Анализ состояния и пути повышения эффективности использования кадров предприятия торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 17:22, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время невозможно представить деятельность предприятия (организации) без людей. Персонал представляет собой важнейший ресурс предприятия, эффективная реализация потенциала которого требует специальных решений в зависимости от особенностей конкретных производственных задач, решаемых каждой группой наемных работников либо отдельным работником. Персонал организации в качестве социальной системы формируется, видоизменяется и развивается в зависимости и в соответствии с целями владельца организации. Поэтому кадрам предприятия уделяется большое внимание со стороны руководства. В рамках отдельной организации наиболее употребляемым понятием является «персонал», то есть люди со сложным комплексом индивидуальных качеств – социальных, психологических, профессиональных, мотивационных и др., что является их отличительным признаком от вещественных факторов производства (сырья, машин, энергии, капитала).

Оглавление

Введение...............................................................................................................3
1. Теоретические и методические основы анализа состояния и эффективности использования кадров предприятия торговли...............................6
1.1. Кадры предприятия торговли: понятие, состав, виды и их классификация.............................................................................................................6
1.2. Методика анализа и оценки состояния и эффективности использования кадров предприятия...................................................................................................14
1.3. Пути повышения эффективности использования кадров торгового предприятия и их характеристика............................................................................23
2. Анализ состояния кадров исследуемого торгового предприятия.............27
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика исследуемого предприятия...............................................................................................................27
2.2. Анализ динамики, состава и структуры оборота розничной
торговли......................................................................................................................38
2.3. Анализ динамики состава и структуры кадров предприятия по половозрастному составу, категории работников и уровню образования..........47
3. Оценка эффективности использования кадров предприятия торговли: анализ и пути повышения........................................................................................52
3.1. Анализ эффективности использования кадров исследуемого торгового предприятия...............................................................................................................52
3.2. Выявление и обоснование путей повышения эффективности использования кадров предприятия в современных условиях............................60
Заключение........................................................................................................66
Библиографический список.............................................................................68
Приложения

Файлы: 1 файл

Курсовая ЭТП888.doc

— 1.62 Мб (Скачать)

     Персонал  организации и его изменения  имеют определенные количественные, качественные и структурные характеристики, которые могут быть с меньшей  или большей степенью достоверности  измерены и отражены следующими абсолютными  и относительными показателями:

  • среднесписочная численность работников организации и (или) его внутренних подразделений за определенный период;
  • удельный вес работников отдельных подразделений (групп, категорий) в общей численности работников организации;
  • темпы роста (прироста) численности работников организации за определенный период
  • удельный вес служащих, имеющих высшее или среднее специальное образование в общей численности  служащих и (или) работников организации;
  • средний стаж работы по специальности руководителей и специалистов организации;
  • списочная и явочная численность работников организации и (или) его внутренних подразделений, отдельных категорий групп на определенную дату;
  • текучесть кадров;
  • фондовооруженность труда работников и  (или) рабочих в организации.

     Как известно, понятие оценки «эффективности использования труда» более широкое, чем производительность, и предполагает не только соизмерение полученного экономического эффекта с затратами живого труда, но и оценку социального эффекта [10].

     Обеспеченность  кадрами, особенно рабочими, зависит  от их движения в течение анализируемого периода. Интенсивность движения рабочих  кадров характеризуется коэффициентами. Для характеристики движения рабочей силы рассчитывают и анализируют динамику следующих показателей:

         1) коэффициент оборота по приему (Кп) - отношение числа принятых за период работников (Чп) к среднесписочному их числу (Чсп): 
         Кп=Чп/Чсп

          2) коэффициент оборота по выбытию (Kв) - отношение числа выбывших работников (Чв) к среднесписочному их числу: 
          Кв=Чв/Чсп 
 
          3) коэффициент общего оборота (Кобщ) - отношение суммы приема и выбытия к среднесписочному их составу: 
          Кобщ=(Чп+Чв)/Чсп 
 
         4) коэффициент текучести (Ктек) - отношение числа работников, уволившихся по собственному желанию и за нарушение трудовой дисциплины (Чжел+Чдисц), к среднесписочному их  составу: 
          Ктек=(Чтек+Чдисц)/Чсп 
 
