Анализ показателей рабочей силы Свердловской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 09:37, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность в данной теме состоит в том, что непродуманная социальная и экономическая политика приводит к стихийным процессам на рынке труда. Для успешного регулирования конъюнктуры спроса и предложения на рынке труда требуется комплексная система регулирования занятости, осуществляющая в первую очередь маркетинговые функции. Несмотря на общность базовых положений маркетинга для всех отраслей и сфер экономики, характер их практического применения на рынке труда имеет существенные отличия. Это требует системного освещения проблемы маркетинга на рынке труда.

Оглавление

Введение 3
1 Проблемы занятости и переподготовки кадров 4
1.1 Рынок труда и проблемы занятости 4
1.2 Проблема переподготовки и повышения квалификации кадров 6
1.3. Тенденция воспроизводства населения 9
2 Проблемы рынка труда г. Екатеринбурга 12
2.1 Характеристика рынка труда г. Екатеринбурга 12
2.2 Проблемы рынка труда г. Екатеринбурга 21
3 Анализ показателей рабочей силы Свердловской области 28
3.1 Анализ кадровых потребностей Свердловской области к 2013 году
и оценка соответствия им образовательных услуг региона 30
3.2 Прогнозные оценки востребованности специалистов с высшим профессиональным образованием на рынке труда Свердловской области
к 2012-2014 г.г 32
Заключение 39
Литература

Файлы: 1 файл

курсовая рынок труда.docx

— 117.46 Кб (Скачать)

Возникло противоречие между потребностями рынка труда в рабочих и специалистах различных видов деятельности, востребованных экономикой области, и перепроизводством специалистов, в которых экономика региона уже удовлетворила спрос. Выпускники проявляют слабый интерес к техническим отраслям производства, в то же время именно специалисты этих отраслей наиболее востребованы на региональном рынке труда9.

Таблица 5- Прогноз численности занятых в экономике Свердловской области

Уровень профессионального образования рабочих мест

Прогнозная  востребованность работников к 2013 году (чел.)

Объемы подготовки в учреждениях проф. образования региона (чел.)

Прогнозная оценка спроса

Вероятное предложение

профессии начального профессионального образования

21020

12820

специальности среднего профессионального образования

13580

28125

специальности высшего профессионального образования

14581

42325


 

 

       Как видно из таблицы, объемы подготовки специалистов высшего и среднего уровня профессионального образования в два-три раза превышают прогнозные потребности обновления кадрово-квалификационной структуры экономики региона. Объем подготовки работников с начальным уровнем профессионального образования недостаточен.

3.2Прогнозные  оценки востребованности специалистов с высшим профессиональным образованием на рынке труда Свердловской области к 2012-2014 г.г

Механизмы по обеспечению прогнозирования подготовки, переподготовки  специалистов для областных организаций закреплены постановлением Правительства Свердловской области от 15.10.2009 г.   № 1409-ПП «О мероприятиях по обеспечению прогнозирования подготовки и переподготовки специалистов для организаций, расположенных на территории Свердловской области».

Постановлением Правительства Свердловской  области от 19.11.2009 г. № 1668-ПП определен Порядок определения объема и структуры приема обучающихся  и установления заданий (контрольных цифр) по приему обучающихся в государственные образовательные учреждения профессионального образования Свердловской области за счет средств областного бюджета. Регламент формирования государственного задания определен Постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 г. № 76-ПП «О порядке формирования государственного задания в отношении государственных учреждений Свердловской области и финансового обеспечения выполнения государственного задания» (с изменениями от 30.03.2011 г.), а так же Распоряжением Правительства Свердловской области от 18.03.2011 г. № 351-РП «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию государственного задания государственным учреждениям Свердловской области и контролю за его выполнением».  Координационным советом по модернизации профессионального образования организован и проводится мониторинг соответствия структуры подготовки  по программам профессионального образования  прогнозу  кадровых потребностей.

