Анализ показателей рабочей силы Свердловской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 09:37, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность в данной теме состоит в том, что непродуманная социальная и экономическая политика приводит к стихийным процессам на рынке труда. Для успешного регулирования конъюнктуры спроса и предложения на рынке труда требуется комплексная система регулирования занятости, осуществляющая в первую очередь маркетинговые функции. Несмотря на общность базовых положений маркетинга для всех отраслей и сфер экономики, характер их практического применения на рынке труда имеет существенные отличия. Это требует системного освещения проблемы маркетинга на рынке труда.

Оглавление

Введение 3
1 Проблемы занятости и переподготовки кадров 4
1.1 Рынок труда и проблемы занятости 4
1.2 Проблема переподготовки и повышения квалификации кадров 6
1.3. Тенденция воспроизводства населения 9
2 Проблемы рынка труда г. Екатеринбурга 12
2.1 Характеристика рынка труда г. Екатеринбурга 12
2.2 Проблемы рынка труда г. Екатеринбурга 21
3 Анализ показателей рабочей силы Свердловской области 28
3.1 Анализ кадровых потребностей Свердловской области к 2013 году
и оценка соответствия им образовательных услуг региона 30
3.2 Прогнозные оценки востребованности специалистов с высшим профессиональным образованием на рынке труда Свердловской области
к 2012-2014 г.г 32
Заключение 39
Литература

Файлы: 1 файл

курсовая рынок труда.docx

— 117.46 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Проблемы рынка труда  г. Екатеринбурга

2.1 Характеристика  рынка труда г. Екатеринбурга

Органы службы занятости г. Екатеринбурга в соответствии с законодательством о занятости осуществляют следующие основные полномочия в области содействия занятости населения, переданные органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

1) осуществление контроля за:

- обеспечением государственных  гарантий в области занятости  населения;

- приемом на работу  инвалидов в пределах установленной  квоты;

- регистрацией инвалидов  в качестве безработных;

2) регистрация граждан  в целях содействия в поиске  подходящей работы, а также регистрация  безработных граждан;

3) оказание в соответствии  с законодательством о занятости  населения следующих государственных  услуг:

- содействие гражданам  в поиске подходящей работы, а  работодателям - в подборе необходимых  работников;

- информирование о положении  на рынке труда в субъекте  Российской Федерации;

- организация ярмарок  вакансий и учебных рабочих  мест;

- организация профессиональной  ориентации граждан в целях  выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального  обучения;

- психологическая поддержка, профессиональная подготовка, переподготовка  и повышение квалификации безработных  граждан;

- осуществление социальных  выплат гражданам, признанным в  установленном порядке безработными;

- организация проведения  оплачиваемых общественных работ;

- организация временного  трудоустройства несовершеннолетних  граждан в возрасте от 14 до 18 лет  в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих  трудности в поиске работы, безработных  граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;

- социальная адаптация  безработных граждан на рынке  труда;

- содействие самозанятости безработных граждан;

- содействие гражданам  в переселении для работы в  сельской местности;

- выдача работодателям  заключений о привлечении и  об использовании иностранных работников в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации;

Государственная служба занятости г. Екатеринбурга включает Управление государственной службы занятости населения г. Екатеринбурга и 33 государственных учреждений центров занятости населения.

Ситуация на региональном рынке труда за последние годы складывается под воздействием тенденций, происходящих в экономике области. В большинстве муниципальных образований создаются новые рабочие места, приходят новые инвесторы. Однако на рынок труда влияние оказывают и процессы банкротства, реорганизации и реструктуризации организаций. Эти процессы часто приводят к сокращению рабочих мест.5

В 2011 году в центры занятости населения городов и районов области от предприятий и организаций поступило 682 сведения о высвобождении 8,0 тыс. человек. На 46 предприятиях высвобождения носили массовый характер.

В целях снижения напряженности на рынке труда в период, предшествующий высвобождению, центрами занятости около 3,0 тыс. человек были оказаны  консультации, проведен комплекс мер предупредительного характера. В итоге в целях поиска подходящей работы в службе занятости было зарегистрировано около 4,8 тыс. человек, уволенных в связи ликвидацией организаций (сокращением численности).

В целом по области ежегодно в органы службы занятости по различным вопросам обращаются около 200 тыс. человек. В течение года потребность в кадрах (по заявкам работодателей) составляет более 80,0 тысяч человек.

В 2010-2012 гг. служба занятости действовала в разных направлениях. Проанализируем основные показатели за 2010-2012 год. (табл.1)6

Таблица 1 – основные показатели безработицы

Показатели

2010

2011

2012

Изменение

2011/10

%

Изменение

2012/11

%

Изменение

2012/10

Численность безработных

52445

52335

38361

99,8

(-0,2%)

73,3

(-26,7%)

73,1

(-26,9%

количество граждан, обратившихся в поиске работы

220955

215954

182621

97,7

(-2,3%)

84,6

(-15,4%)

82,6

(-17,4%

трудоустроено

120328

124771

115209

103,7

(+3,7%)

92,3

(-7,7%)

95,7

(-4,3%)

уровень регистрируемой безработицы

3,83

2,2

1,62

     

коэффициент напряженности

4,3

2,2

1,5

     

 

 

В 2012 году отмечены положительные тенденции на региональном рынке труда по сравнению с 2011 годом и 2010 годом.. Численность безработных снизилась с 52445 чел. до 38361 чел., уровень регистрируемой безработицы снизился с 3,83 % на 1 января 2010 года до 1,62% на 1 января 2013 года,коэффициент напряженности с  4,3 до 1,5 незанятых граждан на 1 вакансию.

