Анализ показателей рабочей силы Свердловской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 09:37, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность в данной теме состоит в том, что непродуманная социальная и экономическая политика приводит к стихийным процессам на рынке труда. Для успешного регулирования конъюнктуры спроса и предложения на рынке труда требуется комплексная система регулирования занятости, осуществляющая в первую очередь маркетинговые функции. Несмотря на общность базовых положений маркетинга для всех отраслей и сфер экономики, характер их практического применения на рынке труда имеет существенные отличия. Это требует системного освещения проблемы маркетинга на рынке труда.

Оглавление

Введение 3
1 Проблемы занятости и переподготовки кадров 4
1.1 Рынок труда и проблемы занятости 4
1.2 Проблема переподготовки и повышения квалификации кадров 6
1.3. Тенденция воспроизводства населения 9
2 Проблемы рынка труда г. Екатеринбурга 12
2.1 Характеристика рынка труда г. Екатеринбурга 12
2.2 Проблемы рынка труда г. Екатеринбурга 21
3 Анализ показателей рабочей силы Свердловской области 28
3.1 Анализ кадровых потребностей Свердловской области к 2013 году
и оценка соответствия им образовательных услуг региона 30
3.2 Прогнозные оценки востребованности специалистов с высшим профессиональным образованием на рынке труда Свердловской области
к 2012-2014 г.г 32
Заключение 39
Литература

Файлы: 1 файл

курсовая рынок труда.docx

— 117.46 Кб (Скачать)

-привлечение молодежи к освоению  рабочих профессий;

-предотвращение потерь квалифицированных  кадров;

-содействие инициативе по сохранению  и развитию кадрового потенциала  предприятий.

В настоящее время проводится работа по подготовке прогноза кадров для экономики города до 2014 года. Служба занятости принимает участие в этой работе.

При формировании спроса на образовательные услуги все более существенную роль  будет играть профессиональная ориентация. Служба занятости планирует ряд мероприятий, направленных на повышение эффективности профориентационных мероприятий, в их числе: проведение ярмарок образовательных услуг, дней  профинформации и т. п. 8

2) Не менее важной проблемой  рынка труда остается безработица  на селе.

  Каждый третий зарегистрированный безработный - житель сельской местности. В течение 2012 года доля сельских безработных в общей численности безработных по сравнению с 2011 годом увеличилась  на 3,2 % и составила на 1 января 2013г.41,0% (рисунок 6)

 

Рисунок 6.Содержание в структуре безработных сельского населения.

Практика показывает, что особые сложности в трудоустройстве испытывают жители «депрессивных сельских поселений». В этих поселениях отсутствуют платежеспособные работодатели, способные предоставить рабочие места для местных жителей, заплатить даже минимальную заработную плату участникам общественных работ и других мероприятий по содействию занятости населения, проводимых центрами занятости для организации хотя бы временного трудоустройства сельских безработных.

Основная масса сельских безработных остается за пределами регулируемого рынка труда и абсолютно не защищена социально, т.к. единственной формой занятости для них занятие на собственном «крестьянском подворье», т.е. натуральное хозяйство.

Самозанятость на основе предпринимательской деятельности - альтернативная форма занятости сельского населения. Она может быть не только способом снижения уровня безработицы на рынке труда, но и одним из направлений решения социально-экономических проблем населения.

Кроме того, предусматривается осуществление контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости сельского населения, организации  и проведения специальных мероприятий по профилированию безработных  граждан из  числа сельского населения.

3) Значимой проблемой  рынка труда является отток  из региона рабочей силы в  столичные города и области.

В то же время в регионе ощущается дефицит квалифицированной рабочей силы.

В регионе реализуются более 20 крупных инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций более 700 млн. долларов США. Результатом их  реализации  станет создание более 5 тыс. рабочих мест. Служба занятости имеет возможность направить на переобучение, повышение квалификации  около 3 тыс. безработных с гарантией трудоустройства под конкретные рабочие места.

Как мы считаем, частично решению кадровой проблемы будет способствовать  реализация мероприятий  по привлечению на постоянное место жительства  иностранных граждан из числа соотечественников, т. е. реализация региональной программы г. Екатеринбурга по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом.

Служба занятости  занимается регулированием  процессов  привлечения иностранной рабочей силы  на основе принципа приоритетного  использования национальных кадров.