Источником для оценки существующих объемов подготовки в системе высшего профессионального образования Свердловской области в соответствии с перспективными потребностями (среднесрочным прогнозом востребованности) специалистов с ВПО в структуре рабочих мест экономики региона послужили данные опроса работодателей по проекту «Разработка механизма взаимодействия регионального рынка труда и системы профессионального образования», проведенного в сентябре 2006 – мае 2010 года. В рамках проекта был составлен «Прогноз численности занятых в экономике Свердловской области на 2012-2014 гг. в разрезе профессий и специальностей профессионального образования». В целом, результаты прогнозных оценок востребованности специалистов к 20010 году таковы:

Для оценки перспективных потребностей использовался показатель «Прогнозная востребованность работников», который строился на собственных оценках работодателей перспектив расширения существующих и создания новых рабочих мест. При его расчете также учитывалось выбытие работников в связи с выходом на пенсию. По некоторым отраслевым группам размеры текущей занятости были скорректированы с оценками аналогичного исследования 2010 года. Суммарные оценки перспектив занятости работодателями были взвешены (пропорционально) в соответствии с результатами «Прогноза (общей) численности занятых в экономике области на 2012 год», подготовленного министерством экономического развития, инвестиций и торговли Свердловской области. Взвешивание проводилась с целью более корректного воспроизведения структуры рабочих мест народнохозяйственного комплекса региона.

Корректировка объемов оценки ежегодной дополнительной потребности на 2012-2014 гг. проводилась в пределах (не превышает) ошибки репрезентативности исследования разработки среднесрочного прогноза до 2012года (табл.6).

 

 

 

Таблица 6-Оценка ежегодной дополнительной потребности на 2012-2014 гг.

Отраслевая группа специальности

Скорректированная оценка ежегодной дополнительной потребности 2012-2014 гг.

Выпуск 2014года

(всего)

Автоматика и управление

90

1262

Безопасность жизнедеятельности

120

145

Гуманитарные специальности

280

3097

Естественнонаучные специальности

110

1562

Здравоохранение

1400

1389

Информатика и вычислительная техника

350

1000

Культура и искусство

260

798

Межотраслевые специальности

600

2302

Образование

1850

2049

Право

350

3903

Промышленность машиностроительная

890

2231

Промышленность металлургическая

40

208

Промышленность пищевая

70

397

Промышленность приборостроительная

20

40

Промышленность химическая

100

390

Промышленность электронная

270

1252

 

Промышленность электротехническая

 

80

 

408

Разработка полезных ископаемых

250

574

Сельское хозяйство

280

809

Сервис

250

637

Социальные специальности

25

815

Строительство и архитектура

760

1642

Управление качеством

40

60

Экология и природопользование

30

61

Экономика и

управление

4900

8322

Эксплуатация транспорта

150

306

Энергетика

210

837


 

 

В целом, объемы подготовки специалистов с высшим профессиональном образовании почти в 3 раза превосходят прогнозные оценки перспективной потребности таковых специалистов в экономике области. В то же время, пожалуй, более корректно проводить сравнение по отраслевым группам для выпускников очной формы обучения.

Дело в том, что учащиеся по заочной и вечерней форме обучения, скорее всего, уже присутствуют на рынке труда в качестве работников, и возможно уже занимают рабочие места для специалистов с высшим образованием (хотя для некоторых специальностей такое невозможно, например, в здравоохранении).

Рассмотрим соотношение объемов подготовки по отраслевым группам к прогнозной численности востребованности специалистов. Индикатор рассчитан как для общего выпуска по отраслевым группам, так и для выпуска по очной форме обучения. В таблице приведены индикаторов в порядке убывания только для корректно рассчитанных (в пределах ошибки репрезентативности) групп специальностей. Этот индикатор показывает, во сколько раз больше, чем, вероятно, потребуется, выпускается специалистов по отраслевым группам(табл.7).

 

 

 

 

   Таблица 7Соотношение объемов подготовки по отраслевым группам

 

Отраслевая группа

Отношение общего выпуска к прогнозной востребованности

Отношение выпуска по очной форме обучения к прогнозной востребованности

1

Социальные специальности

32,6

10,1

Естественнонаучные специальности

14,2

6,1

Право

11,2

4,3

Гуманитарные специальности

11,1

4,3

2

Промышленность электронная

4,6

2,4

Энергетика

4,0

1,6

Промышленность химическая

3,9

1,3

Сельское хозяйство

2,9

1,3

Промышленность машиностроительная

2,5

1,2

Экология и природопользование

2,0

1,0

Культура и искусство

3,1

1,0

Сервис

2,5

0,8

Межотраслевые специальности

3,8

0,8

Строительство и архитектура

2,2

0,8

Эксплуатация транспорта

2,0

0,6

3

Здравоохранение

1,0

0,5

Разработка полезных ископаемых

2,3

0,5

Экономика и управление

1,7

0,4

Управление качеством

1,5

0,4

Безопасность жизнедеятельности

1,2

0,3

Образование

1,1

0,2


 

 

Лидерами «перепроизводства» выступают социальные, естественнонаучные, гуманитарные специальности и специальности права (1). В следующую группу (2) отнесены специальности, объемы подготовки по которым в 2-4 раза превосходят прогнозные оценки востребованности специалистов. К группам специальностей, выпуск по которым можно назвать более-менее оптимальным (3), относятся следующие отраслевые группы: Здравоохранение, Разработка полезных ископаемых, Экономика и управление, Управление качеством, Безопасность жизнедеятельности, Образование.

