Анализ показателей рабочей силы Свердловской области
Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 09:37, курсовая работа
Краткое описание
Актуальность в данной теме состоит в том, что непродуманная социальная и экономическая политика приводит к стихийным процессам на рынке труда. Для успешного регулирования конъюнктуры спроса и предложения на рынке труда требуется комплексная система регулирования занятости, осуществляющая в первую очередь маркетинговые функции. Несмотря на общность базовых положений маркетинга для всех отраслей и сфер экономики, характер их практического применения на рынке труда имеет существенные отличия. Это требует системного освещения проблемы маркетинга на рынке труда.
Оглавление
Введение 3 1 Проблемы занятости и переподготовки кадров 4 1.1 Рынок труда и проблемы занятости 4 1.2 Проблема переподготовки и повышения квалификации кадров 6 1.3. Тенденция воспроизводства населения 9 2 Проблемы рынка труда г. Екатеринбурга 12 2.1 Характеристика рынка труда г. Екатеринбурга 12 2.2 Проблемы рынка труда г. Екатеринбурга 21 3 Анализ показателей рабочей силы Свердловской области 28 3.1 Анализ кадровых потребностей Свердловской области к 2013 году и оценка соответствия им образовательных услуг региона 30 3.2 Прогнозные оценки востребованности специалистов с высшим профессиональным образованием на рынке труда Свердловской области к 2012-2014 г.г 32 Заключение 39 Литература
Реформа управления трудом
и занятостью не завершена. И новая система
пока еще не обеспечивает эффективного
обслуживания субъектов рынка труда, количественно-качественную
сбалансированность спроса и предложения
рабочей силы.
Актуальность в данной теме
состоит в том, что непродуманная социальная
и экономическая политика приводит к стихийным
процессам на рынке труда. Для успешного
регулирования конъюнктуры спроса и предложения
на рынке труда требуется комплексная
система регулирования занятости, осуществляющая
в первую очередь маркетинговые функции.
Несмотря на общность базовых положений
маркетинга для всех отраслей и сфер экономики,
характер их практического применения
на рынке труда имеет существенные отличия.
Это требует системного освещения проблемы
маркетинга на рынке труда. Генетические
корни маркетинга уходят в теоретические
концепции и опыт мировой практики.
Использование данных достижений
и учет особенностей развития нашей страны
позволяет обосновать свой собственный
подход к проблемам маркетинга на отечественном
рынке труда. Главный тезис маркетинга
- это ориентация на потребителя, производство
того, что пользуется спросом, что можно
выгодно реализовать. Маркетинг рабочей
силы предполагает на основе сбора и анализа
информации, изучения конъюнктуры будущего
периода, путем составления многовариантных
прогнозов получение информации о возможных
объемах, структуре необходимых профессий
и специальностей, а далее разработку,
проведение рекламной деятельности и
стимулирования трудоустройства.
Задачами курсовой работы является
изучение проблем занятости и переподготовки
кадров, проведение анализа рынка труда
г. Екатеринбурга Свердловской области.
1 Проблемы занятости и
переподготовки кадров
1.1 Рынок труда
и проблемы занятости
Особенно остро в связи с развитием
рыночных отношений стоит проблема подготовки,
профессиональной переподготовки и повышения
квалификации кадров.
Основными характеристиками
рынка труда, являются предложение рабочей
силы, спрос на нее, степень сбалансированности
спроса и предложения, цена, выступающая
в форме заработной платы. Как и все процессы,
протекающие в обществе, рынок труда развивается
под воздействием множества экономических
и социальных факторов, отражая состояние
экономики республики: наметившийся подъем
производства, ограниченность инвестиционных
ресурсов, бюджетный дефицит, наличие
инфляционных процессов, финансовая несостоятельность
отдельных предприятий.
С развитием рыночных отношений
в экономике произошли глубокие изменения
в сфере занятости населения: сократилась
численность трудовых ресурсов, снизилась
занятость и возросла незанятость трудоспособного
населения.
Ситуация на рынке труда продолжает
оставаться напряженной и противоречивой
и характеризуется следующими тенденциями
развития и ключевыми проблемами1:
экономический кризис не вызвал
обвальной безработицы, рост которой оставался
умеренным, однако первые симптомы экономической
стабилизации не могут в ближайшее время
позитивно сказаться на рынке труда;
несоответствие между экономической
динамикой и динамикой занятости остается.
Спад производства и нарастание финансово-экономических проблем не сопровождались
адекватным сокращением численности работающих.
