Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:21, курсовая работа
В данном курсовом проекте мы рассмотрим товародвижение как систему организационного проектирования, но для начала разберем детали этой системы.
Экономическое благо, предназначенное для обмена, признается товаром. При этом не обязательно, как считают некоторые современные западные экономисты, чтобы товар выступал как результат труда. Главное, утверждают они, что, товар предназначен удовлетворять потребность посредством обмена.
Введение 5
1. Теоретические основы организации проектирования системы товародвижения на предприятии 7
1.1 Метод SWOT-анализа в организационном проектировании 7
1.2 Проектирование организации производственной инфраструктуры 10
1.3 Особенности организационного проектирования системы товародвижения на предприятии 14
2. Анализ системы управления товародвижением на предприятии ОАО «Электросигнал» 21
2.1 Общая характеристика ОАО «Электросигнал» 21
2.2 Анализ и оценка организации товародвижения на предприятии ОАО «Электросигнал» 25
2.3 Анализ уровня организационного проектирования формирования системы товародвижения на предприятии ОАО «Электросигнал» 30
3. Разработка организационного проекта системы товародвижения на предприятии ОАО «Электросигнал» 38
3.1 Организационные мероприятия по совершенствованию системы товародвижения на предприятии ОАО «Электросигнал» 38
3.2 Разработка экономических мероприятий по системе товародвижения на предприятии ОАО «Электросигнал» 40
3.3 Разработка карты управленческой процедуры реализации товара отдела продаж 47
Заключение 50
Список литературы
В настоящее время ОАО «Электросигнал» входит в ОАО КОНЦЕРН «СОЗВЕЗДИЕ» и представляет собой многопрофильное производство, сконцентрировавшее весь свой научно-технический и производственный потенциал на разработке и производстве новейших средств радиосвязи КВ-, УКВ- и СВЧ-диапазонов для силовых структур и общетехнического применения. Предприятием осуществляется переход от поставок отдельных изделий радиотехнического комплекса «Акведук» к разработкам и поставкам автоматизированных комплексов связи. Это значительно повысило статус «Электросигнала» и расширило список сотрудничающих с ним предприятий-поставщиков конечной продукции. Для автоматизированного комплекса ЕСУ ТЗ предприятием поставляются новые виды командно-штабных машин на различных типах баз.[14]
Со дня создания организационная структура претерпела изменения, и сейчас включает следующие отделы и службы:
1.Техническая служба:
выполнение производственного
2.Служба заместителя
технического директора по
3.Отдел оперативного
планирования, контроля и организации
производства: обеспечение выполнения
производственного плана в
4.Литейно-механический
цех: создан для обеспечения
сборочного производства общест
5.Деревоотделочный цех.
6.Механический цех: обеспечение сборочного производства общества деталями.
7.Цех керамических и резинотехнических изделий.
8.Цех по производству
печатных плат и
9.Цех окончательной сборки спецтехники.
10.Цех сборки узлов:
основная продукция
11.Служба заместителя тех.директора по технологической подготовке производства: тех.подготовка производства новых изделий, внедрение современного оборудования.
12.Технологический отдел.
13. Инструментальный цех: изготовление прессформ, штампов, приспособлений, вспомогательный инструмент.
14.Отдел стандартизации
и тех.документации: внедрение, контроль
за внедрением и соблюдением
требований стандартов в
15.Служба заместителя
тех.директора по поддержке
16.Отдел главного механика.
17.Отдел главного энергетика.
18.Энергетический цех.
19.Конструкторский отдел.
20.Конструкторский отдел по коротковолновой связи и подвижным объектам управления.
21.Участок оснащения связных машин.
22.Коммерческая служба.
23.Отдел продаж и
внешнеэкономических связей(
24.Отдел МТО.
25.Цех складского хозяйства.
26.Цех автотранспорта и благоустройства.
27.Служба исполнительного директора.
28.Информационно-
29.Отдел бухгалтерского учета и отчетности.
30.Отдел организации труда и заработной платы.
31.Планово-экономический отдел.
32.Отдел управления качеством и технического контроля.
