Анализ состояния и пути повышения эффективности использования кадров предприятия торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 17:22, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время невозможно представить деятельность предприятия (организации) без людей. Персонал представляет собой важнейший ресурс предприятия, эффективная реализация потенциала которого требует специальных решений в зависимости от особенностей конкретных производственных задач, решаемых каждой группой наемных работников либо отдельным работником. Персонал организации в качестве социальной системы формируется, видоизменяется и развивается в зависимости и в соответствии с целями владельца организации. Поэтому кадрам предприятия уделяется большое внимание со стороны руководства. В рамках отдельной организации наиболее употребляемым понятием является «персонал», то есть люди со сложным комплексом индивидуальных качеств – социальных, психологических, профессиональных, мотивационных и др., что является их отличительным признаком от вещественных факторов производства (сырья, машин, энергии, капитала).

Оглавление

Введение...............................................................................................................3
1. Теоретические и методические основы анализа состояния и эффективности использования кадров предприятия торговли...............................6
1.1. Кадры предприятия торговли: понятие, состав, виды и их классификация.............................................................................................................6
1.2. Методика анализа и оценки состояния и эффективности использования кадров предприятия...................................................................................................14
1.3. Пути повышения эффективности использования кадров торгового предприятия и их характеристика............................................................................23
2. Анализ состояния кадров исследуемого торгового предприятия.............27
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика исследуемого предприятия...............................................................................................................27
2.2. Анализ динамики, состава и структуры оборота розничной
торговли......................................................................................................................38
2.3. Анализ динамики состава и структуры кадров предприятия по половозрастному составу, категории работников и уровню образования..........47
3. Оценка эффективности использования кадров предприятия торговли: анализ и пути повышения........................................................................................52
3.1. Анализ эффективности использования кадров исследуемого торгового предприятия...............................................................................................................52
3.2. Выявление и обоснование путей повышения эффективности использования кадров предприятия в современных условиях............................60
Заключение........................................................................................................66
Библиографический список.............................................................................68
Приложения

Файлы: 1 файл

Курсовая ЭТП888.doc

— 1.62 Мб (Скачать)

3.2. Выявление и обоснование  путей повышения  эффективности использования кадров предприятия в современных условиях 
 

     Основными аспектами влияния человеческого  фактора на повышение эффективности  работы предприятия являются:

  • отбор и продвижение кадров;
  • подготовка кадров и их непрерывное обучение;
  • стабильность и гибкость состава работников;
  • совершенствование материальной и моральной оценки труда работников.

     Существуют  два главных критерия отбора и  продвижения работников: во-первых, высокая профессиональная квалификация и способность к обучению; во-вторых, опыт общения и готовность к сотрудничеству.

     Цена, которую мы платим за неграмотность и недостаточное качество человеческого капитала, очень высока. Поэтому обучение кадров — это не издержки, это необходимая предпосылка для постоянного совершенствования, возможности гибко использовать рабочую силу, снижать непроизводительные затраты.

     Гарантия  занятости и снижение текучести  кадров обеспечивают значительный экономический  эффект и формируют у работников желание повышать эффективность  работы, не опасаясь увольнения.

     Система оплаты труда должна быть гибкой, стимулировать  повышение производительности труда, обладать достаточным мотивационным эффектом. Рост оплаты труда не должен опережать темпов роста производительности, эффективности. Гибкость системы оплаты труда в том, что определенная часть заработка ставится в зависимость от общей эффективности работы предприятия, и если рабочий допустил ошибку, он должен расплачиваться за нее.

     В современных условиях для стимулирования повышения эффективности и производительности необходимо менять не только систему  оплаты труда, но и сам подход к ее формированию, нужны иные психологические установки, мышление и шкала оценок. Необходимы новые подходы к формированию трудового коллектива предприятия.

     Организация труда и управления коллективом  предприятия включает:

  • наем сотрудников в условиях неполной занятости;
  • расстановку работников в соответствии со сложившейся системой торгового процесса;
  • распределение среди них обязанностей;
  • подготовку и переподготовку кадров; стимулирование труда;
  • совершенствование организации труда;
  • заботу о работниках, оказавшихся излишними на данном предприятии по самым разным причинам.

