Анализ состояния и пути повышения эффективности использования кадров предприятия торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 17:22, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время невозможно представить деятельность предприятия (организации) без людей. Персонал представляет собой важнейший ресурс предприятия, эффективная реализация потенциала которого требует специальных решений в зависимости от особенностей конкретных производственных задач, решаемых каждой группой наемных работников либо отдельным работником. Персонал организации в качестве социальной системы формируется, видоизменяется и развивается в зависимости и в соответствии с целями владельца организации. Поэтому кадрам предприятия уделяется большое внимание со стороны руководства. В рамках отдельной организации наиболее употребляемым понятием является «персонал», то есть люди со сложным комплексом индивидуальных качеств – социальных, психологических, профессиональных, мотивационных и др., что является их отличительным признаком от вещественных факторов производства (сырья, машин, энергии, капитала).

Оглавление

Введение...............................................................................................................3
1. Теоретические и методические основы анализа состояния и эффективности использования кадров предприятия торговли...............................6
1.1. Кадры предприятия торговли: понятие, состав, виды и их классификация.............................................................................................................6
1.2. Методика анализа и оценки состояния и эффективности использования кадров предприятия...................................................................................................14
1.3. Пути повышения эффективности использования кадров торгового предприятия и их характеристика............................................................................23
2. Анализ состояния кадров исследуемого торгового предприятия.............27
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика исследуемого предприятия...............................................................................................................27
2.2. Анализ динамики, состава и структуры оборота розничной
торговли......................................................................................................................38
2.3. Анализ динамики состава и структуры кадров предприятия по половозрастному составу, категории работников и уровню образования..........47
3. Оценка эффективности использования кадров предприятия торговли: анализ и пути повышения........................................................................................52
3.1. Анализ эффективности использования кадров исследуемого торгового предприятия...............................................................................................................52
3.2. Выявление и обоснование путей повышения эффективности использования кадров предприятия в современных условиях............................60
Заключение........................................................................................................66
Библиографический список.............................................................................68
Приложения

Файлы: 1 файл

Курсовая ЭТП888.doc

— 1.62 Мб (Скачать)

     Управленческий персонал состоит из работников, обеспечивающих управление торгово-технологическим и трудовым процессом. Сюда входят руководящие, работники и служащие – директор (заведующий), администратор, товароведы, бухгалтеры, и т.д.

     Директор  торгового предприятия самостоятельно принимает решения, осуществляет и контролирует всю коммерческую деятельность предприятия, принимает на работу персонал и заключает с ними трудовые договора, директор обязан обеспечить выполнение всех обязательств перед государственным бюджетом, поставщиками, заказчиками, банкам, заключает договора на поставку товара, контролирует выполнение поставок и т.д. В его подчинении находятся все  работники магазина.

     Бухгалтер предприятия контролирует  уплату налогов, отчетность перед

государственными органами и собственниками компании, организовывает работу с клиентами и партнёрами организации, следит за финансовым состоянием предприятия.

        Товаровед контролирует наличие готовой продукции на складах, осуществляет связь с поставщиками и потребителями и оформляет документы на отгрузку продукции. Участвует в разработке и внедрении стандартов организации по материально-техническому обеспечению, сбыту, контролю качества продукции, организации транспортировки и хранения готовых изделий. Ведет оперативный учет поступления и реализации товаров, участвует в проведении инвентаризаций, изучает причины образования излишних сверхнормативных материальных ресурсов и неликвидов, принимает меры по их реализации. Осуществляет контроль за соблюдением правил хранения товарно-материальных ценностей на складах, подготовкой готовых изделий к отправке потребителям, оформляет необходимые документы, связанные с поставкой и реализацией продукции, составляет отчетность по установленным формам.

        Менеджер по продажам консультирует клиентов в магазине по ассортименту продукции и условиям продаж, помогает в подборе материалов, принимает заказы по телефону, рассчитывает стоимости заказа, оформляет и ведет документацию: договора, первичные бухгалтерские документы, контролирует отгрузку и доставку товара клиенту.