4) Содействие интеграции  в рынок труда и эффективной  занятости  безработных граждан, обладающих недостаточной конкурентоспособностью  на рынке труда и испытывающих  трудности при трудоустройстве.

В числе безработных около 25% составляют граждане, испытывающие  трудности в поиске работы (инвалиды, выпускники, лица предпенсионного возраста, и др.). Органами государственной службы занятости будут осуществляться специальные программы, включая профилирование,  профобучение, стажировки, организацию временных работ, квотирование рабочих мест, оказание услуг по психологической поддержке, направленные на  эффективное трудоустройство вышеуказанных категорий граждан.

Примерно четверть безработной молодёжи, зарегистрированной в течение 2012 года,- выпускники учреждений профессионального образования и общеобразовательных учреждений.

Служба занятости оказывает учреждениям профессионального образования помощь в проведении социальной адаптации выпускников на рынке труда, содействует в организации и проведении ярмарок вакансий учебных и рабочих мест, знакомит выпускников с ситуацией на рынке труда.

В рамках создания новой государственной системы содействия трудоустройству и занятости студентов и выпускников учреждений профессионального образования на базе Уральского государственного университета при участии Управления открыт Региональный Центр содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников высших профессиональных учебных заведений.

Центр органически вольется в создаваемую новую государственную систему содействия трудоустройству и занятости студентов и выпускников учреждений профессионального образования.

Основные задачи центра:

  • координация деятельности и оказание помощи вузовским центрам занятости, студенческим биржам и другим подразделениям в сфере студенческого трудоустройства содействия занятости студентов и трудоустройству выпускников;

  • проведение мониторинга трудоустройства молодых специалистов учреждений высшего профессионального образования в г. Екатеринбурге;

  • разработка рекомендаций по вопросам занятости молодых специалистов для региональных органов государственной власти.

 

 

Совместно с комитетом по делам молодежи г. Екатеринбурга Управление проводит конкурс среди студенческих бирж труда на лучшую организацию работы по трудоустройству студентов и выпускников учебных заведений профессионального образования.

За отчетный период по различным вопросам на студенческие биржи, созданные с участием Управления, обратилось 16,7 тыс. человек. Поставлено на учет в качестве ищущих работу (в свободное от учебы время) 4,6 тыс. студентов, из них трудоустроено 3,7 тыс. человек.

Студенческие биржи труда активно участвуют в работе Штаба студенческих отрядов, созданного при бирже Уральского государственного университета. Ежегодно на летний период формируются педагогические, строительные студенческие отряды проводников, отряд для сопровождения детей на летний отдых. Круглогодично работает оперативный отряд промоутеров, интервьюеров, мерчендайзеров, курьеров. Всего в студенческих отрядах ежегодно работают более 650 студентов.

В соответствии с договором с департаментом образования г. Екатеринбурга, Управление регулярно предоставляет информацию о состоянии рынка труда, спросе и предложении на рабочую силу, согласовывает открытие новых профессий, специальностей, разрабатывает совместные программы, принимает участие в реализации ряда проектов.

Ежегодно по результатам мониторинга  Управление выпускает сборник «Выпускники учреждений профессионального образования г. Екатеринбурга».

Ход трудоустройства выпускников и проблемы, связанные с молодежным рынком труда, обсуждаются на конференциях, совещаниях, проводимых совместно с Администрацией города Екатеринбурга.

В целях создания системы содействия трудоустройству выпускников профессиональных образовательных учреждений и совершенствования кадрового потенциала области путем закрепления молодых специалистов на предприятиях и организациях области, Управление выступило с предложением о разработке законопроекта «О гарантиях трудоустройства выпускников профессиональных образовательных учебных заведений на предприятиях и в организациях г. Екатеринбурга». Инициатива была поддержана Губернатором Свердловской области Эдуардом Росселем и руководителями учреждений профессионального образования. В настоящее время проект закона находится на рассмотрении в Администрации области.

В целях расширения спектра мероприятий по содействию трудоустройства выпускников образовательных учреждений среднего и начального профессионального образования, снижения уровня безработицы среди этой категории граждан в учебных заведениях работают информационно-консультационные пункты.

В отчетном периоде 2012 г. за различного рода консультациями обратилось около 3,0 тыс. выпускников и студентов старших курсов (в 2011 г. – 2,0 тыс.).

