Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 16:33, доклад
Международная трудовая миграция - это перемещение трудоспособного населения между государствами под влиянием сугубо экономических причин, но в отличие от переселенческой миграции, она предполагает сохранение постоянной связи мигранта со своей родиной.
Мировой рынок рабочей силы
Миграция рабочей силы • это перемещение трудоспособного населения, вызванное причинами экономического характера. В зависимости от того, пересекаются ли при этом границы страны, различают миграцию внутреннюю и внешнюю. Внутренняя миграция приводит к перемещению трудовых ресурсов между регионами страны или между городом и селом, но численность населения страны при этом не меняется. Внешняя миграция влияет на численность населения страны, увеличивая ее на количество людей, которые переселились в данную страну (иммигранты), и уменьшая на количество людей, которые выехали за пределы данной страны (эмигранты}.
Исторически первоначально преобладала переселенческая миграция населения, т.е. такая миграция, в результате которой сформировалась значительная часть населения США, Канады, Австралии и некоторых других стран. Она предполагала перемещение мигрантов через границы государств и перемену места жительства навсегда.
Международная трудовая миграция - это перемещение трудоспособного населения между государствами под влиянием сугубо экономических причин, но в отличие от переселенческой миграции, она предполагает сохранение постоянной связи мигранта со своей родиной.
На практике отделить эти виды миграции друг от друга достаточно сложно. Определение термина "трудящийся мигрант" содержится в конвенциях Международной организации труда № 97 и № 143 и гласит, что "трудящийся-мигрант" это лицо, которое мигрирует или мигрировало из одной страны в другую с целью получить работу; данное определение включает в себя также любое лицо, законно въехавшее в страну в качестве трудящегося-мигранта. Однако оно не включает в себя пограничных и сезонных рабочих, лиц свободных профессий и некоторые другие категории. В силу такой противоречивости статистические показатели, характеризующие миграцию рабочей силы, несколько приуменьшены и не дают полного представления о масштабах этого явления в мировом хозяйстве. Но имеющаяся статистика показывает, насколько важную роль играют мигранты как в экономике тех стран, куда они приезжают (страны-реципиенты), так и в экономике своих родных стран, которые они покидают (страны-доноры).
Основной причиной миграции рабочей силы являются поиски работы. Это могут быть поиски любой работы, чтобы только "не умереть с голода". Такая причина наиболее характерна для миграции малоквалифицированной рабочей силы из стран с низким уровнем экономического развития и высоким уровнем безработицы. Она имеет место в основном из азиатских и африканских стран в США и Канаду, из Южной и Восточной Европы в более развитые страны Западной Европы.
Но, наряду с этим, существует миграция в поисках более высокой заработной платы, более комфортабельных условий труда и жизни. Эти обстоятельства также связаны с неравномерным экономическим развитием стран. Такой вид миграции тесно связан, прежде всего, с миграцией квалифицированных специалистов, ученых.
Рассматривая мировое хозяйство в целом можно выделить следующие основные потоки трудовой миграции:
Государственное регулирование трудовой миграции
Первоначально международная трудовая миграция имела стихийный характер. Но затем принимающие страны попытались ввести ее в организованные рамки. Так, уже в конце 19 - начале 20 вв. в Германии, Франции, Швейцарии широко был распространен временный найм иностранных рабочих на определенный срок, предусматривающий их обязательную депортацию, т.е. их выезд обратно на родину.
В Соединенных Штатах Америки с конца 19 в. был введен контроль за миграцией.
В настоящее время практически все страны мира активно воздействуют на процессы . экспорта и импорта рабочей силы.
Регулирование импорта рабочей силы преследует две цели:
1.
Защита национального
рынка труда от стихийного
потока трудящихся-мигрантов,
т.к. он обостряет проблему
занятости.
2. Обеспечение рационального использования иностранных работников, т.е. применение их труда именно в тех областях, которые не могут быть обеспечены за счет внутренних трудовых ресурсов.
В настоящее время в странах-импортерах рабочей силы сложилась система мер государственного регулирования иммиграции, которая включает в себя законодательство о юридическом, политическом и профессиональном статусе иммигрантов, национальные службы иммиграции, а также межгосударственные соглашения по вопросам миграции.
На международном уровне деятельность национальных иммиграционных служб координируется службой СОПЕМИ (Система постоянного наблюдения за миграцией), созданного странами членами ОЭСР. (Организация экономического сотрудничества и развития)
В межправительственных соглашениях о найме иностранной рабочей силы оговариваются условия пребывания мигрантов в принимающей стране, соблюдение которых призвано защитить интересы мигрантов. Так, в межправительственных соглашениях о найме иностранной рабочей силы, заключаемых между ФРГ и странами экспортерами, есть положение о том, что наем и оплата иностранных рабочих осуществляется работодателями на основании тех же пунктов тарифных договоров, что и для немецких рабочих.