 

 

В январе 2012 года количество граждан, обратившихся в центры занятости в поиске подходящей работы, составило 182621 чел., что на 15,4% меньше, чем в аналогичном периоде 2011 года и на 17,4% 2010г.

За отчетный период 2012 года трудоустроено 115209 чел., или 58,5% от количества граждан, обратившихся в поиске подходящей работы (в январе2011 года – 124771 чел., или 73%).

Уровень регистрируемой безработицы на 1 января 2012 года составил 3,1,62% (на 1 января 2011 года – 2,2 %, на 1 января 2010- 3,83%).,рис 1.

 

Рисунок 1. Уровень регистрируемой безработицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

В составе безработных граждан на 1 января 2012 года доля граждан, имеющих среднее (полное) общее образование, составила – 21,3%, начальное профессиональное образование – 26,0%, среднее профессиональное –                   20,2%, высшее профессиональное – 15,8%.(рис 2.)

 

 

        Рисунок 2. Распределение безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения по состоянию на 1 января 2012 года, по образованию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По состоянию (рис 3.) на 1 января 2012 года доля безработных граждан предпенсионного возраста (за 2 года до наступления пенсионного возраста), в общей численности безработных составила 8,4% от численности зарегистрированных безработных, граждане в возрасте 16-17 лет – 0,4%,                         в возрасте 18-24 года – 13,0%, 25-29 лет – 12,3%, других возрастов – 65,9%.

 

 

          Рисунок 3. Распределение безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения по состоянию на 1 декабря 2012 года, по возрасту

Проведем анализ по составу безработных в период за 2011 – 2012г.г.

Структура предоставлена на рис.4 и 5.

 

Рис. 4 - Состав безработных в 2011 г.

 

          Рис.5 - Состав безработных в 2012г.

 

Анализ состава безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости на 1 января 2013 года, показал, что в общей численности безработных граждан увеличилась с 58,5% на 1 января 2011 года до 73,0% на 1 января 2012 года.  Доля молодежи в возрасте от 16 до 29 лет в общей численности безработных снизилась с 30,3% (на 1 января 2011 года) до 28,0% (на 1 января 2012 года). Самая многочисленная группа среди безработных – это граждане от 30 лет до предпенсионного возраста (за два года до наступления пенсионного возраста), их доля в общей численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения, на 1 января 2011года составила 64,0% (на 1 января 2012 года – 62,4%), граждане предпенсионного возраста – 5,7%  (на 1 января 2012 года – 9,6%).

Мониторинг качества предоставления государственных услуг в сфере занятости населения  проводился по показателям, указанным в таблице 2.  В соответствии с Планом проведены следующие мероприятия:

  1. единовременный опрос (анкетирование) получателей государственных услуг в сфере занятости населения с целью выявления степени их удовлетворенности полнотой и качеством предоставления государственных услуг по следующим направлениям:
  • содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
  • психологическая поддержка безработных граждан;
  • социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;
  • организация профессиональной ориентации безработных граждан;
  • организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;     
  • организация проведения оплачиваемых общественных услуг.

   Таблица 2  Выполнение показателей качества оказываемых услуг в сфере занятости7

Показатели

2010

2011

Изменение, %

2012

Изменение к 2010 г., %

Информирование о положении на рынке труда

Х

308542

Х

296538

Х

Организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест

617

636

103,1

Х

Х

Организация проведения оплачиваемых общественных работ

32225

21338

66,2

16040

49,8

Организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы

2003

2385

119,0

1670

83,3

Содействие самозанятости

3928

3054

77,7

1462

37,2

Профессиональная ориентация

113712

125790

110,6

102627

90,2

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан

18969

14484

76,3

8122

42,8


 

Из данной таблицы можно сделать вывод, что по сравнению с 2009 годом наблюдается снижение всех исследуемых показателей:

-   организация проведения оплачиваемых общественных работ снизилась на 50,2%;

- организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы снизилась на 16,7%;

-     содействие самозанятости  снизилось на 62,8%;

-     профессиональная ориентация снизилась на 9,8%;

- профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных снизилась на 58,2%.

 

 

 

 

2.2 Проблемы рынка  труда г. Екатеринбурга

Структурная перестройка экономики, рост инвестиций и повышение потребительского спроса обусловили  повышение спроса на труд. Переход к новым трудосберегающим технологиям в производстве обуславливает изменение профессионально-квалификационной структуры спроса на рабочую силу.

В связи с этим, на наш взгляд:

1) Одной из наиболее  острых проблем рынка труда  региона стал структурный дисбаланс  спроса и предложения рабочей  силы, нехватка квалифицированной  рабочей силы.

Из общего числа заявленных в службу занятости вакансий 81 % приходится на вакансии для рабочих, в основном массовых профессий.

Таблица 3 - Зарегистрированные безработные, имеющие рабочие профессии

Специальности безработных

2010, %

2011, %

2012, %

рабочие профессии

54,6

55,8

58,9

специальности ИТР и служащих

41,5

40,2

38,1

Не имеющие проф. подготовки

3,9

4,0

3,0


       

           Устранение дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы требует новых подходов в деятельности учебных заведений области, службы занятости, их ориентации на реальное положение в сфере занятости и прогнозные характеристики

рынка труда.

Считаем, что необходимо скоординировать количественные и качественные характеристики выпускников профессиональных учебных заведений с потребностями рынка труда. Сейчас структура профессионального образования смещена в пользу высшей школы.

Начальное и среднее профобразование  в полной мере  пока что не отвечает  потребностям рынка труда. Одним из приоритетных направлений   взаимодействия органов исполнительной власти  всех уровней с работодателями  в целях развития кадрового потенциала являются:

Информация о работе Анализ показателей рабочей силы Свердловской области