     Трудовой  коллектив адаптируется к сложившейся  системе технологических процессов.

     Структура торгового процесса должна базироваться на научных принципах организации  труда, которые предполагают:

  • углубление разделения труда и улучшение кооперации труда на основе целесообразного расчленения торгового процесса;
  • рациональный подбор профессионально-квалифицированного состава работников и их расстановку;
  • совершенствование трудовых процессов путем разработки и внедрения наиболее рациональных методов и приемов труда;
  • улучшение обслуживания рабочих мест на основе четкого регламентирования каждой функции обслуживания;
  • внедрение эффективных форм коллективной работы, совершенствование нормирования труда на основе использования резервов, снижения затрат труда;
  • организацию и проведение систематического производственного инструктажа, повышение квалификации работников, обмен опытом и распространение передовых методов труда;
  • создание наиболее благоприятных в санитарно-гигиеническом, психофизиологическом, эстетическом отношениях условий труда и безопасности работы, введение рациональных графиков работы, режимов труда и отдыха на предприятии.

     Обобщающими показателями реализации этих принципов  служат:

  • рост производительности труда;
  • удовлетворение состоянием санитарно-гигиенических и психофизиологических условий труда;
  • удовлетворение содержательностью труда и его привлекательностью.

     Выбор путей повышения эффективности  трудового потенциала зависит от стратегической цели, решаемой организацией. На первое место могут быть выдвинуты мотивационные либо организационные факторы повышения эффективности труда. Кроме того, особенностью труда работников торговли является то, что они не производят новые товары, а продают уже произведенные. В результате, на производительности их труда сказывается состояние экономики в целом, т.е. развитие уровня производства и международных связей, а также уровня покупательной способности населения.

     Однако  чтобы названные объективные  факторы были реализованы, нужны коммерческие усилия и умения торговых работников. Они должны изучить покупательский спрос и торговую конъюнктуру и на этой основе формировать заказ на производство и поставку товаров. Следовательно, налаженная коммерческая работа - важное условие роста производительности труда работников.

     Немаловажную  роль играет качество торгового обслуживания, предполагающее создание максимума  удобств для покупателя, хорошее  его информирование о товарах, новинках, поступающих в продажу. Качество торгового обслуживания позволяет существенно повысить производительность труда за счет привлечения покупателей, хотя требует дополнительных затрат труда торговых работников.

     Повышают  производительность труда и одновременно качество торгового обслуживания факторы, облегчающие труд работников торговли, а именно: предварительная расфасовка и упаковка товаров в промышленности, механизация погрузочно-разгрузочных работ, внедрение прогрессивной торговой техники, более широкое применение элементов самообслуживания и т.д. Для жителей отдаленных деревень работники кооперативной торговли должны завозить товары в количестве и качестве, соответствующем заказам.

     Очень многое зависит и от личных качеств  работников, их квалификации, стажа  практической работы. Сказывается на производительности труда уровне мотивации продавцов, специалистов и руководителей торговли.

     Важным  фактором роста производительности труда является рациональная организация  труда, внедрение мероприятий научной  организации труда, которая основана на новейших достижениях науки и передовой практики.

     Для повышения эффективности использования  персонала ЗАО «Ионесси» прежде всего, необходимо повысить производительность труда. Основным резервом увеличения производительности труда работников  является увеличение розничного товарооборота. Но также при увеличении объёмных показателей необходимо увязывать их с такими показателем как прибыль.

     Пути  повышения эффективности использования  персонала в основном будут касаться её. Таким образом, предлагаются следующие  мероприятия для увеличения товарооборота предприятия:

     1. за счет организаций выставок  продаж со скидками в предпраздничные дни такие как 23 февраля, 8 марта , и.т.д.

     2. за счет расширения доли рынка;

     4. за счет расширения товарного ассортимента получить дополнительную прибыль.

     5. за счёт открытия нового магазина дополнительно получить доход.

     6. за счёт ввода системы премирования работников увеличить ФЗП.

     В результате выполнения запланированных  мероприятий розничный товарооборот значительно возрастет., что будет сопровождено ростом производительности труда и прибыли предприятия.