        Администратор следит за состоянием выкладки товаров и рекламного оформления торгового зала, за соблюдением правил торговли, принимает решения по претензиям покупателей и т.д.

       Основной (торгово-оперативный) персонал - продавцы, контролеры-кассиры, контролеры, кассиры, т.е. работники, занятые обслуживанием покупателей в торговом зале. В обязанности продавцов входит подготовка и уборка рабочего места (получение упаковочного материала, проверка работоспособности торгового оборудования и инвентаря, пополнение рабочих товарных запасов, уборка тары, поддержание надлежащего санитарного состояния), подготовка товаров к продаже, обслуживание покупателей, учет неудовлетворенного спроса и т.д.

      Продавец-кассир готовит рабочее место к выполнению расчетных операций (проверяет исправность контрольно-кассовой машины, записывает показания счетчиков, получает разменную монету и т.д.), выполняет расчетные операции с покупателями, осуществляет сдачу выручки и т.д.

       Вспомогательный персонал обеспечивает обслуживание основного персонала, а также поддерживает магазин в надлежащем санитарно-гигиеническом состоянии. В эту категорию входят рабочие, младший обслуживающий персонал (уборщицы), фасовщики, электромонтеры, техники и т.д.

       Таким образом, организационная структура представляет собой упорядоченную совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях и обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого.

     Структура организации включает в себя средства, с помощью которых различные  виды деятельности распределяются между  компонентами организации, а также координируются действия этих компонентов. Явно, что любая организация должна быть структурирована.

     При неудачном структурном устройстве организации трудно достигать цели, организация может стать менее  результативной и производительной.

     Для экономической характеристики данной организации необходимо оценить  динамику основных показателей ее хозяйственной деятельности за 2009-2010 г. (см. Приложение А-Г). 
 
 
 
 
 

Таблица 2.1  - Анализ основных показателей  финансово-хозяйственной деятельности торгового предприятия ЗАО «Ионесси - торг» за 2009 – 2010 гг.

Показатели Единица измерения Прошлый год Отчетный год Отклонение (+;-) Отчетный  год в % к прошлому году
А Б 1 2 3 4
1. Оборот розничной торговли без  НДС тыс. руб. 8749,0 9375,6 626,6 107,16
2.Торговая  площадь м2 58 58 - 100,00
3. Оборот розничной торговли 1 м2 торговой площади тыс. руб. /м2 150,8 161,6 10,80 107,16
4.Численность  работников всего чел. 10 9 -1 90,00
5. В т.ч. работников ТОП чел. 5 4 -1 80,00
6. Производительность труда 1-го  работника тыс. руб./чел. 874,9 1041,7 166,8 119,07
7. Производительность труда  1-го  работника ТОП тыс. руб./чел. 1749,8 2343,9 594,1 133,95
8.Фонд  заработной платы                                                    - Сумма тыс. руб. 1361,0 1385,0 24,0 101,76
9. Уровень фонда заработной платы % 15,56 14,77 -0,78 94,96
10.Среднемесячная  заработная плата 1-го работника тыс. руб. 11,3 12,8 1,5 113,07
11.Среднегодовая  стоимость основных фондов тыс. руб. 1237,5 1219,5 -18,0 98,55
12.Фондоотдача тыс. руб. /1 руб. ОФ 7,1 7,7 0,6 108,74
13. Фондоемкость руб./1 руб. ОФ 0,14 0,13 -0,01 91,96
14.Фондовооруженность тыс. руб./ чел. 123,8 135,5 11,8 109,49
15. Коэффициент эффективности использования  основных фондов руб./1руб. ОФ 0,27 0,28 0,1 102,39
16. Среднегодовая стоимость оборотных  средств тыс. руб. 1506,5 1577,5 71,0 104,71
17. Время обращения оборотных средств дни 62,0 60,6 -1,4 97,71
18. Скорость обращения оборотных  средств обороты 5,8 5,9 0,1 102,34
 