         5) коэффициент замещения (Кз) - отношение разности числа принятых и выбывших к среднесписочному числу работников: 
         Кз=(Чп-Чв)/Чср 
       

        6) коэффициент устойчивости (Куст) - отношение числа работников, проработавших более года (Чстаж) к числу принятых: 
         Куст=Чстаж/Чп.  
Этот коэффициент показывает, какое количество работников со стажем остается на предприятии. Чем он больше, тем меньше издержки предприятия, так как вновь прибывших следует доучивать, предоставлять им время для адаптации к условиям работы, что снижает эффективность их использования. Поэтому этот коэффициент дополняет показатель уровня текучести и характеризует эффективность кадровой политики предприятия [13].

         От движения и стабильности кадрового состава во многом зависит

уровень квалификации и опыт персонала, стабильность хозяйственных

процессов. Рассматривая движение рабочей силы, следует иметь в виду, что частая смена работников сдерживает рост производительности труда. Необходимо проанализировать причины текучести кадров (состояние социального обеспечения, нарушения трудовой дисциплины, уход по собственному желанию и др.).

        Особое внимание при анализе движения кадров уделяют причинам

увольнения  работников с предприятия. К основным причинам увольнения относят следующие:

- естественную  убыль (вследствие смерти);

- коллективные  и индивидуальные увольнения;

- перемену  служебного положения (или переводы  на другие должности);

- уход на пенсию;

- истечение срока контракта.

       Численность и состав работников отражают количество и качество

персонала предприятия. Они связаны с показателями экстенсивного и интенсивного использования трудовых ресурсов.

       На конечные результаты хозяйственной деятельности торгового

предприятия большое влияние оказывает эффективность использования

персонала. Основным показателем эффективности использования персонала

предприятия является производительность труда [15].

       Производительность труда представляет собой сложную экономическую категорию, характеризующую эффективность (плодотворность) деятельности работников в сфере товарного обращения.

Повышение производительности труда имеет  большое экономическое и социальное значение для предприятия торговли. От ее уровня и динамики зависят  в той или иной степени все основные показатели работы предприятия.       Она позволяет:

- существенно  снизить затраты на реализацию  товаров, если рост

производительности  труда опережает рост средней  заработной платы;

- при  прочих равных условиях увеличить  объем товарооборота, а следовательно, и рост прибыли;

- проводить  политику по увеличению средней  заработной платы работникам;

- более успешно осуществлять реконструкцию и техническое перевооружение предприятия;

- повысить конкурентоспособность предприятия и товаров, обеспечить финансовую устойчивость работы.

     Измерение производительности труда на отдельных  предприятиях, в особенности торговых, является еще нерешенной до конца проблемой. Традиционно показатель производительности в торговле определяется как отношение розничного товарооборота к среднесписочной численности работников:

     ПТ=Т/Ч,                                                  

     где ПТ — производительность труда торговых работников рассчитанная на основе товарооборота;

     Т — розничный товарооборот;

     Ч—  среднесписочная численность торговых работников

     Главное требование, которое предъявляется  к развитию данного показателя, — это более быстрый рост производительности труда в сравнении с ростом средней заработной платы.

     Если  рост оплаты труда будет превышать  рост его производительности, увеличится расход зарплаты на единицу товарооборота, и на эту же величину уменьшится сумма прибыли получаемой предприятием. Реализация товаров станет менее рентабельной, а, может быть, и убыточной [14].

        Показателем, обратным производительности труда, является трудоемкость товарооборота. Трудоемкость (Тр) показывает, какое количество живого труда необходимо затратить в торговом предприятии на реализацию единицы товарооборота, на изготовление единицы продукции или на единицу определенного объема работы при данном техническом уровне предприятия, уровне цен и состоянии покупательского спроса.