В то же время следует иметь ввиду, что данные о приеме в вузы за последние 4 года свидетельствуют о значительном росте выпуска специалистов в 2013, 2014, 2015 и 2016 гг. Соответственно, общие показатели выпуска и индикаторы отношения выпуска к прогнозной востребованности еще более возрастут. Проблема адаптации специалистов с ВПО к сложившейся структуре рабочих мест обострится (не говоря уже об эффективности использования бюджетных средств на избыточную подготовку кадров с высшим образованием).

 

Заключение

Формирование рыночного механизма хозяйствования неизбежно ведет и к необходимости формирования рыночной обоснованной системы распределения рабочей силы. В настоящее время российский рынок труда не сбалансирован, о чем свидетельствуют серьезный дисбаланс в первую очередь со стороны спроса. Кризис в экономике,  закрытие крупных промышленных предприятий ведут к безработице и одновременно к необходимости широкомасштабной переквалификации значительной части рабочей силы.

Считаем, что особенно трудно идут эти процессы из-за слабой мобильности рабочей силы – переезд из города в город остается крупной проблемой. С другой стороны, наблюдается увеличение доли занятости в тех отраслях, деловая активность в которых выросла в связи с рыночными преобразованиями. К таковым относится,  главным образом, сфера услуг - сфера торговли и общественного питания, материально-технического снабжения и торгового посредничества, а также кредитно-финансовая и страховая сфера.

В России идет формирование конкретных механизмов государственного регулирования рынка трудовых ресурсов. Определенные шаги здесь уже сделаны: принят Закон о занятости, создана государственная служба занятости, развертывается система переподготовки кадров, официально устанавливаются прожиточный минимум и минимальная заработная плата. Впрочем, пока два последних индикатора являются в России лишь условными показателями. Дело в том, что минимальная заработная плата установлена на столь низком уровне, что любая, даже откровенно грабительская ставка, легко укладывается в этот норматив.

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Федеральный Закон от 19.04.1991 г. №1032-1 О занятости населения в Российской Федерации (ред. от 30.11.2011 N 361-ФЗ)

  1. Постановление Правительства Свердловской области от 15 августа 2012 г. № 873-ПП «О разработке прогноза баланса трудовых ресурсов Свердловской области»

  1. Постановление Правительства Свердловской области от 15.10.2009            № 1409-ПП «О мероприятиях по обеспечению прогнозирования подготовки и переподготовки специалистов для организаций, расположенных на территории Свердловской области».

  1. Закон Свердловской области от 15.06.2011 г. №36-ОЗ «О программе социально-экономического развития Свердловской области на 2011-2015 гг.»

  1. Андреев А.В, Л.М.Борисова, Э.В. Плучевская,  «Основы региональной экономики», Москва, 2012г.

  1. Быкова Е.А.Теоретические вопросы изучения рабочей силы // Креативная экономика. — 2011. — № 3 (51). — c. 116-120.

  1. В. П. Васильев «Государственное регулирование экономики», Москва, Дело и сервис, 2010г.,176 с.

  1. Волонина Н.А.Безработица молодежи // Экономика, предпринимательство и право. — 2012. — № 1 (12). — c. 9-14.

  1. Доклад Руководителя Федеральной службы по труду и занятости В.Ю. Герций об осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения в 2011 г. М.2012// rostrud.ru

  1. Елисеева Е.И. Социальная статистика: Учебник / Под ред.И.И Елисеевой. – М.: Финансы и статистика,2007. – 480с. 

  1.  Ефимова Е.А.Содействие занятости населения в регионах РФ // Российское предпринимательство. — 2010. — № 9 Вып. 2 (167). — c. 15-20.

  1. Кокин Ю.П.Экономика труда Учебник / Под ред.Ю.П.Кокина. – М.: Магистр,2010. – 675 с. 

  1.  Макурин А.В. Основные проблемы рынка труда Свердловской области и пути их решения

  1. Плохова Н.В. Тенденции Российского рынка труда / Российское предпринимательство. — 2011. — № 11 Вып. 1 (195). — c. 42-46.

Информация о работе Анализ показателей рабочей силы Свердловской области