Организационное проектирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 01:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы рассматривается через её задачи, к которым относятся:
изучить понятие, особенности и области применения основных типов организационных структур;
рассмотреть преимущества и недостатки основных типов организационных структур;
разработать рекомендации по совершенствованию организационной структуры управления исследуемого предприятия.

Файлы: 1 файл

оргпро.doc

— 2.07 Мб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

Повышение эффективности  работы предприятия в значительной мере определяется организованностью  системы управления, зависящей от чёткой структуры предприятия и  деятельности всех её элементов в  направлении выбранной цели.

Необходимость совершенствования системы управления на современном этапе определяется многими факторами. Это и оптимизация численности аппарата управления, его функций; внедрение автоматизированных систем управления и разработки систем принятия решения.

Стратегия поведения  ориентирована на поиск оптимального решения между централизацией и децентрализацией властных функций, что обусловлено необходимостью: оперативно реагировать на изменения во внешней среде; устанавливать рациональные связи между звеньями и структурами управления на всех уровнях, минимизировать число ступеней структуры управления; повысить оперативность принимаемых решений.

С этих позиций структуру  управления можно рассматривать  как форму разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления.

В современных условиях успех предприятия определяется, прежде всего, рациональной организацией производства продукции, снижением  издержек, развитием, то есть воздействием управления на внутренние факторы производства. На первое место выдвигается проблема гибкости и адаптивности к постоянным изменениям внешней среды. Это, прежде всего, организации, которые связаны с данным предприятием в силу выполняемых ими целей и задач. Сюда относятся и социальные факторы и условия, которые, не оказывая прямого воздействия на оперативную деятельность предприятия, предопределяют его стратегически важные решения. Значение факторов внешней среды резко повышаются в связи с возрастанием сложности всей системы общественных отношений. Эволюция системы управления направлена на формирование полицентрической системы, базирующейся на функционировании в народном хозяйстве структур, способных к самоуправлению и саморазвитию. В современных условиях происходит дальнейшее совершенствование управленческой деятельности, вызванное ускоряющимся научно-техническим прогрессом, усложнением проблемы сбыта продукции. Вместе с тем возникла необходимость изучения форм и методов управления на уровне основного хозяйственного звена - предприятия. Использование опыта на отечественных предприятиях одна из важнейших задач.

Структура управления включает в себя все цели, распределённые между различными звеньями, связи  между которыми обеспечивают координацию  отдельных действий по их выполнению. Связь структуры с ключевыми  понятиями управления - его целями, функциями, процессом, механизмом функционирования, людьми и их полномочиями свидетельствует о её огромном влиянии на все стороны работы организации.

Поскольку процесс управления информационный, то объект управления представлен в системе управления информационными связями с органом управления и окружающей средой. Можно дать следующее определение организационной структуры системы управления - это целостная совокупность соединённых между собой информационными связями элементов объекта и органа управления.

Поэтому в курсовой работе большое внимание уделяется принципам  и методам формирования, выбору типа структуры управления, изучению тенденции  в их построении и оценке их соответствия решаемым задачам.

Актуальность темы в том, что организационная структура имеет отношение непосредственно к организациям, где осуществляется та или иная совместная трудовая деятельность людей, нуждающихся в организационных процессах (разделении труда, ресурсном обеспечении, согласованием объемов, сроков и последовательности работы). Организационные процессы в свою очередь обуславливают необходимость выработки целей и стратегий деятельности, выполнение процессов планирования, мотивации, контроля, учета, анализа, т.е. процессов управления. От выбранного вида организационной структуры предприятия зависит эффективность его работы.

Целью курсовой работы является формирование эффективной организационной структуры управления предприятия на основе изучения теоретических положений науки управления и практических тенденций развития организационных структур.

Цель курсовой работы рассматривается через её задачи, к которым относятся:

  • изучить понятие, особенности и области применения основных типов организационных структур;
  • рассмотреть преимущества и недостатки основных типов организационных структур;
  • разработать рекомендации по совершенствованию организационной структуры управления исследуемого предприятия.

Объектом исследования курсовой работы является предприятие ОАО «АСТРАХАНЬГАЗСЕРВИС».

Предмет исследования организационная структура управления предприятия ОАО «АСТРАХАНЬГАЗСЕРВИС».

 

 

 

 

1ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

1.1 Понятие, особенности  и области применения основных  типов организационных структур

Организационная структура  предприятия - это форма разделения труда, закрепляющая определённые функции управления за структурными подразделениями различного уровня иерархии.

Организационная структура управления предприятием адекватна структуре самого предприятия  и соответствует масштабам и функциональному назначению управляемых объектов.

Крупные предприятия, специализирующиеся на производстве сложных  и трудоёмких видов продукции (например, автомобилей, самолётов, металлов, нефтепродуктов и другое) состоят, как правило, из десяти цехов, лабораторий и отделов. Для координации их деятельности создаётся сложная иерархическая структура управления.

Необходимость создания многозвенной системы управления часто  обусловлена диверсификацией производства. Выпуск широкого ассортимента товаров, технологически не связанных между собой, нередко требует образования органов управления производством и сбытом по каждому виду продукции. Вместе с тем малые предприятия характеризуются наличием простейших организационных структур: руководитель - исполнитель.

