Организационное проектирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 01:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы рассматривается через её задачи, к которым относятся:
изучить понятие, особенности и области применения основных типов организационных структур;
рассмотреть преимущества и недостатки основных типов организационных структур;
разработать рекомендации по совершенствованию организационной структуры управления исследуемого предприятия.

Файлы: 1 файл

оргпро.doc

— 2.07 Мб (Скачать)

Целевая организационная  структура управления представляет собой комбинацию нескольких видов  организационных структур. К ней следует прибегать в тех случаях, когда цель является нетрадиционной. Так, в организациях профессионального образования существует проблема меж организационной кооперации, формирования системы непрерывного профессионального образования, интеграции с отраслями экономики.

1.3 Особенности  построения рациональной организационной  структуры управления предприятием

Обеспечение выживаемости организации при рыночных отношениях в экономике во многом определяется существующей в организации системой управления. В условиях рыночной экономики конкурентоспособность организации зависит от того, насколько мобильно и эффективно она реагирует на изменения внешней среды, насколько чутко улавливает изменения потребностей рынка, насколько она способна к постоянным изменениям и усовершенствованиям.

Рассматривая систему  управления организацией, следует выделить:

  • управление как специфическую функцию;
  • управление как процесс подготовки и принятия решения;
  • управление как структуру аппарата, как структуру распределения функций, обязанностей, полномочий и ответственности;
  • управление как структуру профессионального и квалификационного состава управленческого персонала.

Управление как структура  ассоциируется с аппаратом организации, который обычно более чётко очерчен в её документах. Схема аппарата управления позволяет определить связи между звеньями и уровнями управления, соотношение централизации и децентрализации в распределении функций, обязанностей, полномочий и ответственности работников, занимающих разные должности в аппарате.

В зависимости от того, на какой стадии финансовой неустойчивости находиться организация (эпизодическая  неплатёжеспособность, хроническая  неплатёжеспособность, кризисное состояние), происходит критический анализ системы  управления организации. При этом определяются причины, по которым организация не может обрести устойчивость. Это могут быть неэффективная структура управления, некомпетентность управленческого персонала, неправильное осуществление управленческих процессов по подготовке и принятию решений.

Поэтому мероприятия  по реформированию организации вызывают необходимость изменений в системе  управления.

Наиболее важная роль в системе управления принадлежит  структуре управления.

«Структура управления предприятием», или «организационная структура управления» (ОСУ) - одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категории и профессиональной специализации. Структуру можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда то внимание, которое руководители организаций уделяют принципам и методам построения структур управления, выбору их типов и видов, изучению тенденций изменения и оценкам соответствия задачам организаций.

Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и  развитие организации как единого  целого. ОСУ определяется также форма  распределения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций структура управления представляется в виде оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в её состав органами управления и работающими в них людьми.

Ключевыми понятиями  структур управления являются элементы, связи (отношения), уровни и полномочия. Элементами ОСУ могут быть как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы, либо органы аппарата управления, в которых занято то, или иное количество специалистов, выполняющих определённые функциональные обязанности.

Существуют два направления специализации элементов ОСУ:

  • в зависимости от состава структурных подразделений организации вычленяются звенья структуры управления, осуществляющие маркетинг, менеджмент производства, научно-технического прогресса и т.п.;
  • исходя из характера общих функций, выполняемых в процессе управления, формируются органы, занимающиеся планированием, организующие производство, труд и управление, контролирующие все процессы в организации.

Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные связи. Первые носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вторые - это отношения подчинения. Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления, то есть при наличии различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели.

При двухуровневой структуре  создаются верхние звенья управления (руководство организацией в целом) и низовые звенья (менеджеры, непосредственно  руководящие работой исполнителей). При трех и более уровнях в ОСУ формируется так называемый средний слой, который в свою очередь может состоять из нескольких уровней.

Следует отличать вертикальные связи - связи подчинения, при наличии  нескольких уровней управления, и горизонтальные связи - связи согласования и координации управленческих действий между службами одного уровня и работниками. В рамках структуры управления протекают все управленческие процессы (сбор информации и её обработка, движение информации, на её основе подготовка, принятие и реализация решений). Между звеньями структуры управления (службами) распределены обязанности, полномочия, права и ответственность за их выполнение.

В соответствии с этим в условиях наступления кризисной  ситуации в организации структуру управления следует проанализировать с точки зрения:

  • соответствия группировки управленческих работ по функциям, обязанностям, задачам ликвидации или снижения кризисной ситуации в организации;
  • определения необходимого числа уровней, звеньев управления и персонала в соответствии с объёмом производимой и реализуемой продукции в краткосрочном периоде;
  • установления чётких полномочий и персональной ответственности по принятию и реализации решений, связанных с выводом организации из кризисной ситуации, соответствия функций полномочиям;
  • соответствия квалификации управленческого персонала (менеджеров) занимаемым руководящим должностям, связанным с принятием и реализацией ответственных для организации решений, соблюдение масштаба управляемости.

Структура управления организации характеризуется такими параметрами, как сложность, степень централизации и формализации выполнения работ по управлению, механизма координации и подстраховывания.

