Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 17:22, курсовая работа
В настоящее время невозможно представить деятельность предприятия (организации) без людей. Персонал представляет собой важнейший ресурс предприятия, эффективная реализация потенциала которого требует специальных решений в зависимости от особенностей конкретных производственных задач, решаемых каждой группой наемных работников либо отдельным работником. Персонал организации в качестве социальной системы формируется, видоизменяется и развивается в зависимости и в соответствии с целями владельца организации. Поэтому кадрам предприятия уделяется большое внимание со стороны руководства. В рамках отдельной организации наиболее употребляемым понятием является «персонал», то есть люди со сложным комплексом индивидуальных качеств – социальных, психологических, профессиональных, мотивационных и др., что является их отличительным признаком от вещественных факторов производства (сырья, машин, энергии, капитала).
Введение...............................................................................................................3
1. Теоретические и методические основы анализа состояния и эффективности использования кадров предприятия торговли...............................6
1.1. Кадры предприятия торговли: понятие, состав, виды и их классификация.............................................................................................................6
1.2. Методика анализа и оценки состояния и эффективности использования кадров предприятия...................................................................................................14
1.3. Пути повышения эффективности использования кадров торгового предприятия и их характеристика............................................................................23
2. Анализ состояния кадров исследуемого торгового предприятия.............27
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика исследуемого предприятия...............................................................................................................27
2.2. Анализ динамики, состава и структуры оборота розничной
торговли......................................................................................................................38
2.3. Анализ динамики состава и структуры кадров предприятия по половозрастному составу, категории работников и уровню образования..........47
3. Оценка эффективности использования кадров предприятия торговли: анализ и пути повышения........................................................................................52
3.1. Анализ эффективности использования кадров исследуемого торгового предприятия...............................................................................................................52
3.2. Выявление и обоснование путей повышения эффективности использования кадров предприятия в современных условиях............................60
Заключение........................................................................................................66
Библиографический список.............................................................................68
Приложения
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Красноярский
государственный торгово-
Факультет экономики и управления
Кафедра
экономики и планирования
К У Р С О В А Я Р А Б О Т А
по дисциплине «Экономика торгового предприятия»
на тему: «Анализ состояния и пути повышения эффективности
использования кадров предприятия торговли»
на примере
ЗАО «Ионесси».
Выполнила:
Студентка IV курса Специальности 080502.65«Экономика и управление на предприятиях (в торговле)» Очной формы обучения Группа Эт-07-1 Величкевич Анастасия Вячеславовна |
Руководитель:
к.э.н., доцент Подачина Любовь Ивановна |
КРАСНОЯРСК 2011
Содержание
Введение..................
1.
Теоретические и методические
основы анализа состояния и
эффективности использования кадров предприятия
торговли......................
1.1.
Кадры предприятия торговли: понятие,
состав, виды и их классификация.................
1.2.
Методика анализа и оценки состояния и
эффективности использования кадров предприятия...................
1.3.
Пути повышения эффективности
использования кадров
2.
Анализ состояния кадров
2.1.
Краткая организационно-
2.2. Анализ динамики, состава и структуры оборота розничной
торговли......................
2.3. Анализ динамики состава и структуры кадров предприятия по половозрастному составу, категории работников и уровню образования..........47
3.
Оценка эффективности
3.1.
Анализ эффективности использования кадров
исследуемого торгового предприятия...................
3.2.
Выявление и обоснование путей повышения
эффективности использования кадров предприятия
в современных условиях......................
Заключение................
Библиографический
список........................
Приложения
Введение
В настоящее время невозможно представить деятельность предприятия (организации) без людей. Персонал представляет собой важнейший ресурс предприятия, эффективная реализация потенциала которого требует специальных решений в зависимости от особенностей конкретных производственных задач, решаемых каждой группой наемных работников либо отдельным работником. Персонал организации в качестве социальной системы формируется, видоизменяется и развивается в зависимости и в соответствии с целями владельца организации. Поэтому кадрам предприятия уделяется большое внимание со стороны руководства. В рамках отдельной организации наиболее употребляемым понятием является «персонал», то есть люди со сложным комплексом индивидуальных качеств – социальных, психологических, профессиональных, мотивационных и др., что является их отличительным признаком от вещественных факторов производства (сырья, машин, энергии, капитала).
Так
как кадры предприятия
Пути
совершенствования
Естественно, что это должно вести к росту производительности, а значит, и к увеличению ценности людских ресурсов предприятия.