     Для повышения эффективности использования  персонала в 2010  возможна следующая оптимизация структуры аппарата управления.

     На рассматриваемом предприятии целесообразно использовать систему премирования по которой предусматриваются следующие виды премий:

     - премия за основные результаты  торговой деятельности (за выполнение плана товарооборота до 30% идет на издержки обращения);

     - премия по итогам смотров, конкурсов,  соревнований.

     Сотрудникам, выполнившим план товарооборота можно выплачивать премию в размере 10%, а за каждый процент перевыполнения 1,5% от окладов тарифных  ставок, при этом общий размер премиальных выплат не может быть больше 30%. Однако условием премирования должно быть обеспечение безубыточной работы предприятия. В этом  случае работники будут заинтересованы увеличивать товарооборот при сокращении затрат.

     Начисление  вознаграждения по итогам работы за год  должно  производится в соответствии с полученной каждым работником заработной платой за год. При этом к ней могут устанавливаться повышающие коэффициенты, учитывающие стаж работы в организации, что позволит снизить текучесть кадров и повысить заинтересованность работников в данном месте работы.

     Исходя  из этого, в торговле, как показывает анализ, основными перспективными направлениями технического прогресса являются: механизация и автоматизация труда, основанные на применении системы машин, автоматов и различных видов оборудования; внедрение прогрессивных технологических процессов; развитие научных исследований и разработок прикладного (отраслевого) характера, внедрение их в практику торговли.

     Необходима  стабилизация кадрового состава  предприятия. Для этого необходимо провести в жизнь ряд мероприятий  в социальной сфере.

     Так как на предприятие наблюдается снижение численности работников и их зарплаты, что снижает стимулы к работе, поэтому необходимо обеспечить рост зарплаты, а также обеспечить моральное и материальное стимулирование за результаты работы, рост товарооборота.

     Таким образом, можно сделать вывод, что предложенные мероприятия по повышению эффективности труда на торговом предприятии позволят мотивировать сотрудников, более активно участвовать в деятельности торгового предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Из всей совокупности ресурсов предприятия особое место занимают трудовые ресурсы. Преобразование трудовых ресурсов совершается в результате взаимодействия средств производства и труда людей, участвующих в производственной деятельности.

     Обеспечение потребности в кадрах действующего предприятия предполагает не только определение численности работников предприятия, но и ее сопоставление с имеющейся рабочей силой, оценкой текучести кадров и определении дополнительной потребности или избытка кадров.

     Структура работников четко выражена и делится на руководителей, специалистов и служащих, рабочих. Кадры предприятия делятся на основной и вспомогательный персонал.

     Повышение производительности труда - один из объективных  экономических законов, присущих каждой общественно-экономической формации. Этот закон выражается в том, что благодаря развитию производительных сил общество сокращает общественно необходимые затраты труда на изготовление различных продуктов, предназначенных для личного или общественного потребления. По мере накопления людьми опыта, знаний, раскрытия законов природы, овладения ими и их использования происходит последовательное повышение производительности труда.

     Производительность  труда торговых работников определяется целым рядом технических, технологических, организационных, экономических и социальных факторов и в свою очередь оказывает большое влияние на конечные результаты хозяйственной деятельности.

     За  анализируемый период, в деятельности рассматриваемого предприятия видна  тенденция роста всех объемных показателей, включая розничный товарооборот как в действующих так и в сопоставимых ценах.

     Однако  сравнение показателей ликвидности и финансовой устойчивости с нормативом показали, что большинство из них ниже значительно норматива. Наибольший удельный вес в общей численности работников составляли торговые работники 50-55 %.

       Кардинальных перемен в области  изменения удельного веса персонала  с годами не произошло, наибольший  удельный вес работников был в возрасте от 18 до 30 лет 55-60 %.

       В анализируемый период работал персонал, преимущественно имея общее среднее и среднее специальное образование. Удельный вес работников имеющих общее среднее и общее базовое образование не изменяется, а удельный вес работников имеющих среднее специальное и профессионально-техническое образование снижается.

Информация о работе Анализ состояния и пути повышения эффективности использования кадров предприятия торговли