Сложность организационной  структуры управления определяется числом уровней и звеньев управления (служб, отделов и отдельных менеджеров). Число уровней зависит от специфики организации, объёма и ассортимента производимой продукции, особенностей её положения на рынке.

К структуре управления предъявляется множество требований, отражающих её ключевое для менеджмента значение. Они учитываются в принципах формирования организационной структуры управления, разработке которых было посвящено немало работ отечественных авторов в дореформенный период.

Главные из этих принципов  могут быть сформулированы следующим образом:

  • организационная структура управления должна, прежде всего, отражать цели и задачи организации, а, следовательно, быть подчиненной производству и его потребностям.
  • следует предусматривать оптимальное разделение труда между органами управления и отдельными работниками, обеспечивающее творческий характер работы и нормальную нагрузку, а также надлежащую специализацию.
  • формирование структуры управления надлежит связывать с определением полномочий и ответственности каждого работника и органа управления, с установлением системы вертикальных и горизонтальных связей между ними.
  • между функциями и обязанностями, с одной стороны, и полномочиями и ответственностью с другой, необходимо поддерживать соответствие, нарушение которого приводит к дисфункции системы управления в целом.
  • организационная структура управления призвана быть адекватной в социально-культурной среде организации, оказывающей существенное влияние на решения, относительно уровня централизации и детализации, распределения полномочий и ответственности, степени самостоятельности и масштабов контроля руководителей и менеджеров.

Реализация этих принципов  означает необходимость учета при  формировании (или перестройке) структуры  управления множества различных  факторов воздействия на организационную структуру управления.

Главный фактор, «задающий» возможные контуры и параметры структуры управления - сама организация. Известно, что организации различаются по многим критериям. Большое разнообразие организаций в Российской Федерации предопределяет множественность подходов к построению управленческих структур. Подходы эти различны в организациях коммерческих и некоммерческих, крупных, средних и малых, находящихся на разных стадиях жизненного цикла, имеющих разный уровень разделения и специализации труда, его кооперирования и автоматизации, иерархических и «плоских», и так далее. Очевидно, что структура управления крупными предприятиями более сложна по сравнению с той, какая нужна небольшой фирме, где все функции менеджмента подчас сосредотачиваются в руках одного - двух членов организации (обычно руководителя и бухгалтера), где соответственно нет необходимости проектировать формальные структурные параметры. По мере роста организации, а значит, и объема управленческих работ, развивается разделение труда, и формируются специализированные звенья (например, по управлению персоналом, производством, финансами, инновациями и т.п.), слаженная работа коих требует координации и контроля.

Построение формальной структуры управления, в которой  чётко определены роли, связи, полномочия и уровни, становятся императивом.

На формирование структуры  управления оказывают влияние изменения  организационных форм, в которых  функционируют предприятия. Так, при  вхождении фирмы в состав какого-либо объединения, (концерна, ассоциации и  т.п.) происходит перераспределение управленческих функций (часть функций централизуется), поэтому меняется и структура управления фирмы. Если предприятие остается самостоятельным и независимым, но становится частью сетевой организации, объединяющей на временной основе ряд взаимосвязанных предприятий (чаще всего для использования благоприятной ситуации), ему приходится вносить в свою управленческую структуру ряд изменений. Это связано с необходимостью усиления функций координации и адаптации к системам менеджмента других компаний, входящих в сеть.

Единство и целенаправленность в работе этих фирм достигаются благодаря  гибкой электронной связи на базе информационной технологии, которая  пронизывает буквально все сферы их деятельности.

Вывод.

Важный фактор формирования управленческих структур - уровень развития на предприятии информационной технологии. Общая тенденция к децентрализации «электронного интеллекта», то есть к росту числа персональных компьютеров при одновременном расширении использования на уровне предприятия локальных сетей, ведет к ликвидации или сокращению объема работ по ряду функций на среднем и низовом уровне. Это относится, прежде всего, к координации работы подчиненных звеньев, передаче информации, обобщению результатов деятельности отдельных сотрудников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2АНАЛИЗ ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 Общая характеристика предприятия

В пятидесятые годы на территории Астраханской области было открыто  месторождение природного газа и  в 1957 году начаты работы по строительству  магистрального газопровода Промысловое–Астрахань. Распоряжением Главгаза Министерства коммунального хозяйства РСФСР от 19 апреля 1958 г. и решением Астраханского горисполкома в областном центре была создана дирекция строящегося газового хозяйства г. Астрахани. Первым директором дирекции в г. Астрахани был Владислав Иванович Елистратов. К концу 1959 г. в городе было построено 11,6 км газопроводов среднего и низкого давления, возведено здание газорегуляторного пункта по ул. Володарского, а к 1 января 1960 г. были завершены основные работы по строительству магистрального газопровода Промысловое–Астрахань и ГРС-1. В 1958–1959 гг. были подготовлены к приему газа 1600 квартир и начаты работы по газификации городской ТЭЦ, Астраханской ГРЭС и Астраханского тепловозоремонтного завода.16 июля 1960 года решением Астраханского горисполкома на базе дирекции создается трест по эксплуатации газового хозяйства – «Астраханьгоргаз».

Информация о работе Организационное проектирование