33.Служба кадров и режима.
Завод ОАО «Электросигнал» успешно освоил в производстве и начал серийное изготовление многофункционального комплекса связи «Аргон» в интересах силовых ведомств.
В перспективе ОАО «Электросигнал» планирует завершить разработку и начать выпуск устройств системы электронного мониторинга и слежения за подконтрольными лицами для нужд ФСИН РФ и пенитенциарных служб стран СНГ.
Забота о социальной сфере и широко развитая инфраструктура позволяет ОАО «Электросигнал» не только оставаться одним из самых значимых предприятий города Воронежа, но и уверенно двигаться вперед в современных экономических условиях.[14]
2.2 Анализ и оценка организации товародвижения на предприятии ОАО «Электросигнал»
На ОАО «Электросигнал» главным звеном организующим процесс товародвижения является отдел продаж и внешнеэкономических связей(ВЭС) и коммерческая служба. Отдел ВЭС подчиняется непосредственно заместителю директора по коммерческим вопросам. Отдел продаж, был выделен отдельной структурой предприятия из финансово-сбытового отдела в 1974 году.
Отдел продаж и ВЭС структурно разделен на 3 подразделения: планово-сбытовое бюро; бюро маркетинга и ВЭС; экспедиционная группа.
Главная задача отдела – обеспечение производства заказами, поиск новых потребителей, своевременная отгрузка по договорным обязательствам. В отделе трудятся 17 человек.
На ОАО «Электросигнал» используется следующий канал сбыта продукции (Рис.2.1):
Рис.2.1 Канал сбыта продукции
Систему товародвижения предприятия целесообразно ориентировать на:
1) получение предпринимательской прибыли в текущем периоде, а также обеспечение гарантий ее получения в будущем;
2) максимальное удовлетворение
платежеспособного спроса
3) долговременную рыночную
устойчивость организации,
4) создание положительного имиджа организации на рынке и признание ее со стороны общественности.
Функции начальника отдела продаж:
1. Сбыт продукции.
2. Участие в подготовке
перспективных и годовых
3. Обеспечение выполнению плана реализации продукции.
4. Организация приемки
продукции на склад,
5. Руководство работниками отдела.[14]
Структура сбытового подразделения завода представляет собой организацию по функциям и приведена на рисунке (Рис.2.2), из которого видно, что подразделение находится в непосредственном подчинении у заместителя по коммерческим вопросам.
Рис.2.2 Структура сбытового подразделения
Такая организационная структура существует на заводе уже давно, так как предприятие производит большую номенклатуру изделий: сложную радиоэлектронную аппаратуру, изделия производственно-технического назначения, а также товары народного потребления.
Данная организационная
Однако наряду с достоинствами есть и недостатки. Численность подчиненных начальнику отдела составляет 17 человек, тогда как для эффективного управления численность не должна превышать 5 человек. Это затрудняет руководителю контролировать действия подчиненных.
Недостатком данной организационной структуры на предприятии является то, что ни один из отделов не несет ответственности за объем реализованной продукции в целом. Каждый отдел отвечает только в рамках своих обязанностей. Тем самым они отходят от общих целей отдела сбыта, таких как: увеличение объема продаж, доли рынка, количества клиентов и уменьшение издержек товародвижения.[13]
Завод ОАО «Электросигнал» при реализации своей сбытовой политики применяет прямой (непосредственный) сбыт.
При таком сбыте, производитель вступает в непосредственный контакт с потребителем продукции и не прибегает к услугам различного типа независимых посредников. Основными потребителями при этом являются электро-энергетика и коммунальное хозяйство.
Достоинством метода прямого сбыта является то, что завод может контролировать процесс сбыта и быстро реагировать на изменение потребностей рынка.
Недостаток прямого метода заключается в том, что для обеспечения товародвижения необходимы соответствующие финансовые ресурсы, которых у предприятия недостаточно, (в данный момент завод покрывает накопившиеся долги) имеющиеся финансовые ресурсы ,которые есть у предприятия целесообразно вложить в производство, а не в обращение.
