Анализ состояния и пути повышения эффективности использования кадров предприятия торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 17:22, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время невозможно представить деятельность предприятия (организации) без людей. Персонал представляет собой важнейший ресурс предприятия, эффективная реализация потенциала которого требует специальных решений в зависимости от особенностей конкретных производственных задач, решаемых каждой группой наемных работников либо отдельным работником. Персонал организации в качестве социальной системы формируется, видоизменяется и развивается в зависимости и в соответствии с целями владельца организации. Поэтому кадрам предприятия уделяется большое внимание со стороны руководства. В рамках отдельной организации наиболее употребляемым понятием является «персонал», то есть люди со сложным комплексом индивидуальных качеств – социальных, психологических, профессиональных, мотивационных и др., что является их отличительным признаком от вещественных факторов производства (сырья, машин, энергии, капитала).

Оглавление

Введение...............................................................................................................3
1. Теоретические и методические основы анализа состояния и эффективности использования кадров предприятия торговли...............................6
1.1. Кадры предприятия торговли: понятие, состав, виды и их классификация.............................................................................................................6
1.2. Методика анализа и оценки состояния и эффективности использования кадров предприятия...................................................................................................14
1.3. Пути повышения эффективности использования кадров торгового предприятия и их характеристика............................................................................23
2. Анализ состояния кадров исследуемого торгового предприятия.............27
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика исследуемого предприятия...............................................................................................................27
2.2. Анализ динамики, состава и структуры оборота розничной
торговли......................................................................................................................38
2.3. Анализ динамики состава и структуры кадров предприятия по половозрастному составу, категории работников и уровню образования..........47
3. Оценка эффективности использования кадров предприятия торговли: анализ и пути повышения........................................................................................52
3.1. Анализ эффективности использования кадров исследуемого торгового предприятия...............................................................................................................52
3.2. Выявление и обоснование путей повышения эффективности использования кадров предприятия в современных условиях............................60
Заключение........................................................................................................66
Библиографический список.............................................................................68
Приложения

Файлы: 1 файл

Курсовая ЭТП888.doc

— 1.62 Мб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Красноярский государственный торгово-экономический  институт» 

Факультет экономики и управления

Кафедра экономики и планирования 

К У Р С О В  А Я    Р  А Б О Т А

по дисциплине «Экономика торгового предприятия»

на тему: «Анализ состояния и пути повышения  эффективности 

использования кадров предприятия торговли»

на примере  ЗАО «Ионесси». 

Выполнила:

Студентка IV курса

Специальности 080502.65«Экономика и управление на предприятиях (в торговле)»

Очной формы  обучения

Группа  Эт-07-1

Величкевич Анастасия  Вячеславовна

Руководитель:

к.э.н., доцент

Подачина  Любовь Ивановна

 
 
 
 
 
 
 
 

КРАСНОЯРСК 2011

Содержание 
 

    Введение...............................................................................................................3

    1. Теоретические и методические  основы анализа состояния и  эффективности использования кадров предприятия торговли...............................6

    1.1. Кадры предприятия торговли: понятие, состав, виды и их классификация.............................................................................................................6

    1.2. Методика анализа и оценки состояния и эффективности использования кадров предприятия...................................................................................................14

    1.3. Пути повышения эффективности  использования кадров торгового  предприятия и их характеристика............................................................................23

    2. Анализ состояния кадров исследуемого  торгового предприятия.............27

    2.1. Краткая организационно-экономическая  характеристика исследуемого предприятия...............................................................................................................27

      2.2.    Анализ динамики, состава и структуры оборота розничной

торговли......................................................................................................................38

      2.3. Анализ динамики состава и структуры кадров предприятия по половозрастному составу, категории работников и уровню образования..........47

    3. Оценка эффективности использования  кадров предприятия торговли: анализ и пути повышения........................................................................................52

    3.1. Анализ эффективности использования кадров исследуемого торгового предприятия...............................................................................................................52

    3.2. Выявление и обоснование путей повышения эффективности использования кадров предприятия в современных условиях............................60

    Заключение........................................................................................................66

    Библиографический список.............................................................................68

    Приложения 
 
 
 

Введение 

      

     В настоящее время невозможно представить  деятельность предприятия (организации) без людей. Персонал представляет собой  важнейший ресурс предприятия, эффективная реализация потенциала которого требует специальных решений в зависимости от особенностей конкретных производственных задач, решаемых каждой группой наемных работников либо отдельным работником. Персонал организации в качестве социальной системы формируется, видоизменяется и развивается в зависимости и в соответствии с целями владельца организации. Поэтому кадрам предприятия уделяется большое внимание со стороны руководства. В рамках отдельной организации наиболее употребляемым понятием является «персонал», то есть люди со сложным комплексом индивидуальных качеств – социальных, психологических, профессиональных, мотивационных и др., что является их отличительным признаком от вещественных факторов производства (сырья, машин, энергии, капитала).

     Так как кадры предприятия представляют собой взаимосвязанную совокупность работников различных профессионально  – квалификационных групп, занятых  на предприятии и входящих в его  списочный состав. Они являются главным  ресурсом организации, поскольку приводят в движение материально – вещественные факторы производства, создают продукт, стоимость и прибавочный продукт в виде прибыли. Все зависит от людей, от их квалификации, знаний и навыков, от того, как и в каком составе организована их деятельность. Хорошо подобранный трудовой коллектив – одна из основных задач любой организации.