Изучение проблем совершенствования использования трудовых ресурсов на предприятии имеет важное значение для его успешного функционирования, что и обусловило актуальность исследования и выбор темы курсовой работы.
Итак,
для организации важно
Цель исследования – оценить и проанализировать состояние и эффективность использования кадрового состава предприятия «Торговый отдел № 3» 2009-2010гг., выявить и обосновать пути ее повышения в современных условиях.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические и методические основы анализа состояния и эффективности использования кадров предприятия торговли;
2) Выявить возможные пути повышения эффективности использования кадров торгового предприятия и дать им характеристику;
3) Произвести организационно-экономическую характеристику исследуемого торгового предприятия;
4) Проанализировать динамику, состав и структуру оборота розничной
торговли предприятия «Торговый отдел № 3»;
5) Проанализировать динамику состава и структуры кадров предприятия по половозрастному составу, категории работников и уровню образования;
6) Оценить и проанализировать эффективность использования кадров исследуемого торгового предприятия;
7) Выявить и обосновать пути повышения эффективности использования кадров исследуемого торгового предприятия в современных условиях.
Объект исследования - ЗАО «Ионесси» ( «Торговый отдел № 3»).
Предмет исследования – потенциал эффективности использования кадров предприятия.
Теоретической основой исследования являются работы законодательства Российской Федерации и его структур; официальные инструктивно-методические материалы отечественных и зарубежных экономистов по изучаемым вопросам и проблемам; публикации в периодической печати и материалы научно-практических конференций; результаты собственных исследований.
Методической основой написания курсовой работы является использование в процессе проводимых исследований совокупности различных приемов и методов: анализа и синтеза, группировки и сравнения, экспертных, нормативных и других.
Курсовая
работа состоит из введения, трех глав,
заключения, списка литературы и приложений.
Общий объем работы 70 страниц. Курсовая
работа содержит 7 рисунков, 23 таблицы.
Список используемой литературы включает
в себя 36 источников.
1
Теоретические и методические
основы анализа состояния
и эффективности использования
кадров предприятия
торговли
1.1
Кадры предприятия торговли:
понятие, состав, виды
и их классификация
Успех деятельности организации (предприятия) во многом определяется уровнем квалификации ее работников, степенью сплоченности команды, работающей на одну идею. Роль трудовых ресурсов существенно возрастает в период рыночных отношений. Инвестиционный характер развития сферы торговли, его высокая наукоемкость, приоритетность вопросов качества продукции изменили требования к работнику, повысили значимость творческого отношения к труду и высокого профессионализма. Это привело к существенным изменениям в принципах, методах и социально-психологических вопросах управления персоналом на торговом предприятии.
Трудовые отношения — едва ли не самый сложный аспект работы предприятия. Гораздо легче справиться с техническими и технологическими неполадками, чем разрешить конфликтные ситуации, возникающие в коллективе, где нужно учитывать индивидуальные склонности, личностные установки, психологические предпочтения [23].
Какие бы технические возможности, организационно-управленческие преимущества ни открывались перед предприятием, оно не начнет работать эффективно без соответствующего человеческого ресурса. Ведь все в конечном итоге (что ярко выражается в сфере торговли) зависит от людей, от их квалификации, умения и желания работать. Не зря сегодня западные специалисты рассматривают структуру предприятия как составляющую вещественного и человеческого капитала. Именно человеческий капитал, а не оборудование и товарные запасы являются краеугольным камнем конкурентоспособности, экономического роста и эффективности.
В рамках одного предприятия вместо термина «трудовые ресурсы» используют термин «кадры предприятия».
Кадры предприятия – это совокупность работников различных профессионально – квалификационных групп, занятых на предприятии и входящих в его списочный состав. В списочный состав включаются все работники, принятые на работу, связанную как с основной, так и с неосновной деятельностью. Под кадрами предприятия принято понимать основной (штатный) состав работников предприятия [25].
К штатному составу относятся все постоянные работники и те из
временных работников, которые наняты на срок от одного до пяти дней, если они выполняют работу, относящуюся к основной деятельности предприятия, и на срок свыше пяти дней, если они выполняют случайные работы. В списочной численности учитывают как фактически работающих в данный день, так и отсутствующих на работе по каким-либо причинам. Работников, принятых на предприятие по внешнему совместительству, в списочной численности не учитывают. Их учет ведут раздельно. Внутренних совместителей (получающих две, полторы или менее одной тарифной ставки) учитывают только один раз.
Основными признаками персонала предприятия торговли являются:
- наличие
трудовых взаимоотношений с
- обладание
определенными качественными