовая работа
В настоящее время невозможно представить деятельность предприятия (организации) без людей. Персонал представляет собой важнейший ресурс предприятия, эффективная реализация потенциала которого требует специальных решений в зависимости от особенностей конкретных производственных задач, решаемых каждой группой наемных работников либо отдельным работником. Персонал организации в качестве социальной системы формируется, видоизменяется и развивается в зависимости и в соответствии с целями владельца организации. Поэтому кадрам предприятия уделяется большое внимание со стороны руководства. В рамках отдельной организации наиболее употребляемым понятием является «персонал», то есть люди со сложным комплексом индивидуальных качеств – социальных, психологических, профессиональных, мотивационных и др., что является их отличительным признаком от вещественных факторов производства (сырья, машин, энергии, капитала).
Введение...............................................................................................................3
1. Теоретические и методические основы анализа состояния и эффективности использования кадров предприятия торговли...............................6
1.1. Кадры предприятия торговли: понятие, состав, виды и их классификация.............................................................................................................6
1.2. Методика анализа и оценки состояния и эффективности использования кадров предприятия...................................................................................................14
1.3. Пути повышения эффективности использования кадров торгового предприятия и их характеристика............................................................................23
2. Анализ состояния кадров исследуемого торгового предприятия.............27
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика исследуемого предприятия...............................................................................................................27
2.2. Анализ динамики, состава и структуры оборота розничной
торговли......................................................................................................................38
2.3. Анализ динамики состава и структуры кадров предприятия по половозрастному составу, категории работников и уровню образования..........47
3. Оценка эффективности использования кадров предприятия торговли: анализ и пути повышения........................................................................................52
3.1. Анализ эффективности использования кадров исследуемого торгового предприятия...............................................................................................................52
3.2. Выявление и обоснование путей повышения эффективности использования кадров предприятия в современных условиях............................60
Заключение........................................................................................................66
Библиографический список.............................................................................68
Приложения
Коэффициент структурных сдвигов = = = ± 0,389
Рассчитанный
показатель показывает среднее отклонение
удельного веса каждой из ассортиментных
групп товарооборота за 2 года анализируемого
периода. Изучив динамику, состав и структуру
оборота розничной торговли на ЗАО «Ионесси»
за 2009 и 2010 год, целесообразно перейти
к факторному анализу оборота розничной
торговли. Для более глубокого изучения
оборота розничной торговли необходимо
провести факторный анализ, рассчитать
влияние роста цен и изменение физического
объема оборота на размер оборота розничной
торговли предприятия Торговый отдел
№ 3 (ЗАО «Ионесси»).
Таблица 2.8 - Анализ влияния цен на изменение розничного товарооборота в отчетном году, тыс. руб.
|
Анализ
влияния изменения цен и
Таблица 2.9 - Анализ влияния трудовых ресурсов на динамику физического объема оборота розничной торговли ЗАО «Ионесси».
Наименование трудовых ресурсов | Прошлый год | Отчетный год | Влияние на динамику физического объема оборота розничной торговли | ||
в действую
щих ценах |
в сопостави
мых ценах |
методика расчета | размер влияния, тыс. руб. | ||
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Оборот розничной торговли, тыс. руб. | 8749,0 | 9375,6 | 8971,9 | 8971,9-8749,0 | 222,9 |
Численность работников всего, чел. | 10 | 9 | 9 | (9-10)*874,9 | -874,9 |
в том
числе численность торгово- |
5 | 4 | 4 | (4-5)*1749,8 | -1749,8 |
Производ-ть труда всего, тыс. руб./чел. | 874,9 | 1041,7 | 996,8 | (996,8-874,9)*9 | 1097,1 |
Производительность труда работников торгово-оперативного персонала, тыс. руб./чел. | 1749,8 | 2343,9 | 2243,0 | (2243,0-1749,8)*4 | 1972,8 |
В отчетном 2010 году физический объем продаж увеличился на 626,6 тыс.руб.. На столь небольшое увеличение повлияли следующие факторы:
Выявленное увеличение объёма продаж, хоть и небольшое, положительно влияет на деятельность ЗАО «Ионесси». Сокращение штата было оправданно. Рост производительности труда оказывает положительное влияние на объём продаж.
Таким образом, анализ оборота розничной торговли на ЗАО «Ионесси» за 2009 – 2010 годы позволил сделать следующие выводы:
В
целом, по итогам факторного анализа, деятельность
предприятия ЗАО «Ионесси» можно
оценить положительно. Оборот розничной
торговли растёт в основном за счёт интенсивных
факторов.
2.3.
Анализ динамики
состава и структуры
кадров предприятия
по половозрастному
составу, категории
работников и уровню
образования
В условиях рынка представляется возможным применить новый подход к формированию персонала, основанный на сочетании двух важных качеств — стабильности и мобильности. Тем самым создаются предпосылки для перехода к принципиально новой, гибкой системе формирования профессий и должностей как основе подбора, расстановки и использования работников, сообразуясь с конкретными задачами организации и располагаемым человеческим ресурсом [29]
Формирование персонала предусматривает их планирование, а также осуществление комплекса мероприятий по отбору необходимых работников на рынке труда, их подготовке в соответствующих учебных заведениях, а также по повышению квалификации собственных работников.
Таким образом, кадры организации можно оценить по нескольким показателям, которые в комплексе предоставляют информацию о кадровой структуре и составе данной организации, об их профессиональных качествах и квалификации. Они помогают рассчитывать необходимое количество численности работающих на определенный период, разрабатывать критерии выбора сотрудников на различные должности при замещении, эффективно разрабатывать и осуществлять кадровую политику организации.
Далее проведем анализ состава и структуры
кадров ЗАО «Ионесси» по различным показателям
в соответствие со штатным расписанием.
Таблица
2.10 – Анализ численности работников
торгового предприятия Торговый отдел
№ 3 (ЗАО «Ионесси») по категориям работников
|
Состав работников по уровню образования | Прошлый год | Отчетный год | Отклонение | |||
(+;-) по | ||||||
численн ость, чел. | удельн ый вес, % | числен ность, чел | удельн ый вес, % | числен ность, чел | удельный вес, % | |
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Численность работников, всего | 10 | 100 | 9 | 100 | -1 | - |
В том числе | ||||||
1. С высшим образованием | 6 | 60,0 | 5 | 55,6 | -1 | -4,5 |
- генеральный директор | 1 | 10,0 | 1 | 11,1 | - | 1,1 |
- бухгалтер | 1 | 10,0 | 1 | 11,1 | - | 1,1 |
- товаровед | 1 | 10,0 | 1 | 11,1 | - | 1,1 |
- продавцы-кассиры | 3 | 30,0 | 2 | 22,2 | -1 | -7,8 |
2. Со средне-специальным | 2 | 20,0 | 2 | 22,2 | - | 2,2 |
- продавцы-консультанты | 2 | 20,0 | 2 | 22,2 | - | 2,2 |
3. Со средним образованием | 2 | 20,0 | 2 | 22,2 | - | 2,2 |
- уборщица | 1 | 10,0 | 1 | 11,1 | - | 1,1 |
- водитель | 1 | 10,0 | 1 | 11,1 | - | 1,1 |