     Пути  совершенствования использования  трудовых ресурсов непосредственно  связаны с анализом обеспеченности предприятия кадрами, использованием фонда рабочего времени, анализом производительности труда.

     Естественно, что это должно вести к росту  производительности, а значит, и  к увеличению ценности людских ресурсов предприятия.

         Изучение проблем совершенствования использования трудовых ресурсов на предприятии имеет важное значение для его успешного функционирования, что и обусловило актуальность исследования и выбор темы курсовой работы.

     Итак, для организации важно располагать  в нужное время, в нужном месте, в  нужном количестве и с соответствующей  квалификации таким персоналом, который необходим для решения производственных задач, достижения ее целей. Анализ кадрового состава организации и разработка эффективной кадровой политики призваны создавать условия для мотивации, более высокой производительности труда и удовлетворенности работой.

     Цель  исследования – оценить и проанализировать состояние и эффективность использования кадрового состава предприятия «Торговый отдел № 3» 2009-2010гг., выявить и обосновать пути ее повышения в современных условиях.

     В ходе исследования были поставлены следующие задачи:

1) рассмотреть теоретические и методические основы анализа состояния и эффективности использования кадров предприятия торговли;

2) Выявить возможные пути повышения эффективности использования кадров торгового предприятия и дать им характеристику;

3) Произвести организационно-экономическую характеристику исследуемого торгового предприятия;

4) Проанализировать динамику, состав и структуру оборота розничной

торговли  предприятия «Торговый отдел № 3»;

5) Проанализировать динамику состава и структуры кадров предприятия по половозрастному составу, категории работников и уровню образования;

6)  Оценить и проанализировать эффективность использования кадров исследуемого торгового предприятия;

7)   Выявить и обосновать пути повышения эффективности использования кадров исследуемого торгового предприятия в современных условиях.

         Объект исследования - ЗАО «Ионесси» ( «Торговый отдел № 3»).

     Предмет исследования – потенциал эффективности использования кадров предприятия.

     Теоретической основой исследования являются работы законодательства Российской Федерации и его структур; официальные инструктивно-методические материалы отечественных и зарубежных экономистов по изучаемым вопросам и проблемам; публикации в периодической печати  и материалы научно-практических конференций; результаты собственных исследований.

     Методической  основой написания курсовой работы является использование в процессе проводимых исследований совокупности различных приемов и методов: анализа и синтеза, группировки и сравнения, экспертных, нормативных и других.

     Курсовая  работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Общий объем работы 70 страниц. Курсовая работа содержит 7  рисунков,  23 таблицы. Список используемой литературы включает в себя  36 источников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Теоретические и методические основы анализа состояния и эффективности использования кадров предприятия торговли 

1.1 Кадры предприятия торговли: понятие, состав, виды и их классификация 
 

     Успех деятельности организации (предприятия) во многом определяется уровнем квалификации ее работников, степенью сплоченности команды, работающей на одну идею. Роль трудовых ресурсов существенно возрастает в период рыночных отношений. Инвестиционный характер развития сферы торговли, его высокая наукоемкость, приоритетность вопросов качества продукции изменили требования к работнику, повысили значимость творческого отношения к труду и высокого профессионализма. Это привело к существенным изменениям в принципах, методах и социально-психологических вопросах управления персоналом на торговом предприятии.

     Трудовые  отношения — едва ли не самый  сложный аспект работы предприятия. Гораздо легче справиться с техническими и технологическими неполадками, чем  разрешить конфликтные ситуации, возникающие в коллективе, где нужно учитывать индивидуальные склонности, личностные установки, психологические предпочтения [23].

     Какие бы технические возможности, организационно-управленческие преимущества ни открывались перед  предприятием, оно не начнет работать эффективно без соответствующего человеческого ресурса. Ведь все в конечном итоге (что ярко выражается в сфере торговли) зависит от людей, от их квалификации, умения и желания работать. Не зря сегодня западные специалисты рассматривают структуру предприятия как составляющую вещественного и человеческого капитала. Именно человеческий капитал, а не оборудование и товарные запасы являются краеугольным камнем конкурентоспособности, экономического роста и эффективности.

         В рамках одного предприятия вместо термина «трудовые ресурсы» используют термин «кадры предприятия».

     Кадры предприятия – это совокупность работников различных профессионально  – квалификационных групп, занятых  на предприятии и входящих в его  списочный состав. В списочный состав включаются все работники, принятые на работу, связанную как с основной, так и с неосновной деятельностью. Под кадрами предприятия принято понимать основной (штатный) состав работников предприятия [25].

           К штатному составу относятся все постоянные работники и те из     

временных работников, которые наняты на срок от одного до пяти дней, если они выполняют работу, относящуюся к основной деятельности предприятия, и на срок свыше пяти дней, если они выполняют случайные работы. В списочной численности учитывают как фактически работающих в данный день, так и отсутствующих на работе по каким-либо причинам. Работников, принятых на предприятие по внешнему совместительству, в списочной численности не учитывают. Их учет ведут раздельно. Внутренних совместителей (получающих две, полторы или менее одной тарифной ставки) учитывают только один раз.

            Основными признаками персонала предприятия торговли являются:

- наличие  трудовых взаимоотношений с работодателем,  которые оформляются трудовым  договором (контрактом);

- обладание  определенными качественными характеристиками (профессией, специальностью, квалификацией,  компетентностью и др.), наличие  которых определяет деятельность  работника на конкретной должности или рабочем месте;

Информация о работе Анализ состояния и пути повышения эффективности использования кадров предприятия торговли