 

Продолжение таблицы  2.1

А Б 1 2 3 4
19. Коэффициент участия оборотных  средств в обороте тыс.руб./           1 руб. ОС 0,2 0,2 0,0 97,71
20. Коэффициент рентабельности оборотных средств тыс.руб./           1 руб. ОС 0,17 0,16 -0,1 93,61
21. Себестоимость проданных товаров тыс. руб. 6120,0 6579,0 459,0 107,50
22. Валовая прибыль          

- Сумма

тыс. руб. 2629,0 2796,6 167,6 106,38
23. Уровень валовой прибыли % 30,05 29,83 -0,22 99,27
24. Издержки обращения   

- Сумма

тыс. руб. 2295,9 2460,5 164,6 107,17
25. Уровень издержек обращения % 26,24 26,24 0,00 100,01
26. Прибыль (убыток) от продаж                                    - Сумма тыс.руб. 333,1 336,1 3,0 100,90
27. Рентабельность продаж % 3,81 3,58 -0,22 94,16
28. Проценты к получению % - - - -
29. Проценты к уплате % - - - -
30. Доходы от участия в других организациях тыс. руб. - - - -
31. Прочие   доходы тыс. руб. - - - -
32. Прочие расходы тыс. руб. - - - -
33. Прибыль (убыток) до налогообложения               

- Сумма

тыс. руб. 333,1 336,1 3,0 100,90
34. Рентабельность от налогообложения % 3,81 3,58 -0,22 94,16
35. Налог на прибыль и другие  аналогичные обязательные платежи тыс. руб. 80,0 88,0 8,0 110,00
36. Отложенные налоговые обязательства  тыс. руб. - - - -
37. Отложенные налоговые активы тыс. руб. - - - -
38. Нераспределенная (чистая) прибыль (убыток) отчетного года                                                       - Сумма тыс. руб. 253,0 248,0 -5,0 98,0237
39. Рентабельность конечной деятельности % 2,89 2,65 -0,25 91,47

       Анализируя основные показатели финансово-хозяйственной деятельности Торговый отдел № 3 (ЗАО «Ионесси»)  за 2009-2010 г.г. (Табл.2.1) можно констатировать факт увеличения величины оборота розничной торговли на сумму 626,6 тысяч рублей, что в относительном выражнии составляет 7,16%. Данный рост в большей степени обусловлен увеличением производительности труда как персонала в общем, так и в частности торгово-оперативного: производительность труда увеличилась на 19,07% и 33,95% соответственно, при этом прирост производительности труда всего персонала в денежном выражении составил 166,8 тысяч рублей. Торговая площадь отдела №3 не изменилась за два отчетных года и составляет 58 квадратных метров. Общая численность персонала уменьшилась: в категории торгово-оперативного персонала  произошло уменьшение численности продавцов-консультантов на одного человека. Данную ситуацию следует охарактеризовать условно-положительно, поскольку наращивание численности штата или ее сохранение на прежнем уровне могло дать более весомый прирост товарооборота.

       Фонд оплаты труда по сравнению с прошлым годом увеличился на 24 тыс. руб., или на 1,76% в относительном выражении и составил в отчетном году 1385 тысяч рублей, при этом его уровень снизился на 0,78%. Размер средней заработной платы составил в 2009 году 11,136 тысяч рублей, что практически на 1,5 тыс. руб. больше значения этого показателя в предыдущем году. Снижение уровня фонда заработной платы характеризуется положительно, поскольку это означает снижение затрат предприятия на оплату наемной рабочей силы.

     Среднегодовая стоимость основных фондов уменьшилась  на 18 тысяч рублей, или на 1,45% в относительном выражении. Это говорит о том, что за отчетный период не приобретались новые основных фонды, а старые постепенно изнашиваются.  С каждого рубля использования основных фондов получено за год товарооборота в 2009 году – 7,1 тыс.руб., в 2010 году – 7,7 тыс.руб. Фондоотдача имеет тенденцию к увеличению: за отчетный период был зафиксирован ее прирост почти на 9%. Фондоемкость снижается на 8,4%, так же положительно характеризует деятельность предприятия увеличение фондовооруженности на 9,49%. Положительная динамика зафиксирована и у показателя коэффициент эффективного использования основных фондов: увеличение составило более 2%. Данная динамика оценивается положительно.