Работа с учебными заведениями в дальнейшем будет совершенствоваться и приобретать новые черты с учетом развития экономики области и потребности в кадрах.

По нашему мнению, решению проблем рынка труда во многом способствует тесная связь службы занятости с работодателями.

Управление координирует деятельность центров занятости по взаимодействию с работодателями  в процессе  формирования банка вакансий, проводит информационно-аналитическую работу, связанную с движением рабочей силы, наличием и изменением рабочих мест, регулирует трудовую миграцию, обосновывает целесообразность использования иностранной рабочей силы в конкретных отраслях производства и по отдельным профессиям.

Во всех центрах занятости  функционируют информационные залы, где клиенты получает исчерпывающие сведения о состоянии рынка труда и имеющихся вакансиях.

Пользуются спросом различного рода информационные материалы, буклеты, выпускаемые управлением и центрами занятости.

Маркетинговая деятельность является одним из основных направлений работы службы занятости по укреплению сотрудничества с работодателями.

В практику работы почти всех центров занятости области вошло проведение семинаров-совещаний с работодателями и руководителями кадровых служб, в том числе и в форме «круглых столов», «клубов работодателей». Увеличился объем информационных услуг, предоставляемых центрами занятости работодателям.

Сведения о потребностях предприятий и организаций в работниках оперативно заносятся в компьютерный банк вакансий, публикуются сведения о вакансиях в изданиях департамента (бюллетень «Труд и занятость»), в городских и районных газетах. Вакансии работодателей рекламируются в передачах областного и городского радио и телевидения, а также в информационных залах центров занятости. Управление ежеквартально выпускает справочный альманах для тех, кто ищет работу с вакансиями по г.  Екатеринбургу, Свердловской области и регионам России.

При подборе нужных работников для предприятий и организаций центры занятости используют компьютерные базы программ «Поиск высококвалифицированных  работников» и «Резюме».

В течение 2010-2012 годов проводились круглые столы, встречи с работодателями, с общественными организациями по вопросам содействия занятости различных категорий граждан.

Расширение взаимовыгодных контактов с работодателями, координация работы с участниками рынка труда, в том числе учебными заведениями, реализация в полном объеме мероприятий бюджетной целевой программы, проведение мониторингов, опросов населения по удовлетворенности   качеством предоставляемых услуг позволит эффективно решать основные проблемы рынка труда, существенно улучшит ситуацию с занятостью,  расширит  возможности для реализации прав граждан на достойный труд по свободно выбранному роду деятельности и профессии.

Развитие механизмов социального партнерства, активная работа координационного комитета по содействию занятости населения   также  будет направлена на решение проблем рынка труда и стратегической задачи бюджетной целевой программы. 

В каждом муниципальном образовании области разработана и согласована с   управлением  программа содействия занятости населения.

При разработке  областной бюджетной целевой  программы  учитывались основные подходы и мероприятия вышеуказанных программ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Анализ показателей рабочей  силы Свердловской области

3.1 Анализ кадровых  потребностей Свердловской области  к 2013 году и оценка соответствия  им образовательных услуг региона

По данным Министерства экономики Свердловской области в последние годы наблюдается дисбаланс количества выпускников профессионального образования разного уровня (табл.4):

 

Таблица 4-Спрос и предложение на выпускников- специалистов в регионе

В 2011 году

ВПО

СПО

НПО

Необходимо специалистов

14453 чел

13000 чел.

20810 чел.

Выпущено специалистов

41000 чел.

27770 чел

12614 чел


 

 

При анализе спектра квалификаций выпускников можно отметить, что в высшем профессиональном образовании продолжают лидировать экономисты и юристы, а требуются инженеры, металлурги, педагоги. На уровне начального и среднего профессионального образования  существует потребность в строителях, металлургах, энергетиках, при этом много выпускников обучается по программам сферы сервиса и потребительских услуг.

          В то же время, в связи со  структурными преобразованиями  в экономике, обострилась проблема  несоответствия имеющихся профессий  и специальностей и уровней  квалификации не только молодых  специалистов, но и других категорий  соискателей рабочих мест требованиям  работодателей, а также дисбаланса  между спросом и предложением  рабочей силы на рынке труда.

Информация о работе Анализ показателей рабочей силы Свердловской области