Производительность труда значительно
снизилась. Многие предприятия ЛПК стоят
перед дилеммой: сокращение персонала
в целях повышения эффективности производства
или сохранение кадрового ядра (в том числе
за счет сокращения рабочего времени и
административных отпусков) в ожидании
экономического роста;
ограниченные инвестиционные
возможности создают опасность дефицита
рабочих мест в ближайшие годы;
дополнительный фактор роста
безработицы - трудности в финансировании
бюджетного сектора экономики;
обостряются проблемы трудоустройства
отдельных социально-демографических
групп населения (молодежи, инвалидов,
женщин);
сохраняются значительные масштабы
скрытой безработицы;
система государственного профессионального
образования недостаточно гибко реагирует
на изменение спроса на рабочую силу. Увеличивается
разрыв между требуемым работодателями
качеством рабочей силы и квалификацией
соискателей рабочих мест;
ухудшающиеся условия труда
ведут к снижению качества рабочего места,
формируют не престижные, трудно заполняемые
рабочие места;
в относительно благополучном
положении, с точки зрения кадровой стабильности,
находятся отрасли ЛПК, ориентированные
на экспорт;
предприятия, находящиеся в
кризисных условиях, теряют квалифицированных
работников. Возникающий дефицит опытных
обученных кадров становится дестабилизирующим
экономическим фактором;
безработица концентрируется
в экономически депрессивных районах;
избыточной занятостью на предприятиях
отрасли.
1.2 Проблема переподготовки
и повышения квалификации кадров
Уже давно считается аксиомой,
что при подготовке талантливых, компетентных,
ответственных специалистов главным факторов
является личностный. Многое, если не все,
зависит от педагога, увлеченного, ищущего,
никогда не останавливающегося на достигнутом.
Кроме того, существующая в настоящее
время социально-экономическая ситуация
предъявляет дополнительные требования
к компетентности и профессиональному
мастерству педагогов.
Профессионализация как непрерывный
процесс приобретения профессиональных
умений и качеств и совершенствования
уже имеющихся приобретает особое значение,
поскольку качество современного образования
определяется тем, насколько у выпускников
учреждений образования развиты компетенции
(понятие, которое мы согласно общепринятому
мнению и толковому словарю, определяем
как способность устанавливать соответствующие
связи между знанием и ситуацией, применять
адекватно знаниям для решения проблем).2
Компетентность - это степень
выраженности, проявленности присущего
человеку профессионального опыта в рамках
компетенции конкретной деятельности.
Высокий уровень компетентности как итог
профессионального развития на определенном
этапе предусматривает гармоничное сочетание
интеллектуальных компетенций (способности
к продуктивной аналитической мыслительной
деятельности), социальных компетенций
(гражданской грамотности, правовой культуры)
и личностных (способности к общению, рефлексивности,
готовности к обучению на протяжении всей
жизни). Это последнее определяет профессиональную
направленность.
На основе индивидуальных запросов
осуществляется организация курсов повышения
квалификации и переподготовки по именным
образовательным чекам.
Образовательный чек предоставляет
возможность практической реализации
индивидуально-ориентированной модели
профессионального совершенствования.
Принципы вариативности, гибкости, мобильности,
реализации права выбора формы, места,
вида и сроков лежат в основе настоящей
модели. Содержание инвариантных учебных
блоков представлено "социокультурным",
"психолого-педагогическим", "теоретико-методологическим"
и "технологическим" направлениями.
На основе изучения и анализа
состояния кадрового потенциала образовательной
среды функционирует Персонал Центр, основной
целью деятельности которого является
создание условий для профессионально
самоопределения и получения дополнительных
специальностей на различных этапах профессионального
становления личности. В настоящее время
наблюдается рассогласованность профессиональной
направленности и различной степени удовлетворенности
результатами своего труда и его материальным
вознаграждением. Приобретение дополнительных
специальностей, расширение диапазона
профессиональных возможностей, использование
профессиональной среды как условия саморазвития
помогает решить эту проблему.
Для активизации личностного
потенциала (по их индивидуальным запросам
и по результатам мониторинга динамики
запроса и согласование его с нуждами
образовательных учреждений) осуществляется
консультирование специалистов и оказание
им социально-психологической поддержки
на различных этапах профессионального
становления и роста.