     Среднегодовая стоимость оборотных средств увеличилась на 4,71% и составила 1577,5 тыс.руб. в отчетном году, что по сравнению с прошлым годом больше на 71 тыс.руб. Положительным моментом считается уменьшение времени оборачиваемости почти на 2 дня и увеличение скорости обращения на 0,1 оборота. Себестоимость реализованных товаров увеличилась с 6120 тысяч рублей до 6579 тысяч рублей, при этом темп роста составил 107,5%. Темп роста валовой прибыли составил 106,38%: она увеличилась с 2629 до 2796 тысяч рублей, но ее уровень снизился на 0,22%.

     Сумма издержек обращения увеличилась  и за отчетный год составила 2460,5 тысяч рублей, их уровень остался  неизменным.

     В целом финансово-хозяйственную деятельность ЗАО «Ионесси - торг» следует оценить  условно положительно, поскольку происходит рост большинства основные показатели, что заслуживает положительной оценки. Условность оценки исходит из уменьшения коэффициента рентабельности оборотных средств. Так же снижается снижение рентабельность конечной деятельности на 0,25%.

         Эффективное использование трудовых ресурсов, создание благоприятных условий труда оказывают влияние на уровень производительности труда и, через показатели эффективности труда на увеличение объемов оказываемых услуг, на сроки выполнения, на эффективность использования мощностей, а также на их себестоимость, т.е. на технико-экономические показатели работы предприятия. 
 
 
 
 
 
 

    1. Анализ  динамики, состава  и структуры оборота  розничной торговли
 
 

         Анализ оборота розничной торговли заключается в выявлении его резервов роста и повышении эффективности деятельности предприятия. Нa объем товарооборота торгового предприятия оказывает влияние большое число факторов. В практике экономического анализа их принято подразделять на три группы: • факторы, связанные с товарными ресурсами;

• факторы, связанные с численностью работников и производительностью их труда;

• факторы, связанные с наличием и эффективностью использования основных фондов торгового  предприятия и режимом его  работы [19].

     В данной работе рассмотрим подробнее  первые два пункта.

     Оборот  розничной торговли считается одним  из важнейших показателей предприятий  торговли – характеризует объем  их деятельности, от которого зависит  размер получаемых предприятиями доходов  и прибыли. В связи с этим необходимо произвести анализ динамики и структуры оборота розничной торговли Торговый отдел № 3 (ЗАО «Ионесси») за анализируемый период. (табл. 2.2).

     Таблица 2.2 - Анализ динамики розничного товарооборота                   Торговый отдел № 3 (ЗАО «Ионесси»)   за анализируемый период, тыс. руб.

Годы Оборот  розничной торговли в действующих  ценах Индексы цен Оборот  розничной торговли в сопоставимых ценах (к базисному году) Прирост оборота по сравнению с базисным годом в сопоставимых ценах Прирост оборота по сравнению с предшествующим годом в сопоставимых ценах Темпы роста (снижения) в сопоставимых ценах, %
цепные базисные цепные Базисные
А 1 2 3 4 5 6 7 8
2006 6334,7 1,0 1,0 6334,7 - - - -
2007 7121,5 1,048 1,048 6795,3 +406,7 +406,7 107,27 107,27
2008 7983,6 1,056 1,107 7211,9 +877,2 +416,6 106,13 113,84
2009 8749,0 1,089 1,205 7260,6 +919,9 +42,7 100,59 114,52
2010 9375,6 1,045 1,259 7446,7 +1106,2 186,3 102,57 117,46

Информация о работе Анализ состояния и пути повышения эффективности использования кадров предприятия торговли