Иммиграционные службы стран контролируют, прежде всего въезд иммигрантов в страну. Они выдают разрешения на въезд в соответствии с заявками предпринимателей о необходимых им работниках, причем подобное разрешение выдается на определенный срок.
Первым этапом регулирования миграционных процессов можно считать организацию вербовки иностранных рабочих, которая осуществляется на основе межправительственных соглашений.
Международные соглашения могут быть двусторонними и многосторонними. В этих соглашениях устанавливаются определенные количественные лимиты (квоты) на въезд граждан в ту или иную страну. Многосторонние соглашения имеют место между странами ЕС. Особое значение здесь приобретает регулирование иммиграции из третьих стран (т.е. из стран, не входящих в ЕС).
Эти соглашения, как правило, реализуются через национальные ведомства, занимающиеся вопросами труда (например, в Швейцарии - Федеральное ведомство промышленности, ремесел и труда; в Финляндии - Министерство труда; в Китае - Государственное управление по делам иностранных специалистов и т.п.).
Процедура
реализации соглашений об иммиграции
заключается в следующем. Сторона,
направляющая работников за рубеж, производит
предварительный отбор
В основном "ограничения принимающих стран не распространяются на следующие категории работников:
Предпочтение отдается именно этим группам иммигрантов, т.к. на внутреннем рынке труда многих принимающих стран ощущается их острая нехватка.
Следует
отметить, что государственный
аппарат вербовки иностранных
рабочих не всегда может
справиться с вербовкой
работников в необходимом
объеме. В этой связи
во многих странах существует
институт частных посредников,
т.е. фирм или частных
лиц, которые, получив
от государственных
органов лицензию на
данный вид деятельности,
занимаются подбором
кадров
для работы за рубежом. Однако государство должно контролировать деятельность подобных фирм, отсутствие такого контроля зачастую приводит к росту нелегальной иммиграции.
В
последние годы многие страны, например,
Австрия, Швеция, Финляндия пытаются
ужесточить контроль за въездом в
них иностранных работников. Так
Швеция намерена требовать от иммигранта
не только предъявление уже подписанного
контракта на работу, но и знание
шведского или английского
Количество
нелегальных иммигрантов
В ряде западноевропейских стран принимались программы, направленные на стимулирование^рет^риащ^
Так, например, во Франции и в Германии вводились материальные выплаты в случае добровольного увольнения иностранных рабочих, а также их возвращения на родину. В 1982 г. в ФРГ были введены выплаты турецким и португальским рабочим, которые выплачивались лишь через полгода после их возвращения на родину. Однако эти меры не привели к существенному снижению численности иностранцев.
Аналогичные меры пыталось принять правительство Нидерландов. Был разработан проект закона о материальной помощи репатриантам и об ограничении сроков пребывания иностранных рабочих в стране. Однако эти предложения официальных кругов вызвали негативную реакцию со стороны предпринимателей, т.к. в случае принятия подобного закона они лишались дешевых, нетребовательных работников. Предприниматели заявили, что введут премию за то, чтобы иностранцы оставались в стране.
Кроме программ, стимулирующих репатриацию путем выплаты определенных денежных сумм, страны-импортеры рабочей силы разрабатывали различные меры, направленные на облегчение интеграции возвращающихся рабочих в экономику их родных стран. Франция в числе первых среди стран Западной Европы в декабре 1975 г. ввела систему профподготовки для иммигрантов из Алжира, Туниса, Марокко, Португалии, Мали, Югославии, Турции, Испании. ФРГ в начале 70-х годов объявила аналогичную программу профессиональной подготовки иностранцев из Турции, Югославии, Греции. Однако число иностранцев, прошедших обучение в рамках, этой программы было весьма незначительно и не дало ощутимых результатов по стимулированию репатриации.
Одним из средств, направленных на ограничение численности иностранных рабочих, является установленная в некоторых европейских странах плата за наем иностранных рабочих, которая постепенно повышается. Однако, несмотря на этот налог, предпринимателям во многих случаях выгодно использовать иностранную рабочую силу, особенно нелегальную, как менее защищенную и более управляемую.
Наряду
с "мягкими" методами
регулирования нелегальной
иммиграции (выплата
премий за возвращение
на родину и т.п.),
правительства стран-
В
целом можно сказать, что процесс
репатриации иностранных
Наряду
с государственным
регулированием иммиграции,
существует и государственное