Организационная структура управления на предприятии строится по принципу подчинения нижестоящего органа вышестоящему. Например, руководители цеховой лаборатории или цеховой бухгалтерии подчиняются соответственно руководству центральной заводской лаборатории и главному бухгалтеру предприятия. Начальники цехов и отделов подчиняются или непосредственно директору, или одному из заместителей директора.

Суть управления состоит  в сборе, переработке, хранении и  выдаче информации в виде программ, планов, распоряжений, нормативов, заданий.

Каждый из указанных  документов содержит подробную информацию о том, что, когда и кому надлежит сделать, в каком объёме можно  использовать те или иные ресурсы, от кого получить исходные материалы и  кому передать готовый продукт. В  них указываются права и обязанности исполнителей, устанавливаются необходимые технические, экономические и социальные ограничения, предусматривается контроль исполнения.

Внутренняя структура  органов управления носит в основном ступенчатый характер, особенно на крупных и средних предприятиях.

Изменяющийся  характер спроса и необходимость  сохранения или расширения рыночной ниши требуют от организационных  структур всё большего динамизма. Всё  чаще приходится менять продукцию, расширять  ассортимент, диверсифицировать производство. В этих условиях, прежде всего, изменяются материальные потоки и связи между производственными подразделениями, в более сложных условиях меняется состав и специализация элементов производственной структуры с соответствующим изменением связей. Развитие подобных процессов и явилось толчком к появлению проектного управления, матричных схем. В крупных фирмах преимущественно корпоративного типа практика промышленно развитых стран привела к переходу от линейно-функциональной схемы к дивизиональным структурам.

Организационная структура  управления должна отвечать ряду определённых критериев, характеризующих её оптимальность. К ним можно отнести: наикратчайший путь от звена управляющей системы до управляемого объекта; оптимальное число ступеней и звеньев; наименьшее число «входов» и «выходов» каждого звена; чёткий состав видов работ по управлению для каждого звена; отсутствие дублирования работ.

Одной, оптимальной для  всех ситуаций, организационной структуры  управления предприятием не существует. Относительная эффективность того или иного типа структуры определяется различными внешними и внутренними условиями, а также реализуемыми стратегиями.

При разработке структуры управления важно исследовать специфику  организационных связей и уже  на базе этого вырабатывать рекомендации по созданию рациональной организационной структуры управления.

1.2 Преимущества  и недостатки основных типов  организационных структур

Организационная структура  предусматривает распределение  функций и полномочий на принятие решений между руководящими работниками фирмы, ответственными за деятельность структурных подразделений, составляющих организацию фирмы.

Основные проблемы, возникающие  при разработке структур управления:

  • установление правильных взаимоотношений между отдельными подразделениями, что связано с определением их целей, условий работы и стимулирования;
  • распределение ответственности между руководителями;
  • выбор конкретных схем управления и последовательности процедур при принятии решений;
  • организация информационных потоков;
  • выбор соответствующих технических средств.

Проблема совершенствования  организационной структуры управления предполагает уточнение функций  подразделений, определение прав и  обязанностей каждого руководителя и сотрудника, устранение многоступенчатости, дублирования функций и информационных потоков.

Основной задачей здесь  является повышение эффективности  управления.

Организационная структура  направлена, прежде всего, на установление чётких взаимосвязей между отдельными подразделениями фирмы, распределения  между ними прав и ответственности. В ней реализуются различные требования к совершенствованию систем управления, выражающиеся в тех или иных принципах.

В зависимости от характера  связей между различными подразделениями  различают следующие формы организационных  структур управления:

  • линейная;
  • функциональная;
  • линейно-функциональная;
  • дивизиональная;
  • матричная;
  • программно-целевая.

Основы линейных структур составляет так называемый «шахтный» принцип построения и специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам организации (маркетинг, производство, исследования и разработки, финансы, персонал и так далее). По каждой подсистеме формируется иерархия служб («шахта»), пронизывающая всю организацию сверху донизу. Результаты работы каждой службы оцениваются показателями, характеризующими выполнение ими своих целей и задач. Соответственно строится и система мотивации и поощрения работников. При этом конечный результат (эффективность и качество работы организации в целом) становится как бы второстепенным, так как считается, что все службы в той или иной мере работают на его получение.

Линейная структура управления представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Линейная организационная  структура

Преимущества линейной структуры:

  • чёткая система взаимных связей функций и подразделений;
  • чёткая система единоначалия - один руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всей совокупностью процессов, имеющих общую цель;
  • ясно выраженная ответственность;
  • быстрая реакция исполнительных подразделений на прямые указания вышестоящих.

Недостатки линейной структуры:

  • отсутствие звеньев, занимающихся вопросами стратегического планирования; в работе руководителей практически всех уровней оперативные проблемы («текучка») доминирует над стратегическими;
  • тенденция к волоките и перекладыванию ответственности при решении проблем, требующих участия нескольких подразделений;
  • малая гибкость и приспособляемость к изменению ситуации;
  • критерии эффективности и качества работы подразделений и организации в целом - разные;
  • тенденция к формализации оценки эффективности и качества работы подразделений приводит обычно к возникновению атмосферы страха и разобщённости;
  • большое число «этажей управления» между работниками, выпускающими продукцию, и лицом, принимающим решение;
  • перегрузка управленцев верхнего уровня;
  • повышенная зависимость результатов работы организации от квалификации, личных и деловых качеств высших управленцев.

Информация о работе Организационное проектирование