Трудоемкость  продажи товаров на один рубль  товарооборота определяется по формуле:

          Тр=t/Р,

         где t- время, время, затрачиваемое на реализацию товаров, изготовление продукции или на выполнение работы (чел.-дни; чел.-ч); Тр – средняя трудоемкость, то есть средние затраты труда на 1 руб. товарооборота (чел.-дни; чел.-ч)/на единицу товарооборота. Человеко-дни дают менее точный результат трудозатрат по сравнению с человеко-часами, потому что они не учитывают внутрисменных потерь рабочего времени.

         Производительность труда – показатель динамичный. Она постоянно

изменяется  под воздействием множества причин и факторов. Большое значение, которое имеет рост производительности труда для торговых предприятий, делает необходимым изучение факторов,

влияющих  на уровень производительности труда  и вскрытие резервов ее повышения [21].

         Под резервами роста производительности труда на предприятии

торговли подразумеваются  не используемые еще реальные возможности  экономии затрат труда (снижения трудоемкости и увеличения выработки).

        Если относительно высокий показатель товарооборота на одного работника или его рост являются следствием неудовлетворительной обеспеченности торговой сетью, неукомплектованности продавцами и низкой культуры торговли, то это не свидетельствует о росте эффективности труда работников [27].

     Таким образом, основным показателем экономической  эффективности труда является его производительность, а социальной стороны эффективности труда — развитие прогрессивных форм продажи товаров, развитие услуг, оказываемых населению, и другие показатели, характеризующие качество торгового обслуживания.

     Эффективность труда работников торговли в целом может быть определена по формуле

     Эт=ПТхК,                                                         

     где Эт — эффективность использования  живого труда;

     ПТ  — производительность труда торговых работников, рассчитанная по одному из предлагаемых выше показателей;

     К — обобщающий показатель качества торгового обслуживания.

     К = ,

     Где К1,К2,Кn – частные коэффициенты обслуживания; Y1, Y2, Yn – значимость факторов.

         На уровне предприятия торговли рекомендуются следующие факторы:

- обеспеченность  ассортиментом товаров;

- затраты  времени на покупку товаров;

- прогрессивные  формы торговли;

- дополнительные  услуги покупателям и др.

     Но, тем не менее, наиболее важными факторами  оказывающими влияние  на производительность труда является розничный товарооборот и численность торговых работников.

     Таким образом, производительность труда  торговых работников определяется целым рядом технических, технологических, организационных, экономических и социальных факторов и в свою очередь оказывает большое влияние на конечные результаты хозяйственной деятельности. При этом  существуют множество показателей позволяющих всесторонне оценить производительность труда работников торгового предприятия.

         Эффективность использования кадров на торговом предприятии характеризуется и другими показателями (уровень затрат труда на единицу товарооборота, прибыль на одного работника, уровень расходов на оплату труда, оптимальное использование рабочего времени и т. д.).

Основной  перечень и характеристика показателей эффективности использования персонала предприятия торговли приведена в табл. 1.1 [16]. 
 

Таблица 1.1 – Показатели эффективности использования  труда персонала на торговом предприятии 

Показатели Методика расчета Характеристика
Сумма чистой прибыли

на 1 работника (коэффициент  эффективности использования рабочей  силы), тыс. руб. / чел.

Характеризует сумму чистой прибыли, которую приносит каждый работник за период
Интегральный  показатель эффективности использования  труда
Дает обобщающую характеристику оценки эффективности  использования труда персонала  с различных сторон, сопровождающуюся опережающим улучшением таких экономических показателей, как объем оборота розничной торговли и прибыли
Уровень расходов на оплату труда, %
Отражает повышение  эффективности

использования персонала в случае снижения фонда заработной платы на

1 руб. оборота  розничной торговли в отчетном  году по сравнению с планом (предыдущим или базисным годом)

Фонд  заработной платы на 1 среднесписочного

работника, тыс. руб./чел.

Характеризует уровень оплаты труда и динамику ее изменения по периодам времени и в определенной мере уровень жизни работников
Коэффициент опережения темпов роста производительности труда и

средней заработной платы (в сопоставимых ценах)

Показывает, насколько темп роста производительности труда опережает

темп роста  средней заработной платы

работников 

Информация о работе Анализ состояния и пути повышения эффективности использования кадров предприятия торговли