Основные проблемы молодых
специалистов - это проблемы профессиональной
адаптации, часто приводящие к различным
формам профессиональной дезадаптации
таким как3:
несовпадение ролевых ожиданий
с самоожиданиями индивида,
трудности вхождения в трудовой
коллектив,
определение своей статусной
позиции,
взаимодействие с администрацией,
установление границ лояльности
к детям и вопросы дисциплины,
своевременное и умелое использование
теоретических знаний в конкретных ситуациях.
Основные проблемы специалистов,
имеющих стаж от 5 до 15 лет работы - складывающиеся
или уже сложившиеся симптомы "эмоционального
выгорания" такие, как "неудовлетворенность
собой", "эмоциональная и личностная
отстраненность" и "редукция профессиональных
обязанностей".
Проблемы специалистов со стажем
свыше 15 лет работы - "синдром эмоционального
выгорания", неадекватное изменение
ценностей (их приоритетов), норм и отношений
человека. Интересно, что потребность
в получении новой информации относительно
содержания учебных дисциплин, методологии,
технологии их преподавания увеличивается
соответственно профессиональному опыту.
Реализация этой способности возможна
только при наличии устойчивого психического
фона, неподверженности внутреннего мира
личности дезорганизирующему воздействию
сложной обстановки, сохранению его высокой
целесообразной психической активности,
т.е. при наличии всех тех качеств, совокупность
которых называют психологической устойчивостью
личности.
1.3. Тенденция
воспроизводства населения
Без человека, как ведущего
фактора производства и субъекта жизнедеятельности,
реформирование не происходит. Но этот
ведущий фактор производства определяет
свой жизненный цикл не непосредственно,
а опосредованно, в зависимости от того,
когда и сколько выделят ресурсов не для
него, а для развития экономики. Хотя основной
смысл экономических преобразований -
это улучшение условий жизни человека.
Но и само по себе воспроизводство
населения – это двуединый процесс. С
одной стороны, непрерывное воспроизводство
демографических отношений, их устойчивое
развитие достигается в процессе социального
развития. С другой стороны, функционирование
самой социальной системы происходит
на основе возобновления самих людей на
уровне семьи. Таким образом, в воспроизводстве
населения соединяются общественный и
личный уровни функционирования социальной
системы4.
Стремительное развертывание
политического и экономического кризиса
в стране повлекло за собой негативное
развитие демографической ситуации в
регионе. Экономические условия влияют
на демографические процессы как непосредственно
(снижение численности населения, увеличение
оттока населения в результате вынужденной
миграции), так и через человеческое поведение,
где регулятором выступают экономические
мотивы внутренней регуляции демографических
отношений.
Экономическая нестабильность
в значительной степени предопределила
демографическое поведение населения,
выразившееся в изменении отношения к
рождаемости (прокреативные отношения)
и смертности (витальные отношения). Каковы
мотивы поведения людей, от чего они зависят,
какие возможности есть для того, чтобы
регулировать их направленность, - это
достаточно сложные вопросы.
Регион необычайно специфичен
и по природно-климатическим, и по социально-демографическим
факторам. Поэтому и кризисные явления
имеют значительные региональные особенности.
В демографических отношениях это своеобразие
проявляется в типе воспроизводства населения.
В классической демографии выделяется
три типа воспроизводства населения: расширенное,
простое и суженное.
До недавнего времени из-за
положительного сальдо миграции проблем
с воспроизводством населения не существовало.
И только с изменением экономической ситуации
и отрицательной динамикой естественного
воспроизводства обозначилась необходимость
обратить внимание на тип воспроизводства.
Ситуация, сложившаяся в естественном
воспроизводстве, когда несколько лет
подряд фиксируются его отрицательные
значения, не может вызывать оптимизма.
В настоящее время показатели смертности
превышают коэффициенты рождаемости в
1,5 раза, и выше на 40-60%, чем в таких странах,
как Япония, Канада, США, в 2 раза выше, чем
в Китае. В трудоспособном возрасте произошло
удвоение показателя смертности.
Превышение смертности над
рождаемостью, в результате чего складывается
отрицательный прирост населения, наличие
скрытой и явной безработицы, снижение
доходов населения, развал системы здравоохранения,
ухудшение показателей здоровья населения
и снижение продолжительности жизни –
это только часть того, в чем выражается
демографический кризис. Отмечаемые негативные
изменения демографических процессов
в регионе влекут за собой постарение
населения, сокращение числа лиц трудоспособного
возраста, числа детей в возрастной структуре
и вслед за этим количества лиц призывного
возраста. Остается лишь надеяться на
преходящий характер такого состояния
в демографической ситуации.