Целесообразно представляется рассмотрение товародвижения как систему перемещения готовой продукции от производителя к потребителю.
Процесс товародвижения продукции завода ОАО «Электросигнал» протекает следующим образом.
В отдел сбыта поступает коммерческое предложение от организации заинтересованной в приобретении продукции производимой заводом. В данном предложении указываются интересующий организацию вид и количество продукции, требуемое качество и все необходимые для заключения договора реквизиты.
Заместитель по коммерческим вопросам рассматривает данное коммерческое предложение на приобретение конкретного вида продукции и в зависимости от целесообразности данной сделки принимает решение о заключении договора. Если принято решение о заключении договора, то коммерческое предложение передается начальнику отдела сбыта, который передает в договорное бюро.[14]
Договорное бюро связывается с покупателем и оговаривает все существенные условия договора, т. е. отпускную цену, условия оплаты, сроки поставки, порядок отгрузки и т.д. Если предложенные условия устраивают потенциального покупателя, то исполнитель приступает к заключению договора, с учетом условий оговоренных с покупателем.
После заключения договора Покупатель подает заявку Поставщику, в которой указывается требуемое количество необходимой продукции, возможности оплаты. На основании этой заявки Покупателю выписывается и отправляется счет-фактура на предварительную оплату.
Покупатель согласно счет-фактуры производит оплату. Отгрузка готовой продукции осуществляется отделом продаж, только по заявкам. В заявке, на имя начальника отдела продаж указывают реквизиты покупателя, наименование и количество продукции, номер договора, сроки доставки, цену, способ транспортировки.
Объем реализации продукции и издержки товародвижения на заводе ОАО «Электросигнал» за 2009-2011гг. (в сопоставимых ценах).
Таблица 1.
Показатель |
Ед. изм. |
2010 |
2011 |
Объем реализации продукции |
Млн. руб. |
186804 |
201013 |
Издержки товародвижения |
Млн. руб. |
12142 |
16081 |
Таким образом, издержки товародвижения в 2010 году составили 6,5% от объема реализации продукции, а в 2011 году - 8%. Увеличение объема реализации вызвало рост издержек на 1,5%. Это связано с увеличением расходов на транспортировку, складирование.
Динамика производства и реализации продукции в сопоставимых ценах:
Таблица 2.
Год |
Объем производства продукции, млн.руб |
Темп роста, % |
Объем реализации |
Темп роста, % |
2010 |
169186 |
100 |
186804 |
100 |
2011 |
196806 |
110,4 |
201013 |
102,4 |
Из таблицы видно, что за два года объем производства вырос на 10,4%, а объем реализации на 2,4%. Темп роста производства значительно выше темпов реализации, что свидетельствует о накоплении остатков нереализованной продукции на складе и не оплаченной покупателем.
Вывод: структура сбытового подразделения завода представляет собой организацию по функциям. Однако данная организационная структура является неэффективной в силу того, что предприятие не может своевременно реагировать на изменения внутренней среды и ситуации на рынке, вследствие чего объем продаж снижается, уменьшается доля рынка.[14]
2.3 Анализ уровня организационного проектирования формирования системы товародвижения на предприятии ОАО «Электросигнал»
Перед отделом продаж стоят следующие задачи:
-обеспечение сбыта готовой продукции и услуг в сроки, установленные договорами или другими документами;
-оформление лицензий и таможенных деклараций на изготовленную продукцию;
-совершенствование
-получение и анализ информации о всех требованиях потребителей к продукции;
-получение и учет заявок, писем от потребителей на изготовление и отгрузку готовой продукции;
-заключение договоров на продукцию, изготавливаемую заводом;
-учет выполнения договоров, отгрузки готовой продукции и остатков не отгруженной продукции;
В соответствии с основными задачами отдел продаж выполняет следующие функции:
-принимает участие
в разработке и составлении
месячных и квартальных планов
отгрузки продукции, исходя из
утвержденных планов и в
-разрабатывает мероприятия
по восполнению допущенного
-следит за приемкой
готовой продукции на
-организует работу центрального склада готовой продукции,
-обеспечивает своевременное
заключение договоров с