Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 13:10, реферат
В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления. через выборные и другие органы местного самоуправления (статья 130). При определении понятия местного самоуправления в Федеральном законе № 131 – ФЗ акцент делается на деятельности населения и (или) органов местного самоуправления, решающих вопросы местного значения. Отсюда следует два вывода.
Согласно части
3 статьи 34 наименования трех обязательных
органов устанавливаются
Существующие
ограничения в структуре
Дополнительным
механизмом реализации организационной
обособленности органов местного самоуправления
от системы органов
Основные модели структуры органов местного самоуправления, предлагаемые федеральным законодателем, представляю в рисунках 1 – 5. Различие в моделях связано:
во-первых, с
разделением муниципальных
во вторых, с
установлением различного порядка формирования
и статуса органов и должностных лиц, т.е.
с различным распределением их полномочий
внутри муниципального образования.
На рисунке 1 показана модель структуры, предусмотренная частью 3 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ для сельских поселений. Модель отличается тем, что лицо, имеющее статус главы поселения, возглавляет одновременно представительный и исполнительный органы поселения, исполняя полномочия:
· главы муниципального образования
· руководителя представительного органа
· главы местной
администрации (исполнительно-
Достоинство модели
состоит в экономии бюджетных
средств на заработной плате двух
должностных лиц местного самоуправления,
в сглаживании возможных
Модель реализуется
следующим образом: жители поселения
в муниципальных выборах
а) либо всеми жителями поселения на муниципальных выборах;
б) либо депутатами из своего состава.
Замечу, что не все сельские поселения обязаны иметь такую структуру органов. Но если жители и (или) представительный орган поселения посчитают её приемлемой для своего поселения, в уставе сельского поселения должны появиться нормы, регулирующие описанную модель, а значит, предусматривающие тройное совмещение полномочий одним должностным лицом.
Такая модель организации муниципальной власти, очевидно предпочтительна для небольших поселений. Для крупных сельских поселений может быть выбрана другая из основных моделей, за исключением пятой.
На рисунке 2
изображена модель структуры органов
местного самоуправления, названная
традиционной, т.к она была достаточно
распространенной до недавнего времени.
Её суть состоит в том, что жители избирают
на муниципальных выборах представительный
орган поселения (или муниципального образования
другого типа) и главу поселения. Лицо
получившее полномочия главы поселения,
становится и главой местной администрации,
совмещая, таким образом, статус высшего
должностного лица (политическая должность)
и статус руководителя исполнительно-
Изображенная
на рисунке 3 модель структуры органов
не запрещалась прежним
Согласно части
5 статьи 37 ФЗ № 131. в муниципальных
образованиях любого типа число членов
конкурсной комиссии и порядок проведения
конкурса устанавливает представительный
орган местного самоуправления. При
этом в поселении все члены
конкурсной комиссии назначаются представительным
органом местного самоуправления этого
поселения, а в муниципальных районах
и городских округах при формировании
конкурсной комиссии участвуют органы
государственной власти субъектов РФ.
Изображенная на рисунке 4 модель структуры органов является новшеством Федерального закона № 131-ФЗ. Представительный орган, как обычно, избирается жителями на муниципальных выборах, но статус главы муниципального образования получает избранный из состава депутатов председатель этого органа. Все что связано с исполнительной властью в системе муниципльного управления, не отличается от предыдущего варианта, т.е. главой местной администрации является профессиональный управляющий – менеджер, нанятый по контракту, который заключается по результатам конкурса.
Представленная на рисунке 5 модель структуры органов местного самоуправления предлагается Федеральным законом № 131 – ФЗ только для муниципальных районов. Для того чтобы она была принята и зафиксирована в уставе муниципального района, её должны поддержать представительные органы двух третей поселений, входящих в состав муниципального района в течение одного года со дня выдвижения соответствующей инициативы.
Для реализации
этой модели представительный орган
района не избирается непосредственно
жителями района на муниципальных выборах,
а формируется путем
Анализ представленный на рисунках 1 – 5 моделей структуры органов местного самоуправления позволяет сделать следующие выводы.
1. Формирование представительного органа традиционным способом путем избрания всеми жителями может осуществляться в муниципальном образовании любого типа. Но для муниципальных районов допустим теперь и иной способ – путем делегирования представителей поселений, входящих в состав муниципального района (глав и депутатов представительного органа указанных поселений) (рисунок 5).
2. избрание высшего должностного лица – главы муниципального образования для муниципального образования любого типа – возможно двумя способами:
1) населением на муниципальных выборах;
2) представительным органом местного самоуправления из своего состава.
В первом случае глава муниципального образования может наделяться полномочиями:
а) главы местной администрации, а значит возглавлять исполнительный орган и заниматься конкретными проблемами муниципального хозяйства;
б) председателя представительного органа местного самоуправления, т.е. возглавлять орган, решающий в основном политические задачи.
Если избранный населением глава муниципального образования получит полномочия главы местной администрации, это автоматически приведет к тому, что председателем представительного органа будет избираться один из депутатов (вариант на рисунке 2).
Если же избранный
населением глава муниципального образования
получит полномочия председателя представительного
органа местного самоуправления, то назначение
главы администрации должно происходить
по контракту с участием конкурсной
комиссии – вариант «Сити –
менеджера» (вариант на рисунке 3). Хочу
заметить, что наличие профессионального
управленца («Сити-менеджера»), назначаемого
по контракту на должность главы
местной администрации, и раннее
не запрещалось Федеральным
При втором способе избрания главы муниципального образования из состава депутатов, когда жители избирают на муниципальных выборах только представительный орган местного самоуправления, Федеральный закон № 131-ФЗ допускает только один вариант полномочий, функций и статуса такого лица – возглавлять представительный орган. А это, в свою очередь, приводит к назначению главы администрации по контракту (рисунок 4). Однако такое ограничение не распространяется на сельские поселения.
Та же конкурсная
процедура назначения главы местной
администрации – менеджера
3. Глава местной администрации по федеральному закону №1 31 –ФЗ может приобретать свои полномочия двумя способами:
1. получив предварительно полномочия главы муниципального образования путем избрания всем населением на муниципальных выборах. В этом случае глава местной администрации будет одновременно иметь статус высшего должностного лица муниципального образований;
2. назначение по контракту, который заключается по результатам конкурса. В этом случае статус высшего должностного лица – главы муниципального образования получит лицо, избранное представительным органом из своего состава и являющееся его председателем.
Контрольный
орган муниципального
образования (контрольно-
В принципе, контроль за исполнением органами и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения находится в исключительной компетенции представительного органа (часть 10 статьи 35 ФЗ № 131). Кроме такого общего контрольного полномочия федеральный законодатель предлагает теперь создать специальный орган с целью контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, включая контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом., находящимся в муниципальной собственности (статья 38 ФЗ № 131).
Федеральным законом № 131 – ФЗ предлагается два способа формирования контрольного органа:
1. на муниципальных выборах;
2. представительным органом муниципального образования.
Один из этих способов должен быть выбран и конечно, зафиксирован в уставе муниципального образования. Органы и должностные лица местного самоуправления обязаны представлять в контрольный орган муниципального образования по его требованию необходимую информацию и документы по вопросам, относящимся их компетенции.
В муниципальной
практике пока ещё не ушли однообразия
организационной структуры